Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых

 

Изобретение относится к тренажерной технике и может.быть использовано При профессиональном обучении и тренировке операторов, например, автоматизированных линий по механической обработке, сортировке и пакетированию древесных материалов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера, заключающееся в возможности его использования для обучения и тренировки операторов ряда специальностей. Сущность изобретения - в известный тренажер введен блок изменения сложности задания , включенный между вновь введенным распределителем кодов и блоком сравнения, выход блока сравнения подключен к входу диапроектора. 1 з.п. ф-лы. 2 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (50 4 G 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3818963/24-24 (22) 03.12.84 (46) 30.08.86. Бюл. Р 32 (71) Центральный научно-исследова.тельский институт механической обработки древесины Всесоюзного научнопроизводственного объединения "Союзнаучдревпром" (72). П.Н. Рыбицкий (53) 68!.3.071(088.8) (56). Авторское свидетельство СССР

Ф 439842, кл. G 09 В 9/00, 1972.

Авторское свидетельство СССР

У .693426, кл. С 09 В 7/00, 1977. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФЕС СИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

ЯК 2 4525 А3 (57) Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано при профессиональном обучении и тренировке операторов, например, автоматизированных линий по механической обработке, сортировке и пакетированию древесных материалов. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера, заключающееся в возможности его использования для обучения и тренировки операторов ряда специальностей. Сущность изобретения — в известный тренажер введен блок изменения сложности задания, включенный между вновь введенным распределителем кодов и блоком сравнения, выход блока сравнения подключен к входу диапроектора. 1 з.п. ф-лы. 2 ил.

4 1254

Изобретение относится к тренажерам и предназначено для подготовки операторов систем управления автоматизированными линиями и станками, используемыми, например, для производства и обработки пиломатериалов.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства при обучении и тренировке операторов ряда профессий при обеспечении воз- 10 можности автоматического изменения сложности обучающих программ с учетом результатов деятельности конкретного оператора в процессе обучения или тренировки. 15

На фиг. 1 изображена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — схема блока изменения сложности задания.

Устройство состоит из диапроекто- 20 ра 1 с программоносителем 2, являющимся блоком ввода учебной информации и позволяющим составить любую обучающую программу в соответствии с требуемой специальностью и квалифи- 25 кационными требованиями, по которой необходимо обучать или тренировать оператора 3.

Устройство также содержит блок 4 ввода ответных действий оператора, блок 5 задания времени, формирователь

6 кодов, распределитель 7, блок 8 изменения сложности задания, блок 9 сравнения, счетчик 10 времени, счетчик 11 вопросов и счетчик 12 правиль- З ных ответов.

Блок 8 выполнен в виде групп элементов И 13-17, элементов ИЛИ 18-24 и инверторов 25 и 26.

Устройство работает следующим образом.

Инструктор создает программоноситель путем подбора слайдов, на которых изображен объект труда, соответствующий специальности, которой будут обучаться операторы. При обучении рамщиков на слайде изображаются бревна или брусья, обрезчиков — модели досок, характеризующие их ширину, сортировщиков (по толщинам или качеству) — доски в положении, адекватном условиям труда, и т.д. Правильность ответных действий оператора закодирована в виде отверстий на каждой рамке слайда. К устройству подключается блок 4, адекватный органам управления автоматизированных линий и станков, управлять которыми

525 2 обучается оператор. Например, блок 4 для оператора обрезного станка представляет собой стойку с рукояткой, которая перемещается с установкой в фиксированном положении в секторе

0,8 раз. Блок 4 для оператора линий сортировки по качеству выполнен в виде кресла, в подлокотнике которого смонтированы кнопки в.соответствии с конкретными качественными группами пиломатериалов, Переключателем В1 блока 4 производится установка режима работы устройства в соответствии с необходимым количеством вариантов выбора ответных действий, Например, если установлен программоноситель для обучения специальности сортировщика пиломатериалов по качеству, на каждом слайде закодирован код правильного ответа, соответствующий одной из шести качественных групп. Этот же программоноситель можно благодаря наличию блока 8 использовать для обучения операторов линий сортировки пиломатериалов на 2-6 качествейных групп без изменения электрических, монтажных и конструктивных элементов тренажера ° При сортировке на 2 качественные группы в блок 9 поступают коды правильных ответов двух групп, при этом сигналы, соответствующие правильным ответам 2-6 групп, объединяются и выдается только один сигнал, соответствующий второй качественной группе, хотя в действительности код ответа на слайде может соответствовать 3-5 или 6 качественным группам.

Если переключатель В1 блока 4 находится в первом положении, правильное решение выбирается из двух, во втором— из трех, в тветьем — из четырех, в четвертом — из пяти, в пятом — из шести возможных вариантов.

В блок 5 вводится необходимое значение длительности экспонирования слайда.

При предъявлении диапроектором 1 слайда из программоносителя 2 срабатывает формирователь 6, в котором производится считывание кода правильного ответа и вырабатывается сигнал запуска блока 5.,Считанный код правильного ответа поступает в распределитель 7., в котором производится дешифрирование отвесов с двоичного кода в десятичный,Дешифрированный сигнал поступает в блок 8, а также в счетчик

11. В блоке 8 производится объединение ответов в зависимости от выбранз 1254525 4 ных для обучения операторов специаль- ные блок ввода учебной информации, ности и вида оборудования. Сигнал не- формирователь кодов, блок задания обходимого ответа из блока 8 посту- времени, счетчик времени, счетчик пает в блок 9. Увидев изображение . вопросов, последовательно включенные объекта труда, оператор 3 производит блок ввода ответных действий оператоего оценку. По результатам оценки ра, блок сравнения и счетчик правильпосредством блока 4, выдается сигнал ных ответов, первый вход блока ввода в блок 9 о решении поставленной зада- учебной информации подключен к второчи. При правильном решении задачи в му выходу блока задания времени, втоблоке 9 вырабатывается три сигнала, 10 рой выход блока сравнения соединен с первый из которых поступает в счет- вторым входом счетчика времени, о тчик 12, а второй — в счетчик 10. По л и ч а ю щ е е с я тем, что, с этому сигналу производится перезапись целью расширения дидактических возсодержимого блока 5 в счетчик 10.Тре- можностей устройства, в него введены тий сигнал поступает в диапроектор 1 15 распределитель кодов, вход которого и включает его на смену слайда. При соединен с вторым выходом формироваэтом следующая задача будет несколь- теля кодов, первый выход — с входом ко сложнее решенной оператором. При счетчика вопросов, и блок изменения неправильном решении задачи ни один сложности задания, состоящий из пяти из трех сигналов в блоке 9 не выра- 20 групп элементов И, семи элементов батывается и содержимое счетчиков ИЛИ и двух инверторов, причем первые

10 и 12 не изменяется. Это приводит к входы элементов И первой, второй, тому, что следующая задача будет про- третьей, четвертой и пятой групп соеще той, которую пштался решить опера- динены с соответствующими коммутируютор. 25 щими выходами блока ввода ответных действий оператора, а вторые входы

По истечении установленного для элементов И первой, второй, третьей решения данной задачи времени, кото- четвертой и пятой групп — с соответрое отсчитывается блоком 5, послед- ствующими выходами распределителя нии выРабатывает сигнал, поступаю- gp кодов, выходы первых элементов И перщий в Диапроектор 1. По этому сигна- вой, второй, третьей, четвертой и пялу производятся смена предъявляемой той групп подключены к соответствуюопеРатоРУ задачи, Установка в исход- щим входам первого элемента ИЛИ выл ное положение диапроектора 1 и обну- ходы вторых элементов И дь торых э ементов второи,третьление блока 5. Делением содержимого ей четвертой и пятой групп — к со

35 счетчика 12 на содержимое счетчика ответствующим входам второго элемен11 определяется надежность деятель- та ИЛИ, выходы третьих элементов И ности оператора, делением содержимого счетчика 10 на содержимое счеттретьей, четвертой и пятой г пп — к

Р пятой групп к чика 12 — быстродействие оператора. соответствующим входам т етьего элеующим д третьего элеНаличие блока 8 позволяет исполь40 мента ИЛИ, выходы четвертых. элементов И.четвертой и пятой r упп — к зовать УстРойство ДлЯ обУчениЯ опеРа- соответств вхо ам е торов обрезных станков рамщиков элемента ИЛИ, выход пятого элемента сортировщиков пиломатериалов по кад ого элемента И честву, сечениям и длинам и оператопятой группы — к входу первого инведу р ого инверров других специальностей. Наличие тора, выходы второго, третьего четУ Ф t связи между диапроектором 1 и блоком вертого и пятого элементов И пе вой первой

9 позволяет изменять сложность решаегруппы — к соответствующим вхо ам ующим входам мых задач в зависимости от результа- пЯтого элемента ИЛИ, выходы тРетьего, тов деятельности операторов. четвертого и пятого элементов И втоПрименение устройства способствует50 Рой группы — к соответствующим входам увеличению производительности труда шестого элемента ИЛИ, выходы четвери снижению количества ошибок. того и пятого элементов И третьей группы — к соответствующим входам форм л а и э б

У о р е т е н и я седьмого элемента ИЛИ, а выход пято Ы го элемента И четвертой группы — к си

1. Устройство для контроля профес- входу второго инвертора выходы еональной пригодности обучаемых, вого и пятого элементов ИЛИ, второго

1 содержащее последовательно соединен- и шестого элементов ИЛИ, третьего и

1254525

Фиг.!.Фив. g

Составитель А. Карлов

Техред В.Кадар

Редактор А. Огар.

Корректор Л. Патай

Заказ 4724/55 Тираж 455

° ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 седьмого элементов ИЛИ, четвертого элемента ИЛИ и второго инвертора, а также первого инвертора подключены к соответствующим входам эталонного ответа блока сравнения.

6 устроиство по и.1, О т л и ч а ю щ е е с я тем, что в нем второй вход блока ввода учебной информации соединен с третьим выходом блока сравнения.

Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к тренажерам операторов автоматизированных систем управления

Изобретение относится к ав- )томатике и вычислительной технике и предназначено для обучения групп операторов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для обучения .операторов систем управления технологическими процессами

Изобретение относится к техническим средствам для тренировки операторов человеко-машинных систем

Изобретение относится к устройствам для обучения управлению дорожным движением

Изобретение относится к техническим устройствам для обучения вождению транспортных средств

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для подготовки операторов различных систем человек-машина .Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства

Изобретение относится к эргономике , в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано в системах человек-машина

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано для обучения операто ров систем управления и является усовершенствованием изобретения по авт

Изобретение относится к автома - тике и вьиислительной технике и может быть использовано для автоматизации обработки информации при психофизиологических испытаниях,- профессиональном отборе, для тренировки операторов при функциональном контроле сложных автоматизированных систем управления (АСУ) и поиске неисправностей включительно до ячейки АСУ

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх