Зонд для ультразвукового контроля стенок трубопровода

 

1. ЗОНД ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ СТЕНОК ТРУБОПРОВОДА, состоящий из проницаемого для ультразвука полого колеса с заключенной .внутри него звукопередающей средой и датчиками для передачи и приема ультразвукового излучения, отличающийся тем, что, с целью повьшения точности измерения путем поддержания адекватного акустического соединения зонда с трубой, по-; лое колесо состоит из снабженного эластичной звукопроводящей шиной жест1 ого обода с торцовыми элементами и смонтировано на каретке, выполненной с возможностью линейного и углового перемещений в вертикальной плоскости, при этом с торцовых сторон полого колеса соосно с ним и с зазором относительно ступиц его оси размещены направляющие колеса, подвижно установленные на общем валу , закрепленном на каретке, параллельно оси полого колеса. 2.Зонд по п. 1, о т л и ч -а ющ ии с я тем, что, с целью предотвращения разрушения звукопроводящей шины, полое колесо заключено в заш 1тный экран, выполненный с углублениями по периферии, а на каретке СО установлен кулачковый механизм, следящий элемент которого контактирует с углублениями на экране. 3.Зонд по п. 1, о т л и ч а ющ и и с я тем, что полое колесо снабжено профилированным звукопроводящим блоком, установленным между со ел датчиками для передачи и приема ультразвукового излучения и ободом посо лого колеса. ю СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) F 17 D 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К IlATEHTY (21) 2660348!25-08 (22 ) 22.08.78 (31) 35354/77 (32 ) 23.08.77 (33 ) GB (46 ) 30.11.85. Бюл. N 44 (71) Бритиш Гаэ Корпорейшн (GB) (72) Реджинальд Брайан Балл, Колин Даффилл и Рональд Артур

Усмар (СВ) (53) 621.646,95 (088.8) (56) Патент США В 4055990, кл. 73-623, опублик. 1977. (54)(57)1. ЗОНД ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОГО

КОНТРОЛЯ СТЕНОК ТРУБОПРОВОДА, состоящий из проницаемого.для ультразвука полого колеса с заключенной .внутри него звукопередающей средой и датчиками для передачи и приема ультразвукового излучения, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности йзмерения путем поддержания адекватного акустического соединения зонда с трубой, полое колесо состоит из снабженного эластичной эвукопроводящей шиной

„„SU „„» 95925 А жестКого обода с торцовыми элементами и смонтировано на каретке, выполненной с возможностью линейного и углового перемещений в вертикальной плоскости, при этом с торцовых сторон полого колеса соосно с ним и с зазором относительно ступиц его оси размещены направляющие колеса, подвижно установленные на общем валу, закрепленном на каретке, параллельно оси полого колеса.

2. Зонд по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью предотвращения разрушения звукопроводящей шины, полое колесо заключено в защитный экран, выполненный с углублениями по периферии, а на каретке установлен кулачковый механизм, следящий элемент которого контактирует с углублениями на экране.

3. Зонд по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что полое колесо снабжено профилированным звукопроводящим блоком, установленным между датчиками для передачи и приема ульт развукового излучения и ободом полого колеса.

1195925 2

Изобретение относится к устройствам для нераэрушаемого контроля стенок труб, например для измерения толщины, выявления трещин и других дефектов в стенке труб.

Целью изобретения является повышение точности измерения путем поддержания адекватного акустического соединения зонда со стеной трубы.

На фиг. 1 представлен зонд для ультразвукового контроля стенок трубопровода в рабочем положении, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг.2;15 на фиг . 4 — сечение Б-Б на фиг. 3.

Зонд состоит из смонтированного на каретке 1 полого колеса 2, содержащего проницаемый для ультразвука жесткий обод 3 с торцовыми элемента- 20 ми 4, установленными на подшипниках

5, размещенных на оси 6.

По периферии жесткий обод снабжен эластичной звукопроводящей шиной 7 и заключен в эащцтный экран 8, свободно вращающийся иа подшипниках 9, закрепленных в полом колесе 2 посредством цдастин 10. Защитный экран8 выполнен с тремя окнами ll, через которые полое колесо 2 контактирует 30 со стенкой исследуемой трубы 12. Края каждого окна ll имеют форму, обеспечивающую при отсутствии на внутренней стенке трубы 12 какифе1ибо не.ровностей, например сварочных швов, З5 контакт трубы только с шиной 7 (через нижнее окно ll), исключая касание с трубой экрана 8.

Для сохранения указанного взаимного положения одного иэ окон 11 и 40 стенок трубы 12 экран 8 по краям имеет ряд углублений 13, в которых размещены следящие элементы кулачкового механизма 14, а также зубцы (юули выточки.) 15. 45

В полости колеса 2 находится звукопроводящая среда, например смесь глицерина с водой, которая содержит частицы углерода, например графита или дисульфида молибдена .Размер час- 50 тиц выбирают таким образом, чтобы не ослаблять звук частоты, создаваемой датчиками 16, и в то же время ослаблять принимаемые ими звуки нежелательных частот. 55

Датчики 16 ультразвука установлены на нейлоновом блоке 17, прижатом к внутренней поверхности обода 3 посредством пружины 18, укрепленной между верхним кронштейном 19 и пальцем 20 в центральном блоке 21, через которые свободно проходят стержни

22, оединенные с нижним кронштейном

23, несущим нейлоновый блок 17 возможностью линейного перемещения в плоскости поперечного сечения трубы

12. Форма блока 17 соответствует внутренней поверхностью обода 3 с целью гарантированного вхождения ультразвука от датчиков 16 в стенку трубы

12 под определенным углом и проникновения эвукопроводящей среды во все зазоры между датчиками 16 и блоком

)7, а также между блоком 17 и ободом 3.

