Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя

 

Изобретение относится к области испытания асинхронных двигателей. Целью изобретения является повышение чувствительности. Способ заключается в подключении двигателя на многофазное напряжение, создании дополнительной несимметрии магнитного поля в воздушном зазоре, в плавном увеличении электромагнитного момента путем изменения переменного напряжения на обмотке статора и в изменении 9 момент трогания ротора параметров двигателя, зависимых от неравномерности зазора. Дополнительно в способе несимметрию магнитного поля в зазоре создают, путем подключения одной из фаз двигателя на постоянное напряжение,а переменное напряжение подключают к двум другим фазам двигателя при отключенном и включенном постоянном напряжении, а о неравномерности воздушного зазора судят по относительным изменениям электрических информативных параметров в момент трогания ротора при отключенном и включенном постоянном напряжении, причем зависимость указанных параметром от эксцентриситета устанавливают заранее, 5 ил. i (Л С ГС СП о ;о со 00

СОЮЗ СОВЕТСНИК

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5g 4 С 01 R 31/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3788565/24-07 (22) 01. 06.84 (46) 15 ° 08.86. Бкл. № 30 (71) Киевский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) В.А.Повстень и В,В,Баранов (53) 621.313(088.8) (56) Таран В;Н. Диагностирование электрооборудования.-Киев, Техника", 19 3, с. 2000.

Авторское свидетельство СССР

¹73697,,кл. G 01 В 7/14, 1948.

Авторское свидетельство СССР № 843111, кл. Н 02 К 15/00, 1979.

Авторское свидетельство СССР № 480901, кл. С 01 В 7/14, 1973.

Авторское свидетельство СССР по заявке ¹ 3712441/24-07, кл. G 01 R 31/34, 1984. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ

ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к области испытания асинхронных двигателей.

Целью изобретения является повыше„„SU„„1250998 А1 ние чувствительности. Способ заключается в подключении двигателя на многофазное напряжение, создании дополнительной несимметрии магнитного поля в воздушном зазоре, в плавном увеличении электромагнитного момента путем изменения переменного напряжения на обмотке статора и в изменении в момент трогания ротора параметров двигателя, зависимых от неравномерности зазора. Дополнительно в способе несимметрию магнитного поля в зазоре создают, путем подключения одной из фаз двигателя на постоянное напряжение,а переменное напряжение подключают к двум другим фазам двигателя при отключенном и включенном постоянном напряжении, а о неравномерностй воздушного зазора судят по относительным изменениям электрических информативных параметров в момент трогания ротора при отключенном и включенном постоянном напряжении, причем зависимость указанных параметром от эксцентриситета устанавливают заранее. 5 ил.

1250998

Изобретение относится к области испытания асинхронных двигателей, в частности определения неравнамерности Воздушного зазора KocÁeHH!:ì пjj тем, и может быть использовано для диагностирования состояния подс!!ипников асинхронных двигателей в процессе эксплуатации, так как при износе подшипников всегда появляется неравномерность воздушного зазора (радиальный зазор является основным диагностическим параметром для подшипников, характеризующим их техническое состояние).

Цель изобретения — повышение чувствительности способа контроля неравномерности воздушного зазора. !

На фиг. 1 показана электрическая схема реализации предлагаемого способа для трехфазного асинхронного двигателя с соединением статорных обмоток в звезду с нейтральным проводом (трехфазное симметричное напряжение питания подключено к двум любым фазам двигателя и нейтральному проводу, постоянное напряжение — к третьей незадействованной фазе двигателя и нейтральному проводу); на фиг, 2 и 3 — электрические схемы реализации предлагаемого способа при подключении к однофазной сети (на фиг ° 2 статорные обмотки соединены в звезду, на фиг. 3 — в открытый трехугольник; постоянное нап-ряжение подключено к незадействованной фазе двигателя); на фиг. 4 электрическая схема реализации предлагаемого способа для трехфазных асинхронных двигателей с соединением статорных обмоток в открытый треугольник при питании от трехфазного источника питания; на фиг. 5 — транс.форматорно-выпрямительный блок для обеспечения автономности питания устройства (исключения источника постоянного тока).

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем.

