Вентиляционная система судовой энергетической установки

 

1. Вентиляционная система судовом энергетической установки по авт. св. № 1068339, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности очистки фильтра при любых режимах работы установки, она снабжена электрически связанными со средством для реверсирования вентилятора датчиками давления, один из которых расположен перед фильтром, а другой - за фильтром в приемной шахте вeнтиv яциoннoй системы . (Л :о Г) | о IND ipuz-. J

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (Я)4 В63 J2 06 (61) 1068339 (21) 3754648/27-11 (22) 14.06.84 (46) 23.12.85. Бюл. № 47 (71) Мурманское морское пароходство (72) Л. А. Цейтлин (53) 629.12.06(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1068339, кл. В 63 J 2/06, 1981.

„„SU„„1199702 A (54) ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ (ЕЕ ВАРИАНТЫ) (57) 1. Вентиляционная система судовой энергетической установки по авт. св. № 1068339, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности очистки фильтра при любых режимах работы установки, она снабжена электрически связанными со средством для реверсирования вентилятора датчиками давления, один из которых расположен перед фильтром, а другой — за фильтром в приемной шахте вентиляционной системы.

1199702

2. Вентиляционная система судовой энергетической установки по авт. св. Мю 1068339, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности очистки фильтра при любых режимах работы установки, она снабжена двумя датчиками давления, электрически связанными с шиберными заслонками, один из которых расположен перед фильтром, а другой — за фильтром в приемной шахте вентиляционной системы.

3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что она снабжена электрической схемой

Изобретение относится к области судостроения, в частности к вентиляционной системе судовой энергетической установки.

Целью изобретения является повышение эффективности очистки фильтра при любых режимах работы установки.

На фиг. 1 схематически изображена вентиляционная система при работе судовой энергетической установки, в которой средство для подачи нагретого воздуха к фильтру выполнено в виде реверсивного контактора к осевому вентилятору, поперечный разрез; на фиг. 2 — вентиляционная система, оснащенная центробежным вентилятором, в которой средство для подачи нагретого воздуха выполнено в виде обводных каналов с шиберными заслонками, в положении, когда забортный воздух поступает к вентилируемому объекту, поперечный разрез; на фиг. 3— система в положении, кода нагретый воздух поступает к фильтру; на фиг. 4 — блок-схема управления реверсом воздушного потока.

Вентиляционная система (фиг. 1) содержит воздухопровод 1 для соединения приемного фильтра 2 с.автономно связанным с ним вентилируемым объектом 3, в частности главной электрической машиной, установленной в машинном отделении. Вентилируемый объект 3 оборудован датчиками 4 температурного контроля. Система содержит также установленный внутри воздухопровода электровентилятор 5, обеспечивающий подачу забортного воздуха по стрелкам, выполненным сплошными линиями, к вентилируемому объекту 3.

Приемный фильтр 2 выполнен, например, из искусственного волокна, расположенного между двумя металлическими сетками, заключенными в металлическую раму, оборудован двумя датчиками 6 давления, один из которых расположен перед фильтром, а второй — за фильтром в приемной шахте вентиляционной системы. Воздухопровод 1 прямоугольного сечения выполнен из листовой стали обычной конструкции, используе15

40 управления реверсом воздушного потока, включающей блок сравнения, входы которого соединены с датчиками давления, тремя пороговыми элементами и логическим элементом ИЛИ, выход которого связан с устройством для управления реверсом воздушного потока, а каждый из входов связан с выходом соответствующего порогового элемента, вход одного из которых связан с выходом блока сравнения, а каждый из входов двух остальных связан с соответствующим датчиком температурного контроля. мой для вентиляционных каналов, Датчики 4 температурного контроля могут быть обычными термометрами визуального контроля либо электрическими или электронными датчиками температурного контроля, являющимися одновременно чувствительными элементами системы автоматического управления реверсом воздушного потока. Электровентилятор 5, осуществляющий подачу охлаждающего воздуха из-за борта к вентилируемому объекту 3, представляет собой осевой вентилятор с электроприводом.

В предлагаемом устройстве предусмотрено средство для подачи (направление подачи обозначено пунктирными стрелками на фиг. 1) воздуха, нагреваемого теплом работающего вентилируемого объекта 3, к приемному фильтру 2. Средство для подачи нагретого воздуха к приемному фильтру 2 (фиг. 1) представляет собой реверсивный контактор 7, электрически связанный, например, кабелем 8 с обмоткой электродвигателя (не показана) вентилятора 5. Вместо реверсивного конта ктора может быть использован любой другой механизм, изменяющий направление вращения вентилятора.

Система работает следующим образом.

При работе судовой энергетической установки воздух из-за борта через приемный фильтр 2 по воздухопроводу 1 подается электровентилятором 5 к вентилируемому объекту 3 и затем выбрасывается в машинное отделение. При этом контролируют аэродинамическое сопротивление приемного фильтра 2 посредством двух датчиков 6 давления, один из которых расположен перед фильтром, а второй — за фильтром в приемной шахте вентиляционной системы. При увеличении аэродинамического сопротивления свыше допустимого, а следовательно, при необходимости очистки фильтра с помощью реверсивного контактора 7 изменяют направление вращения осевого вентилятора 5 на противоположное. При этом воздух забирается из машинного отделения, подогревается в глав1199702 ной электрической машине 3 и по воздухопроводу 1 подается к приемному фильтру 2, очищая его от наледи.

