Электрическая машина

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения и упрощение конструкции. Электрическая машина содержит обмотку 1, лобовые части которой вместе с тепловыми трубами залиты теплопроводным диэлектрическим материалом 2. Камеры конденсации 4 и камеры испарения 3 выполнены в виде двух концентрически расположенных с каждой стороны сердечника тороидов, которые соединены радиальными трубками 5. Благодаря тому, что в теплопередаче участвуют лобовые части, эффективность охлаждения повышается, а поскольку с двух сторон сердечника установлено по одной трубе, капсулируемой вместе с лобовыми частями, конструкция упрощается. 2 ил. сл ьо Од СП Ч Раг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 Н 02 К 9/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ д

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ кая машина .содержит обмотку 1, лобовые части которой вместе с тепловыми трубами залиты теплопроводным диэлектрическим материалом 2. Камеры конденсации 4 и камеры испарения

3 выполнены в виде двух концентрически расположенных с каждой стороны сердечника тороидов, которые соединены радиальными трубками 5 ° Благодаря тому, что в теплопередаче участвуют лобовые части, эффективность охлаждения повышается, а поскольку с двух сторон сердечника установлено по одной трубе, капсулируемой вместе с лобовыми частями, конструкция упрощается 2 ил е (21) 3898201/24-07 (22) 22.05.85 (46) 30.09.86. Бюл. У 36 (72) А.И. Ковалев и Б.Г. Сиротенко (53) 621.313.713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1089712, кл. Н 02 К 9/20, 1983 °

Борисенко А.И. и др. Охлаждение промьппленных электрических машин.

Энергоатомиздат, 1983, с. 211, рис. 13. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения— повьппение эффективности охлаждения и упрощение конструкции. Электричес.SU 1261057 А 1

1261057

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкции закрытых асинхронных электрических машин с испарительным охлаждением.

Цель изобретения — повьппение эффективности охлаждения и упрощение конструкции.

На фиг. 1 изображена электрическая машина; на фиг. 2 - разрез А-А 1О на фиг. 2.

Машина содержит статорную обмотку 1, лобовые части которой залиты в капсулы теплопроводным диэлектрическим материалом 2, например смесью 15 эпоксидного компаунда с железным iI0 рошком. В эти же капсулы заделаны тороидальные камеры 3 испарения. Тороидальные камеры 4 конденсации находятся снаружи корпуса 5 машины. 2О

Обе камеры соединены герметично радиально расположенными трубками 6, проходящими через корпус машины. Изнутри камеры испарения 3 и конденсации 4, а также соединяющие их трубки 6 выложены капиллярно-пористой массой 7.

Для охлаждения камеры 4 конденсации и корпуса 5 машины на валу насажена крылатка 8 вентилятора. ЗО

Машина работает следующим образом, При прохождении тока по статорной обмотке 1 последняя нагревается. В

:асинхронных машинах обычной конструк- ции лобовые части статсрных обмоток находятся в воздушном зазоре. B связи с незначительной теплоотдачей в воздух лобовые части нагреваются в наибольшей степени. 4О

В случае, когда лобовые части ста торных обмоток помещаются в капсулы, эффективность теплопередачи к обдуваемому корпусу машины повьппается, однако остается все же незначительной.

Для повьппения эффективности охлаждения в капсулы статорной обмотки помещают также камеры 3 испарения, заполненные жидким теплОносителеМ, например дистиллированной водой, спиртом, ацетоном.

В процессе эксплуатации тепло подводится к камере 3 испарения через теплопроводный материал капсулы. Жидкий теплоноситель испаряется, и поток пара поступает в камеру 4 конденсации через радиальные трубки 6. Камеры 4 конденсации охлаждаются потоком воздуха,.подаваемым крылаткой 8 вентилятора. При отводе тепла в камере 4 конденсации происходит конденса" à пара. Конденсат возвращается и к испарительной части 3 через фитиль под действием капиллярного напора. аким образом, перенос тепла осуществляется за счет скрытой теплоты парообразования.

Отказ от ориентации тепловых труб вдоль оси машины позволяет использовать предлагаемое испарительно-конден" сационное охлаждение в машинах любого размера, в том числе маломощных.

Конструктивно и технологически машина еще более упрощается, так как сборка ее заключается в установке с двух сторон статорной обмотки по одной тепловой трубке и капсулировании испарителей совместно с лобовыми частями.

Эффективность охлаждения повышается, так как в теплопередаче участвуют лобовые части.

Для нормальной работы испарительно-конденсационного охлаждения требуется небольшое число трубок, соединяющих испаритель с конДЬнсатором, практически достаточно одной. Кроме того, для переноса тепла в тепловых трубах требуются очень малые перепады температур.

Формула изобретения

Электрическая машина, содержащая корпус, вентилятор наружного обдува, сердечник с обмоткой и тепловые трубы, камеры конденсации которых расположены снаружи корпуса, а камеры испарения — между лобовыми частями обмотки и корпусом, о т л и ч а юm а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения и упрощения, камеры конденсации и испарения выполнены в виде двух концентрически расположенных тороидов с каждой стороны сердечника, соединенных радиально расположенными трубками, причем камеры испарения вместе с лобовыми частями залиты диэлектрическим теплопроводным компаундом в капсулы.

1261057

А-А

Составитель Л. Карцева

Техред Л.Олейник

Корректор, А. Тяско

Редактор Л. Веселовская

Заказ 5241/55

Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная,

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к системам охлаждения роторов электрических машин с наружным воздушным и внутренним жидкостным охлаждением

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения электрических машин, заполненных жидкостью, преимущественно асинхронных двигателей, и может быть использована в электроприводе систем с большой продолжительностью пусковых нагрузок при работе на низких оборотах, например в тренажерной технике

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например к турбогенераторам

Изобретение относится к электротехнике, к электрическим машинам, охлажденным тепловыми трубами (ТТ)

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх