Обучающее устройство

 

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники , в частности к тренажерам, и может быть использовано для обучения операторов АСУ. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства. Введение в него таймера, двух элементов И, а также модификация блока регистрации позволили исследовать и тренировать-способности операторов отстраиваться от вероятностных свойств среды. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. 1x9 со

9324 А1

ЦЯ Ql) (Я) 4 С 09 В 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / ".

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1 ) 3820393/24-24 (22) 03. 12. 84

{46) 23.09.86. Бюл. В 35 (72) А.П. Пахомов, А.А. Сляднев и A.I. Чижов (53) 681.3.0?1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 898490,, кл. С 09 В 9/00, 1979.

Авторское свидетельство СССР

У 1042065, кл. G 09 В 9/00, 1982. (54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к тренажерам, и может быть использовано для обучения операторов АСУ. Целью изобретения является расширение дидакти- ческих возможностей устройства. Введение в него таймера, двух .элементов И, а также модификация блока регистрации позволили исследовать и тренировать. способности операторов отстраиваться от вероятностных свойств среды. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1259324

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для профессионального отбора и обучения операторов АСУ.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет исследования и тренировки способности отстраиваться от вероятностных свойств среды.

На чертеже представлена структурная схема обучающего устройства.

Устройство содержит блок 1 ввода ответов, блок 2 ввода эталонов, счетчик 3, элементы И 4 и 5, элемент

ИЛИ б,.таймер 7, блок 8 регистрации и вход 9 ввода эталонов. Блок 1 ввода ответов содержит ддновибраторы 10

11 индикаторы 12 и 13. Блок 8 регистрации содержит триггеры 14-16, элементы И 17-19, счетчики 20-25, дешифраторы 26-31, элемент 32 задержки и узел 33 индикации.

Устройство работает следующим образом.

Обучаемому предъявляется последовательность стимулов, формируемая на основе повторяющегося слова последовательности стимулов, заданных экспериментатором (руководителем) определенной длины заданного алфавита. Начало и конец слова никак не выделяются, следовательно, формируемый информационный поток облаiдает жесткой внутренней cTDvKTvDQH °

Если длина слова невелика (3-8 разрядов), то в ходе деятельности процесс обучения проявляется в достаточно чистом виде и время реакции в значительной степени отображает лишь моторные действия и практически не связано с решением какой-либо интеллектуальной задачи. Если же длина слова больше 8-12 разрядов, среда воспринимается как вероятностная.

При этом оптимизирующее действие психики прбявляется в значительном сокращении времени реакции на стимул, вероятность предъявления которого меньше по отношению к другому стимулуэ

Вероятностные свойства среды, таким образом, оказывают мешающее воздействие на выполнение инструкции .одинаково быстро и точно реагиро-. вать на появление любого стимула.

При достаточной тренировке учащимся удается выработать у себя способность отстраиваться От вероятностных свойств среды. Это проявляется в одинаково быстром реагировании

5 на предъявление любого (из имеющегося алфавита стимулов) стимула.

При включении питания триггеры 14-16 переходят в состояние, при котором на их выходах формируется напряжение, соответствующее уровню логического нуля. Счетчики 3,20-25 устанавливаются в нулевое состояние.

Руководитель осуществляет запись в блок 2 ввода эталонов необходимой последовательности предъявления стимулов (загорания индикаторов 1213). Ввод эталонов аналогичен процессу ввсда эталонов в известном устройстве. Элементы, обеспечивающие запись двоичной последовательности в блок 2 ввода эталонов, не показаны. После окончания этапа записи эталонов последовательности в счетчике 3 записывается число, соответствующее длине заданной последовательности, а в блоке 2 ввода эталонов имеется информация о структуре записанной последовательности.

B таймере 7 устанавливается зна30 чение временного интервала между предъявлениями стимулов (как правило 2-5 с).

Устройство переводится в режим предъявления информации.

Через заданный временной интервал на выходе таймера 7 появляется импульс, который параллельно поступает на входы триггеров 14-16. Триггер 16 переводится в состояние, при

4р котором на er o выходе появляется единичный потенциал, разрешающий предъявление информации через элементы И 4 и 5 и прохождение импульсов с частотой 1000 Гц с второго выхода

45 таймера 7 в счетчик 25. В соответ,> ствии с наличием единичного потенциала на выходах блока 2 ввода эталонов загорается индикатор 12 или 13, триггер 14 или 15 переводится в едиgp ничное состояние.

Пусть единичный потенциал присутствует на одном из входов блока 2 ввода эталонов. При этом загорается индикатор 13 и триггер 14 переводится В состояние, при КоТороМ на еГО выходе появляется единичный потенциал, разрешающий прохождение импульсов (с частотой l000 Гц) с второго

1259324 выхода датчика временных меток через . ключ на первый вход счетчика 21.

Учащийся реагирует на предъявление стимула, нажимая кнопку (не показана), управляющую одновибратором 10, на выходе которого формируется перепад напряжения, который через элемент ИЛИ 6 поступает на второй вход триггера 16, на третьи входы триггеров 14 или 15, переводя их в

10 исходное состояние, и на вход блока

2 ввода эталонов, переводя его в режим предъявления следующего .запи-. санного стимула.

Количество импульсов, поступивших в счетчики 21 и 25, соответствует времени реакции оператора, измеренному в миллисекундах.

Триггеры 14 и 16 возвращаются в исходное состояние, запрещая даль- 20 нейшее поступление импульсов через элементы И 17 и 18 в счетчики 21 и 25 и записывая в счетчики 20 и 24 единицу. Нулевой потенциал на выходе триггера 16 запрещает предъявление стимула через элементы И 4 или 5. Индикатор 13 гаснет.

Через заданный временной интервал вновь появляется импульс на первом выходе. таймера 7. Если же еди- 30 ничный потенциал присутствует на другом выходе блока 2 ввода эталонов, то загорается индикатор 12. Испытуемый реагирует нажатием на кнопку одновибратора 11. При этом в счетчи- З5 ки 23 и 25 поступает количество импульсов, соответствующее времени реакции обучаемого, в счетчики 23 и 24 поступает по одному импульсу.

После предъявления последнего щ стимула заданной последовательности блок 2 ввода эталонов переходит в состояние готовности предъявления первого стимула последовательности.

Кроме того, на выходе блока 2 ввода 45 эталонов формируется импульс малой длительности, который поступает на вторые входы дешифраторов .26-31, раз. решая перезапись информации с выходов счетчиков 20-25 в соответствую- 50 щие им дешифраторы. Переписанная в дешифраторы информация запоминается и отражается в узле 33 индикации.

Также импульс с первого выхода блока 2 ввода эталонов поступает через элемент задержки на установочные входы счетчиков 20-25, которые переходят в нулевое состояние.

Таким образом, по окончании заданной последовательности предъявления стимулов в узле 33 индикации отражается информация о6 общем количестве реакций и общем суммарном времени реакций (вычисляется среднее время реакций), о количестве реакций на предъявление первого стимула (загорание индикатора 13) и суммарное время реакций на предъявление этого стимула (вычисляется среднее время реакции на предъявление первого стимула), а также о количестве реакций на предъявление второго стимула (загорание индикатора 12) и суммарное время реакции на предъявление этого стимула (вычисляется среднее время реакции на предъявление второго стимула).

Формула изобретения

1. Обучающее устройство, содер-. жащее счетчик, последовательно соединенные блок ввода ответов, элемент.

ИЛИ, блок ввода эталонов и блок регистрации, причем выход .счетчика соединен с вторым входом блока ввода эталонов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, в него введены два элемента И, таймер, выходы которого соединены с вторым и третьим входами блока регистрации, четвертый. вход которого соединен с выходом элемента ИЛИ, а выход .соединен с первыми входами элементов И, выходы которых соединены с блоком ввода ответов, а вторые входы соединены соответственно с вторым и третьим выходами блока ввода эталонов, соединенными соответственно с пятым и шестым входами блока регистрации.

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что блок регистрации содержит узел индикации, счетчики, дешифраторы, элемент задержки, три триггера и три элемента

И, первые входы которых являются . первым входом блока, а вторые входы .соединены с выходами соответствующих триггеров, первые и вторые входы которых являются соответственно вторым и третьим входами блока, выходы триггеров и элементов И подключены к первым входам соответствующих счет-

125М24

Составитель О, Болдырев

Редактор А. Ворович Техред M. (одаиич Корректор И.Муска

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5127/50

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул.Проектная, 4

-чиков, вторые входы которых соединены с выходом элемента задержки, а выходы — с первыми входами соответствующих дешифраторов, выходы которых подключены к входам узла индика— ции, а вторые входы и вход элемента задержки являются четвертым входом блока, третьи входы первого и второго триггеров являются соответственно пятым и шестым входами блока, а выход третьего триггера является выходом блока.

Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при контроле качества обученности, тренировке или профессиональном отборе операторов различного профиля

Изобретение относится к техническим средствам для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированньк систем управления и может быть использовано при контроле качества обученности операторов

Изобретение относится к учебнотренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей трансяортных средств

Изобретение относится к имитирующим условиям движения устройства для обучения вождению транспортных средств

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к искусственному вымени учебных стендов для животноводов, обучаемых мапшнному доению, и оценке вымени животных

Изобретение относится к техническим средствам обучения

Изобретение относится к техническим средствам контроля профессиональной пригодности (качества работы) операторов АСУ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике,предназначено для обучения и тренировки операторов и является усовершенствованием устройства по авт

Изобретение относится к тренажерной технике и может.быть использовано При профессиональном обучении и тренировке операторов, например, автоматизированных линий по механической обработке, сортировке и пакетированию древесных материалов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах

 

Наверх