Устройство для исследования модели транспортной системы
Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для исследования транспортных систем. Цель изобретения - повышение точности моделирования за счет учета энергетических затрат и стоимости плош.адей. Устройство содержит дешифратор 1, элементы ИЛИ 2, реверсивные счетчики 3, триггер 4, генератор 5 потока заявок, блок 6 буферной памяти, коммутатор 7, модель 8 транспортной системы, статистические анализаторы 9 и 28, блок 10 индикации, блок 11 памяти, дешифратор 12, счетчик 13, сумматоры 14 и 16, умножители 15 и 29, ключи 17 и 21. блок 18 динамической памяти, блок 19 сравнения, регистр 20 памяти, элемент ИЛИ 22, блок 23 формирования интервала времени, элементы 24 и 25 задержки, источник 26 энергии , счетчик 27 энергии. 1 ил. ьо СП О5 О СО 00 NJ
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU „„ ll 256038
А2 (1) 4 б 06 F 15/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 1117645 (21) 3776864/24-24 (22) 30.07.84 (46) 07.09.86. Бюл. № 33 (71) Центральное проектно-конструкторское бюро по лифтам Всесоюзного промышленного обьединения «Союзлифтмаш» (72) А. С.-Б. Карасов (53) 68!.396.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1117645, кл. G 06 F 15/20, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ И ССЛЕДОВАНИЯ МОДЕЛИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ (57) Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для исследования транспортных систем. Цель изобретения — повышение точности моделирования за счет учета энергетических затрат и стоимости площадей. Устройство содержит дешифратор 1, элементы ИЛИ 2, реверсивные счетчики 3, триггер 4, генератор 5 потока заявок, блок 6 буферной памяти. коммутатор 7, модель 8 транспортной системы, статистические анализаторы 9 и 28, блок
10 индикации, блок 11 памяти, дешифратор
12, счетчик 13, сумматоры 14 и 16, умножители 15 и 29, ключи 17 и 21, блок 18 динамической памяти, блок 19 сравнения, регистр 20 памяти, элемент ИЛИ 22, блок
23 формирования интервала времени, элементы 24 и 25 задержки, источник 26 энергии, счетчик 27 энергии. 1 ил.
1256038
Изобретение относится к вычислительной технике, может быть использовано при исследовании сложных систем и является усовершенствованием устройства по авт. св.
Хо 1117645.
Цель изобретения — повышение точ5 ности моделирования за счет учета энергетических затрат и стоимостей площадей для ожидающих заявок.
На чертеже приведена блок-схема устройства. !0
Устройство содержит второй дешифратор 1, группу элементов ИЛИ 2, группу реверсивных счетчиков 3, триггер 4, генератор 5 потоков заявок, блок 6 буферной памяти, коммутатор 7, модель 8 транспортной системы, первый статистический анализатор !5
9, блок !О индикации, блок 11 памяти, первый дешифратор 12, счетчик 13, второй сумм матор 14, первый умножитель 15, первый сумматор 16, первый ключ 17, блок 18 динамической памяти, блок 19 сравнения, регистр 20 памяти, второй ключ 21, элемент
22 ИЛИ, блок 23 формирования интервала
35 времени, первый и второй элементы 24 и 25 задержки, источник 26 энергии, счетчик 27 энергии, второй статистический анализатор 28, второй умножитель 29.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии счетчики 3 находятся в состоянии кода 00...01. Эти счетчики предназначены для задания значений параметров модели транспортной системы, т. е. для задания значений числа работающих транспортных органов К, их вместимости, скорости и т. п. В исходном состоянии значения всех параметров минимальны. Счетчик 13 в исходном состоянии находится в состоянии кода 00...01, ни на одном из выходов дешифратора 12 единичного сигнала нет.
В блок 18 динамической памяти записан код 11...11.
