Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства

 

Изобретение относится к системам управления гидромеханическими трансмиссиями транспортных средств. Цель изобретения - повьгаейие надежности в работе и улучшение топливно-экономических показателей. Устройство содержит источник давления рабочей жидкое- / «У чГЧ г/ «яшА к ел 00 -ч Is5 to

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

С01.1ИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (бд 1 В 60 К 41/Сб

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ИО ДЕЛаа ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

% фР1". ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{ 21) 390! 464/27-11

{22) 28.05.85 (46) 23.09.86. Бюл. Ф 35 (71) Московский автомобильный завод им. И,А.Пихачева .(72) В.И.Соколовский, В.М.Стародубцев и А.М.Сарибан (53) 629. 113-585. 2;088, 8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1020271, кл. В 60 К 41/06, 1982. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к систе ам управления гидромеханическими трансмиссиями транспортных средств, Цель изобретения — повьппение надежности в работе и улучшение топливно-экономи-. ческих показателей. устройство содержит источник давления рабочей жидкос! г ти, соединенный через клапан 10 ручного управления фрикционными муфтами (КРУФМ), клапан 14 автоматической разблокировки гкдротрансформатора с. полостью муфты 2 блокировки гидротрансформатора 1 и через клапан 11 автоматического переключения ступеней редуктора делителя — с полостями фрикционных муфт последнего, Датчик 8 нагрузки двигателя соединен с упранляющими полостями клапана автоматической разблокировки гкдротрансформатора и клапана 11. Датчик 9 скорости транспортного средства соединен через кла пан 75 принудительной разблокировки гидротрансформатора и через клапан

58722

17 блокировки гидротрансформатора с управляющей полостью клапана 14, Управляющая ".îëîñòü клапана 25 соединена с источником давления рабочеи жидкости или со сливом, Система работает следующим образом, Для разблокировки гидротрансформатора водитель воздействует на клапан 25, при этом прерывается связь клапана 17 с датчиком 9 скорости и вход клапана 17 сообщается с баксм, Клапан 14 под действием пружины давления соединяет полость фрикционной муфты 2 с баком, обеспечивая разблокировку гидространсформатора.

1 ил.

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к системам управления гидромеханическкми трансмиссиями транспортных средств, преимущественно автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин„

Цель изобретения — повышение надежности в работе и улучшение топливно-экономических показателей, На чертеже изображена гидравлическая схема системы управления, Клапаны системы управления показаны в положении, соотнетствующем движению транспортного средства на высmeA передаче двухступенчатого редуктора-делителя и блокированном гидротрансформаторе.

Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидротрансформатора 1, фрикционной муфты ? блокировки гидротрансформатора, связанного с двухступенчатым редуктором-делителем 3, содержащим фрикционные муфты 4 и 5 переключения ступеней и ступенчатой ко.робки 6 передач с ручным управлением.

Система управления гидромеханичегкой трансмиссией содержит источник

7 давления рабочей жидкости (йасос) датчики нагрузки 8 двигателя и скорости 9 транспортного средства, клапан 10 ручного упранления фрикционными муфтами, гидравлически связанный с клапаном ll автоматического переключения ступеней редуктора-делителя с торцоньгми упранляюМ щими камерами 1? и 13 и с клапаном

14 автоматической блокировки гидротрансформатора с торцовыми управляю1цими камерами 15 и 16 клапан 17 блокировки гкдротрансформатсра с торцовыми управляющими камерамк 18 и 19, сообщенный с реле 20 времени, обрат— ными клапанами 22, и клапан 23 отключения датчика нагрузки двигателя с торцовой управляющей камерой 24, клапан 25 принуцительной разблокировки гидротрансформатора с торцовой управляющей полостью 26.

Рабочая жидкость от насоса 7 под- . водится к фрикционным муфтам 4 и 5 переключения передач делителя 3 последовательно через клапаны 10 и ll, а к фрикционной муфте 2 блокировки гидротрансформа ора 1 подводится последовательно через клапаны 10 и 14.

