Способ испытания на механическую прочность модели обмоточного слоя беспазовой электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовых электрических машин. Цель изобрете-. ния - повышение точности моделнрова- . ния и повьппение достоверности получаемой информации. Способ заключается в приложении усилий к модели обмоточного слоя, выполненной в виде проводников , укрепленных на поверхнос ти сердечника, и измерении этих усилий . В зоне расположения модели создают магнитное поле, направленное перпендикулярно поверхности проводников и стабилизируют температуру обмоточного слоя, при этом величину индукции магнитного поля, амплитуду пульсирующего тока и уровень температуры выбирают равными соответствующим величинам в имитируемой маигине. Эффективность способа состоит в том, что на этапе предварительных испытаний производят испытания на механическую прочность на моделях. Это позволяет на стадии испытаний иметь информацию о работоспособности обмоточного слоя. Достоверность iнфop- мации позволяет отказаться от экспериментального образца и проведения его ресурсных испытаний, 1 з.п, (ii-лы, 3 ил. (О (Л К) оо а СлЭ to

СООЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„J 236392

<5g 4 С 01 R 31/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3814984/24-07 (22) 10. 11.84 (46) 07.06.86. Бюл. Р 21 (71) Харьковский ордена Ленина политехнический институт им.В.И.Ленина и Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения н н

Харьковского завода Электротяжмаш им.В.И.Ленина (72) Е.К.Берзин, В.Г.Данько, В,А.Яковенко, Л.И.Янтовский, А.Г.мирошни,ченко, Н.Г.Гринченко, N.È,Êîëoíåé й. А.А.Чигиринский (53) 621.313 (088.8) (56) Бочаров В.И. Беспазовые тяговые электрические машины постоянного тока.

М., 1973.

Бочаров В.И., и др. Исследование прочности крепления обмотки беспазового якоря тягового двигателя с теп-. лобардажами. — Электровозостроение.

Сборник научных трудов Всесоюзного научно-исследовательского, проектноконструкторского и технологического института электровозостроения, 197 1, т-.13, с.237-249.

Бочаров В.И., Солодунов А.И. Результаты опытной эксплуатации электровозов ВЛ80Т с беспазовыми тяговыми электродвигателями. — В кн. Повышение эксплуатационной надежности локомотивов в условиях дорог Урала и

Сибири. — Материалы сетевой научнотехнической конференции "Динамика и .меры повышения эксплуатационной надежности локомотивов в условиях железных дорог Урала и Сибири" (10-14 октября 1972г.), Омск, 1973, с.354356.

Егоров В.В. Исследование тепловозного тягового электродвигателя постоянного тока с беспазовым якорем. Канд. дис. Харьков, 1980, с. 56 — 100. (54) СПОСОБ ИСК ТАНИЯ НА ИЕХАНИЧЕСКУЮ

ПРОЧНОСТЬ ЮДЕЛИ ОБМОТОЧНОГО СЛОЯ

БЕСПАЗОВОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ КАИМНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовых электрических машин. Цель изобретения — повышение точности моделирования и повышение достоверности получаемой информации. Способ заключается в приложении усилий к модели обмоточного слоя, выполненной в виде проводников, укрепленных на поверхнос ти се рдеч ника, и измерении этих усилий. В зоне расположения модели создают магнитное поле, направленное перпендикулярно поверхности проводников и стабилизируют температуру обмоточного слоя, при этом величину индукции магнитного поля, амплитуду пульсирующего тока и уровень температуры выбирают равными соответствующим величинам в имитируемой машине.

Эффективность способа состоит в том, е что на этапе предварительных испытаний производят испытания на механическую прочность на моделях. Это позволяет на стадии испытаний иметь информацию о работоспособности обмоточного слоя. Достоверностт информации позволяет отказаться от экспериментального образца и проведения его ресурсных испытаний, 1 з. и, А-лы, 3 ил.

12363

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электромашиностроению, и может быть использовано для испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовых 5 электрических машин как постоянного, так и переменного тока.

Цель изобретения — повышение точности моделирования и повьппение достоверности получаемой информации. 10

Fla фиг. 1 показана к он с трук тив на я схема исполнения машины постоянного тока на двойном полюсном делении; на фиг.2 — характер изменения тока (Х ) в проводниках Обмотки ротора, 15 распределение индукции (В ) магнит— ного поля в воздушном зазоре по окружности ротора и характер распре " деления электродинамических усилий

F возникающих B результате взаимо- 20

9 действия магнитного поля в зазоре

H ток;а, протекающего по обмотке, а также распределение центробежных усилий F,, действующих на проводники обмотки ротора; на фиг.3 — устройство для реализации способа, общий вид. .. Устройство имеет сердечник 1, на котором размещены катушки 2 и 3, составляющие обмотку 4 возбужцения. g{)

В зазоре 5 сердечника 1 размещена модель обмоточного слоя б,состоящая из проводников 7 (стержней) и макета сердечника 8, неподвижно закрепленная посредсador- блока 9 неподвижно35 го закрепления. Катушки 2 и 3 обмот;-::и 4 возб "-.кде "IHH подсоединены к регулируемому источнику 10 пос FoslHHo го тока, а проводники 7 модели об- . мотОчнОГО слоя 6 пОдсОединены к ис

