Фрикционная муфта

 

„„SU „„1239434

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК g 4 F 16 Р 43/25, 47/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

9 17 ц

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3874140/25-27 (22) 22.01.85 (46) 23,06.86. Вюл. ¹ 23 (72) А.Е.Лямин, Е.Г.Гинзбург, Н,С.Самойлов, В.А.Зенев, А.Г.Новозинский и М,В.Максимов (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 898161, кл. F 16 D 93/00, 1980; (54) (57) 1. ФРИКЦИОННАЯ МУФТА сцепления, содержащая две полумуфты, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения, а другая выполнена с консольным ободом, и промежуточный фрикционный диск, .размещенный между торцами полумуфт с возможностью осевого перемещения и поворота, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения саморегулирования нагрузочкой способности при колебаниях нагрузочного момента, она снабжена установленными на промежуточнои фрик ционном диске элементами трения, вы.полненными в виде Т-образных цилиндрических сегментов с радиусом, рав" ным радиусу внутренней поверхности консольного обода, и термочувствительными приводами в виде пространственных спиралей, изготовленных из материала, обладающего эффектом памяти формы, в промежуточном фрик;ционном диске выполнены глухие радиальные пазы, элементы трения телескопически соединены с промежуточным диском, размещены в глухих пазах с возможностью радиального перемещения и установлены с радиальным зазором относительно внутренней поверхности обода, при этом спирали жестко соединены с днищами глухих пазов и с сегментами.

1239434

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ю- рально противоположно, при этом терщ а я с я тем, что, с целью обеспе- мочувствительные характеристики кажчения ступенчатого саморегулирования дой отдельной пары диаметрально пронагруэочной способности, термочувст- тивоположных приводов отличны одна вительные приводы расположены диамет- от другой.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным муфтам с саморегулированием нагрузочной способности, Цель изобретения — повышение на- 5 дежности путем обеспечения саморегулирования передаваемого муфтой момента в зависимости от изменяющегося на грузочного момента.

На фиг. 1 показана муфта, продоль- 10 ный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез по промежуточному фрикционному диску.

Муфта состоит из неподвижной в осевом направлении ведущей полумуфты 1, выполненной в виде диска 2 с консольным ободом 3, промежуточного фрикционного диска 4 и подвижной в осевом направлении ведомой полумуфты 5, установленной на ведомом валу 6 на шпонке 7. На торце ведомой .полумуфты 5 установлена фрикционная накладка 8. В пазах 9 — 12 промежуточного фрикционного диска 4 в диаметрально противоположных направлениях размещены дополнительные элемен.ты 13 — 16 трения, выполненные в виде Т-образных сегментов с цилиндрическими фрикционными накладками 1720, имеющими наружный радиус, равный радиусу внутренней поверхности консольного обода 3.

Элементы 13 — 16 трения установлен., с возможностью телескопического перемещения в Радиальном направлении 35 в глухих пазах 9 — 12 фрикционного циска 4. Каждый элемент трения снабжен термочувствительным приводом, например, в виде пространственных спиралей (пружин) 21 — 24, изготов- 40 ленных иэ материала, обладающего эффектом памяти формы, например из сплава THl (отечественный сплав на основе никелида титана).

Термоприводы (пространственные спирали) 21 — 24 жестко соединены

2 с днищами 25 - 28 пазов промежуточного фрикционного диска 4 и с перемещаемыми .ими элементами 13 — 16 трения, причем диаметрально расположенные спирали 21 — 24 попарно изготовлены из материала с одинаковыми термочувствительными характеристиками, а характеристики каждой пары спиралей 21, 23 и 22, 24 отличны одна от другой, например температура срабатывания (температуры начала и конца мартенситного превращения) спиралей 21 и 23 меньше температуры срабатывания (мартенситного превращения) спиралей 22 .и 24.

Муфта работает следующим образом.

В исходном состоянии муфта выключена, а термоприводы 21 — 24 удерживают элементы 13 — 16 трения в. исходном (не выдвинутом) состоянии.

При включении муфты полумуфта 5 прижимает промежуточный фрикционный диск 4 к диску 2 ведущей полумуфты 1, после чего происходит передача крутящего момента, причем центробежные силы, действующие на элементы 1316 трения, компенсируются упругими

-силами термоприводов 21 — 24.

При появлении моментной перегруз ки на ведомом валу 6 начинается проскальзывание промежуточного фрикционного диска 4 относительно диска 2 ведущей полумуфты 1 и происходит нагрев промежуточного фрикционного диска 4, а вместе с ним и термоприводов 21 — 24. В результате нагревания термоприводы 21 и 23 выталкивают элементы 13.и 15 трения и прижимают фрикционные накладки 17 и 19 к внутренней поверхности консольного обода 3. Муфта передает сравнительно больший крутящий момент по сравнению с начальным моментом.

При дальнейшем возрастании нагру- . зочного момента на ведомом валу 6 повышается температура диска 4 вслед13 25 Z1

11 27 19

Фиг. Z

Составитель А. Щенников

Редактор А.Козориз Техред О.Гортвай Корректор . О.Луговая

Заказ 3377/35 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьггий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

3 12394 ствне его проскальзывания, срабатывают термоприводы 22 и 24 и за счег фрикционных накладок 18 и 20 поверхность трения между промежуточным фрикционным диском 4 и полумуфтой 1 увеличивается.

Таким образом, муфта ступенчато повышает передаваемый крутящий момент, При уменьшении .нагрузочногб момен-10 та на ведомом валу 6, по иере остывания промежуточного фрикционного дис34 4 ка 4, происходит сжатие термопривоводов 22 и 24, а затем и термоприводов 21 и 23, и передача крутящего момента вновь осуществляется за счет сил сцепления между фрикционной на" кладкой 8, торцовой поверхностью промежуточного фрикционного диска 4. и диском 2 ведущей полумуфты 1.

Для выключения муфты на любом этапе эксплуатации ведомая полумуфта 5. отводится от промежуточного фрикционного диска 4 ведущей полумуфты 1.

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 1097840

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения, обеспечения работы и выключения вентилятора двигателя, например двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области нефтяного машиностроения и может быть использовано в устройствах, где требуется отключение передачи вращения при достижении определенного крутящего момента
Наверх