Для управления клапаном 11 к торцовой камере 12 подведено давление датчика

8 нагрузки двигателя, а к торцовой камере 13 — давление датчика 9 скорости через клапан 10, Взаимодействие управляющих сигналов давлений датчиков 8 и 9 определяет одно из возможных крайних положений клапана 11, н результате чего рабочая жидкость направляется к одной из фрикционных муфт 4 и 5, чем и достигается включение той или иной передачи делителя, Для управления клапаном 14 автоматической блокировки гидро рансформатора к торцовой камере 15 подведено данле1258722 ние .датчика 8 нагрузки двигателя через клапан 23, а к торцовой камере

16 — давление датчика 9 скорости че рез клапан 17 и клапаны 25 и 10. Для управления клапаном 17 блокировки ,гидротрансформатора к его торцовым камерам 18 и 19 подведено давление, возникающее в полостях фрикционных муфт 4 и 5 через дроссели 21 и обратные клапаны 22. 10

Управляющим давлением для клапана

23 является давление, возникающее в полости фрикционной муфты 5 включения низшей передачи делителя, для этого

его торцовая камера 24 соединена че- 15 рез обратный клапан 22 и дроссель 21 с полостью муфты 5.

Вход 27 клапана 25 сообщается с датчиком 9 скорости или со сливом (баком) через клапан 10 ручного уп- 20 равления в зависимости от положения последнего.

Выход 28 клапана 25 сообщается с .входом 29 клапана блокировки 17 или со сливом в зависимости от положения 2S клапана 25.

Предлагаемая система управления обеспечивает разгон транспортного средства при трогании с места и пос.— ле переключения передачи в коробке передач с ручным управлением на разблокированном гидротрансформаторе и низшей передаче делителя с последующей блокировкой его по двум параметрам в режиме гидромуфты.

Кроме того исключается возможность длительного движения транспортного средства на неблокированном гидротрансформаторе после переключения пе редач в коробке передач с ручным уп40 ,равлением.

Разгон транспортного средства на неблокированном гидротрансформаторе с последующей его блокировкой и исключением длительного движения на не-4 блокированном гидротрансформаторе повышает топливо-экономические показатели и динамические качества транспортного средства, Автоматическое переключение передач делителя по заданной программе, например вверх — при максимальном значении мощности. двигателя при различных его нагрузках, а вниз — при максимальных значениях крутящего момента устраняет субъективный характер выбора момента переключения передач, что приводит к увеличению средней скорости движения, уменьшению переключений в основной коробке передач, облегчению труда водителя.

Автоматическая разблокировка гидротрансформатора при переключениях передач делителя с последующей автоматической блокировкой его по двум параметрам при включении вверх и по времени при включении вниз приводит к снижению динамических нагрузок, уменьшает работу буксования фрикцион. ных муфт, т,е, повышение долговечности трансмиссии, Б исходном положении (выключенном ) клапана 25 принудительной разблокировки гидротрансформатора датчик 9 скорости сообщается с входом 29 клапана 17 блокировки и через него с торцовой управляющей полостью 16 клапана 15 автоматической блокировки гидротрансформатора. При этом положении клапана 25 происходит кратковременная автоматическая разблокировка гидротрансформатора с последующей его блокировкой по двум .параметрам или реле времени.

При необходимости разблокировать гидротрансформатор водитель воздействует на клапан 25 принудительной разблокировки, клапан занимает другое крайнее положение, при котором прерывается связь клапана 17 блокировки с датчиком 9 скорост и, и вход клапана

17 сообщается с баком, Тогда торцовая полость 16 клапана автоматической блокировки 14 также сообщается через клапан 17 с баком. Под действием п1 ужины и давления датчика 8 нагрузки клапан 14 перемещается в противоположное крайнее положение и соединяет полость фрикционной муфты 2 блокировки гидротрансформатора с баком, обеспечивая разблокировку гидротрансформатора.

Транспортное средство продолжает движение на разблокированном гидротрансформаторе независимо от сигналов на блокировку, поступающих от системы автоматического переключения передач делителя.

При переключении передач в основной коробке 6 передач с ручным управлением вызванным изменением дорожных условий, водитель воздействует на клапан 10 ручного управлен»я, исполняющего роль педали сцепления", разобщая тем самым двигатсиь и коробку передач. При этом полости фр»кционных теля.

А, Барыков йник Корректор С. Черни

Редактор Г. Волкова

Заказ 5076/19

Тираж 647 Подписное

ВНИКАЛИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r . Ужгород, ул. Проектная, 4

Б 1258 муфт 4 и 5 переключения передач делителя сообщаются со сливом, а торцовая полость 26 клапана ?5 соединяется с насосом 7, Под действием на<.осного давления клапан 25 возвращается в исходное положение, подключив тем самым систему автоматической блокировки гидротрансформатора в работу.„ Затем водитель включает необходимую передачу в коробке 6 передач и возвращает в и .ходкое положение клапан 10 .- отпускает педаль сцепления„ Транспортное средство продолжает движение на вновь включенной передаче и кратковременно. раэблокированном гидротранс- 1 форматоре с последующей блокировкой его по сигналу системы автоматической блокировки.

Таким образом, введение в систему управления клапана принудительной разблокировки гидротрансформатора с его связью с элементами системы управления указанным вьппе образом обеспечивает движение транспортного средства с разблокированным„ принудитель- 2 но, по желанию водителя„ гидротрансформатором до первого переключения в коробке передач с ручным управлением, Движение транспортного средства с разблокированным гидротрансформатором повьппает проходимость транспортного средства, уменьшает динамические нагрузки в трансмиссии и обеспечивает устойчивое движение на малых скоростях, а движение с разблокированным

35 гидротрансформатором в пределах одной, в данный момент, включенной передачи и автоматическая блокировка его при переключении передач в коробке передач с ручным управлением ус40 траняет возможность длительного движения с разблокированным гидротрансформатором на вновь включенный передаче, где необходимости в разблокированном гидРотРайсфоРматоРе может и не быть.

Фо р мул а и з о б р е т е ни я

Система управления гидромеханичес-. кой тоансмиссией транспортного средСоставитель

Техред Л.Оле

72? В ства, содержащая двухпозиционный клапан ру ного управления фрикционными муфтами, вход которого соединен с источником давления рабочей жидкости, а выходы — со сливом и с входами клапанов с торцовыми управляющими камерами ав-.оматического переключения передач делителя и автоматической блокировки гидротрансформатсра, клапан отключения датчика нагрузки двигателя, при помощи которого датчик нагрузки соединен с одной управляющей камерой клапана автоматической блокировки гидротрансформатора, другая управляющая камера которого соединена с выходом клапана блокировки гидротрансформатора, управляющие камеры которого соединены с реле времени, управляющей камерой клапана отключения датчика нагрузки двигателя и через параллельно установленные дроссели и обратные клапаны — с полостями фрикционных муфт включения передач делителя и с выходами клапана автоматического переключения передач делителя, датчик скорости транспортного

;средства, о т л и.ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повьппения надежнос(, ти в работе и улучшения топливно-зкономических показателей, она снабжена клапаном принудительной разблокировки трансформатора с одной управляющей полостью, связанной через клапан ручного управления фрикционными муф-, тами в первой позиции с источником давления рабочей жидкости и во второй позиции — со сливом, причем датчик скорости связан через клапан ручного управления фрикционными элементами во второй позиции с одной управляющей полостью клапана автоматического переключения передач делителя и через клапан принудительной разблокировки гидротрансформатора — c входом клапана блокировки гидротрансформатора, при этом другая управляющая полость клапана автоматического переключения передач делителя связана с датчиком нагрузки дели

Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тракторостроению, в частности, к автоматизированному управлению тракторами

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх