Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„SU<», дд Д В 21 Н 5/00//В 23 Р р!" ОН)ЗНЛ я ,13

ЬЬЬ4 ЧЬтИА

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3842281/25-27 (22) 07.01 .85 (46) 07.09.86. Бюл. и 33 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) Н .К.Кривенко, О.И.Кузьменков, А.А.Кот, В.Л.Басинюк и В.А.Кот (53) 621,771.29 (088.8) (56) Гельбер Б.Т. и др. Ремонт промьппленного оборудования. — М.: Высшая школа, изд. 8-е, 1981, с. 86, (54) (57) 1 . СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

KP7IIH0N0gYJIIHbK 3Y$ TbK K0JIEC, при котором в зубьях на всю их длину выполняют пазы глубиной, соответствующей высоте зубьев, и осуществляют раздачу их по ширине и заполнение дополнительным металлом, о т л и— ч а ю шийся тем, что с целью

< увеличения долговечности путем повышения податливости зубьев, в качестве дополнительного материала используют металлический порошок причем после заполнения им пазов зубчатый венец нагревают до температуры спекания порошка и формируют обжатием исходный профиль, обеспечивая при этом пористость-порошка после спекания

0,1 — 0,25.

255253 ния долговечности путем увеличения иэгибной прочности, пазы выполняют со смещением относительно оси симметрии зуба на величину Х, определяемую из соотношения (0 8L — SP(r<- T

2(Т,+ Т,) 7 *7 - П

h пл н

3. щий

1 (0 13L — Б Т вЂ” Т ) 2(Т„+ Т,) 1

2. Способ поп.l о тл ич аю— шийся тем, что в каждый паз перед засыпкой порошка помещают металлическую пластину с температурой плавления ниже температуры спекания порошка, причем объем пластины выбирают из соотношения где V„объем паза после раздачи и формирования исходного профиля, — глубина паза, высота порошкового слоя, пропитанного легкоплавким металлом; — пористость порошка после формирования исходного профиля °

Способ по п.1, о т л и ч а ю— с я тем, что, с целью повышеФ

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при восстановлении изношенных зубчатых колес, преимущественно крупномодульных.

Целью изобретения является увеличение долговечности восстановленных зубчатых колес путем повышения их податливости и изгибной прочности.

На фиг.I показан зуб после раздачи, на фиг.2 — то же, со смещенным пазом; на фиг.3 - то же, с пазом, выполненным под углом; на фиг.4— то же, с легкоплавкой металлической пластиной и порошком, помещенным в паэ; на фиг.5 — то же, в момент обжатия; на фиг .6 — то же,после восстановления, на фиг.7 - паэ зуба.

Способ восстановления осуществляется в следующей последовательности.

Зубчатое колесо с изношенными зубьями 1 (фиг.I) после промывки и дефектовки устанавливают в приспособление и на отрезном станке с помощью вулканитового круга по осям симметрии зубьев на всю их длину выполняют пазы 2 шириной S, и глугде L — толщина зуба по окружности впадин;

S — ширина паза после раздачи;

Т и Т, — окружные усилия, действующие на одну и другую стороны зуба при вращении колеса в соответствующую сторону, 4. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что паз выполняют

Ы под углом P = — к плоскости симмет2 рии зуба, где ы. — угол профиля восстанавливаемого колеса °

2 биной h соответствующей высоте зубьев.

В связи с тем, что окружные усилия Т „ и Т, действующие на зуб при

5 вращении колеса в одну и другую стороны будут различны, следовательно, будут различны и напряжения в корне зуба. Для повышения иэгибной прочности пазы 2 выполняют со смещением в

10 менее нагруженную сторону относительно оси симметрии зуба на величину f.,,определяемую из соотношения

Для этой же цели пазы могут быть выполнены под углом р =

20 После выполнения пазов венец зубчатого колеса нагревают до температуры 1000 — 1050 С, помещают колесо в штамп и разцают зубья до требуемой

25 толщины, причем величину паза S. которую необходимо получить после раздачи, выбирают иэ соотношения

Ф

SS +2й +2Ь +2ь о идн нек ПОР

V = V:- П

h ил и з 1255253 4

Затем в паз 2 зуба 1 (фиг.4) по- порошкового материала, находящегося мещают металлическую пластину 3 и в нижней части паза. засыпают порошком 4, причем темпера- Иэ выражения (1) получаем искотура плавления пластины ниже темпе- мую формулу ратуры спекания порошка, при этом объем пластины U выбирают иэ лл соотношения (2) h

V = V — - П ил и

10 где V„ объем паза после раздачи и формирования профиля зуба; высота слоя, пропитанного !5 легкоплавким металлом; глубина паза; пористость порошкового материала после формирования профиля зуба.

h„

П

25

Соотношение (l) написано в предположении, что в результате пропитки порошка металлом легкоплавкой пластины исключается пористость

Снова нагревают зубчатый венец до температуры 1000 — 1050 С, при этом металлическая пластина плавится и пропитывает некоторый требуемый объем 5 порошка (фиг.5). Производят обжатие зуба в штампе силами P. После обжатия и спекания порошка материал паза (фиг.6) имеет переменный состав. Так верхняя часть 6 имеет требуемую пористость 0,1 — 0,25, в 0 то врем» как нижняя часть 7 после пропитки порошка легкоплавким металлом становится беспористой и по своим физико-механическим свойствам близка к основному материалу. 35

На заключительном этапе зубчатое колесо обрабатывают на зубопротяжном станке и упрочняют химикотермической обработкой.

Вывод выражения для определения 40 объема легкоплавкой пластины: пусть

V„. — объем паза после раздачи и формирования исходного профиля зуба;

h u h. — соответственно глубина паза к и высота порошкового слоя пропитанного легкоплавким металлом; V„„ объем легкоплавкой пластины; П вЂ” пористость -порошкового материала после формирования исходного профиля зуба. 50

Тогда можно записать сл дующее

h V соотношение: — = - -П (1)

h 7„ к ил е, т !

Т, (3) где Е, и E — соответственно расстояние от оси симметрии выполненного паза до осей симметрии пазов в крайних положениях; Т и Т вЂ” окружные усилия, действующие на боковые стороны зуба при вращении колеса в одну и другую стороны, Для предотвращения сколов экспериментально установлено, что край паза не должен выходить на эволь-, вентную поверхность зуба и должен отстоять от нее не менее, чем на

0,1L, где Ь вЂ” толщина зуба по окружности выступов. Таким образом, Ою8Ь вЂ” 8э (4) где S — ширина паза.

Исходя из выражений (3) и (4) получаем (О 8L — S)

2 ° ° т Т /Ч +1 (5) (О 8L — S1T.

А

Т+Т ! 2

Определяем величину смещения паза

1 ° — Х, (0 8 Ь - S)T

2 2(Т + Т ) 08 Ь SQ<

2(Т +Т ) (0 8 L — Sg(T — Т )

2(Т, + Т ) (6) (7) У реверсивной зубчатой передачи максимальные окружные усилия, дейст-: вующие на боковые стороны зуба при вращении в одну и другую стороны, обозначаем соответственно Т и Т

1 х

Рассматриваем наиболее распростра- .ненный случай, когда Т > Т . Для

1 повышения изгибной прочности зуба паз необходимо сместить в направлении менее нагруженной стороны,тогда можно записать:

53 Ь и = (- - — 1)(-+ О 3+ 0 5)

О 8 2 нор 0

l 1

=О,бмм

E (p 8 9 — 4 4) (48" 10* — 22 10" )

А

2(48 10 + 22.10 ) 2 8.26

= О 52 мм

2 ° 70

g 8

2 по (8) МР2;

5 !

2552

Пример. Предлагаемый способ восстановления осуществляется на механическом участке при восстановлении шестерни редуктора очистного комбайна IКI 01(деталь 1 Кl 01,01 .?82, 5

m-=12, 2=26, В=I ОО мм, материал— сталь 20X2H4A).

Способ осуществляется в следующей последовательности, Изношенный венец отжигают с целью снижения твердости перед механической обработкой.

На отрезном станке с помощью вулканического круга в зубьях колеса на всю их длину прорезают пазы глу— биной 26 мм и шириной 1,6 мм. Пазы выполняют со смещением 1 = 0,52 мм, Величину смещения паза определяют из выражения (7) Венец зубчатого колеса нагревают с помощью кольцевого индуктора ТВЧ до температуры 1000 — 1050 С, помещают колесо в штамп и на кривошипном»

30 прессе раздают пазы на величину

2,8 мм.

Величина раздачи определяется следующим образом: пусть S, — ширина паза до раздачи; S — - ширина паза после раздачи; h — величина раздачи паза (зуба); 6), 9 — плотность порошка до и после обжатия;, Ь вЂ” ве«у», личина максимального износа зуба, 6 — в елич ин а и рипу ск а на м еханимек ческую обработку, 1 — величина поР усадки порошка при спекании„

Тогда имеем соотношение

После некоторого преобразования получаем

6, (- — — 1) (-- +Л но» и н н

Тогда il получаем нз выраже= ния (9) S = S, +2а„„+2»л. +2„„

S =- 1,6 + I+О,,б + 1,2 = 4 4 й= Б — S =44 — 1 6=28

«

«Э

В пазы зубчатого колеса, находящегося в штампе, помещают медные пластины (по одной в каждый паэ) и засыпают порошок ПЖ, 2М, с помощью кольцевого индуктора ТВЧ разогревают зубчатый венец до температуры

1000 — 1050 С, обжимают в штампе зубья и спекают порошок. Во время разогрева венца медные пластинки расплавляются и пропитывают требуе— мый объем порошка в пазах. Объем медной пластины определяют иэ выражения (2);

V=V- П

11к 1 И 1 002 ! нл»» h з

=0,085 см

На зубопротяжном станке модели

525 получают требуемый профиль зубьев.

Зубчатые колеса, восстановленные по предлагаемому и известному способам испытываются на иэгибную прочность и виброакустическую активность, Испытываются по три образца. Испытания на иэгибную прочность проводятся на гидропульсаторе с нагружением окружной силой 48 10 кН. Виброактивность измеряется на стенде с замкнутым силовым контуром СИ 3 посредством датчиков Д 14, устанавливаемых на испытательных коробках, и комплекта виброизмерительной аппаратуры фирмы РФГ. Оценка виброактивности проводится при нагружении моментом 2000 Нм, частоте вращения ведущего вала 151 с, смазке маслом

НТ-20.

Полученные результаты приведены в таблице.

Восстановление зубчатых колес по предлагаемому способу позволяет повысить долговечность восстановленных колес по иэгибной прочности зубьев в 1,33 раза и снизить виброактивность на 3,3 дБ по сравнению с восстановленными. колесами по иэвест< ному способу.

1255253

0бший

ОбраЧисло цикСреднее число лов до разрушения зубьев ности колености са

Известный способ

1,9 10

102

1 6 !О

l 97 l 0 104

102,3

2,4 10 100

ПРедлагаемый способ

2,62 10 100

100

97 зец зубчатого

2,23" 10

2,7 10

2,93 ° 10 ци <лов наработки уровень виброактивСредний уровень виброактив1255253

Составитель В.Муконин

Техред М.Коданич Корректор Л. Пилипенко

Редактор Г.Волкова

Заказ 4748/10 Тираж 655 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4

Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес 

 

Похожие патенты:
Наверх