Подачей команды «Пуск» триггер 4 устанавливается в единичное состояние. Этот же сигнал через элемент ИЛИ 22 запускает блок 23 формирования интервала времени.
Единичный сигнал с выхода триггера 4 включает генератор 5 потоков заявок, на выходах которого начинают формироваться потоки случайных импульсов, имитирующие потоки случайных заявок. Эти потоки поступают на информационные входы блока в буферной памяти и на суммирующие входы сумматора 14, вследствие чего»а выходе последнего формируется сигнал, пропорциональный суммарной интенсивности потока на выходах генератора 5. Этот сигнал поступает на первый вход умножителя 15, на второй вход которого подается сигнал, пропорциональный стоимости единицы рабочего времени. Сигналы с выходов модели транспортной системы отображают состояния транспортных органов 8; {их загрузки, местонахождения, а также значения их параметров). Эти сигналы являются управляю40
55 шими для блока 6 буферной памяти и коммутатора 7, а также поступают на входы статистического анализатора 9 и блока 10 индикации. Кроме того, эти сигналы являются адресами для блока 11 памяти и вызывают на выход этого блока содержимое той ячейки, в которой содержится код стоимости варианта сочетания значений параметров транспортнои системы, которые посту пили на вход блока 11 памяти.
Под воздействием управляющих сигналов на определенных выходах блока 6 буферной памяти появляются потоки импульсов, которые поступают на соответствующие входы коммутатора 7, статистического анализатора 9 и блока 10 индикации. С второй группы выходов блока 6 буферной памяти сигналы, отображающие длину очередей заявок в каналах системы, поступают на статистический анализатор 28. Последний определяет среднее значение максимумов длин очередей заявок в каналах системы.
Под воздействием управляющих сигналов коммутатор 7 распределяет потоки поступающих на его входы заявок соответствующим транспортным органам 8,. В процессе функционирования модель 8 транспортной системы потребляет от источника 26 определенное количество энергии, которое подсчитывает и пересчитывается на стоимость счетчиком 27 энергии. Величина стоимости потребляемой энергии поступает на вход сумматора 16.
Время моделирования задается блоком
23 формирования интервала времени. В течение этого времени воспроизводится в модели 8 работа транспортной системы, которая отображается в блоке 10 индикации.
В статистическом анализаторе 9 вычисляется среднее время пребывания заявок в системе. Сигнал, пропорциональный этому времени, поступает на третий вход умножителя 15. На выходе последнего формируется сигнал, пропорциональный суммарной стоимости пребывания всех заявок в системе.
Этот сигнал поступает на вход сумматора !6.
По окончании заданного интервала времени на входе блока 23 появляется импульс, которыи поступает на синхронизирующие входы статистических анализаторов 9 и 28 и сумматора 16, а также запускает элемент
24 задержки. По этому импульсу результат вычисления статистического анализатора 9 передается в блок 10 индикации и на вход умножителя 15. С выхода последнего результат подается на вход сумматора 16. Импульс на выходе блока 23 считывает также результат вычислений среднего значения максимумов длин очередей заявок в каналах системы из статистического анализатора 28, который поступает на первый вход умножителя 29. На второй вход умножителя 29 подается сигнал, пропорциональный стоимости площади, занимаемой одной заявкой. Результат перемножения с выхода ум1256038
15
30
Формула изобретения
ВНИИПИ 3аказ 4825/49 Тираж 871 !1одпненое
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ножителя 29 также поступает на вход сумматора 16. Последний складывает имеющиеся на его входах сигналы и формирует на своем выходе сигнал, пропорциональный общим затратам на ожидание и транспортировку заявок, включая капитальные затраты на систему, на потребление энергии, расходы на занимаемые очередями заявок площади и стоимость потерянного заявками производственного времени. Этот сигнал поступает на информационный вход ключа 17 и на первый вход блока !9 сравнения, на второй вход которого поступает сигнал 11...11 с выхода блока 18 динамической памяти.
