Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки

 

Изобретение относится к электротехнике - защите электродвигателя от перегрузки - и может быть использовано для электродвигателей пассажирских лифтов. Цель изобретения - повышение точности защиты. Устройство содержит датчик 1 тока электродвигателя с квадратичньи преобразователем 3 и задатчик константы 5, которые через апериодическое звено (A3) 4 присоединены к первому компаратору (К) 6. Эадатчик максимально допустимой температуры 7 присоединен к К 6 и ключу 13. Датчик окончания цикла (ДОЦ) 9 и выход К 6 через элемент И 8, усилители (У) 10 присоединены к исполнительному реле 11, воздействующему на отключение электродвигателя. Введение второго компаратора 14, включенного между датчиком 1 и У 10 в режимах дотягивания лифта до очередного этажа, при обрыве одной фазы или при движении лифта с неотпущенными тормозными колодками, без ожидания сигнала с ДОЦ 9, дает сигнал на отключение двигателя с фиксированной задержкой только для отстройки от номинальных пусковых токов. 1 з .п. ф-лы. 3 ил. а с к о: о: к 4 к

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

2 А1 (1Е (И) (511 4 Н 02 Н 7/085

Х

OllHGAHNE ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3771404/24-07 (22) 18 ° 07.84 (46) 23.05.86. Бюл. Ф 19 (71) Особое проектно-конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Черметавтоматика" (72) В.Л. Савченко, В.П. Зориков, А.П. Петров и Ю.В. Шинкарук (53) 621.316.925(088.8) (56) Патент ФРГ Н -. 2431540» кл. Н 02 Н 7/08, опублик. 1976.

Авторское свидетельство СССР

Р 660142, кл. Н 02 Н 7/08, 1976. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ (57) Изобретение относится к электротехнике — защите электродвигателя от перегрузки — и может быть использовано для электродвигателей пассажирских лифтов. Цель изобретения — повышение точности защиты. Устройство со" держит датчик 1 тока электродвигателя с квадратичным преобразователем 3 и задатчик константы 5, которые через апериодическое звено (АЗ) 4 присоединены к первому компаратору (К) 6. 3адатчик максимально допустимой температуры 7 присоединен к К 6 и ключу

13. Датчик окончания цикла (ДОЦ) 9 и выход К 6 через элемент И 8, усилители (У) 10 присоединены к исполнительному реле 11, воздействующему на отключение электродвигателя. Введение второго компаратора 14, включенного между датчиком 1 и У 10 в режимах дотягивания лифта до очередного этажа, при обрыве одной фазы или при движении лифта с неотпущенными тормозными колодками, без ожидания сигнала с

ДОЦ 9, дает сигнал на отключение двигателя с фиксированной задержкойтолько для отстройки от номинальных пусковых токов ° 1 . 9 е и а ф лы 3 ил е

1 12332

Изобретение относится к устройствам для защиты электродвигателя от перегрева и может быть использовано в частности для защиты электродвигателей пассажирских лифтов. 5 .Цель изобретения — повышение точности и надежности защиты.

На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг.2 тепловая модель электродвигателя, 10 реализующая дифференциальное уравнение; на фиг. 3 — вариант выполнения устройства.

Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки содержит датчик

1 тока электродвигателя 2, квадратичный преобразователь 3, апериодическое звено 4, задатчик 5 константы, первый компаратор 6, задатчик 7 максимально допустимой температуры, эле- ° мент И 8, датчик 9 окончания цикла, усилитель 10, исполнительное реле 11, выключатель 12, ключ 13, второй компаратор 14.

Устройство работает следующим образом.

С датчика 1 тока трехфазного асин/ хронного электродвигателя 2 напряжение, пропорциональное току электродвигате— ля 2, подается на вход квадратичного преобразователя 3, с выхода которого сигнал, пропорциональный квадрату тока электродвигателя

 — — — concc, 35 ! где I — номинальный ток электродви 1 гателя, поступает на первый вход апериодического звена

4, а на второй суммирующий 40 вход последнего с выхода задатчика 5 константы подается сигнал, пропорциональный

В а 1000 Р а (1+2,) а+1 A а+ 1) н

42 2 ный фактической температуре двигателя, который подается на первый вход компаратора 6, на второй вход которого поступает с выхода задатчика 7 максимально допустимой температуры электродвигателя сигнал, пропорциональный заданной максимально допустимой температуре э „, электродвигателя. При превышении фактической температурой C заданной с „ „, компаратор 6 срабатывает и с его выхода поступа— ет сигнал на первый вход элемента И 8.

По окончании цикла (в нашем случае — при достижении лифтом очередного этажа) с выхода датчика 9 окончания цикла на второй вход элемента И 8 поступает сигнал, элемент И 8 срабатывает и на его выходе появляется сигнал, который усиливается усилителем 10. С выхода усилителя 10 сигнал подается на исполнительное реле 11, которое .своими контактами воздействует на управляющие цепи выключателя

12, и последний отключает двигатель

2 от сети. Кроме того, контактом исполнительное реле 11 подает управляющий сигнал на ключ 13, последний срабатывает и выполняет следующие переключения: первым выходом изменяет параметры RC-цепочки апериодического звена (тепловая модель электродвигателя в режиме остановка), а вторым уменьшает величину максимально допустимой температуры электродвигателя так, чтобы при повторном включении его после остывания и неизменной нагрузке, при которой произошло первое отКлючение, лифт поднялся (опустился) до следующего этажа без перегрева электродвигателя 2.

Для построения простейших тепловых защит электродвигателей используют модели, описывающие электродвигатели как однородное в отношении нагрева тело

Qdr = Cdr + Adt где Q

50 С

А

55 где а — коэффициент потерь;

Р„ — номинальная мощность двигателя;

КПД двигателя при номинальной нагрузке;

А — теплоотдача, т.е. количество тепла, выделяемое двигателем в окружающую среду в единицу времени при разносо, ти температур в 1 С.

На выходе апериодического звена

4 формируется сигнал, пропорциональобщее количество тепла, сообщаемого телу; теплоемкость тела, т.е. количество тепла, необходимое для повышения температуры а двигателя на 1 С; теплоотдача, т.е. количество тепла, выделяемое двигателем в окружающую среду в единицу времени при разности температур в 1 С;

3 12332 — превышение температурой двигателя (обмотки) температуры окружающей среды.

Из основного уравнения (!) нагрева электрической машины получим

5 (2) (! (.

dt

С

А — (, л 2 тт

Я

f0 (3) где (— значение начального превыше- !5 о ния температуры обмотки двигателя.

В этих уравнениях (4)

q = 1000 ЬР, Дж/с, Тт = R1С.

После срабатывания ключа 13 (двигатель останавливается), контакт ключа 13 размыкается и постоянная времени апериодического звена увеличивается а l((I

I ((Рн а+1

Тт (КФ + R2) С.

Передаточная функция апериодического звена по первому входу (1000 Р„1 — 7(, А А (а+1) 1000 P 1—

А (а+1

40 ()2

Т(В ° а В а+ 1 а+1 (, „ ; (!3) WÄ (P) т() 1 — (( (((((2 н

ЬР = P lR<+ R

W, (Р) k

T P++1 (14) При эксплуатации электродвигателей лифтов возникают ситуации, когда .дотягивание лифта до очередного эта,жа может привести к недопустимому перегреву электродвигателя, например!

55 (а+х ) (9) откуда где Т т (;

R решением котдрого является

t t с =c>(! — е " )+(: е где ЬP = Р(-P

P, — мощность, подводимая к двигателю;

P — мощность на валу двигателя. г (-2")

25 а+! где P — номинальная мощность двига((теля, коэффициент потерь;

КПД двигателя при номинальной нагрузке; ток в обмотках двигателя; номинальный ток двигателя. (" ) "а+() ° 1000; (6) З5 н () . (() (45

Коэффициент потерь а можно определить аналитически по двум значениям

КПД и мощности к + U((U„(a +

ЬP = k + 0„()2=0„

42 4 () Р— ЬР„ (1О) ьР— ЬР ((.Ориентировочно (для номинальной нагрузки) можно принять следующие значения коэффициента потерь: для двигателей постоянного тока независимого возбуждения 1-1,5; для двигателей последовательного возбуждения

0,5-0,9; для асинхронных двигателей общепромышленного типа 0,5-1,0; для о асинхронных двигателей кранового типа 0,4-1,0; для синхронных двигателей 1-2.