Напряжение трогания двигателя тем выше, чем больше механический момент сопротивления,цвигателя, обусловленный силами трения в двигателе, Момент, трения М = КИ (где

К вЂ” коэффициент трения качения; И— сила нормальнОго давления в подшипниках, определяемая действием силы одностороннего магнитного притяжения и весом ротора), Сила одностороннего магнитного притяжения, увеличивая давление на опоры (подшипники), увеличивает механический момент сопротивления двигателя (тор5 мозной момент).

При неравномерном воздушном зазоре минимальное напряжение питания асинхронного двигателя, при котором двигатель достигает полной частоты вращения, больше, чем при равномерном. С возрастанием степени неравномерности воздушного зазора увеличивается и напряжение трогания.

Однако напряжение питания, необходимое для трогания ротора двигателя, достаточно мало - 0,02 Б, (где

Ц вЂ” номина;!ьное напряжение), При сильно пониженном псдводимом напряжении будет неболь!ш м и значение магнитной индукции в воздушном зазоре двигателя, а поэтому будет не-. значительной сила одностороннего

ЗО где относительный эксцентриситет, магнитная индукция в воздушном зазоре; внутренний диаметр и длина пакета. ротора; коэффициент Картера; напряженность магнитного

Da fa

Кз

Н поля.

Сила одностороннего магнитного

4Î притяжения в двигателе возникает только с появлением неравномерности воздушного зазора (эксцентриситета) и является функцией эксцентриситета

4Я ротора. Следовательно, сила одностороннего магнитного притяжения является надежным информативным параметI ром, по которому можно судить о степени неравномерности воздушного зазора двигателя. Установлено, что при значениях эксцентриситета, не превышающих 0,2, она почти линейно зависит от эксцентриситета ротора. Да.же при незначительном эксцентриситете ротора можно получить сущест- венное увеличение момента сопротивления двигателя в результате увеличения магнитной индукции в воздушном зазоре двигателя, от которой, как магнитного притяжения. р Сила одностороннего магнитного притяжения P для машин переменного тока определяется следующей формулой:

Р, = 0,5 10 !1 Da Ха (В/0,5) К ° еав!ан, (1) 1250998 видно из формулы (1), зависит сила одностороннего магнитного притяжения, При осуществлении контроля степени неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя согласно предлагаемому способу магнитное поле в двигателе возбуждается постоянным током. Весь ток при этом является намагничивающим, так как ротор до начала трогания неподвижен, поэтому ЭДС в его обмотке не индуктируется и размагничивающего действия со стороны обмотки ротора не возникает. Для возбуждения требуемо- 5

ro магнитного поля одну из фаз обмотки статора подключают к источнику постоянного тока, f

Для доведения двигателя до трогания используются две другие фазы обмотки статора, для чего их подключают к источнику трехфазного переменного тока так, чтобы приложенные к ним напряжения были сдвинуты по фазе друг относительно друга, что является необходимым условием для создания начального вращающего момента. При работе от однофазного источника энергии такой сдвиг по фазе достигается, например, включением последовательно с одной из фаз обмотки статора конденсатора, Напряжение-источника переменного тока при этом может быть минимальным, так как значение магнитной индукции в воздушном зазоре двигателя, необходимое для достижения наибольшеи чувствительности способа контроля, создается постоянным током.

Так как ротор двигателя непосредственно до начала трогания неподвижен, то тормозной момент при подключении асинхронного двигателя к источнику постоянного тока не возникает, т.е. динамическое торможение отсутствует.

Для доведения двигателя до трогания либо плавно увеличивается напряжение, подводимое от источника пере-. менного тока, либо уменьшается сопротивление, включаемое в разрыв одно- ° го из линейных проводов, соединяющих о обмотку статора с источником переменного тока. Включение в разрыв одного из проводов, подводящих электрическое питание к статорным обмоткам, достаточно большого сопротивления почти эквивалентно обрыву этого провода.