Электрические выводы (не показаны) от датчиков 16 проходят по сверлению (не показано) в оси 6 и через уплотнения 24, предотвращающие утечку звукопроводящей среды из полости колеса 2.

Каретка 1 полого колеса 2 состоит из жестко соединенных со ступицей 25 оси 6 боковых пластин 26, связанных между собой поперечной балкой

27, на которой перпендикулярно оси

6 закреплена ось 28, на подшипниках

29 которой размещен поворотный блок, в продольных подшипниках 30 которого установлены подвижные валы 31, несущие поддерживающий элемент 32, жестко прикрепляемый к транспортно- . му средству (не показано) при транспортировке зонда по трубопроводу.

Между подцерживающим элементом

32 и поворотным блоком установлены охватывающие валы 31 пружины ЗЗ, обеспечивающие через поворотный блок, поперечную балку 27, боковые пластины 26, ступицы 25 и ocr 6 при- жатие полого колеса 2.к стенке тру- . бы 12.

На боковых пластинах 26 каретки

1 в:подшипниках 34 установлены концы оси 35, на которой закреплены поворотные плечи 36 металлических направляющих колес 37, наружный диаметр которых меньше диаметра полого колеса 2, а внутренний диаметр больше наружного диаметра ступиц 25 оси

6, что обеспечивает направляющим колесам 37 возможность воэвратнопоступательного перемещения в плоскости, перпендикулярной оси 6.

1195925

11 2 7 12

Фиг. 1

Вращение обода направляющих колес 37 осуществляется в подшипниках

38, установленных в пластинах 39, прикрепленных к поворотным плечам

36, упруго соединенным посредством пружи* 40 с торцовыми пластинами 2б.

Для исследования трубопровода зонд в собранном виде вводится в трубу 12 и устанавливается симметрично относительно ее продольной и поперечной оси. Это достигается поворотом каретки вокруг оси 28.

В таком положении звукопроводящая шина 7 полого колеса 2 под воздействием пружин 33 через нижнее 15 окно 11 в защитном экране плотно прижимается к стенке трубы 12, исключая присутствие газа на поверхности раздела колесо-труба, что обеспечивает хорошее акустическое соединение 20 между ними.

В правильно установленном положении зонд контактируе с трубой 12 в трех точках касания: направляющих колес 37 и полого колеса 2. При этом 25 все три точки находятся в одной плоскости поперечного сечения трубы, а нейлоновый блок 17 перпендикулярен к касательной стенки трубы в точке контакта полого колеса 2 с трубой. 30

Если при движении нарушается правильное положение зонда относительно. трубы 12 (в;случае, если точка каса- ния одного из направляющих колес 37 окажется вьппе, чем точка касания другого), то каретка за счет поворота вокруг оси 28 исправит это положение, сохраняя плотный контакт шины 7 с трубой.

При встрече полого колеса .2 с неровностями (сварочным швом), которые могут повредить шину 7, защитный экран 8 при помощи зубцов. (нли выточек) 15 наезжает на препятствие и, преодолев усилие пружины кулачкового следящего механизма 14, начинает вращаться, проходя между ободом 3 и трубой 12. В результате этого обод под:нимается над препятствием до тех пор, пока следующее окно ll экрана 8 не займет относительно трубы 12 аналогичное положение и не зафиксируется в этом положении посредством следящего кулачкового механизма 14. Это обеспечивается в результате попадания следящего элемента кулачкового механизма в новое углубление 13 на экране 8, что предохраняет шину 7 от.повреждения и удлиняет срок службы зонда, 1195925!!95925

А-А

Фмг. 4

ВНИИПИ Заказ 7428/б2 Тираж 464 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Зонд для ультразвукового контроля стенок трубопровода Зонд для ультразвукового контроля стенок трубопровода Зонд для ультразвукового контроля стенок трубопровода Зонд для ультразвукового контроля стенок трубопровода Зонд для ультразвукового контроля стенок трубопровода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается эксплуатации силовых и телефонных кабельных линий, в частности линий, в которых для защиты от попадания влаги и контроля за герметичностью оболочек кабелей используется изолирующая газовая или воздушная среда под избыточным давлением

Изобретение относится к способам и средствам диагностики газопроводов в труднодоступных местах, например на обширных подводных участках, и направлено на решение вопросов повышения точности и надежности определения координат прибора для инспекции трубопровода, движущегося внутри трубы

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в дефектоскопии стенок трубопроводов, в других областях техники

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в дефектоскопии стенок трубопроводов, в других областях техники

Изобретение относится к технике контроля трубопроводных систем

Изобретение относится к системам обнаружения положения устройств типа "крот" внутри трубопровода

Изобретение относится к области испытательной техники и предназначено для испытания трубопроводов на герметичность и обнаружения координаты места течи в продуктопроводе

Изобретение относится к диагностике технического состояния морских участков трубопроводов и может быть использовано для аварийного предупреждения и мониторинга технического состояния подводных трубопроводов с помощью гидроакустических средств
Наверх