Способ диагностирования дефекта катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений коллекторных электрических машин

 

Изобретение относится к технической диагностике электрических, машин постоянного тока и является дополнительным к aBv. св. № 849357. Целью изобретения является повышение достоверности результатов диагностирования . Способ диагностирования дефекта катушек главных и дополнительных полюсов заключается в том, что электрическую машину подвергают действию механической вибрации от вибратора 11 с фиксированной частотой , равной собственной частоте колебаний катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений . При наличии трещин в катушках главных или дополнительных полюсов и ослаблении межполюсных соединений их электрические параметры (емкость, электрическое сопротивление) будут изменяться с частотой, равной частоте механической вибрации, и циркулирующий в контуре ток будет модулироваться частотой вибрации. 1 ,Ш1. (Л с а со 01 N3

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 Н 01 R 39 54

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛ4М ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 849357 (21) 3849337/24-07 (22) 24.01.85 (46) 30.09.86 Бюл. У 36 (71) Ташкентский ордена Трудового

Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (7?) А.П.Федотов и В.В.Домбровский (53) 621.316.543.25(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N- 849357, кл. P. 01 R 39/54, 1981. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДЕФЕКТА

КАТУШЕК ГЛАВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ПОЛЮСОВ И МЕЖПОЛЮСНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

КОЛЛЕКТОРНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (57) Изобретение относится к технической диагностике электрнческих машин постоянного тока и является дополнительным к ав . св. N - 849357.

„.SU,, 1261035 A 2

Целью изобретения является повышение достоверности результатов диагностирования. Способ диагностирования дефекта катушек главных и дополнительных полюсов заключается в том, что электрическую машину подвергают действию механической вибрации от вибратора 11 с фиксированной чаев тотой, равной собственной частоте колебаний катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений. При наличии трещин в катушках главных или дополнительных полюсов и ослаблении межполюсных соединений их электрические параметры (емкость, а электрическое сопротивление) будут изменяться с частотой» равной часто- (Л те механической вибрации,и циркулирующий в контуре ток будет модулироваться частотой вибрации. 1 ил. ф

1261035 ъ полюсных соединений. Затем электрическая машина поочередно подвергает-! ся воздействио механической вибрации от вибратора 11 с частотой, равной собственной частоте колебаний катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений . При наличии трещин в катушках главных или дополнительных полюсов и ослаб10 ленин межполюсных соединений их электрические параметры (емкость, электрическое сопротивление) будут изменяться с частотой, равной частоте механической вибрации. Таким образом, 15 циркулирующий в контуре ток будет модулироваться частотой вибрации. и Способ осуществляется следующим образом.

Колесно-моторный блок устанавливается на стенд, позволяющий вращать колесную пару вхолостую. Тяговый электродвигатель подключается к источнику постоянного тока. К выводам ТЗД подключается конденсатор 6

25 и аппаратура 7 для регистрации электрических токов. Якорь ТЭД приводит-! ся во вращение с частотой, которая определяется выражением

30 1„= гп,, 40 (2) Изобретение относится к технической диагностике и касается проверки электрических машин постоянного тока например тяговых электродвигателей (ТЗД) локомотивов.

Цель изобретения — повышение достоверности результатов диагностирования.

На чертеже представлена схема устройства для реализации способа диагностирования технического состояния коллекторных электрических ма-, шин — катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений. о

Устройство содержит источник 1 электрического тока (постоянного ил пульсирующего), подключенный проводами к параллельному колебательному контуру, одна ветвь которого содержит диагностируемую электрическую машину 2, содержащую якорь 3„ обмот ку 4 дополнительных полюсов и обмот ку 5 возбуждения, а другая — конден сатор 6 регулируемой емкости и аппа ратуру 7 для регистрации колебаний электрического тока в контуре, подключенную параллельно шунту 8. Устройство содержит также источник 9 тока, подключенный через преобразователь 10 частоты к вибратору 1 1.

При подключении источника 1 электрического тока к контуру, образованному диагностической электрической машиной 2 и конденсатором 6, якорь электрической машины начинает вращаться. При вращении якоря из — за наличия пазов между коллекторными пластинами возникает колебание переходного сопротивления между щетками и коллектором. Зти колебания сопротивления вызывают колебания электрического тока в контуре. Подобрав надлежащим образом частоту вращения якоря, добиваются возникновения в контуре резонанса токов ° Таким образом, в диагностируемой электрической машине циркулирует переменный электрический ток, колеблющийся с .коллекторной частотой (т.е. частотой вращения якоря, умноженной на число коллекторных пластин), усиленный явлением электромагнитного резонанса.

Подбором емкости конденсатора

6 добиваются, чтобы собственная час гота контура была близка к ч.густоте собственных колебаний катушек главньм и дополнительных полюсов и межгде Z — число пластин на коллекторе якоря;

35 L — индуктивность ТЭД (! );

С вЂ” емкость конденсатора (Я> ).

Емкость конденсатора подбирается мз условия где f — частота собственных механир ческих колебаний диагностируемого элемента (Гц).

45 Затем, регулируя преобразователем

10 частоту питающего вибгатора 11 при помощи источника 9 электрического тока, добиваются равенства частоты механических вибраций и собствен50 ной частоты колебаний диагностируемого элемента.

Частоты собственных колебаний диагностируемых элементов магнитной системы определяются по результатам

55 предварительных опытов, Так, напри-, мер, для катушек и выводов разных главных и дополнительных полюсов тягового электродвигателя ЭД-11ВБ

1261035 4 формула изобретения

Составитель В.Волков

Редактор А,Долинич Техред М.Ходанич Корректор М.Максимишинец

Заказ

5240/54 Тираж 597 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 эти частоты лежат в пределах от

190 до 420 Гц.

Измерительной аппаратурой 7 производится регистрация токов, которые протекают в контуре. При наличии в 5 зарегистрированных колебаниях составляющей с частотой, равной разности частоты вибрации и частоты колебаний электрического тока в цепи, судят о наличии дефекта.

Предложенный способ диагностирования позволйт значительно сократить выходы из строя тяговых электродвигателей тепловозов благодаря заблаговременному обнаружению дефектов в катушках главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений °

Способ диагностирования дефекта катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений коллекторных электрических машин по авт. св.

N 849357, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности результатов диагностирования электрическую машину подвергают действию механической вибрации с фиксированной частотой, равной собственной частоте колебаний катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений, а о наличии дефекта судят по появлению модулированных колебаний электрического тока в резонансном контуре.

Способ диагностирования дефекта катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений коллекторных электрических машин Способ диагностирования дефекта катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений коллекторных электрических машин Способ диагностирования дефекта катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений коллекторных электрических машин 

 

Наверх