Известно, что трехфазный асинхронный двигатель при отключении одной из фаз начальный момент не развивает вследствие равенства токов и магнитных потоков прямой и обратной последовательности фаз. При этом двигатель не может тронуться с места даже при малом тормозном моменте на его валу и достаточно большом подводимом напряжении. До трогания двигатель можно довести путем уменьшения этого сопротивления. При этом вращающий момент двигателя увеличивается и, когда он возрастет до значения, достаточного для преодоления механического момента сопротивления двигателя, начинается трогание ротора с места, При контроле магнитного поля в воздушном зазоре асинхронного двигателя постоянным током и осуществлении его трогания путем подключения на значительно пониженное напряжение переменного тока исключается возможный недопустимый перегрев двигателя .за время контроля.

Режим, при котором к обмоткам статора асинхронного короткозамкнутого двигателя подводится напряжение, а ротор его неподвижен, является для .двигателя коротким замыканием. С него всегда начинается пуск двигателя, а начальный ток при пуске двигателя является для него током короткого замыкания. При номинальном подведенном напряжении начальный (пусковой) ток асинхронных короткозамкнутых двигателей может в 5-7 и более раз превышать номинальный ток.

В то же время намагничивающая составляющая в токе статора I, значительно меньше номинального значения тока. Для асинхронных машин при номинальном подведенном напряжении она составляет (0,25-0,6) I (где

I„ — номинальный ток статора). Основная часть магнитодвижущей силыобмотки статора идет на компенсацию размагничивающего действия магнито- . движущей силы, создаваемой током в обмотке ротора

При больших кратностях тока потери энергии на активных сопротивлениях обмоток статора и ротора приводят к интенсивному нагреву двигателя. Из-за кратковременности пуска нагрев обычно не превышает допустимого, но оставлять двигатель продолжительное время под повьппенным переменным напряжением и при не1250998 подвижном роторе нельзя во избежание черезмерного нагревания и повреждения изоляции обмоток. При пониженном напряжении такой перегрев исключается и время контроля не orpavzwvaaevca, что воздает более удобные условия для осуществления контроля.

О неравномерности воздушного за-зора двигателя судят по относительным изменениям информативных электрических параметров в момент трогания при возбуждении в этом зазоре магнитного поля постоянным током и при его отсутствии. В качестве таких параметров служат необходимые для начала трогания значения подводимого к обмотке статора напряжения переменного тока, сопротивления, включае мого в разрыв одного из указанных выше линейных проводов, или изменяющиеся при изменении этих величин другие электрические величины, например, ток.

25

Оценка степени неравномерности воздушного зазора согласно предлагаемому способу производится путем равнения данных, которые получены з процессе контроля, т.е. при одних и тех же подшипниках и когда количество смазки, ее физико-химическое состояние, степень загрязнения и ряд других факторов, от которых также за 35 висит момент сопротивления двигателя, не успевают измениться в связи с относительно небольшой продолжительностью процесса контроля и поэтому

1 не вносят дополнительной погрешности.

Это существенно повышает достовер-: 46 ность получаемых результатов контроля. Сравниваются данные, которые получены при наличии возбуждения и его отключения, когда составляющая в мо45 менте сопротивления М обусловленс ная силой одностороннего магнитного притяжения и поэтому непосредственно связанная со степенью неравномерности воздушного зазора двигателя, становится незначительной.

Для осуществления функций контроля основное магнитное поле в воздушном зазоре асинхронного двигателя воздуждается постоянным током и одновременно двигатель доводится до трогания путем питания его переменным током при значительно пониженном напряжении. (U 15-20 В при V„

200 В). При этом одна из фаз обмотки статора подключается к источнику ,постоянного тока, а две другие — к источнику трехфазного или однофазного переменного тока так, чтобы приложенные к ним напряжения были сдвинуты по фазе друг относительно друга.

Неравномерность воздушного зазора двигателя определяется по степени отличия значения информативных электрических параметров в момент трогания в случае доведения двигателя до трогания при наличии возбуждения постоянным током и когда это возбуждение отключено. Во всех случаях проводимое напряжение переменного тока должно быть таким, чтобы ток в обмотках двигателя не превышал номинального значения, т.е. менее (0,2-0,3)U„.

Постоянный ток при контроле для исключения перегрева двигателя .за время контроля нецелесообразно увеличивать более чем (1, 1-1,25) U..