> точнику 1 1 регулируемого импульсного тока. модель обмоточного слоя 6 снабжена регулируемым блоком 12 охлажде,ния (в случае газового охлаждения обмотки это вентилятор с регулируеМой величиной воздушного потока, на пример, посредством диафрагмы 13), В электрических машинах с беспазовым исполнением ротора (статора), электромагнитный момент приложен к обмотке в отличие от машин с традиционным зубчатым выполнением ротора (стато— ра), .в которых мдмент прилагается в о"новном к зубцам, экранирующим обмотку от действия на нее магнитного

55 поля.

Обмоточный слой беспазовой электрической машины представляет собой

92 2 конструкцию, состоящую иэ стержней обмотки и элементов, несущих нагрузку Но удержанию обмотки от перемещения относительно сердечника ротора нли статора.

Рассмотрим качественно характер усилий действующих на обмотку ротора беспазовой машины постоянного тоI

Распределение тока в проводниках обмотки ротора носит также явно выраженный трапецеидальный характер, где боковые стороны трапеции, как правилс, отличаются от прямых ввиду замедленного или ускоренного характера коммутации.

Электродинамические усилия F создающие электромагнитный элемент, возникающий от взаимодействия магнитного поля в зоне обмотки ротора с током ротсра, имеют энакопостоянный пульсирующы характер. Помимо рассмотренных электродинамических усилий на обмотку действует совокупность ., cH;lHH, вызванных HarpPBOM Обмотки. i"и усилия возникают вследствие раз ::ости коэффициентов объемного и линейногоо расширения проводникового ,териала изоляции обмотки и пакета

: са.iн сердечника ротора или статора. 3a обмотки роторов, кроме того, действуют цептробежнЫе усилия F предстазляющие собой постоянные по направлению усилия, величина и характер изменения которых зависит от закона регулирования частоты вращен :-я роTopa, Остальные усилия являют ся пеэначительньlèH. Соотношение между величинами усилий зависит от конкретных условий эксплуатации.

В пр .,цлагаемом способе стержни

Обмоточного слоя являются не пассивными элементами, над которыми производят действия, а активными элементамн, создаюп;ими усилия, действующие на средства закрепления их на модели сердечника якоря (статора), что соответствует реальным условиям

»aBðóæåíHÿ в натурной машине. Величина и характер усилий, передаваемых пбсредством стержней на средства их закрепления на сердечнике в мОдели

1236392

Для проведения испытаний на механическую прочность модель обмоточного слоя 6 беспаэовой электрической машины неподвижно закрепляют посредством блока неподвижного закрепления 9 в зазоре 5 сердечника 1..

В зоне расположения модели обмоточного слоя 6 создают магнитное поле, направленное перпендикулярно поверхности проводников 7. Для этого катушки 2 и 3 обмотки 4 возбуждения подключают к Регулируемому источнику 10 постоянного тока и, регулируя величину тока и изменяя величину индукции поля в зазоре 5, устанавливают значение индукции магнитного поля, обмоточного слоя, определяются ве— личиной индукции магнитного поля, в котором размещены стержни, а также параметрами импульсов тока, протекающего по стержням. При выполнении условий, по которым индукция магнитного поля, в котором размещена модель обмоточного слоя якоря (статора), равна индукции магнитного поля имитируемой машины в зоне размеще ния обмоточного слоя, а по проводникам модели пропущен пульсирующий ток (амплитуда которого Равна величине тока в проводниках имитируемой машины в исследуемом режиме), на стержни действуют усилия, идентичные усилиям, действующим на обмоточный слой в имитируемой машине. Тепловой режим работы модели обмоточного слоя определяется посредством внешнего регулируемого источника охлаждения, например в случае воздушного охлаждения имитируемой машины, вентилятора с регулируемым потоком воздуха, необходимость которого определяется тем, что при протекании тока по модели выделяется тепло, а для работы модели в условиях, имитирующих работу натурной машины, необходимо поддерживать температуру на уровне реальной.

Обеспечение формы импульса тока, повторякщего форму распределения индукции в воздушном зазоре в зоне обмоточного слоя имитирующей машины, позволяет уточнить сведения о механической прочности закрепления обмоточного слоя для конкретного класса машин, так как форма распределения индукции магнитного поля в воздушном зазоре машин постоянного тока отличается между собой. равным значению индукции в имитируе" мой электрической машине.

Проводники 7 модели обмоточного слоя 6 подключают к источнику 11 регулируемого импульсного тока и устанавливают амплитуду пульсирующего тока, равной амплитуде пульсирующего тока в имитируемой электрической машине.. Частоту пульсаций тока выби" 1О рают пропорционально числу пар полюсов машины и чистоте ее вращения.

При протекании тока по проводникам в них выделяется тепло, поэтому для стабилизации и регулирования тем15 пературы обмоточного слоя на уровне имитируемой машины в исследуемом режиме на модель воздействуют посредством внешнего регулируемого блока 12 охлаждения, например, при воздушном охлаждении обмоточного слоя посредством вентилятора с регулируемым потоком воздуха.