После каждого считывания результатов вычислений статистические анализаторы 9 и 28 обнуляются импульсом считывания.
По окончании заданной задержки времени, формируемой элементом 24 задержки, появляется на выходе последнего импульс, который запускает элемент 25 задержки и поступает на синхронизирующий вход блока 19 сравнения. Блок 19 сравнения сравнивает сигналы, поступившие на его входы.
Поскольку сигнал на первом входе блока
l9 сравнения меньше, чем на втором входе, появляется сигнал на выходе блока 19 сравнения. Этот сигнал открывает ключ 17, вслед- 25 ствие чего содержимое сумматора 16 переписывается в блок 18 динамической памяти, и поступает на синхронизирующий вход регистра 20 памяти, вследствие чего содержимое счетчика 13 переписывается в регистр
20 памяти.
По истечении заданной задержки времени, формируемой элементом 25 задержки, на выходе последнего появляется импульс.
Этот импульс поступает на счетный вход счетчика, увеличивая его содержимое на единицу, и через элемент ИЛИ 22 вновь за- 35 пускает блок 23 формирования интервала времени. На этом заканчивается первый этап моделирования и начинается второй.
Поскольку по окончании первого этапа в счетчике 13 записано число «!», появляется сигнал на втором выходе дешифратора 12, который увеличивает содержимое счетчика 3i на единицу. Вследствие этого значение первого параметра системы увеличивается на один. Аналогично после второго этапа моделирования увеличивается на единицу содержимое счетчика 3, но содержимое счетчика 3 восстанавливается, т. е. становится равным первоначальному значению, так как сигнал с второго выхода дешифратора 12 поступает также на вычитающий вход счетчика Зь Вследствие этого значение первого параметра становится равным первоначальному, а значение второго параметра увеличивается на единицу. По мере моделирования повторяется описанный процесс поочередного увеличения «а единицу значений всех параметров системы.
Если после очередного этапа моделирования суммарная величина затрат на систему и транспортировку меньше предыдущего значения, то она записывается в блок 18 динамической памяти, а номер этапа записывается в регистр 20 памяти.
После полного перебора всех параметров счетчик 13 приходит в нулевое состояние и импульс переноса с его выхода открывает ключ 21. Код с выхода регистра 20 памяти через открытый ключ 21 поступает на вход дешифратора 1. Этот код отображает номер параметра, увеличение значения которого привело к минимальным затратам на данный момент моделирования.
Этот код дешифруется дешифратором и состояние соответствующего счетчика 3, увеличивается на единицу.
После этого повторяется следующий цикл поочередного перебора параметров и опять в конце цикла значение одного из параметров увеличивается на единицу и т. д. Так продолжается до тех пор, пока в очередном цикле перебора параметров уменьшение общих затрат не будет иметь место. В этом случае в регистре 20 памяти будет записан код 00...00. В конце цикла перебора этот код дешифруется дешифратором . Появляется сигнал на нулевом выходе дешифратора 1, который устанавливает триггер 4 в нулевое состояние. На этом моделирование заканчивается. В счетчиках 3 при этом записаны значения параметров транспортной системы, при которых суммарные затраты минимальны.
Устройство для исследования модели транспортной системы по авт. св. № 1117645, отличающееся тем, что, с целью повышения точности, оно дополнительно содержит второй статистический анализатор, второй умножитель, счетчик энергии и источник энергии, выход которого соединен с входом счетчика энергии, токовый выход которого подключен к шинам питания модели транспортной системы, вторая группа выходов блока буферной памяти соединена с группой входов второго статистического анализатора соответственно, выход которого соединен с первым входом второго умножителя, второй вход которого является вторым информационным входом устройства, выход второго умножителя соединен с третьим входом первого сумматора, четвертый вход которого подключен к сигнальному выходу счетчика энергии. а выход блока формирования интервалов времени подключен к входу считывания второго статистического анализатора.