На фиг. 2 представлена тепловая модель электродвигателя (апериодическое звено 4), реализующая дифференциальное управление (2), где R,Ñ =.Т вЂ” постоянная нагрева электродвигателя (в режиме работы электродвигателя); (Р +R )С =Т вЂ” постоянная охлаждения

2 то электродвигателя (в режиме останова);

До срабатывания ключа 13 постоянная времени апериодического звена

R,С +1 Т Р+! по второму входу и(R) - = — - (») R С +1 т Р+1!

Аналогично при охлаждении двигатеR(+К2

1?33242 при обрыве одной фазы или при движении лифта с неотпущенными тормозными колодками. В этих случаях отключение двигателя должно производиться без ожидания сигнала с датчика цикла.

Для реализации защиты электродвигателя в указанной ситуации в предла. гаемое устройство дополнительно включается (фиг. 3) второй компаратор 14 с фиксированной задержкой (для отстройки от нормальных пусковых режимов), причем вход второго компаратора 14 соединен с вторым выходбм датчика тока, а выход второго компаратора 15

14 соединен с вторым входом усилителя 10.

Работа этого канала защиты происходит следующим образом. При токе электродвигателя, равном пусковому, 2б с заданной выдержкой времени на выходе второго компаратора 14 появляется сигнал, который поступает на второй вход усилителя 10, далее срабатывает исполнительное реле 11, выключатель 25

12 и двигатель 2 отключается от сети.

Выдержка времени в компараторе 14 устанавливается больше длительности нормальных пусковых режимов, чтобы исключить ложные срабатывания защиты. gp

Преимущество предлагаемого устройства по сравнению с известным заключается в повышении точности защиты.

Формула изобpexeнn««35

1. Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки, содержащее последовательно соединенные датчик тока электродвигателя, квадратиЧный преобразователь, апериодическое зве-. но, первый компаратор и последовательно соединенные усилитель, исполнительное реле и выключатель, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности защиты, в него дополнительно введены задатчик константы, задатчик максимально дог пустимой температуры электродвигателя, ключ, элемент И и датчик окончания цикла работы, причем второй вновь введенный регулирующий вход апериодического звена, выполненного с перестраиваемой постоянной времени, соединен с выходом задатчика константы, а третий вновь введенный управляющий вход апериодического звена — с первым выходом ключа, второй выход ключа соединен с входом задатчика максимально допустимой температуры электродвигателя, выход которого соединен с вторым входом первого компаратора, выход последнего соединен с первым входом элемента И, второй вход которого соединен с выходом датчика окончания цикла, выход элемента И соединен с входом усилителя, а второй выход исполнительного реле — с входом ключа.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности защиты электродвигателя, в него дополнительно введен второй компаратор с задержкой, вход которого соединен с вторым выходом датчика тока, а выход - с вторым входом усилителя.

1233242

) 1 1

Йаюу б

Составитель О. Муратов

Техред М. Коданич Корректор А. Ференц

Редактор О. Бугир

Заказ 2779/55 Тираж 612 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электродвигателям, и может быть использовано а объектах с циклическим режимом работы электродвигателя на сельхозобъектах, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в других областях применения электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрооборудованию, и предназначено для защиты асинхронных электродвигателей от токовых и механических перегрузок, может быть использовано на объектах с циклическим режимом работы электродвигателя, на сельхозобъектах, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в других областях применения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для защиты трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты трехфазных двигателей от несимметричных и неполнофазных режимов

Изобретение относится к релейной защите электродвигателей от анормальных режимов их работы

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в релейной защите и автоматике асинхронных электродвигателей

Изобретение относится к электрическим аппаратам и может быть использовано в устройствах защиты электродвигателей на базе микропроцессорной техники
Наверх