Учебный прибор по теоретической механике

 

Изобретение позволяет расширить демонстрационные возможности учебного прибора по теоретической механике. На основании 1 прибора установлена стойка 2 с вертикально перемещаемой втулкой. Груз 4 0 ,1 1 Jl .ffi ig| iN7,g| ig| |7|./|Л/|г,7|5,7|,/|5,/|5ГГ|7 ч/ закреплен на горизонтальном стержне 3. Указатель устойчивости последнего выполнен в виде градуированной горизонтально расположенной рейки 5 с вилкой 6 и упорами 7 на одном конце ее, контактирующими с грузом 4. Кронштейн 8 закреплен на стойке 2 и имеет направляющую 9 для рейки 5 и вертикальный паз 10. Втулка состоит из расположенных один в другом вертикальных стаканов 11 и 12. Внешний стакан И обращен дном вниз и имеет криволинейный паз 13 и штырь 14, расположенный в пазу 10. Внутренний стакан 12 обращен дном вверх и имеет штырь 15 в пазу 13. Стержень 3 консольно закреплен на стакане 11. Амортизатор 16 установлен на стойке 2. Прибор имеет привод с ручкой 19. 3 ил.с о (Л to to Is3 4 (Duz.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A8TOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3789002/28-12 (22) 11.09.84 (46) 07.04.86. Бюл. № 13 (71) Всесоюзное специализированное научно-производственное объединение «Союзвузприбор» (72) Г. А. Королев и Г. И. Столяров (53) 371.66.1 (088.8) (56) Мещерский И. В. Сборник задач по теоретической механике, М.: Госиздат технико-теоретической литературы, 1957, с. 57, зад. 176. (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ (57) Изобретение позволяет расширить демонстрационные возможности учебного прибора по теоретической механике. На основании 1 прибора установлена стойка 2 с вертикально перемещаемой втулкой. Груз 4

ÄÄSUÄÄ 1223274 А ай 4 G 09 В 23/1О закреплен на горизонтальном стержне 3.

Указатель устойчивости последнего выполнен в виде градуированной горизонтально расположенной рейки 5 с вилкой 6 и упорами 7 на одном конце ее, контактирующими с грузом 4. Кронштейн 8 закреплен на стойке 2 и имеет направляющую 9 для рейки 5 и вертикальный паз 10. Втулка состоит из расположенных один в другом вертикальных стаканов

11 и 12. Внешний стакан 11 обращен дном вниз и имеет криволинейный паз 13 и штырь 14, расположенный в пазу 10.

Внутренний стакан 12 обращен дном вверх и имеет штырь 15 в пазу 13.

Стержень 3 консольно закреплен на стакане ll. Амортизатор 16 установлен на стой- с

Щ ке 2. Прибор имеет привод с ручкой

19. 3 ил.

1У С

1223274

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию, в частности к учебным приборам по теоретической механике, и предназначено для обучения учащихся в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу «Теоретическая механика» путем демонстрации устойчивости горизонтального стержня, Целью изобретения является расширение демонстрационных возможностей.

На фиг. 1 изображен учебный прибор, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1.

Учебный прибор по теоретической механике содержит основание 1 с жестко прикрепленной вертикальной стойкой 2, установленную на стойке 2 с возможностью вертикального перемещения втулку, и горизонтальный стержень 8 с грузом 4. Учебный прибор имеет также указатель устойчивости стержня, выполненный в виде горизонтально расположенной градуированной рейки 5, несущей на одном конце вертикальную вилку 6 с упорами 7, контактирующими с грузом 4, и кронштейн 8, закрепленный на стойке 2 и имеющий направляющую 9 для рейки 5 и вертикальный паз 10. Втулка состоит из двух вертикально расположенных один в другом стаканов 11 и 12, внешний из которых (стакан 11) обращен дном вниз и имеет на боковой поверхности криволинейный паз 13 и штырь 14, расположенный в вертикальном пазу 10 кронштейна 8 (фиг. 1), а внутренний стакан 12 обращен дном вверх и имеет на боковой поверхности штырь 15, расположенный в криволинейном пазу 13 внешнего стакана 11 (фиг. 3), при этом горизонтальный стержень 3 консольно закреплен на внешнем стакане 11 втулки.

