Способ закрепления пылящей поверхности на карьерных автодорогах

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1247560 А1 (19) (11) (5114 Е 21 F 5

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ВИБЛИ!. Ж, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2I) 3837684/22-03 (22) 04.01.85 (46) 30.07.86. Бюл. № 28 (71) Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт профилактики пневмокониозов и техники безопасности (72) Н. П. Волков, В. А. Ярцев, P. И. Ибатуллин и Д. Д. Лиходумов (53) 622.807.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1084465, кл. Е 21 F 5/02, 1982.

Ивашкин В. С. Борьба с пылью и газами на угольных разрезах. М.: Недра, 1980, с. 126, 131. (54) (57) 1. СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПЫЛЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ НА КАРЬЕРНЫХ АВТОДОРОГАХ, включающий выравнивание полотна дороги, рыхление верхнего слоя, обработку его пылесвязывающим составом и последующее уплотнение полотна, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности закрепления пылящей поверхности путем уменьшения водовымываемости компонентов пылесвязывающего состава из покрытия, обработку пылесвязывающим составом осуществляют в две стадии, причем в качестве пылесвязывающего состава для обработки на первой стадии используют компаунд, состоящий из сульфитно-спиртовой барды и полиакриламида, а на второй стадии используют водный раствор полиакриламида, причем уплотнение полотна дороги осуществляют после первой стадии обработки пылесвязывающим составом.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что водный раствор полиакриламида используют в концентрации 0,2 — 0,5 мас. 0 0.

1247560

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для пылесвязывания грунтовых карьерных автодорог в условиях открытых горных работ.

Цель изобретения — повышение прочности закрепления пылящей поверхности за счет уменьшения водовымываемости компонентов пылегвязывающего состава из покрыти я.

Общий расход химических реагентов для обработки пылящей поверхности составляет

5,0 — 10,0 л/м . Известно, что сульфитноспиртовая барда характеризуется высокой смачивающей способностью, повышенной инфильтрацией в грунт и надежно закрепляет пылящую поверхность. Однако одним из недостатков сульфидно-спиртовой барды является хорошая растворимость ее при выпадении интенсивных дождевых осадков. Введенный в компаунд полиакриламид препятствует водовымыванию химических реагентов с обработанной поверхности. В связанном виде в компаунде с обработанной поверхности происходит незначительный смыв и растворение сульфитно-спиртовой барды, однако прочность закрепления обработанной поверхности все же падает до 32Я (например, с 44 до 30 кг/м, см. таблицу).

Чтобы избежать указанных недостатков, на обработанную компаундом пылевую поверхность нанбсят водный раствор полиакриламида концентрацией 0,2 — 0,5 мас.Я из расчета 2,0 — 4,0 л)м . При нанесении водного раствора полиакриламида происходит полное заполнение пор и микротрещин в грунте автодороги и образование сплошной тонкой эластичной пленки, препятствующей механическому истиранию, резкому уменьшению водовымываемости B период сильных дождевых осадков и увеличению механической прочности корки. Кроме того, полиакриламид при высыхании переходит в труднорастворимое состояние, и в дождливый период пленка полиакриламида только в верхней части набухает и заполняет образовавшиеся микротрещины (как бы залечивает их), а при установлении сухих жарких дней восстанавливает свои прочностные свойства, препятствующие ветровой эрозии, вьпцелачиванию и механическому истиранию.

Пример. В специальных лотках размером 0,5м-, наполненных рудной пылью фракL,èåé от 600 <о 0 мкм, пылевую поверхность увлажняют водным раствором компаунда, состоящим из сульфитно-спиртовой барды с голиакриламидом различных концентраций гри общем расходе 3 — 6 л/м до полного впитывания раствора в пылевую поверхность.

После этого на обработанную поверхность наносят водный раствор полиакриламида концентрацией 0,2 — 0,5 мас.о/o при расходе раствора 2,0 — 4,0 л/м . Обработка пы5

10 !

55 лящей поверхности производится в два этапа. При обработке в первый этап жидкость пропитывает разрыхленный слой на глубину до 5 — 10 см и после укатывания образуется на поверхности тонкая пленка почиакричамида (HAA) При повторном нанесении жидкости на поверхность пропитывания вглубь пылящего слоя не происходит, так как он уже закреплен и

ПАА остается на поверхности на глубине

0,1 — 0,3 см. Высыхая, образует прочный водонепроницаемый слой, который надежно скрепляет пылящую поверхность.

После высыхания обработанную пылевую поверхность проверяют на прочность сцепления пылевых частиц и механическую прочность образовавшейся корки. После этого образцы помещают в воду на 24 ч и после слива воды и высушивания обработанную пылевук> поверхность определяют на сопротивление продавливаемости в сухом состоянии и высчитывают потерю прочности корки. Вслед за этим проверяют в том же порядке образцы с обработанной пылевой поверхности следующей концентрации при различных расходах водных растворов в пересчете «а 1 м .

В таблице приведены сравнительные испытания по определению механической прочности корки, водопрочности и высчитана потеря прочности при применении известного и предлагаемого способов закрепления пылягцих поверхностей, причем определение механической прочности и водопрочности выводилось по среднему значению из шести опытов.

Из таблицы видно, что при использовании известного способа обработки пылящей поверхности прочность закрепления пылевой корки не превышает 58 кг/см и после водонасыщения и последующего высушивания уменьшается до 30 — 43 кг/см . Потеря прочности колеблется в пределах от 21 до

32ОО, т. е. почти на одну треть при расходе компаунда от 6 5 до 11 л/м .

При использовании предлагаемого способа обработки пылящей поверхности прочность закрепления корки увеличивается до

99 кг/см-, что примерно в два раза эффективнее закрепляет пылящую поверхность, чем известным способом при том же расходе водного раствора компаунда.

После водонасыщения и последующего высушивания образцов прочность закрепления падает лишь на 6,0- — 9,0Я, показывая, что водовымываемость химических реагентов по сравнению с известным способом уменьшается в 3 — 5 раз. Прочность закрепления остается высокой и достигает 93 кг/см при том же расходе химических реагентов, что и в известном способе закрепления пылящих поверхностей, используемых на обраоотку 1 м- пылящей поверхности.

1247560

Способы закрепления пыпящей поверхности

Сопротивление подавливаемости корки кг/см

Концентрация раствора, мас. 7:

Расход раствора, л/м2

Потеря прочности, корки, 7 в сухом состоянии в водонаL сыщенном после высуши— вания

АСЭ 0,0005 6,5 44,28

3,15

8,8

3,64

11,0

4,29

6,5

4,30

8,8

4,61

11,0

4,85

4+2

8,62

ПАА 0,2

ССБ 5,0

48,85

54,50

44,64

3,15

5+3

3,95

49. 16

9,80

И после

ПАА 0,2

56,43

89,39

95„35

3,98

51,65

8,48

4+2

3, 1

ПАА 0,5

ССБ 10,0

82,43 7,79

87,28 8,47

5+3

3,94

И после

ПАА 0,5

6+4

99,09

4,16

93, 13

* Корка прочная, пыпения нет.

** То же

Составитель И.Федяева

Редактор С. Лисина Техред И. Верес Корректор О. Луговая

Заказ 4101/33 Тираж 436 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Известный способ* закрепления пылящей поверхности с предварительным увлажнением алкилсульфоэтоксилатом (АСЭ) и обработкой водным раствором компаунда, состоящего из сульфитно-спиртовой барды (ССБ) и полиакриламида (ПАА) Предлагаемый способ** закрепления пылящей поверхности автодорог с разравниванием дороги, обработкой водным раствором компаунда, состоящим из сульфитно-спиртовой барды (ССБ) и полиакриламида (ПАА), укаткой автодороги и последующей обработкой полотна автодороги водным раствором полиакриламида (ПАА) ПАА 0,2

ССБ 5,0

АСЭ 0,05

IIAA 0,5

ССБ 10,0

46,83

52> 39

48, 31

54, 12

58, 27

30,08 32,06

31,91 31,93

37,23 28,90

37,92 21550

39,01 26 46

43 96 24 55

Способ закрепления пылящей поверхности на карьерных автодорогах Способ закрепления пылящей поверхности на карьерных автодорогах Способ закрепления пылящей поверхности на карьерных автодорогах 

 

Похожие патенты:

Инъектор // 397658

Изобретение относится к горной и строительной технике и предназначено для бестраншейной прокладки подземных коммуникаций

Изобретение относится к технологиям обеспыливания пылящих поверхностей в горнодобывающей и угольной промышленности, а также в строительной отрасли при переработке и хранении строительных материалов. Техническим результатом является повышение эффективности и технологичности за счет формирования прочной пленки защитного действия на пылящих поверхностях на основе самой пыли пылящей поверхности. Предложен способ обеспыливания пылящих поверхностей, заключающийся в том, что разливают на пылящую поверхность битумную эмульсию, содержащую нефтяной битум, эмульгатор и воду. При этом одновременно с разливом на пылящую поверхность битумной эмульсии производят разлив суспензии, содержащей пыль пылящей поверхности и воду. Причем разлив битумной эмульсии и суспензии осуществляют, поддерживая их соотношение, масс.%: битумная эмульсия 50-60; суспензия остальное. В качестве эмульгатора битумной эмульсии используют щелочной раствор сульфанола НП-1, содержащего сульфанола НП-1 в количестве 0,6%, едкого натра в количестве 0,05% и воды до 100%. 3 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для предотвращения эндогенных пожаров в складах, при транспортировке в вагонах путем обработки поверхности угля антипирогеном. Антипирогенный реагент для хранения и транспортировки угля содержит хлорпарафин ХП-470 20,0-30,0 мас.%, пылеподавитель калийных солей в виде смеси моно-, ди-, три-, тетра-, пентагликолей и моноэтиловых эфиров три- и тетраэтиленгликолей - остальное до 100%. Реагент обеспечивает понижение пожароопасности (понижение химической активности), увеличение кратности использования (уменьшение смываемости - уменьшение периодов обработки между загрузками сырья), понижение температуры замерзания. 1 табл., 3 пр.
Наверх