Станок для изготовления обмоток статоров электрических машин

 

Изобретение относится к области технологии электромашиностроения. Цель изобретения состоит в улучшении качества обмоток статора путем уменьшения скручивания провода, а также повышения плотности обмотки в. пазах за счет инерционного воздействия на калэдый виток и обмотку в целом.Устройство содержит станину 1, проводоводитель 2, выполненный в виде трубки, установленной в корпусе 3 с возможностью вращения от привода проводоводителя 2, механизм подачи провода 11. В станине 1 установлено с возможностью вращения относительно нее статорное гнездо 17, кинемати - чески связанное с проводоводителем 2. Корпус 3 проводоводителя 2 жестко скреплен со статорным гнездом 17 и не соединен со станиной 1,-имея, таким образом, возможность поворачиваться относительно станины 1.При (rt я Ю to со со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1224913 ду g Н 02 К 15/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

М

_#_

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3673922/24-07 (22) 20.12.83 (46) 15.04.86. Бюл. Р 14 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии электромашиностроения (72) Ю.И.Карелов (53) 621.318.44(088.8) (56) Патент США Р 3903933, кл. В 21 Р 3/00, 1975.

Авторское свидетельство СССР

Ф 519089, кл. Н 02 К 15/04, 1973. (54) СТАНОК ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТОК

СТАТОРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (57) Изобретение относитсяк области технологии электромашиностроения. Цель изобретения состоит в улучшении качества обмоток статора путем уменьшения скручивания провода, а также повышения плотности обмотки в пазах за счет инерционного воздействия на каждый виток и обмотку в целом.устройство содержит станину 1, проводоводитель 2, выполненный в виде трубки, установленной в корпусе 3 с возможностью вращения от привода проводоводителя 2, механизм подачи провода 11. В станине 1 установлено с возможностью вращения относительно нее статорное гнездо 17, кинематически связанное с проводоводителем

2. Корпус 3 проводоводителя 2 жестко скреплен со статорным гнездом 17 и не соединен со станиной 1, имея, таким образом, возможность поворачиваться относительно станины 1.При

1224913 вращении статорного гнезда вместe со дну пазсв,< пособствующая более плотстатором возникает центробежная си- ной укладке витков и удерживающая ла, прижимающая намотанные витки к витки в пазах при намотке. 2 ил.

Изобретение относится к технологии электромашиностроения, а именно к изготовлению всыпных обмоток статоров электрических машин,проталкивал TpM IIpoBopB

Целью изобретения является улучшение качества обмоток статора путем уменьшения скручивания провода, а также повышения плотности обмотки в пазах за счет инерционного воздействия на каждый виток и обмотку в целом.

На фиг. 1 представлен станок для изготовления обмоток статоров электрических машин, общий вид, на фиг. 3— разрез А-Л на фиг. 1.

Станок для изготовления обмоток статора содержит станину 1 (фиг,1)„ нроводоводитель 2, выполненный в виде трубки, установленной в корпусе 3 с возможностью вращения от при» вода проводоводителя 2, выполненного в виде электродвигателя 4 (фиг.2), закрепленного на станине 1, зубчатых колес 5 и 6, зубчатого колеса 7,,закрепленного на приводном валу 8„ и конических зубчатых передач 9 и 10, одна из которых — 9 — закреплена на приводном валу 8, а другая — 10 — на проводоводителе 2.

Станок содержит механизм подачи провода 11., выполненный в виде двух роликов 12 и 13 один из которьж, например 12, приводной. Ролики вращаются в направлениях, указанных стрелками 14 и 15.

Ролики 12 и 13 связаны (кинематически или электрически) с приводным валом 8 таким образом, что эа один оборот проводоводителя 2 при заданном диаметре ролика 12 сквозь приводной вал 8, который выполнен польи, подается отрезок провода, равный периметру наматываемого витка 16.

Подача провода 11 равномерная (связь ролика 12 с зубчатым колесом 7 на фиг, 1 и 2 не показана).

В станине 1 установлено с возможностью вращения относительно нее статорное гнездо 17, посредством фланца

18 жестко связанное с корпусом 3, а посредством зубчатых колес 19 и 20, вала 21, зубчатых колес 22 — 24,редуктора 2S — с зубчатым колесом 7, и таким образом кинематически связано с проводоводителем 2, Кинематическая связь между статорным гнездом

17 и проводоводителем 2 такова,что

10 эа один оборот проводоводителя 2 статорное гнездо 17 вместе с закрепленным на нем статором 26 проворачивается на один оборот в направле" нии, противоположном закручиванию провода 11 при вращении проводоводителя 2.

Редуктор 2 > позволяет увеличить вдвое скорость вращения статорного гнезда 17 в указанном направлении, либо разомкнуть кинематическую цепь, затормозив статорное гнездо 17.

Корпус 3 проводоводителя 2 жестко скреплен со статорным гнездом 17 и не соединен со станиной 1, таким образом имеет возможность поворачиваться относительно станины

Статорное гнездо 17, кроме фланца

18, содержит также съемный фланец

27 и защелки 28 для фиксирования последнего в статорном гнезде 17.

Для направления провода 11 в пазы

29 статора 26 в статорном гнезде 17 имеются направляющие щитки 30 и 31, установленные с возможностью поворота на штифте 32, ступицами 33 и 34 закрепленном на корпусе 3.

Направляющие щитки 30 и 31 снабжены кронштейнами 35 и 36, установ ленными с возможностью перемещения от специального механизма (не показа4Î но), закрепленного на фланце 27.

Станок работает следующим образом.

В статорное гнездо 17 устанавливают статор 26, конец провода 11, 45 протянутого сквозь проводоводитель закрепляют в гнезде 17. Шитки 30 и 31 устанавливают на необходимый шаг намотки. Фланец 27 фиксируют эа12

24913 щелками 28. Включают электродвигатель

4 и привод ролика 12.

Проводоводитель 2 начинает вращаться, одновременно осуществляется подача провода 11 и вращение статорного гнезда 17 вместе со статором 26, съемным фланцем 27 и направляющими щитками 30 и 31. При этом на один оборот проводоводителя подается отрезок провода 11, равный периметру наматываемого витка 16; выталкиваемый провод 11 скользит вдоль щитков

30 и 31 и от проводоводителя.2 укладывается в пазы 29 статора 26. При этом провод закручивается, т. е. за один оборот проводоводителя 2 отрезок провода, равный периметру укладываемого витка, закручивается на 360 .

Так как статорное гнездо 17 вместе со статором 26, корпусом 3 и проводоводителем 2 поворачивается за один оборот проводоводителя на один полный оборот в сторону, противоположную закручиванию, закручивание провода устраняется.

Витки 16 приобретают плоскую форму, что уменьшает их коробление и способствует лучшему заполнению пазов 29 статора. При вращении статор. ного гнезда вместе со статором возникает центробежная сила, прижимающая намотанные витки 16 ко дну пазов

29, способствующая более плотной укладке витков 16 и удерживающая витки в пазах 29 при намотке. Центробежная сила пропорциональна квадрату скорости вращения статора 26, поэтому в случае жестких проводов может целесообразно установить при помощи редуктора 25 два оборота статорного гнезда на один оборот проводоводиtO теля в направлении, противоположном закручиванию провода проводоводитеяем.

Формула изобретения

15 Станок для изготовления обмоток статоров электрических машин, содержащий станину, статорное гнездо,проводоводитель, включающий корпус и полый вал, механизм подачи провода

20 проталкиванием, привод вращения проводоводителя и статора и формообразующую оснастку, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью улучшения качества обмоток статора путем уменьшения скручивания провода,а также повышения плотности обмотки в пазах за счет инерционного воздействия на каждый виток и обмотку в целом, корпус проводоводителя установлен с возможностью вращения относительно . станины, а статорное гнездо кинематически связано с праводоводителем и жестко с корпусом. 2 4913 яж2

Составитель Е.Скороходов

Техред И.Попович Еорректор М.Демчик

Редактор И,Горват

Заказ 1959/54 Тираж 631 Подписное

ЗНИИПИ Государственного коми-.eòà СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, >К-35, Раунская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Станок для изготовления обмоток статоров электрических машин Станок для изготовления обмоток статоров электрических машин Станок для изготовления обмоток статоров электрических машин Станок для изготовления обмоток статоров электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям станков для формовки петлевой якорной обмотки

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх