Способ контроля технического состояния обсадной колонны

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОДИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) и 4 Е 21 В 47/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

tg

Фиг. /

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

И ASTOPCH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3826123/22-03

-(22) 11. 12. 84 (46) 23.05.86. Бюл. 11 19 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт геофизических методов исследований, испытания и контроля нефтегазоразведочных скважин (72) Б.Л. Нечаев и В.А. Валяев (53) 550.83:622.241(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 859618, кл. Е 21 В 47/08, 1981.

Кривко Н.Н., Шароварин В.Д., Широков В.Н. Промыслово-геофизическая аппаратура и оборудование.-M.: Недра, 1981, с. 256-258. (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ, включающий измерение геометрических параметров ее внутренней поверхности, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения вида и величины повреждения колонны, на внутреннюю поверхность обсадной колонны в заданном интервале глубин наносят исчезающие при повреждении метки, затем в процессе контроля считывают метки в отдельных сече- . ниях заданного интервала глубин, при этом о виде и величине .повреждения судят, сравнивая геометрические параметры внутренней поверхности колон- Е ны с наличием меток по периметру колонны.

? 789 2 ной окружности не выполняется, то отыскивается другая комбинация четырех точек, образующих окружность, удовлетворяющую условию группирова- . ния точек.

123

Изобретение относится к нефтегазо. добывающей промвппленности и может быть использовано для определения технического состояния обсадных колонн скважин.

Цель изобретения — поввппение точности определения вида и величины повреждения колонны.

На фиг. 1 — 3 изображено внутреннее сечение соответственно неповрежденной,изношенной и смятой колонн.

Предлагаемый способ состоит в следующем.

Измерительное устройство (профилемер) с центром в точке О позволяет определять и расстояний 1, 1,,,...,1„ от точки О до внутреннего профиля нормального сечения трубы. Кружками обозначены точки поверхности, в которых ведется контроль профиля. Штрихи

1,2,..., К изображают метки, нанесенные на неповрежденную. поверхность трубы.

Положим для определенности, что число контролируемых точек внутренней поверхности и число меток в сечении одинаково и равно 16, причем их распределение по профилю нормального. сечения равномерно.

Если окажется, что при контроле внутреннего профиля произвольного сечения обсадной колонны зафиксированы все 16 поверхностных меток, то справедлив один из выводов: рассматриваемое сечение неповреждено (фиг. 1) или имеет место смятие колонны в сечении (фиг. 3). При этом износ колонны исключен. Отсутствие части меток свидетельствует об износе внутренней поверхности трубы в сечении ,(фиг. 2).

Окончательное заключение о состоянии колонны в контролируемом сечении может быть дано на основании анализа его геометрических парамеров, например путем нахождения окружности,включающей в себя не менее четырех произвольных точек, принадлежащих участ.кам профиля сечения с сохранившимися метками, которая принимается за эталонную, если существует тенденция к группированию точек 1; у линии этой окружности. Определив кратчайшие расстояния от точек 1; до линии эталона, можно уточнить вид и найти величины повреждений колонны в каждой точке рассматриваемого сечения. Если усло.вие группирования точек для выбран10

Примером меток, которые могут быть установлены на внутреннюю поверхность обсадных колонн, служат продольные и винтовые aàðàïèíû или различные диэлектрические покрытия.

В первом случае для считывания меток могут быть использованы известные электромагнитные индикаторы, а во втором — измерители электрического сопротивления поверхностного слоя.

Контроль геометрических параметров внутренней поверхности обсадных труб может быть осуществлен с помощью известных трубных . профилемеров.

Проведение контроля состояния обсадной колонны по предлагаемому способу рассмотрим на примере меток, выполненных в виде продольных царапин, нанесенных на внутреннюю поверхность труб. При компоновке обсадной колонны или после ее цементирования до начала проведения бурильных работ специальным инструментом с режущими кромками в заданном интервале обсадной колонны на ее внутреннюю поверхность наносят необходимое число параллельных поверхностных царапин. На заданную глубину скважины в обсадную колонну опускают аппаратуру, позволяющую вести одновременный контроль поверхностных царапин и геометрических параметров внутренней поверхности колонны. В процессе движения аппаратуры вдоль контролируемого интервала определяют распределение цара" пин — меток и геометрические характеристики внутреннего профиля в каждом сечении заданного участка колонны предназначенного для контроля. Выделяют сечение с полностью илй частично сохранившимися царапинами-метками, и по геометрическим параметрам дуг окружностей, включающих сохранившиеся .метки, определяют геометрические характеристики и положения в каждом отдельном сечении соответствующих эталонов. Сравнивают геометрические характеристики внутренних профилей сечений и соответствующих эталонов, в результате чего устанавливают наличие или отсутствие .повреждения ко лонны в сечении, его вид и величину вдоль линии профиля.

1232789

Составитель Н. Кривко

Техред И.Ходанич

Корректор А. Ференц

Редактор А. Шишкина

Заказ 2246/32 Тираж 548

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская.наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул.. Проектная, 4

В тех случаях, когда требуется определить состояние обсадной колонны в сечениях с невыявленными метками, в качестве эталонов для них выбираются эталоны ближайших сечений с зафиксированными метКами.

Способ контроля технического состояния обсадной колонны Способ контроля технического состояния обсадной колонны Способ контроля технического состояния обсадной колонны 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, в частности к способам контроля содержания нефти в пластовой жидкости скважины в процессе ее эксплуатации

Изобретение относится к нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, в частности к способам контроля содержания нефти в пластовой жидкости скважины в процессе ее эксплуатации

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для обследования нефтяных, газовых и геофизических скважин путем движения скважинного прибора в скважине в непрерывном или точечном режиме, при определении азимута и зенитного угла скважины

Изобретение относится к устройствам для измерения температуры в буровых скважинах

Изобретение относится к области нефтедобывающей промышленности, а именно к области измерения продукции (дебита) различных категорий нефтяных скважин (мало-, средне- и высокодебитных) и определения фазного и компонентного составов

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния обсадных колонн в скважинах и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к геофизическим исследованиям

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности, в частности к способам, применяемым для геофизических исследований скважин, и предназначено для технического состояния их крепи: обсадной колонны и цементного кольца в заколонном пространстве, а также спущенных в скважину насосно-компрессорных труб (НКТ)
Наверх