Синхронизатор коробки передач (его варианты)

 

1. Синхронизатор коробки передач, содержащий ступицу с пазами на торцах, каретку с блокирующими фасками, установленную на ступице с возможностью осевого перемещения, блокирующие кольца с выступами, размещенными в пазах ступицы с зазором между одной из боковых поверхностей выступа и одной из боковых стенок паза, и с блокирующими фасками, расположенными с возможностью взаимодействия с блокирующими фасками каретки, и пружины, размещенные в тангенциальных отверстиях, отличающийся тем, что, с целью уменьщения металлоемкости и упрощения конструкции, выступы блокирующих колец расположены с контактом между их вторыми боковыми поверхностями и вторыми боковыми стенками пазов, тангенциальные отверстия выполнены глухими и расположены в выступах блокирующих колец со стороны их вторых боковых поверхностей, а пружины установлены с контактом с первыми боковыми стенками пазов в предварительно сжатом состоянии, при этом вторые боковые стенки пазов расположены встречно направлению момента трения синхронизации . (Л ю о х со О5 ГчЭ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф-"г 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3657284/25-27 (22) 19.10.83 (46) 07.02.86. Бюл. № 5 (71) Камское объединение по производству болыпегрузных автомобилей (72) В. Н. Барун, Г. А. Храмцов, В. Я. Кузнецов и E. П. Пронин (53) 621.833.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 914843, кл. F 16 Н 3/78, 1980. (54) СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ (ЕГО ВАРИАНТЫ). (57) 1. Синхронизатор коробки передач, содержащий ступицу с пазами на торцах, каретку с блокирующими фасками, установленную на ступице с возможностью осевого перемещения, блокирующие кольца с выступами, размещенными в пазах ступицы с зазором между одной из боковых поверх„„Я0„„1209962 А (ц1) 4 F 16 D 23/06, F 16 Н 3/12, 3/78 ностей выступа и одной из боковых стенок паза, и с блокирующими фасками, расположенными с возможностью взаимодействия с блокирующими фасками каретки, и пружины, размещенные в тангенциальных отверстиях, отличающийся тем, что, с целью уменьшения металлоемкости и упрощения конструкции, выступы блокирующих колец расположены с контактом между их вторыми боковыми поверхностями и вторыми боковыми стенками пазов, тангенциальные отверстия выполнены глухими и расположены в выступах блокирующих колец со стороны их вторых боковых поверхностей, а пружины установлены с контактом с первыми боковыми стенками пазов в предварительно сжатом состоянии, при этом вторые боковые стенки пазов расположены Ж встречно направлению момента трения синхронизации.

1209962

2. Синхронизатор коробки передач, содержащий ступицу, каретку с блокирующими фасками, установленную на ступице с возможностью осевого перемещения, блокирующие кольца с выступами, размещенными в пазах ступицы с зазором между одной из боковых поверхностей выступа и одной .из боковых стенок паза, и с блокирующими фасками, расположенными с возможностью взаимодействия с блокирующими фасками каретки, и пружины, размещенные в тангенциальных отверстиях, отличающийся тем, что, с целью уменьшения металлоемкости и упрощения конструкции, пазы вы1

Изобретение относится к машиностроен»10» . 10>êåò быть использовано в синхронизаторах коробок передач транспортных средств.

Целью изобретения является уменьшение 5 хн I аллоемкости и упрощение конструкции з» с IcT уменьшения количества деталей, а именно за счет отсутствия в конструкции сухарей, что позволяет уменьшить радиаль»11е габариты каретки и снизить ее вес.

На фиг. 1 изображен первый вариант синхронизатора, использованного в планетарной передаче, разрез; на фиг. 2 — — разрез Л --Л на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б---Б на фиг. 2; на фиг 4 — второй вариант синхронизатора, использованного в планетарной передаче, разрез; на фиг. 5 — разрез В- — В на фиг. -1; на фиг. 6 — разрез à — -Г на фиг. 4; на фиг. 7 -- разрез Д вЂ” -Д на фиг. б.