Проводились пРоверки изменения неравномерности воздушного зазора авиационного асинхронного двигателя

МГТ-750К2. Технология контроля неравномерности воздушного зазора асинхронных двигателей заключалась в проведении поочередно двух операций.

Трехфазный источник переменного напряжения номинальной частоты подвели к двум выводам фазной обмотки и нейтральному проводу, причем величину подводимого напряжения увеличивали от нуля до напряжения трогания

U„ с помощью трансформатора напряжения. Затем двигатель включили по схеме, показанной на фиг. 1 и увели чили величину переменного трезфазного напряжения до V, . О степени неI равномерности воздушного зазора су-, дили по степени отличия напряжения трогания или токов в фазах при проведении этих двух операций.

В соответствии с формулой (1) сила одностороннего магнитного притяжения при одном и том же эксцентриситете зависит от квадрата индукции в воздушном зазоре двигателя — (квадрата напряжения).. В такой же степени зависит от напряжения и приращение момента сопротивления М с

При трогании вращающий момент двигателя М равен моменту сопротивления M с

998

1Г1, в (Dve

7 1250

Чувствительность способа определяеТся производной

Поэтому она при данном приращении эксцентриситета возрастает в такой же степени, как и приращение момента сопротивления Г1,. Повышение чувствительности предлагаемого спо- 10 соба позволило судить о реальном эксцентриситете ротора даже при незначительном его изменении в процессе эксплуатации { e = 5-10%), что особенно важно для авиационных . !5 асинхронных двигателей, которые имеют небольшой воздушный зазор.

Использование предлагаемого способа контроля неравномерности воздушного зазора асинхронных двигате- 20 лей не требует внесения каких-либо изменений в сушествующую конструкцию двигателя и осуществляется без демонтажа двигателя с объекта установки. Возможность исключения регулятора с плавным регулированием подводимого ко всем фазам двигателя напряжения позволяет упростить и снизить стоимость устройства при реализации способа. Это достигается 30 доведением двигателя до трогания путем уменьшения регулируемого сопротивления, включенного в разрыв одного из проводов, подводящих электрическое переменное напряжение питания З к статорным обмоткам.

Применение способа улучшает условия для перевода технического обслуживания и ремонта асинхронных двигателей на более прогрессивную технологию — на обслуживание по состоянию, а также дает возможность осу-.

А еЕ

C ществлять прогнозирование вероятности отказа двигателей, связанного с износом подшипников, приводящего к появлению эксцентриситета ротора формула изобретения

Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя с трехфазной обмоткой на статоре, заключающийся в подключении двигателя на многофазное напряжение, создании дополнительной несимметрии магнитного поля в воздушном зазоре для увеличения сил одностороннего тяжекия, плавном увеличении электромагнитного момента путем изменения переменного .напряжения на обмотке статора и изменении в момент трогания ротора с места параметров двигателя, зависимых от неравномерности зазора, о т л и ч а ю щ и Й с я тем, что, с целью повышения чувствительности способа контроля, дополнительную несимметрию магнитного поля в воздушном зазоре создают путем подключения одной из фаз двигателя на постоянное напряжение, а переменное напряжение подключают к двум другим фазам двигателя, при этом измеряют параметры — ток и напряжение переменного тока,,характеризующие неравномерность воздушного зазора при отключенном и включенном постоянном напряжении, а о неравномерности воздушного зазора судят по относительным изменениям электрических информативных параметров в момент трогания при отключенном и включенном постоянном напряжении, причем зависимость указанных параметров от эксцентриситета устанавливают заранее.

1250998

Составитель В ° Никаноров

Техред В.Кадар Корректор Л,Пилипенко, Редактор П;Пчелинская

Заказ 440б/42

Тираж 728 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромагнитным измерениям в электрических машинах, имеющих асимметрию магнитной проводимости по различным осям

Изобретение относится к методам испытания крупных эл

Изобретение относится к измерительным электрическим машинам

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля состояния изоляции дополнительных полюсов мощных электродвигателей постоянного тока, работающих в условиях запьшенности окружающей среды

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовых электрических машин

Изобретение относится к устройствам и способам диагностирования электрических машин с зубчатым ротором и трехфазной обмоткой на статоре

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх