Устройство для чистовой обработки профилей зубьев зубчатых колес

 

СООЗ СОВЕТСНИХ

СО@МЛИСТИЧЕСНИХ

КСПУБЛИК (19) аИ ц 4 Ь 23 F 9/02//В 21 Н 5/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ;:

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ миф, (2 l ) 3725229/25-08 (22) 13.04.84 (46) 15.05.86. Бюл. И 18 (71) Криворожский ордена Трудового

Красного Знамени горно-рудный институт

:(72) И.А.Бегагоен, А.И.Бойко н Е1.А.Николаев (53) 621.923.74:621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 743799, кл. В 23 F 19/02,,1977. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЧИСТОВОЙ 08РАБОТКИ ПРОФИЛЕЙ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЖС, шпиндель изделия которого связан с двумя инструментальными шпинделями кинематической и силовой связью, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения технологических возмокностей за счет реализации повышенных усилий резания и обеспечения обработки зубчатых колес с различным профилем по противоположным сторонам зубьев, силовая связь представляет собой два потока, каздый из которых включает механизм ра" бочей нагрузки, который выполнен в виде лопастного гидроцилиндра с ограничителем угла поворота, а кинематнческая связь осуществлена посредством зубчатых колес.

Изобретение относится к обработке металлов и может быть использовано для чистовой обработки зубьев зубчатых колес, в том числе методами тонкого пластического деформирования, Цель изобретения — расширение технологических возможностей устройства за счет реализации повьппенных усилий резания и обеспечения обработки зубчатых колес с различным профилем по противоположным сторонам зубьев, На фиг.1 представлена развертка по осям валов устройства; на фиг.2— разрез А-А на фиг.l; на фиг.3 схематично изображено направление нагружающих моментов во время обработки; на фиг.4 и 5 — положение зубьев обрабатываемого колеса относительно инструмента в начале и конце обработки соответственно.

Устройство (фиг.l) содержит корпус 1, в котором на подшипниковых опорах установлены валы 2 — 4 с зубчатыми инструментами 5 и 6 и обрабатываемым. зубчатым колесом 7. На валах 2 и 4 посредством шлицевого соединения устанавливают нагружающие механизмы.8 и 9, а на валу Э вЂ” привод устройства (не показан).

Нагружающие механизмы представляют собой корпус, выполненный в виде полого цилиндра, на внутренней поверхности которого имеются лопасти

10 и упоры ll, предназначенные для ограничения угла поворота обрабатываемого зубчатого колеса относительно инструмента. Внутри корпуса установлен ротор 12 с лопастями 13 на внешней поверхности, изготовленный заодно с валом 14, в котором выполнены каналы для подвода рабочей среды в полость между лопастями 10 и 13. Со стороны вала 14 нагружающие механизмы закрывают крышкой 15. Валы нагружающих механизмов установлены соосно с валами 2 и 4. Зубчатые колеса 16 и

17 установлены на валах нагружающих механизмов 8 и 9 и входят в зацепление с центральным зубчатым колесом

18, установленным на валу 3. Зубчатые колеса 16 и 17 имеют такое же количество зубьев, как и зубчатые инструменты 5 и 6, а количество зубьев центрального зубчатого колеса 18 равно числу зубьев обрабатываемого зубчатого колеса 7. Нагружающие механизмы 8 и 9 изготовлены так, что моменть» нагружения (М) (фиг.3) направлены в

230764 3 противоположные стороны, что обеспечивает одновременную обработку обеих боковых поверхностей зубьев обра15

30 вала в этом положении. Проворачивая вал с инструментом то в одну, то в другую сторону, определяют отсутствие зазоров в зацеплении, 40 Аналогичную операцию повторяют

;для второго зубчатого инструмента.

10 батываемого колеса, вследствие чего отпадает наобходимость в реверсировании вращения привода.

Перед началом обработки зубчатых колес с помощью предлагаемого устройства необходимо произвести его наладку.

Для наладки устройства на вал 3 вместо обрабатываемого зубчатого колеса устанавливают эталон, представляющий собой точно изготовленное зубчатое колесо с размерами зубьев, равными тем размерам, которые необходи- мо получить после обработки колеса.

На валы 2 и 4 устанавливают зубчатые инструменты 5 и 6, которые вводят в зацепление с эталоном.

До включения привода вращения масло под давлением подводят к нагружающнм механизмам, ротор 12 проворачивается, а лопасти 13 упираются в упоры 11, Для устранения зазоров в зацеплении эталон — зубчатый инструмент и в зацеплении синхронизирующей передачи проворачивают зубчатый инструмент в ту сторону, в которую поворачивает

его нагружающий механизм, а вал, на котором крепится данный зубчатый инструмент, проворачивается в противоположную сторону. С помощью гайки инструмент фиксируют относительно

После выполнения этих операций выключают подачу масла к нагружающим механизмам и снимают эталон с вала 3.

Затем на валу 3 устанавливают об» рабатываемое зубчатое колесо 7, которое вводят в зацепление с зубьями инструментов 5 и 6. Включают привод вращения и привод подачи масла в рабочее пространство между лопастями

10 и 13 по каналам в валах нагружающих механизмов 8 и 9. Масло, воздействуя на лопасти 10 и 13, создает крутящий момент, который через зубчатую пару 16 и 18 стремится провернуть обрабатываемое зубчатое колесо 7 от-. носительно инструмента 5, что созда- ет окружные усилия на зубьях колеса

1230764

m г

ВО

АС

e4, arcsin

ВО2

АВ

g = arcsin — —, ВО где

ВНИИПИ Заказ .2480)15 Тираж 1001 Подписное

Произв.-полигр. пр-тие, г. ужгород, ysf,. Проектная, 4 з

7, вследствие чего осуществляется деформирование поверхностного слоя металла последнего при перекатывании по нему зубьев инструмента 5. Крутящий момент, создаваемый нагружающим механизмом 9 во втором замкнутом контуре, передаваемый через зубчатую пару 17 и 18, стремится провернуть обрабатываемое зубчатое колесо 7 относительно инструмента 6 в противопо- 1р ложную сторону, что обеспечивает обработку другой боковой поверхности зубьев обрабатываемого зубчатого колеса.

В начале процесса обработки, когда припуск под обработку не деформирован, угол к (фиг.4) между межосевой линией 0,0 и осью зуба 0 А обрабатываемого зубчатого колеса равен где А — половина толщины зуба необработанного зубчатого коле25 са, (DC +О)

АВ = — ——

DC — толщина зуба, которую неооходимо получить после обработки;, -1

4 а — припуск под обработку;

ВΠ— радиус делительной окружности обрабатываемого зубчатого колеса, где m — модуль; г — количество зубьев.

Когда припуск под обработку деформирован до заданной толщины зуба, обрабатываемое зубчатое колесо проворачивается относительно зубчатого инструмента, и угол между межосевой линией 0,0 и осью зуба АО> обрабатываемого зубчатого колеса становится равным к, (фиг.5) В этот момент лопасти 13 ротора

12 нагружающих механизмов 8 и 9 входят в контакт с упорами 11 и действие крутящих моментов, создаваемых нагружающимн механизмами, прекращается, при дальнейшем вращении привода, происходит только выглаживание поверхности обработанных зубьев, после чего устройство выключают.

Устройство для чистовой обработки профилей зубьев зубчатых колес Устройство для чистовой обработки профилей зубьев зубчатых колес Устройство для чистовой обработки профилей зубьев зубчатых колес 

 

Похожие патенты:
Наверх