Уменьшение аэродинамического сопротивления на фильтре 2 до номинальной величины свидетельствует об окончании его очистки. Через некоторое время, необходимое для просушки фильтра, вновь изменяют направление вращения осевого вентилятора

5 посредством реверсивного контактора 7 на противоположное, возобновляя подачу забортного воздуха к вентилируемому объекту 3.

Судовая вентиляционная система (фиг. 2) содержит воздухопровод 1 для соединения приемного фильтра 2 с автономно связанным с ним вентилируемь1м объектом 3. В качестве вентилируемого объекта в данном варианте представлено помещение машинного отделения (либо любой другой вентилируемый объект,, система вентиляции которого оборудована центробежным вентилятором), оборудованное датчиками 4 температурного контроля.

Вентиляционная система содержит вентилятор 9, который является центробежным и обеспечивает подачу в направлении по стрелкам забортного воздуха к вентилируемому объекту 3, а также два датчика 6 давления, один из которых расположен перед фильтром 2, а второй — за фильтром в приемном участке 10 воздухопровода 1.

Воздухопровод 1 образован приемным участком 10, всасывающей 11 и нагнетательной 12 полостями вентилятора 9, нагнетательным участком 13 вентиляционной системы и распределительной вентиляционной системой 14, размещенной в вентилируемом объекте 3, оборудованной воздухораспределителями 15.

Система содержит также средство для подачи нагретого воздуха к приемному фильтру 2, которое выполнено в виде двух обводных каналов 16 и 17, один 16 из которых сообщает вентилируемый объект 3 через нагнетательный трубопровод 13 вентиляционной системы с всасывающей полостью 11 вентилятора 9.

Другой обводной канал 17 сообшает нагнетательную полость 12 вентилятора 9 с приемным участком 0 воздухопровода 1, оканчивающегося приемным фильтром 2.

Для осуществления подачи забортного воздуха к вентилируемому объекту 3 предусмотрены шиберные заслонки 18 и 19, отсекающие обводные каналы 16 и 17 соответственно от приемного участка 10 воздухопровода 1, и шиберные заслонки 20 и 21, отсекающие соответственно каналы 16 и 17 от нагнетательного участка 13 вентиляционной системы.

На фиг. 3 изображено устройство в положении, когда шиберные заслонки 18 — 21 открыты для осуществления подачи нагретого воздуха от вентилируемого объекта 3 на приемный фильтр 2.

Для изменения положения шиберных заслонок 18 — 21 может быть использован любой из известных приводов, предназначенных для этой цели, включая и ручной.

Если вентилируемым объектом явпяется помещение, оборудованное автономной системой 22 вытяжной вентиляции, целесообразно предусмотреть соединение последней с обводным каналом 16 через шиберную заслонку 23, открываемую на время очистки фильтров.

Система (фиг. 2 и 3) работает следующим образом.

При вентилировании объекта 3 шиберные

15 заслонки 18 — 21 отсекают обводные каналы 16 и 17 от приемного участка 10 воздухопровода 1 и нагнетательного трубопровода 13 вентиляционной системы (фиг. 2).

При этом воздух, забираемый из атмосферы, через приемный фильтр 2 по воздухопроводу 1 под действием работы центробежного вентилятора 9 подается через нагнетательный трубопровод 13 вентиляционной системы в распределительную вентиляционную систему 14 и далее через выходные воздухо25 распределители 15 поступает к вентилируемому объекту 3.

При увеличении аэродинамического сопротивления на фильтре 2, которое контролируется датчиками 6 давления, и, следовательно, необходимости очистки фильтров шиберные заслонки 18 — 21 приводом (не показан) поворачивают на 90, т. е. открывают (фиг. 3). При этом обводной канал 16 сообшает нагнетательный трубопровод 13 вентиляционной системы с всасывающей полостью 11 вентилятора 9, а обводной канал 17 сообшает нагнетательную полость 12 вентилятора 9 с приемным участком 10 воздухопровода 1.

В результате подогретый воздух от вентилируемого объекта 3 по воздухораспреде4О лительной системе 14 под действием работы центробежного вентилятора 9 подается в нагнетательный участок 13 вентиляционной системы и далее в обводной канал 16.

Пройдя через вентилятор 9, воздух попадает в нагнетательную полость 12 вентиля45 тора 9 и по обводному каналу 17 попадает через прием ный участок 10 воздухопровода 1 на приемный фильтр 2, тем самым очищая его от обледенения.

Уменьшение аэродинамического сопротивления на фильтре 2 до номинальной величины свидетельствует об окончании их очистки. Через некоторое время, необходимое для просушки фильтра 2, шиберные заслонки 18 — 21 возвращают в первоначальное (фиг. 2) положение, возобновляя подачу охлаждающего забортного воздуха к венти- . лируемому объекту.

Схема управления реверсом воздушного потока (фиг. 3) состоит из двух датчиков 6

1199702

50 давления (например, электронных), один из которых расположен перед фильтром, а второй — за фильтром в приемной шахте вентиляционной системы, соединенных со сравнивающим блоком 24, вырабатывающим на выходе сигнал, пропорциональный разности давлений, и пороговый элемент 25, преобразующий аналоговый сигнал в дискретный (Π— 1), соединенный своим входом с выходом блока 24 сравнения, настраиваемый на величину, соответствующую аэродинамическому сопротивлению фильтра, при котором необходимо производить очистку последнего.

Схема также нк ночает в себя один или несколько .датчиков 4 температуры, расположенных в теилочувствительных точках вентилируемого об ьектз, каждый из которых связан с собственным пороговым элементом 26, настраиваемым на величину, соответствующую температуре вентилируемого объекта, при которой необходимо производить очистку фильтра вентиляционной системы.

Выходы всех пороговых элементов 25 и 26 соединены с входом элемента 27, реализующего логическую функцию ИЛИ, выход которого связан с реверсивным устройством 7 вентилятора 5 (например, с реверсивным контактором), имеющим собственное реле 28 выдержки времени обратного реверса.

Схема управления реверсом воздушного потока (фиг. 4) работает следующим образом.

При работе судовой энергетической установки аэродинамическое сопротивление фильтра 2 (фиг. 1) вентиляционной системы контролируется посредством датчиков 6 давления и блока 24 сравнения. Одновременно датчиками 4 контролируется температура теплочувствительных точек вентилируемого объекта.

По мере обледенения фильтра происходит увеличение его аэродинамического сопротивления. Разница показаний датчиков 6 возрастает. Сигнал на выходе блока 24 сравнения увеличивается и при достижении величины настройки срабатывания порогового элемента 25, а следовательно, необходимости очистки фильтра пороговый элемент 25 срабатывает и подает сигнал на вход элемента 27, реализующего логическую функцию

ИЛИ, тем самым вызывает срабатывание реверсивного устройства 7 осевого вентилятора 5. Начинается продувка и очистка фильтра 2 (фиг. 1) .

Уменьшение аэродинамического сопротивления до номинальной величины свиде5

45 тельствует об окончании очистки фильтра 2 (фиг. 1). Сигнал на выходе блока 24 сравнения уменьшается до величины настройки обратного срабатывания порогового элемента 25, что вызывает исчезновение сигнала на входе устройства ИЛИ 27, однако реле 23 времени удерживает реверсивное устройство

7 во включенном состоянии на время, необходимое для полной просушки фильтра.

По окончании работы реле 28 времени реверсивное устройство 7 вновь изменяет направление вращения вентилятора 5, возобновляя подачу забортного воздуха к вентилируемому объекту 3 (фиг. 1).

Схема управления реверсом воздушного потока (фиг. 4) работает по каналу температуры следующим образом.

При работе судовой энергетической установки по мере обледенения приемного фильтра 2 (фиг. 1) вентиляционной системы увеличивается ее аэродинамическое сопротивление, что вызывает резкое сокращение количества охлаждающего воздуха, подаваемого электровентилятором 5 к вентилируемому объекту, и увеличение температуры в теплочувствительных точках, контролируемых датчиками 4.

При достижении температуры датчика 4 величины настройки срабатывания, связанного с ним элемента 26, а следовательно, при необходимости очистки фильтра последнее срабатывает и через элемент ИЛИ 27 подает сигнал на реверсивное устройство 7 электровентилятора 5.

Срабатывание устройства 7 и последующее изменение направления вращения на противоположное электровентилятора 5 вызывает реверсирование воздушного потока вентиляционной системы. Начинается продувка фильтра 2 (фиг. 1).

При уменьшении температуры вентилируемого объекта до величины настройки обратного срабатывания порогового элемента 26 последний срабатывает и сигнал на входе элемента ИЛИ 27, и, следовательно, сигнал включения реверсивного устройства 7 исчезают, однако реле 28 времени удерживает устройство 7 во включенном состоянии на время, необходимое для полной просушки фильтра 2 (фиг. 1).

По окончании работы реле 28 времени реверсивное устройство 7 вновь изменяет направление вращения электровентилятора 5, а следовательно, и реверсирование воздушного потока вентиляционной системы, возобновляя подачу забортного воздуха к вентилируемому объекту.

1199702 фиь. У

1199702 ри8. 4

Редактор Л. Гратилло

Заказ 7784/25

Составитель Ю. Серов

Техред И. Верес Корректор М. Самборская

Тираж 434 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патенч», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Вентиляционная система судовой энергетической установки Вентиляционная система судовой энергетической установки Вентиляционная система судовой энергетической установки Вентиляционная система судовой энергетической установки Вентиляционная система судовой энергетической установки Вентиляционная система судовой энергетической установки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к судам временного убежища персонала при наличии в окружающей атмосфере токсичного и/или взрывоопасного газа и способам эксплуатации машинного отделения таких судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам охлаждения пресной воды

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатели для горения топлива, преимущественно газотурбинные

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатели для горения топлива, преимущественно газотурбинные
Наверх