Устройство для автоматического отключения пускового агрегата

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (lgl%S (lll

4 3 А (б1) g 7 02 1 1 15/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, -" ..:!

l3 (1

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСВ ТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3715630/25-06 (22) 19.01.84 (46) 15,01.86. Бюл. 9 2 (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (72) В.М.Бубнов и В.Л.Петров

{53) 621.43-571..9(088.8) (56) Авторское свидетель тво СССР

Ф 338674, кл. F 02 М 15/06, 1972. (54 ) (57 ) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТНЧЕСКОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ПУСКОВОГО АГРЕГАТА двигателя внутренне-о сгорания, содержащее подвижно установленную на шлицевом валу ведущую шестерню, и радиальных пазах которой установлены подпр -;.;иненные грузы-фиксаторы, нажимпу-.з втулку и выталкиватель шестерни, размещенный в центральном отверстии щлиценого нала, причем торцы грузов-фиксаторов установлены с возможностью взаимодействия со шлицевым налом и с внутренней фигурной поверхностью нажнмной втулки, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения:(онструкции и повышения эффективности работы, ведущая шестерня жеcтко связана с ныталкивателем, а в щ:п.ценом валу закреплен упор для фиксации ныталкивателя в выключенном

И положении ° S

1204773

2. Устройство по п.l, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что упор выполнен в виде штифта и закреплен н шлицевом валу, а выталкиватель снабжен продольным пазом для размещения в нем штифта с возможностью перемещения а

3. Устройство по п,i о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что упор выполнен в виде втулки и закреплен н центральном отверстии шлиценого вала.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для отключения пускового агрегата при запуске двигателя внутреннего сгорания, Цель изобретения — уменьшение габаритон и массы устройства.

На фиг.l показано устройство во включенном положении, общий вид; на фиг.2 — то же, в выключенном попожении; на фиг.3 — вариант выполнения .радиального паза; на фиг.4 первый вариант выполнения устройства, на фиг.5 — второй вариант выполнения устройства; на фиг.б — элементы устройства с упором, выполненном в виде штифта; на фиг.7 — сечение

А-А на фиг.б; на фиг.8 — нажимная втулка, поперечное сечение; на фиг. 9— развертка нажимной втулки; на фиг. 10— варианты выполнения выемок закрытого типа.

Устройство фиг. l и 2) соцержит ведущую шестерню 1 пускового агрегата, установленную с возможностью осевого перемещения на шлиценом валу 2 редуктора пускового агрегата.

E радиальных пазах 3 шестерни 1 размещены центробежные грузы-фиксаторы 4, поджимаемые пружинами 5 к выемке 6 шлицевого вала 2 и к выемке

7 фасонной поверхности нажимной втулки 8. Последняя скреплена с ведущей шестерней 1 и выталкинателем

9 посредством гайки 10 и шайбы ll с одной стороны и стопорным кольцом

12 с другой, Выталкиватель 9 снабжен выступом 13 и зафиксирован в выключенном положении вместе с mer.òåðíåé

4. Устройство по п.l, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что радиальные пазы шестерни выполнены ступенчатыми с уменьшением размера ступенек в направлении к оси вращения.

5. Устройство по п.l, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что внутренняя поверхность нажимной втулки выполнена с фиксирующими выемками, разноудаленными от ее оси вращения.

1 упором 14, выполненным в ниде втулки, закрепленной в осевом отверстии

15 шлицевого вала 2 стопорным кольцом 16. Шестерня l выводится из зацепления с венцом маховика 17 пружи— ной 18. Для включения устройства шанцевой вал 2 снабжен эаходной фаской 19, а радиальный паз 3 — уступом 20, препятствующим вылету груза10 фиксатора 4 иэ паза 3 при включении.

В вариантах на фиг. 4, 5, 6 и 7 показано устройство в сборе с фиксацией в выключенном положении при помощи штифта 21, закрепленного в ра15 диальном отверстии шлицевого нала 2.

Выталкиватель 9 снабжен продольным пазом 22. Длина паза 22 выполнена несколько больше хода шестерни 1, обеспечивая полный вывод ее иэ зацепления с венцом маховика !7, а

20 ширина паза 22 обеспечивает свободное перемещение выталкинателя 9.

Штифт 21 по длине выполнен несколь— ко меньше внутреннего диаметра шли25 ценого соединения и запрессован в радиальном отверстии шпицевого вала 2, обеспечиная свободное перемещение шестерни 1 по шлицам вала 2.

В варианте на фиг.5 выталкиватель 9 скреплен с ведущей шестерней

1 при помощи стопорного кольца 23, а нажимная нтулка 8 соединена с ведущей шестерней 1 и зафиксирована от осеных и свободных углОных перемещений за счет выполнения фиксирую35 щих выемок 7 закрытого типа, разноудаленных от оси вращения.

На фиг.9 показана развертка внутренней поверхности нажимной втулки

12047

8, на которой выполнены выемки 7.

Подвижная часть груза-фиксатора 4 (фиг.1 и 2), взаимодействуя с выемками 7, создает соединение, действующее по типу защелки. Под действием центробежных сил сила прижатия подвижной части груза-фиксатора 4 увеличивается, что делает невозможным угловой поворот нажимной втулки

8 при работе устройства. 10

Для обеспечения сборки крайние выемки 7 каждого сектора нажимной втулки 8 имеют каналы 24 для ввода грузов-фиксаторов 4. В остальных рабочих положениях за счет прижатия подвижной части груза-фиксатора 4 к выемке 7 нажимная втулка 8 удерживается от осевого перемещения, Устройство работает следующим образом.

Через систему рычагов (не показана) ведущую шестерню 1 вводят в зацепление с венцом маховика 17 запускаемого двигателя, при этом центробежные грузы-фиксаторы 4 входят в выемку 6 шлицевого вала 2 и фиксируют механизм во включенном положении.

При вращении пусковым мотором коленчатого вала запускаемого двигате- gp ля в его цилиндрах происходят отдельные вспышки, после чего двигатель переходит на режим устойчивой работы. Его обороты резко возрастают.

При заданной угловой скорости вращения вала 2 редуктора пускового агрегата центробежные силы грузов-фиксаторов 4 преодолевают силы сопротивления пружин 5 и выходят из выемок

6 шлицевого вала 2. В этот же момент 40 пружина 18 выводит ведущую шестерню

73 4

1 из зацепления с венцом маховика

17, при этом вместе с шестерней 1 в том же направлении движется выталкиватель 9 до встречи с упором 14 в виде втулки (фиг.1 и 2) или штифта

21 фиг.4 и 5). В этом положении устройство фиксируется в выключенном положении фиг.2).

Регулировка устройства осуществляется следующим образом.

Поворачивая нажимную втулку 8 в пределах 360 /p, где 11 — число грузов-фиксаторов 4, вводят в соприкосновение с подвижной частью грузафиксатора 4 одну из выемок 7 нажим" ной втулки 8, а так как выемки 7 раз. ноудалены от оси вращения, то, вводя в соприкосновение различные выемки, можно изменять длину поджимных пружин 5, а следовательно, силу их воздействия на грузы-фиксаторы 4, что, в свою очередь, изменяет обороты откл ниения.

Наличие новых взаимосвязей в устройстве, конструктивном исполнении и расположении составляющих его элементов (ведущая шестерня, регулировочное кольцо, выталкиватель, упор) со взаимным перекрытием по длине максимально упрощает конструкцио, уменьшает габаритные размеры"и массу устройства.

Выполнение фасонной поверхности нажимной втулки с фиксирующими выемками, разноудаленными от оси вращения, обеспечивает ее фиксацию в лю" бом заданном положении без дополнительных фиксирующих элементов, что повышает эксплуатационную надежность устройстве и упрощает его конструкцию.

l204773!

204773

78

27 Ъг 7

29 7

Фиг.9

Составитель В.Чекмаэов

Редактор В.Ковтун Техред А.Бабинец Корректор М.Пожо

Закаэ 8503/32 Тираж 537 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

ll3035j.Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для автоматического отключения пускового агрегата Устройство для автоматического отключения пускового агрегата Устройство для автоматического отключения пускового агрегата Устройство для автоматического отключения пускового агрегата Устройство для автоматического отключения пускового агрегата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к устройствам включения электростартера двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам постоянного тока, например автотракторным стартерам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет уменьшить размеры и массу устр-ва, повысить эксплуатационную надежность и технический уровень

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания. Привод стартера включает шестерню и устанавливаемый на валу стартера шкив. Шестерня перемещается вдоль вала стартера с возможностью зацепления в крайнем положении с зубчатым колесом на маховике привода. На шкиве установлено разрезное кольцо, по обе стороны от разреза снабженное отверстиями под пальцы, соединяющие кольцо с рычагом. Отношение расстояния между пальцами, соединяющими кольцо с рычагом, к расстоянию от центра вращения шкива до оси ближайшего к нему пальца удовлетворяет условию работы дифференциальной обгонной муфты. В рычаг встроена пружина сжатия, опирающаяся на разрезное кольцо с возможностью поворота его по часовой стрелке и прижатия к шкиву. В рычаге выполнено отверстие, в которое вставлен палец, приводящий во вращение шестерню, установленную на валу стартера. По первому варианту - пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, и палец, приводящий во вращение шестерню, расположены на одной прямой, проходящей через центр шкива. По второму варианту - пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, и палец, приводящий во вращение шестерню, расположены на одной прямой, проходящей через центр шкива, при этом центр тяжести рычага смещен по линии действия пружины с возможностью возникновения центробежной силы, действующей при вращении рычага против силы сжатия пружины. Достигается повышение технологичности механизма при работе в режиме обгонной муфты привода стартера двигателя внутреннего сгорания при повышении несущей способности и долговечности и упрощении конструкции. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к конструкциям стартеров с планетарным редуктором. Стартер с планетарным редуктором содержит переднюю и среднюю части корпуса и крышку, тяговое реле, тяговый электромотор и обгонную муфту, тяговый электромотор выполнен в виде водила с установленными на нем шестернями и торцевыми роторами, центральной подтормаживающей шестерни, внешнего и внутреннего концентрических статоров и системы управления. В устройстве реализован режим пониженной скорости вращения, для предварительного прогрева двигателя и заполнения маслом маслосистемы при включенном тормозе, при этом статоры включены на разнонаправленное вращение, роторы-сателлиты вращаются, а шестерни-сателлиты перемещены по центральной шестерне, вращающей водило и обгонную муфту. При выключенном тормозе следует режим повышенной скорости, при котором статоры включены на согласное направление вращения, роторы-сателлиты вращаются в неподвижном состоянии вместе с водилом и центральной шестерней как единое целое. После запуска двигателя реле и статоры отключаются. Технический результат состоит в возможности реализации режима пониженной скорости при пусковых токах, меньших в число раз, равное передаточному отношению редуктора. 3 ил.
Наверх