На вертикальной стойке 2 установлен также амортизатор 16, чтобы избежать шума при потере равновесия горизонтального стержня 3. Втулка контактирует с вертикальной стойкой в двух точках 17 и 18 (фиг. 3). Имеется также привод (не показан) с ручкой 9.

Прибор работает следующим образом.

Устанавливают требуемую длину втулки путем перемещения за штыри 15 стакана 12 втулки относительно стакана 11 втулки в кронштейном пазу 13.

Перемещают вертикальную вилку 6 с рейкой 5 на максимальное расстояние от стой-ки 2 вращением ручки 19, затем груз 4 на стержне 3 также перемещают на максимальное расстояние от стойки 2.

При этом сохраняется устойчивое равновесие стержня с грузом благодаря трению втулки в точках 17 и 18 о стойку 2.

Вращением ручки 19 благодаря взаимодействию с упорами 7 вилки 6 груз 4

10 перемещают по направлению к стойке 2 до тех пор, пока горизонтальный стержень 3 с грузом 4 не упадет, потеряв равновесие. При этом по шкале, имеющейся на боковой стороне рейки 5, фиксируют расстояние от оси стойки 2, на котором произойдет потеря равновесия стержня с грузом.

Учебный прибор наглядно демонстрирует, что при одинаковом грузе указанное расстояние изменяется в зависимости от длины втулки. Так, при максимальной рабочей длине втулки это расстояние больше, чем при минимальной длине втулки.

Формула изобретения

25 Учебный прибор по теоретической механике, содержащий основание с жестко прикрепленной вертикальной стойкой, установленную на последней с возможностью вертикального перемещения втулку и горизонтальный стержень с грузом, отличающийся

ЗО тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей, он имеет указатель устойчивости стержня, выполненный в виде горизонтально расположенной градуированной рейки, несущей на одном конце вертикальную вилку с упорами, контактируюЗ шими с грузом, и кронштейн, закрепленный на стойке и имеющий направляющую для рейки и вертикальный паз, а втулка состоит из двух вертикально расположенных один в другом стаканов, внешний из

41) которых обращен дном вниз и имеет на боковой поверхности криволинейный паз и штырь, расположенный в вертикальном пазу кронштейна, а внутренний обращен дном вверх и имеет на боковой поверхности штырь, расположенный в криволинейном пазу внеш45 него стакана, при этом горизонтальный стержень консольно закреплен на внешнем стакане втулки.

1223274

Составитель Т. Григорян

Редактор О.Юрковецкая Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Заказ 1718/54 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Учебный прибор по теоретической механике Учебный прибор по теоретической механике Учебный прибор по теоретической механике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области астрономии и может быть использовано для изучения периодических движений поверхности Земли

Изобретение относится к области учебно-наглядных пособий, используемых в учебном процессе при изучении прикладной механики, теории механизмов и машин и других дисциплин

Изобретение относится к области образования и может быть использовано как наглядное пособие по курсу физики

Изобретение относится к учебнонаглядным пособиям и : озволяет расширить удобство использования за счет применения световой индикации в учебном приборе по физике

Изобретение относится к устройствам для демонстрации напряжений в железнодорожном пути при перемещении транспортного средства и позволяет повысить точность демонстрации

Изобретение относится к наглядным приборам для демонстрации колебательных процессов линейных и нелинейных механических систем и позволяет расширить диапазон решаемых задач путем исследования факторов, влияющих на вибрационные процессы

Изобретение относится к учебным демонстрационным приборам по курсу физики и позволяет повысить наглядность демонстрации чисто гармонических колебаний

Изобретение относится к области у-чебных демонстрационных приборов по - механике и физике и позволяет расширить дидактические возможности при решении задач механики и физики, например , в учебном процессе

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по теоретической механике и позволяет повысить демонстраци онные возможности его и наглядность при демонстрации .положения мгновенного центра скорости при плоскопараллельном движении
Наверх