Способ контроля зубчатых колес с продольной модификацией зубьев

 

Изобретение относится к средствам иметодам измерения зубчатых колес и позволяет повысить точность контроля путем упрощения конструкции устройства, реализующего способ, а также снижает трудоемкость контроля путем упрощения настройки устройства. Это достигается тем, .что вводят изме рительный наконечник в контакт с контролируемой поверхностью зуба у его торца, перемещают наконечник до противоположного торца, а в качестве контролируемой поверхности выбирают дно впадины между зубьями, измеряют величину выпуклости дна впадины. и с учетом этого определяют величину продольной модификации зуба . 6 Ш.. INS СО 00 сх

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И): (1) 4 G 01 В 5/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АЮТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

©©

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3795187/25-28 (22),02. 10. 84 (46) 15.05..86, Бюл. В 18 (71) Донецкий политехнический институт (72) В.В.Польченко, А.П. Гуня, (0.В.Петтик,;В.А.Финиченко и В.П.Гордиенко (53) Я1.717.2: 621.833(088.8) (56) Тайц Б.А., .Марков Н.Н. Точность и контроль зубчатых передач. Изд.2-е перераб. и дополн. Л.; Машинострое,ние, 1978, с.56-57, 86-88.

:(54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С

ПРОДОЛЬНОЙ МОДИФИКАЦИЕЙ ЗУБЬЕВ (57) Изобретение. относится к сред ствам и методам измерения зубчатых колес и позволяет повысить точность контроля путем упрощения конструкции устройства, реализующего способ, а также снижает трудоемкость контроля путем упрощения настройки устройства.

Это достигается тем, что вводят измерительный наконечник в контакт с конт" ролируемой поверхностью зуба у его торца, перемещают наконечник до противоположного торца, а в качестве контролируемой поверхности выбирают дно впадины между зубьями, измеряют величину выпуклости дна впадины. и с. учетом этого определяют величину продольной модификации syба б нл.

1384 3 жестко связана с кареткой 3, на дно

10 впадины у торца колеса. Вводят наконечник 6 в контакт с предварительным натягом. Вращая ходовой винт 4, 5 перемещают каретку 3 с индикаторной головкой 5 параллельно оси 8 контролируемого колеса так, чтобы наконечник находился перпендйкулярно оси 8 колеса, до противоположного торца.

fp При измерении величину выпуклости дна впадины получают как разность наибольшего и наименьшего показаний индикаторной головки, так как формирование боковой поверхности бочкообразных зубьев, являющихся одной из основных разновидностей зубьев с продольной модификацией, заключается в дополнительном смещении исходного контура по кривой определенного ради1р уса. Бочкообразование осуществляется на зубофрезерном станке с применением специального копировального приспособления для введения дополнительного смещения исходного .контура от

2 его номинального положения для нарезаемого венца в процессе обработки.

При нарезании бочкообразных зубьев 9 (фиг.5) червячной фрезой методом копирования исходный контур

ЗО движется по траектории, описанной радиусом R копира, центр О которой лежит на средней плоскости 12 зубчатого венца нарезаемого колеса 11.

Поверхность дна 10 впадин между зубьями имеет криволинейный профиль, образованный червячной фрезой. Форма этой поверхности полностью зависит от смещения исходного контура и, следовательно, от формы и размеров зуба, так как они образуются одним и тем же инструменpoN, На фиг.б,обозначены величина про= дольной модификации (бочкообразности)

6S,, допуск на бочкообразность ТьЯ,.

Величина смещения исходного контура E„ связана с отклонением толщины зуба Е, по постоянной хорде в нормальном сечении зависимостью Е =

Ес

2tgw .

gp где Ы- угол профиля рейки (о = 20 ).

1 123

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам конт" роля зубчатых колес, Цель изобретения — повьппение точности контроля путем упрощения конструкции устройства для реализации способа и снижение трудоемкости контроля путем упрощения настройки ука-. занного устройства.

На фиг. 1 изображена схема устройства для реализации предлагаемого способа; на фиг.2 — вид А на фиг.1; на фиг.З вЂ” схема контроля зубчатого колеса; иа фиг.4 — вид Б на фиг.3; на фиг.5 — схема получения бочкообразного зуба; на фиг.6 — сечение В. В на фиг.5.

Устройство для реализации способа контроля зубчатых. колес с продольной модификацией зубьев содержит корпус

f Г-образной формы с направляющей 2 на горизонтальной полке, каретку 3,, расположенную на направляющей 2, ходовой винт 4, установленный на горизонтальной полке корпуса 1 и кинематически связанный с кареткой 3, индикаторную головку 5 с измерительным наконечником 6, установленную на каретке 3, магнитную плиту 2, закреп-. ленную на вертикальной полке корпуса 1 и предназначенную для закрепления корпуса 1 на торце контролируей мого колеса, На фиг.1 обозначены также ось 8, эуб 9 и дно 10 впадины между зубьями контролируемого колеса 11. Кроме того на фиг.5 обозначена средняя плоскость . 12 зубчатого колеса 11 °

Способ осуществляют следующим образом.

Вводят измерительный наконечник 6 в контакт с контролируемой поверхностью зуба 9 у его торца и перемещают наконечник до противоположного торца.

В качестве контролируемой поверхности выбирают дно 10 впадины между зубьями измеряют величину выпуклости дна 10 впадины и с учетом этого определяют величину продольной модификации зуба.

Для этого корпус 1 (фиг. 1-4) устройства для контроля зубчатых колес с продольной модификацией зубьев закрепляют на торце контролируемого колеса 11 при помощи магнитной плиты 7 так, чтобы направляющая 2 с кареткой

3 располагались над дном 10 впадины колеса. Вращая ходовой винт 4, устанавливают измерительный наконечник

6 индикаторной головки 5, которая

Ес 4S

4$ =, тогда Е = — — — или hS с н tgd

0 E„ СЕь| . Смещение исходного контура

Е„ необходимо для обеспечения гарантированного бокового зазора (j ) в зацеплении, а дополнительное смещение

U к смещению исходного контура — для получения бочкообразного профиля зуба.

3 1231

Зависимость, связывающая дополнительное смещение исходного контура U„ и величйну бочкообразности АБ, такая. же, как и байя смещения исходного контура, т.e., о8 = U„. tgy. Но так как величина. дополнительного смещения исходного контура U и величина выпуклости дна

Ч впадины U: отличаются на величину, не и превышающую 1Х, то с точностью, достаточной.для инженерных расчетов и 0 .практнческого использования, можно принять: Ц; U или а8 > U„ tga. Таким образом, по величине выпуклости дна впадины можно определить продольную модификацию зуба. 35

Использование изобретения позволяет снизить трудоемкость контроля и повысить точность контроля путем упрощения настройки устройства.

384 4

Ф о р м у л а и з, о б р е т е н и я

Способ контроля зубчатых колес с продольной модификацией зубьев, заключающийся в том, что вводят иэмерительньй наконечник в контакт с контролируемой поверхностью зуба у его торца, перемещают наконечник до противоположного торца и по данным об отклонении полутолщины зуба судят о его продольной модификации, о т л и-,. ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости контроля, в качестве контролируемой поверхности выбирают дно впадины между зубьями, измеряют величину выпуклости дна впадины, и с уче том этого .определяют величину продольной модификации зуба..

1231384 I

Составитель Б.Афонский

Редактор А.Огар Техред В.Кадар Корректор Г.Решетник

Закаэ 2555/46 . Тирак 670 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.умгород, ул,Проектная, 4

Способ контроля зубчатых колес с продольной модификацией зубьев Способ контроля зубчатых колес с продольной модификацией зубьев Способ контроля зубчатых колес с продольной модификацией зубьев Способ контроля зубчатых колес с продольной модификацией зубьев 

 

Похожие патенты:
Наверх