Синхронизатор согласно первому варнаII v имеет следующее конструктивное исГ»Л:." I; »e.

1(,:IàH ãòàðíàÿ передача, в которой установлен синхронизатор, состоит из картера !. в котором установлен ведущий вал 2, имеющий центральное колесо 3 с наружными зубьями. На валу 2 неподвижно закреплена муфта 4 прямой передачи с конусом 5 трения и зубчатым венцом 6. В зацеплении с центральным колесом 3 находится сателлиты 7, установленные на водиле 8. Коронное колесо 9 с внутренними зубьями находится в зацеплении с сателлитами 7 и одновременно ЗО является ступицей синхронизатора, поскольку па шлицах 10,выполненных на его наружной поверхности, установлена каретка 11 синхронизатора, а с внутренней стороны расположены блокирующее кольцо 12 прямой передачи и блокирующее кольцо 13 понижающей передачи. полнены в блокирующих кольцах, выступы расположены на ступице с контактом между их вторыми боковыми поверхностями и вторыми боковыми стенками пазов, тангенциальные отверстия выполнены глухими и расположены в выступах ступицы со стороны их вторых боковых поверхностей, а пружины установлены с контактом с первыми боковыми стенками пазов в предварительно сжатом состоянии, при этом вторые боковые поверхности выступов расположены встречно направлению момента трения синхронизации.

Блокирующие кольца 12 и 13 имеют конуса 14 трения и радиальные выступы !5, которые размещены в пазах 16 коронного колеса 9 (ступицы си»хвои»затора) и при>наты к их боковым стенкам, встречным направлению момента трения синхронизации с помощью пружин 7, расположенных в отверстиях, выполненных в выступах 15.

Hà шлицах 18 каретки 11 имеются пазы 19, на торцах которых выполнены блокирующие фаск» 20, взаимодействующие с ответными фасками 21 на выступах 15 блок»рую1цих колец 12 и 13. Последние стягиваются между собой пружинами 22.

Муфта 23 понижак>щей передачи установлена неподвижно относительно картера

1 и имеет зубчатый венец 24 и конус 25 трен»я. Каретка 11 может переме1цаться в осевом направлении с помощью вилки 26.

В отличие от первого варианта исполнен»я синхронизатора во втором варианте блокирукнц»е кольца 27» 28 имеют конуса 29 трения, торцовые выступы 30 и пазы

31, образованные выступами 32, расположенными на внутренней поверхности блокирующих колец 27 и 28. В пазах 31 разме1цены выступы 33, выполненные «а торцах коронного колеса 9. Под действием пружин

34, расположенных в отверстиях выступов

33, блокирующие кольца 27 и 28 занимают положение, при котором боковые стенки пазов 3! контактируют с боковыми гранями выступов 33, встречными направлению момента трения синхронизации.

На внутренних шлицах 35 каретки 11 имеются пазы 36, на торцах которых выполнены блокирующие фаски 37, взаимодействующие с ответными фасками 38 на торцовых выступах 30 блокирующих колец 27 и 28.

Последние стягиваются между собой пруж»1209962

3 нами 39. Муфта 23 понижающей передачи установлена неподвижно относительно картера 1 и имеет зубчатый венец 24 и конус 25 трения. Каретка 11 может перемещаться в осевом направлении с помощью вилки 26 и для соединения с зубчатыми венцами 6 и 24 имеет зубчатые венцы 40 и

41 соответственно.

Устройство согласно первому варианту работает следующим образом.

В исходном положении муфта 4 прямой передачи и коронное колесо 9 вращаются с разными угловыми скоростями.

Для включения прямой передачи каретка 11 перемещается с помощью вилки 26 в сторону муфты 4 и, так как ее фаски 20 упираются в фаски 21 на выступах 15, сдвигает блокирующее кольцо 12 до соприкосновения конусов 5 и 14. Возникающий при этом на их поверхностях момент трения действует на блокирующее кольцо 12 в том же направлении, что и пружины 17. В результате дальнейшее осевое перемещение каретки 11 невозможно, так как этому препятствуют выступы 15 блокирующего кольца 12. В этот период происходит выравнивание угловых скоростей муфты 4 и коронного колеса 9 под действием момента трения на поверхностях конусов 5 и 14, возникаюшего в результате приложенного к каретке 11 осевого усилия, передающегося блокируюшему кольцу 12 на стыке фасок

20 каретки 11 и фасок 21 выступов 15.

После выравнивания угловых скоростей названных деталей блокирующее кольцо 12, преодолевая сопротивление пружин 17, поворачивается в обратном направлении под действием поперечной силы, возникающей при передаче осевого усилия от каретки

11 блокирующему кольцу 12 на стыке фа- з сок 20 и 21. Теперь выступы 15 не препятствуют перемещению каретки 11, и ее шлицы 18 входят в зацепление с зубчатым венцом 6 муфты 4, соединяя последнюю с коронным колесом 9. Планетарный ряд блокируется и водило 8 вращается с той же 4О скоростью, что и вал 2. Прямая передача включена.

Процесс включения понижающей передачи происходит аналогично. В результате шлицы 18 каретки 11 входят в зацепление с зубча- 4 тым венцом 24 муфты 23, соединяя ее с коронным колесом 9, которое в этом случае неподвижно связано с картером 1. Понижающая передача включена, и водило 8, являющееся ведомым валом, врашается с угло4 вой скоростью, меньшей, чем скорость ведущего вала 2, в количество раз, обусловленное передаточным отношением передачи.

Устройство согласно второму варианту исполнения работает следующим образом.

В исходном положении муфта 4 прямой передачи и коронное колесо 9 вращаются с разными угловыми скоростями.

Для включения прямой передачи каретка 11 перемещается с помощью вилки 26 в сторону муфты 4 и, так как ее фаски

37 упираются в фаски 38 на выступах 30, сдвигает блокирующее кольцо 27 до соприкосновения конусов 5 и 29. Возникающий при этом на их поверхностях момент трения действует на блокируюшее кольцо 27 в том же направлении, что и пружины 34. В результате дальнейшее осевое перемещение каретки 11 невозможно, так как этому препятствуют выступы 30 блокирующего кольца 27. В этот период происходит выравнивание угловых скоростей муфты 4 и коронного колеса 9 под действием момента трения на поверхностях конусов 5 и 29, возникающего в результате приложенного к каретке 11 осевого усилия, передающегося блокирующему кольцу 27 на стыке фасок 37 каретки 11 и фасок 38 выступов 30.

После выравнивания угловых скоростей названных деталей блокируюшее кольцо 27, преодолевая сопротивление пружин 34, поворачивается в обратном направлении под действием поперечной силы, возникающей при передаче осевого усилия от каретки

11 блокирующему кольцу 27 на стыке фасок 37 и 38. Теперь выступы 30 не препятствуют перемещению каретки 11, и ее зубчатый венец 40 входит в зацепление с зубчатым венцом 6 муфты 4, соединяя последнюю с коронным колесом 9. Планетарный ряд блокируется и водило 8 вращается с той же скоростью, что и вал 2. Прямая передача включена.

Процесс включения понижающей передачи происходит аналогично. В результате зубчатый венец 41 каретки 11 входит в зацепление с зубчатым венцом 24 муфты 23, соединяя ее с коронным колесом 9, которое в этом случае неподвижно связано с картером 1. Понижающая передача включена, и водило 8, являюшееся ведомым валом, вращается с угловой скоростью меньшей, чем скорость ведугцего вала 2,в количество раз, обусловленное передаточным отношением передачи.

1209962!

209962

1209962 зв фиг. 5

"-г фиг Ь д -,4 ла3ернута фиг. 7

Составитель И. Лукина

Техред И. Верес Корректор Л. Патай 1 и раж Q+ Г1одписное

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 494)46

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Синхронизатор коробки передач (его варианты) Синхронизатор коробки передач (его варианты) Синхронизатор коробки передач (его варианты) Синхронизатор коробки передач (его варианты) Синхронизатор коробки передач (его варианты) Синхронизатор коробки передач (его варианты) 

 

Наверх