При необходимости получения уточненных данных о механической прочнос25 ти обмоточного слоя в зависимости от рода тока машины и распределения индукции магнитного поля в воздушном зазоре форму импульса тока, нротекающего по проводникам модели, выполняют повторяющей форму распределения индукции в воздушном зазоре машины в зоне размещения обмотки.

Длительность нагружения модели обмоточного слоя фактически не лими35 тируется и может быть определена исходя иэ конструктивного решения закрепления обмоточного слоя, например, в случае закрепления полимерным связующим — сроками его старения, в

40 случае дискРетных металлических элементов — количеством циклов, определяющих усталостную прочность элементов, Неподвижное закрепление модели обмоточного слоя 6 в зазоре 5 магнитной системы, в которой возбуждается магнитное поле, позволяет нагружать средства закрепления проводников 7.(стержней) модели обмоточ. ного слоя 6 усилием, зависящим от величины магнитного поля в зазоре 5 и тока, протекающего по проводникам

7 (стержням).

Подключение модели обмоточного слоя 6 к источнику 11 регулируемого ,импульсного тока позволяет имитировать различные режимы работы машины, отличающиеся как по величине то-ка, так и по частоте вращения.

12 16 192 цейстследоварежимов, с усло1 1

Подключение обмотки 4 возбуждения к незаlтттсттмомъ егy нlтруеттому 11« точттттку 1П пос,0!1!!t«;го тока позволттиз31",еттЯт т ВР t"IIчт н"» !I!1 ттттт!101 0 110J!11 В зазоре 5 с рдечника, « лед«1 «тельно, к усилтп! < дей твъют "те HD прэвоцн111си

7 мОДе ти 06ttoT0 11;ого сттоЯ 6 обеспечи,,ает имитгттит. работы машины

В Р::т ЗЛИЧ111.1Х РЕЖИМ«к С РЕ1 УХ1ИР0131< ОИ

ВеличИНы !!3 T !1>!T!101 О пот оlса .

Подкттютетттте ттрстттс,.ттнитсав 7 оттмотки модели Обмоточного слоя б и обмотки

4 Возбуждеттия к разцельным ттсточттикам питания позволяет получить два канала правления усилиями

В У1(11Цттмтт гт а ПР «В Ст Г Питт>1 li тельно, Обеспечивает выбор

НаябОЛЕЕ ПСтптто СОттпгдаЮШИХ вртямтт в регль11(1й мсттдитте

Наличие регулируемого блока 12 охлажденття позлс.ляе г имитиротзать различные варианты теплового состояния реальной матпиньт.

7аким «бра зом, тр с длат" а емыт: с- ттс- соб позволяет получать достовернуто информацию о работоспособност 1 обмоточного слоя В условиях эксллуатацтттт и уметтьшить стоимость испыФорттутта изобретения

), Способ испытания на механическую прс>чность модели обмоточного с,.тт«я 6есстттзовой электрической маши1 1.1, заключакчцийся в приложении уситптй к модели обмоточного слоя, выполненной В виде проводников, укреплеттттьгс тта поверхности сердечника, и

10 В измерении этих усилий, о т л и— а ю шийся тем, что, с целью т оттт,ттттеттитт точности моделирования и т овтятттения достоверности получаемой ит формации, проводники модели под15 ктнв ают к источттику пульсирующего

-ока, г, -.0!te расположения модели создают магнитное поле, направленное пет111етцтикутптртто поверхности провод" ников и стабилизируют температуру

26 обмоточного слоя, при этом величину индукции магнитного поля, амплитуду пу.тьсирующегo тока и уровень температуры выбирают равными соответстВу:стшттм Вегтичинам в имитируемой эле25 ктрической машине.

2.. СпОсОб ЛО и 1 О T л и ч а ю ят и и с тем„ что формируют импуль— сы тока, протекгютцего 110 проводникам модели обмоточного слоя, повторяющие по форме распределения индукции м тгнитного поля в воздушном зазоре В зоне ОбмОточнОГО слОЯ имитирую и;ей машины

1236392

Составитель В.Никаноров

Редактор С.Патрушева Техред Г.Гербер Корректор Е.Сирохман

Заказ 3085/47

Тираж 728 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва„ Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород,ул.Проектная,4

Способ испытания на механическую прочность модели обмоточного слоя беспазовой электрической машины Способ испытания на механическую прочность модели обмоточного слоя беспазовой электрической машины Способ испытания на механическую прочность модели обмоточного слоя беспазовой электрической машины Способ испытания на механическую прочность модели обмоточного слоя беспазовой электрической машины Способ испытания на механическую прочность модели обмоточного слоя беспазовой электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам и способам диагностирования электрических машин с зубчатым ротором и трехфазной обмоткой на статоре

Изобретение относится к электромашиностроению .Целью изобретения является расширение возможности исследования зависимости вьпсодных параметров электрических машин от различных технических погрешностей изготовления

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх