Система управления

 

Изобретение относится к автоматизированным системам управления и может быть использовано при построении технологических комплексов. Целью изобретения является повышение помехоустойчивости процесса управления. Система управления содержит задатчик, три сумматора, пять интеграторов, восемь релейных элементов, тиристорнь0 1 преобразователь, электродвигатель, семь логических блоков Равнозначность ; , три одновибратора, два дифференцирующих звена, два фильтра, датчик скорости, датчик тока электродвигателя и источник трехфазного напряжения питания. Сущность изобретения заключается в формировании частоты несущих сигналов регулирования, в три и шесть раз превышающей частоту напряжения питания, что повышает помехоустойчивость процесса управления. 2 ил. (О 1C 4 tc

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СО1ИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1242909 (5ц 4 С 05 В 11/14

ВГ г."5", ; fi e 7 р а ф

ОПИСАНИЕ И30БРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

13,, ц ИЛИОТЕКА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3810814/24-24 (22) 05.11.84 (46) 07.07.86. Бюл. У 25 (71) Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) Л.И.Цытович (53) 62-50(088.8) (56) Гарнов В.К. Унифицированные системы автоуправления электроприводом в металлургии. — М.: Металлургия, 1971, с. 10.

Авторское свидетельство СССР

М 842722, кл. С 05 В 23/02, 1979..(54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к автоматизированным системам управления и может быть использовано при построении технологических комплексов. Целью изобретения является повышение помехоустойчивости процесса управления.

Система управления содержит задатчик, три сумматора, пять интеграторов, восемь релейных элементов, тиристорный преобразователь, электродвигатель, семь логических блоков "Равнозначность",, три одновибратора, два дифференцирующих звена, два фильтра, датчик скорости. датчик тока электродвигателя и источник трехфазного напряжения питания. Сущность изобретения заключается в формировании частоты несущих сигналов регулирования, в три и шесть раэ превышающей частоту нап- ф ряжения питания, что повышает помехоустойчивость процесса управления. 2 ил.

f242909

Изобретение относится к автоматизированным системам управления и может использоваться при построении технологических комплексов.

Цель изобретения — повышение поме- 5 хоустойчивости.

На фиг.1 показана функциональная схема системы управления; на фиг.2 формы сигналов.

Система управления содержит задат- 1О чик 1, первый 2, второй 3 и третий 4 сумматоры, первый,.4, второй 5 интеграторы, первый 6, второй 7, третий 8, четвертый 9 и пятый 10 релейные элементы, тиристорный преобразователь

11, электродвигатель 12, шестой 13, ( седьмой 14 и восьмой 15 релейные элементы, первый 16, второй 17, третий

18, четвертый 19, пятый 20, шестой

21 и седьмой 22 логические блоки "Рав->о ,нозначность", первый 23, второй 24 и .третий 25 одновибраторы, третий 26, четвертый 27 и пятый 28 интеграторы, первое 29 и второе 30 дифференцирующие звенья, первый 31 и второй 32 фильтры, датчик 33 скорости, датчик

34 тока электродвигателя, первый 35, второй 36 и третий 37 выходы источника

38 трехфазного напряжения питания °

Выходной сигнал каждого блока обозначается как 9(, где — номер блока.

Третий 26, четвертый 27 и пятый 28 интеграторы имеют установочный вход, подключаемый соответственно к выходу первого 23, второго 24 и третьего 25 одновибраторов. При наличии сигнала на установочном входе выходной сигб нал этих интеграторов равен нулю

С первого по пятый релейные элементы 6;10 выполнены с симметричными 40 относительно "нуля" порогами переключения и неинвертирующей петлей гистерезиса.

Шестой 13, седьмой 14 и восьмой

15 релейные элементы имеют неинвертирующую характеристику и нулевое значение порогов лереключения. Их выходной сигнал также меняется дискретно в пределах А.

Выходной знак блоков, реализующих функцию "Равнозначность" меняется дискретно в пределах А. При этом знак импульса определяется знаком произведения сигналов на входе блока

"Равнозначность".

Система управления работает следующим образом.

1

Система управления представляет собой двухконтурную систему регули- рования, выполненную по принципу подчиненного регулирования параметров электродвигателя 12.

Первый сумматор 2, первый интегратор 4. первый релейный элемент 6 в совокупности образуют автоколебательный, каскад с частотно-импульсноймодуляцией .

При отсутствии входного сигнала на выходе первого релейного элемента 6 формируется сигнал типа меандр со средним за интервал дискретизации нулевым значением. При этом амплитуда пилообразного выходного сигнала первого интегратора 4 ограничена порогами переключения + В первого релейного элемента 6.

Наличие сигнала на входе первого сумматора 2 влечет за собой изменение скважности и периода следования выходных импульсов. В один из циклов

1 развертывающего преобразования темп изменения .выходного напряжения первого интегратора 4 зависит от разности сигналов на выходе задатчика 1 и первого релейного элемента 6, а в последующем цикле — от суммы этих сигналов„ В результате за период автоколебаний полезная составляющая вы— ходньп." импульсов достигает величины, пропорциональной уровню входного воздействия. В рассматриваемой системе управления регуляторы работают в режиме вынужденной синхронизации,что позволяет преобразовать регулятор из частотноширотной в широтно-импульсную систему,, динамические. показатели которой не зависят от величины сигнала управления, Формирование сигнала несущей (синхронизирующей) частоты для питания регуляторов осуществляется следующим образом.

С помощью шестого 13, седьмого 14 и восьмого 15 релейных элементов трехфазное напряжение питания преобразуется в напряжение типа "меандр" (фиг.3).

Второй блок "Равнозначность" 17 осуществляет преобразование (сравнение) выходных напряжений первого блока "Равнозначность" 16 (фиг.2д) и восьмого релейного элемента 15 (фиг.2г), так как знак выходного сигнала блока логической функции "Равно11 значность соответствует знаку произ1242

f ведения его входных воздействий, то на его выходе формируется сигнал (фиг.2е) со средним нулевым значением, частота которого в 3 раза превышает частоту напряжения питания 5 (фиг.2а). Параметры второго дифферен-, цирующего звена 30 выбираются так, чтобы пропустить на вход второго 3 сумматора переменную составляющую выходного сигнала второго блока "Рав-1О нозначность" практически без искажений и подавить постоянную составляющую импульсов у{1), появление которой

,обусловлено неидеальностью характе ристик релейных элементов. Тем са- 15 ! мым исключается ошибка работы регулятора из-за временной и температурной нестабильности характеристик канала формирования сигнала несущей частоты. 20

Таким образом формируется сигнал несущей частоты для регулятора тока, который по частоте превосходит частоту напряжения питания системы управления в 3 раза (фиг.2а,е).

Порог переключения +В третьего, например, релейного элемента 8 выбирается так, что его переключение (изменение знака) выходным сигналом, третьего интегратора 26 осуществля- ЗО ется с фазовым сдвигом на 90 эл. град. по отношению к выходному напряжению шестого релейного элемента 13.

Таким же образом на выходе третьего 18, четвертого 19 и пятого 20 бло-З ков "Равнозначность" образуется трехфазная система напряжений (фиг.2ж, з,и), аналогичная первичной системе .(фиг.2а), но имеющая частоту 2

В результате сигнал (фиг.2л) имеет 4р нулевое среднее значение и частоту 6

Следовательно, регуляторы системы оказываются синхронизированы с частотой питающей сети и имеют соответ- 45 ственнно частоты Зйс и 6йс .

Предлагаемое техническое решение позволяет достичь следующих положительных качеств системы управления.

Известно, что частотный спектр сиг- 50 налов помех в вентильных электроприводах кратен частоте питающей сети, т.е. 50 Гц. При синхронизации импульсных регуляторов системы управления с частотой синхронизированной 55 с частотой источников помех (сети)

Йолностью исключаются ошибки замедI фединой дискретизации, возникающие

909 из-за несовпадения частоты сигнала помехи и частоты несущих колебаний регулятора, которые имеют место в системе управления, где регуляторы функционируют в произвольном по отношению к частоте питающей сети режиме.

Работа одного регулятора с частотой в 2 раза ниже частоты вынужденных колебаний второго регулятора полностью ликвидирует взаимное влияние развертывающих усилителей. Последнее является следствием того, что полоса пропускания первого регулятора оказывается в 2 раза меньше полосы пропускания второго регулятора и играет роль естественного фильтра для несущих колебаний второго регулятора. ,Формула и з обретения

Система управления, содержащая тиристорный преобразователь, последовательно соединенные задатчик, первый сумматор, первый интегратор и первый релейный элемент, выход которого соединен с вторым входом первого сумматора, а также последовательно соединенные второй сумматор, второй интегратор и второй релейный эле..ент, выход которого соединен с входом второго сумматора, отличающаяся тем, что, с целью повышения помехоустойчивости, в нее введены датчик скорости и датчик тока электродвигателя, источник трехфазного напряжения питания, два фильтра, шесть релейных элементов, три интегратора, три одновибратора, семь логических блоков "Равнозначность", два дифференцирующих звена, выход датчика скорости соединен с третьим входом первого сумматора, выход датчика тока электродвигателя соединен с вторым входом второго сумматора, третий вход которого через первый фильтр соединен с выходом первого релейного элемента, выход второго релейного элемента соединен с входом электродвигателя через последовательно соединенные второй фильтр и тиристорный преобразователь, соединенный с соответствующими выходами источника трехфазного напряжения питания, которые соединены с входами соответственно шестого, седьмого и восьмого релейных элементов, причем выход восьмого релейного элемента соединен с входами третьего одновибратора, пятого интегратора, пятого логичес1242909 кого блока "Равнозначность" и второго логического блока "Равнозначность", выход которого через второе дифференцирующее звено соединен с четвер- 5 тым входом второго сумматора, а второй вход соединен с выходом первого логического блока "Равнозначность", первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами шес- 1п того и седьмого релейного элемента, выход которого соединен с первым входом четвертого интегратора непосредственно, а.с вторым входом четверто.го интегратора — через второй одноI вибратор, выход седьмого релейного элемента соединен также через последовательно соединенные четвертый, шестой, седьмой логические блоки

"Равнозначность" и первое дифференци- б рующее звено с четвертым входом первого сумматора, выход пятого интегратора соедйнен с вторым входом седьмого логического блока "Равноэначность" через последовательно включенные пятый репейный элемент и пятый логический блок Равнозначность", а второй вход пятого интегратора — с выходом третьего одновибратора, выход шестого релейного элемента соединен с первым входом третьего интегратора непосредственно, а с вторым входом — через первый одновибратор, выход шестого релейного элемента соединен также через третий логический блок ""Равнозначность" с вторым входом шестого логического блока

"Равнозначность", выходы третьего и четвертого интеграторов соединены соответственно через третий и четвертый релейные элементы с вторыми входами третьего и четвертого логических блоков "Равнозначность".

1242909

Составитель Б ° Кирсанов

Редактор Н.Бобкова Техред М.Ходанич Корректор . р

С.Шекма

Заказ 3704/46 Тираж 836 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета ГССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Система управления Система управления Система управления Система управления Система управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматизации процессов управления электроприводом и предназначено для автоматизации технологических процессов

Изобретение относится к области систем управления

Изобретение относится к области автоматики и может использоваться , для обеспечения заданного технологического режима работы энергоагрегатов

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления различными инерционными объектами, например, поворотными платформами, промышленными роботами, летательными аппаратами

Изобретение относится к системам автоматического регулирования и может быть использовано в системах управления различными инерционными объектами, для стабилизации фазовых координат различных динамических объектов с помощью релейных регуляторов

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления различными инерционными объектами, например поворотными платформами, промышленными роботами, летательными аппаратами

Изобретение относится к области автоматизации процессов управления тепловой обработкой материалов и, в частности, к многоканальному управлению параметрами процессов тепловой обработки строительных материалов и изделий, например при обработке бетонных изделий в пропарочных камерах

Изобретение относится к автоматизированным системам и может быть использовано в бортовых системах управления летательными аппаратами, в которых в качестве рулевых приводов используются фрикционные электроприводы

Изобретение относится к электронной технике и автоматике и может использоваться в цифровых и аналоговых автоматических системах управления, регулирования и стабилизации различных величин (температуры, частоты генерации, скорости и т.д.) с обратной связью, применяемых в различных отраслях промышленности и в научных исследованиях, где используется автоматика

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления различными инерционными объектами, например поворотными платформами, промышленными роботами, летательными аппаратами

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления различными инерционными объектами, например, поворотными платформами, промышленными роботами, летательными аппаратами

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в резервированных системах управления различными инерционными объектами, например поворотными платформами, промышленными роботами, летательными аппаратами
Наверх