Устройство для управления синхронным электроприводом

 

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах возбуждения синхронных машин . Целью изобретения является повышение надежности синхронного электропривода в режимах пуска и самозапуска путем увеличения среднего асинхронного момента, снижения пусковых потерь и повьшение КПД. Обмотка возбуждения 3 синхронной машины 1 питается от преобразователя 4. По сигналам с блока 10 управления гасящим 7 и пусковыми 15, 19, 20 тиристорами с блока 22 измерения частоты ЭДС, а также соответствующих датчиков обеспечивается такой режим работы (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (бц 4 Н 02 P 9/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 13

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3780651/24-07 (22) 06.08.84 (46) 15.10.86. Бюл. N - 38 (71) Днепродэержинский ордена Трудового Красного Знамени индустриальный институт им. M.È. Арсеничева (72) В.Б. Низимов и С.В. Колычев (53) 621.313.3.322.064.4(088.8) (56) боколов М.M. Автоматизированный электропривод общепромышленных механизмов. 3-е изд., перераб. и доп.

М.: Энергия, 1976, с. 391-393.

Авторское свидетельство СССР

9 961093, кл. Н 02 P 9/12, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННЬ1М ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ (57} Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах возбуждения синхронных машин. Целью изобретения является повышение надежности синхронного электропривода в режимах пуска и самоэапуска путем увеличения среднего асинхронного момента, снижения пусковых потерь и повышение КПД. Обмотка возбуждения 3 синхронной машины 1 питается от преобразователя 4. По сигналам с блока 10 управления гасящим

7 и пусковыми 15, 19, 20 тиристорами с блока 22 измерения частоты ЭДС, а также соответствующих датчиков обеспечивается такой режим работы

1264297 управления емкостными элементами (конденсаторами 5 и 21), при котором достигается поставленная цель. Параллельное соединение конденсаторов

5 и 21 при пуске и последовательное их соединение в режиме гашения поля

Изобретение относится к электротехнике, а более точно к электрическому приводу с синхронными машинами и системам возбуждения последних, Целью изобретения является повышение надежности синхронного электропривода в режимах пуска и самозапуска путем увеличения среднего асинхронного момента, снижения пусковых потерь и повышения коэффициен.та полезного действия.

На фиг. 1 представлена принципи- альная схема устройства управления синхронным электроприводом; на фиг.2электрическая схема блока измерения частоты ЭДС скольжения и схема блока управления гасящим и пусковыми ти1 ристорами.

Устройство управления синхронным электроприводом (фиг. 1) содержит синхронную электрическую машину 1, первый вывод 2 обмотки 3 возбуждения которой подключен к минусовому выходу преобразователя 4 с управляемыми вентилями; первый коммутирующий конденсатор 5, соединенный первым выводом с вторым выводом 6 обмотки 3 возбуждения, а вторым — с катодом гасяшего тиристора 7, управляющий электрод которого через первый ключ

8, входом управления связанный с первым выходом 9 блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, и первую токоограничивающую цепь ll, состоящую, например, из диода 12 и стабилитрона 13, соединен с анодом гасящего тиристора 7; первый пускозарядный резистор 14, первым выводом подключенный к минусовому выходу преобразователя с управляемыми вентилями и соединенный вторым выводом с анодом первого пускового тиристора 15; блок 16 управления преобразователем и электроприводом, пускоза5

40 позволяет выбрать оптимальное соотношение параметров двигателя в различных режимах работы с обеспечением необходимого быстродействия и допустимого уровня перенапряжения на обмотке возбуждения. 2 ил. щитную цепь 17, подключенную параллельно обмотке возбуждения 2 и состоящую из последовательно соединенных второго пускозарядного резистора 18, встречно-параллельно включенных второго 19 и третьего 20 пусковых тиристоров и второго коммутирующего конденсатора 21, причем первый вывод второго коммутирующего конденсатора

21 подключен к минусовому выходу преобразователя 4 с управляемыми вентилями, а второй вывод через встречно-параллельно включенные второй 19 и третий 20 пусковые тиристоры связан с первым выводом второго пускозарядного резистора 18, второй вывод которого подключен к второму выводу

6 обмотки возбуждения 3; блок 22 измерения частоты ЭДС скольжения, подключенный первым входом 23 к первому выводу 3 обмотки возбуждения 2, а вторым входом 24 — к второму выводу

6 обмотки возбуждения 3 синхронной машины 1; реле 25 контроля тока преобразователя 4 с управляемыми вентилями, первый вывод которого подключен к плюсовому выходу преобразователя

4 с управляемыми .вентилями, второй вывод реле 25 контроля тока преобразователя 4 с управляемыми вентилями объединен с первым выводом первого коммутирующего конденсатора 5 и вторым выводом второго пускоэарядного резистора 18.

Первый пусковой тиристор 15 включен встречно-параллельно гасящему ! тиристору 7, анод которого подключен к общей точке соединения второго вывода второго коммутирующего конденсатора 21, анода второго 19 и катода третьего 20 пусковых тиристоров.управляющий электрод первого пускового тиристора 15 через второй ключ 26, входом управления связанный с вторым

1264297 выходом 27 блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, и вторую токоограничивающую цепь 28, например, состоящую из диода 29 и стабилитрона 30, соединен с анодом первого пускового тиристора 15; управляющий электрод второго пускового тиристора 19 через третий ключ 31, входом управления связанный с третьим выходом 32 блока 16 управления гася- 10 щим и пусковыми тиристорами, и третью токоограничивающую цепь 33, состоящую, например, из диода 34 и стабилитрона 35, соединен с анодом второго пускового тиристора 19; управ- 15 ляющий электрод третьего пускового тиристора 20 через четвертый ключ 36, входом управления связанный с четвертым выходом 37 бло:a 10 управления

:гасящим и пусковыми тиристорами, и 20 четвертую токоограничивающую цепь

38, состоящую, например, из диода

39 и стабилитрона 40, соединен с анодом третьего пускового тиристора 20.

Параллельно первому ключу 8, связанному с управляющим электродом гасящего тиристора 7, подключены последовательно соединенные пятый ключ

41, входом управления связанный с выходом реле контроля тока преобра- 30 эователя 4 с управляемыми вентилями, и шестой ключ 42, входом управления связанный с первым выходом 43 блока

16 управления преобразователем и электроприводом, включенным в цепь якорной обмотки синхронной машины 1.

Управляющие электроды вентилей преобразователя 4 через первую группу ключей 44, входом управления связанных с пятым выходом 45 блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, и вторую группу ключей 46, входом управления связанных с вторым выходом

47 блока 16 управления преобразова-телем и электроприводом, соединены 45 с устройством импульсно-фазового управления, входяа;им в состав преобразователя 4 с управляемыми вентилями (на фиг. 1 не показано). Третий выход 48 и четвертый выход 49 блока 16 управления преобразователем и электроприводом подключены соответственно к первому 50 и второму 51 входам блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами; третий 52, четвер- тый 53 и пятый 54 входы и шестой 55, седьмой 57 и девятый 58 выходы блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами соединены соответственно с первым 59, вторым 60 и третьим

61 выходами и третьим 62, четвертым

63, пятым 64 и шестым 65 входами блока 22 измерения частоты ЭДС скольжения.

Блок 22 измерения частоты ЭДС скольжения (фиг, 2) выполнен в виде последовательно соединенньгх опорного динистора 66 и токоограничивающего резистора 67, свободный вывод которого связан с вторым входом 23 блока

22 измерения частоты ЭДС скольжения, а анод опорного динистора 66 объединен с катодом шунтирующего диода 68 анодами первого 69, второго 70, третьего 71 зарядных диодов и подключен к первому входу 24 блбка 22 измерения частоты ЭДС скольжения, к общей точке соединения катода опорного динистора 66 и токоограничивающего резистора 67 подключен первый вывод регулировочного резистора,72, второй вывод которого соединен с первым выводом измерительного конденсатора

73, второй вывод которого подключен к аноду опорного динистора 66. К общей точке соединения измерительного конденсатора 73 и регулировочного резистора 72 подключены анод шунтирующего диода 68, первые выводы первого 74, второго 75 и третьего 76 зарядных конденсаторов и первые выводы первого 77, второго 78 и третьего

79 зарядных резисторов. Второй вывод первого зарядного конденсатора 74 соединен с катодом первого зарядного диода 69, к общей точке которых

1 подключены анод первого динистора 80, катод которого через диодный вход первого тиристорного оптрона 81, диодный выход которого связан с первым выходом 59 блока 22 измерения частоты ЭДС скольжения, и седьмой ключ

82, входом управления связанный с шестым входом 65 блока 22 измерения частоты ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом первого зарядного резистора 77, второй вывод второго sa-.. рядного конденсатора 75 соединен с катодом второго зарядного диода 70, к общей точке которых подключен анод второго динистора 83, катод которого через диодный вход второго тиристорного оптрона 84, диодный выход которого связан с вторым выходом 60 блока 22 измерения частоты ЭДС скольжения, восьмой ключ 85, входом

264297 точке которых подключен анод третьего и третье 93 исполнительные реле. Вто5 управления связанный с пятым входом

64 блока 22 измерения частоты ЭДС скольжения, и девятый ключ 86, вхо дом управления связанный с четвертым входом 63 блока 22 измерения частоты

ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом второго зарядного резистора

78, второй вывод третьего зарядного конденсатора 76 соединен с катодом третьего зарядного диода 71, к общей динистора 87, катод. которого через диодный вход третьего тиристорного оптрона 88, диодный выход которого связан с третьим выходом 6! блока

22 измерения частоты ЭДС скольжения, и десятый ключ 89, входом управления связанный с третьим входом 62 блока

22 измерения частоты ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом третьего зарядного резистора 79.

Блок 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами (фиг, 3) выполнен в виде источника 90 постоянного напряжения, например диодного выпрямителя, входом подключенного к независимой сети переменного тока, или гальванического элемента, к плюсовому выходу которого подключены первыми выводами первое 9! второе 92 рой вывод первого исполнительного реле 91 через тиристорный выход первого тиристорного оптрона 81, тиристорный вход которого связан с третьим входом 52 блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа 94, входом управления связанного с вторым входом 51 блока ll управления гасящим и пусковыми тиристорами„ второй вывод одиннадцатого ключа 94 подключен к минусовому выходу источника 90 постоянного напряжения. Второй вывод второго исполнительного реле 92 через двенадцатый ключ 95, входом управления связанный с первым выходом 96 третьего исполнительного реле, и тиристорный выход второго тиристорного оптрона 84, тиристорным входом связанным с четвертым входом 53 блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа 94. Второй вывод третьего испслнительного реле 93 через тринадцатый ключ 9.$, входом управления связанный с первым входом 50 блока 10

55 управления гасящим и пусковыми тиристорами, и тиристорный выход третьего тиристорного оптрона 88, тиристорным входом связанным с пятым входом 54 .блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа

94. Причем первый 98, второй 99. и третий 100 выходы первого исполнительного реле 91 соответственно связаны с третьим 32, четвертым 37 и девятым 58 выходами блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, Первый 101, второй 102 и третий

103 выходы второго исполнительного реле 92 соответственно связаны с первым 9, вторым 27 и восьмым 57 выходами блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами. Второй 104, третий 105 и четвертый 106 выходы третьего исполнительного реле 93 соответственно связаны с пятым 45, седьмым 56 и шестым 55 выходами блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами.

Блок 16 управления преобразователем и электроприводом (фиг, 1) содержит коммутационный аппарат 107, первый 108, второй 109 и третий 110 выходы которого соответственно связа ны с первым 43, вторым 47 и третьим

48 выходами блока 16 управления преобразователем и электроприводом, а четвертык выход 111 коммутационного аппарата 10 связан с входом управления третьей группы ключей

112, включенных в цепь якорной обмотки синхронной машины 1, Первый вход 113 коммутационного аппарата

107 соединен с первым выходом 114 блока 115 задания„ второй вход 116 коммутационного аппарата 107 через реле 117 нулевого напряжения и измерительные трансформаторы 118 напряжения соединен с якорной обмоткой синхронной машины 1, с которой также через трансформаторы 119 тока и реле

120 максимального тока соединен третий вход 121 коммутационного аппарата !079 а второй выход 122 блока 115 задания соединен с четвертым выходом

49 блока 16 управления преобразователя и электроприводом.

В качестве коммутационного аппарата !07 блока 16 может быть применен масляный выключатель или электромагнитный контактор в зависимости от напояжеиия сети переменного тока с

12642 пружинно-грузовым, соленоидным или иным приводом с силовыми ключами и ключами управления.

Преобразователь 4 с управляемыми вентилями может быть как симметрич- 5 ным, так и полууправляемым и снабжен системой импульсно-фазового управления, которая может быть выполнена на полупроводниковых или других элементах. 10

Трансформатор напряжения 118 совместно с реле 117 нулевого напряжения осуществляет нулевую защиту синхронного электропривода и воздействует либо на механизм свободного 15 расцепления, либо на соленоид отключения или на другое подобное отключающее устройство. Трансформаторы тока 119 совместно с реле 120 макси мального тока осуществляют максималь- N но-токовую защиту и воздействуют на отключающее устройство коммутационного аппарата 107.

Реле 25 контроля тока преобразо вателя с управляемыми вентилями может быть электромагнитным, герконовым или иным подобным устройством.

В качестве блока 115 задания может быть применена кнопочная станция, пружинно-грузовой, соленоидный, ры- 30 чажный или иной привод в зависимости от типа и конструкции коммутационного аппарата 107. Кроме того, блок задания 107 управляет ключом 94, включенным в блок 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами. Ключ 94 приводит исполнительные реле 91-93 в исходное (обеспеченное) состояние перед очередным пуском или самоэапуском привода.

Устройство может быть дополнено блоком автоматического регулирования возбуждения, вход которого связан с трансформаторами тока 119 и напряжения 118 статорной цепи, а выход — 45 с системой управления вентилями преобразователя 4, кроме того, устройство может быть дополненс схемой автоматического повторного включения (АПВ) и схемой автоматического вклю- 5О чения резерва (АВР), выходные сигналы которых подаются на блок 115 задания. Коммутирующие конденсаторы

5 и 21 могут иметь одинаковую величину емкости, либо отличаться в отношении 1:100 в любую сторону.

Величины пускозарядных резисторов

14 и 18 принимаются в пределах (397 8

20)-кратной по отношению к активному сопротивлению обмотки возбуждения и могут иметь одинаковую величину, либо отличаться в отношении 1:10 в любую сторону. Кроме того, в качестве пускоэарядных резисторов может быть использовано сопротивление проводов, кабелей или шин.

В качестве исполнительных реле

91-93 могут быть применены герконовые, электромагнитные или бесконтактные реле.

Величина напряжения пробоя динисторов 80, 83 и 87 определяется частотой вращения ротора, при которой необходимо производить коммутацию роторной цепи.

Устройство управления синхронным электроприводом работает следующим о образом (фиг. 1, 2).

В исходном состоянии ключи 8,26, 31,36, 41,44, 46, 94, 97, 112 раэомк нуты, а ключи 42,82, 85, 86, 89,95 замкнуты. Напряжение на конденсаторах

5 и 21 отсутствует. На зажимах источника постоянного напряжения 90 имеет ся напряжение.

Для асинхронного пуска синхронной машины 1 коммутационным аппаратом

107 блока 16 управления преобразователем и электроприводом по сигналу блока 115 замыкается группа ключей

46, 94, 97 и 112, размыкается ключ 42 в цепи управления гасящим тиристором 7 и на статор синхронной мапяны 1 подается напряжение переменного тока. Пусковой ток от ЭДС обмотки возбужцения замыкается через последовательно включенные первый коммутирующий конденсатор 5 и нускозарядный резистор 14, что приводит к емкостной компенсации инцуктивности по продольной оси эквивалентной схемы замещения машины и возрастанию асинхронного момента по отношению к резис.торному режиму-пуска. Одновременно на блок 22 измерения частоты ЭДС скольжения поступает напряжение от

ЭДС обмотки возбуждения 3 переменной частоты и амплитуды. Для выделения сигнала, пропорционального частоте скольжения опорным динистором 66, поддерживается заданный уровень амплитуды напряжения на измерительной цепи, состоящей из последовательно включенных конденсатора 73 и резисто" ра 72. В свою очередь напряжение на конденсаторе 73 определяется реактив1 264297

10 ным сопротивлением последнего, зависящим от частоты ЭДС скольжения, Поэтому зарядные конденсаторы 74-76 заряжаются соответственно через диоды

69-71 до напряжения конденсатора 73.

При достижении заданной частоты

ЭДС скольжения и, соответственно, уровня напряжения на этих конденса-. торах пробивается динистор 80 и на диодный вход тиристорного оптрона 1О

81 поступает сигнал, обусловленный разрядом конденсатора 74 через динистор 80, диодный вход оптрона 81, ключ 82 и резистор 77, что приводит к срабатыванию исполнительного реле 15

91 через тиристорный выход первого оптрона 81 При этом размыкается ключ 82, замыкаются ключи 31 и 36 первого исполнительного реле 71,связанные с выходами 32 и 37 блока 10, 20 что приводит к включению тиристоров

19 и 20 и к параллельному подключению пускозащитной цени 17, к конденсатору 5 и резистору 14. Это ведет к возрастанию пускового тока ротора, 25 увеличению асинхронного момента машины, причем распределение пускового тока обмотки возбуждения по параллельным контурам определяется обратно-пропорционально сопротивлениям ЗО этих контуров.

По мере снижения частоты ЭДС ротора продолжает возрастать напряжение на зарядных конденсаторах и при достижении напряжения пробоя динистора 5

83 включается оптрон 34 от тока разряда конденсатора 75, что приводит к включению второго исполнительного реле 92. При этом размыкается ключ

85 реле 92, замыкаются ключи 8 и 26 4О в цепи гасящего 7 и первого пускового

15 тиристоров и обмотка возбуждения замыкается на резисторы 14 и 18, за

, счет чего происходит поддержание асинх,ронного момента. При достижении подсинхронной скорости ротором напряжение на конденсаторе 76 достигает напряжения пробоя динистора 87, в ре,зультате чего включается оптрон 88 и срабатывает третье исполнительное реле 93. При срабатывании реле 93 размыкаются его ключи 86, 89 и 95, замыкается ключ 44, связанный с выходом 45 блока .10, происходит отключение тиристоров 7 и 15. На управ-55 ляющие электроды вентилей преобразователя 4 поступают управляющие импульсы и на выходе преобразователя

4 появляется выпрямленное напряжение.

Причем, благодаря шунтирующему диоду 68 срабатывание реле 93 и подача импульсов на преобразователь 4 происходит в.тот момент, когда ЭДС скольжения действует в контуре возбуждения согласно с выпрямленным напряжением. Это облегчает вхождение двигателя в синхронизм. При синхронизации машины 1 от преобразователя

4 происходит заряд конденсатора 5 через резистор 14, а конденсатора 21 через резистор 18 и тиристор 20 напряжением необходимой полярности, указанной иа фиг. 1. Кроме того, срабатывает реле 25, замыкает ключ

41, подготавливая цень управления гасящего тиристора 7 к его включению.

Гашение магнитного поля синхронной машины осуществляется следующим образом.

С помощью коммутационного аппарата 107 по сигналам реле нулевого напряжения 117 и максимального тока

120 либо от блока, задания 115 третий группой ключей 112 отключается статор синхронной машины от сети, ключом 46 снимаются управляющие импульсы с вентилей преобразователя 4 и замыкается ключ 42 в цейи управления гасящим тиристором 7, Кроме того, размыкается ключ 97, лишая питания третье исполнительное реле 93. При этом включается гасящий тиристор 7 от предварительно заряженного второ" го коммутационного конденсатора 21 по цепи: плюсовая обкладка конденсатора 21 — токоограничивающая цепь

11 - ключ 42 — ключ 41 — управляющий переход тиристора 7 - резистор 14— минусовая обкладка конденсатора 21.

При включении гасящего тиристора 7 встречным суммарным напряжением предварительно"заряженных коммутирующих конденсаторов 5 и 21 принудительно запирается преобразователь 4. При закрытии управляемых вентилей преобразователя 4 выключается реле 25, разрывая цепь управления гасящего тиристора 7, и образуется контур гашения, состоящий из обмотки возбуждения 3, коммутирующего конденсатора

21, гасящего тиристора 7, коммутирующего конденсатора 5, обмотки возбуждения 3, что приводит к быстрому спаданию тока в этом контуре до нулевого значения и переэаряду .коммути1264297

12 рующих конденсаторов 5 и 21. При достижении током нулевого значения перезарядный первый коммутирующий конденсатор 5 положительным потенциалом выключает гасящий тиристор 7, в результате чего конденсаторы 5 и 21 оказываются включенными параллельно друг другу и обмотке возбуждения и между ними происходит мгновенное вы.равнивание напряжений. После выравнивания напряжений коммутирующий конденсатор 5 разряжается на обмотку возбуждения 3 через резистор 14, а конденсатор 21 — через резистор 18 и тиристор 20, что приводит к изме- 15 нению направления тока в обмотке возбуждения 3 и быстрому уменьшению магнитного потока синхронной машины

1, в результате чего резко снижается или ликвидируется протекание токов 20 короткого замыкания в обмотках статора. Устройство приходит в исходное состояние.

При крат;<овременных и глубоких посадках напряжения или его исчезно- 25 вении происходит интенсивное гашение поля возбуждения, аналогично описанному. После восстановления напряжения происходит самозапуск машины.

Таким образом, пусковые режимы 30 синхронного электропривода обеспечиваются емкостными элементами устройства управления, что приводит к возрастанию среднего пускового момента, снижению пусковых потерь, повышению

КПД и надежности электропривода.Кроме того, параллельное соединение конденсаторов при пуске и последовательное соединение последних в режиме гашения поля позволяет выбрать on- 0 тимальное соотношение параметров двигателя -при пуске и обеспечить необходимое быстродействие устройства при гашении поля с сохранением допустимого уровня перенапряжений на обмотке 15 возбуждения.

Формула и э о б р е т е н и я

Устройство для управления синх- 10 ронным электроприводом, содержащее синхронную электрическую машину,первый вывод обмотки возбуждения которой подключен к минусовому выходу преобразователя с управляемыми вентилями, > коммутирующий конденсатор, соединенный первым выводом с вторым выводом . обмотки возбуждения, а вторым — с катодом гасящего тиристора, управляющий электрод которого через первый ключ, входом управления связанный с первым выходом блока управления гасящими пусковыми тиристорами,и первую токоограничивающую цепь соединен с анодом гасящего тиристора, первый пускозарядный резистор„ первым выводом подключенный к минусовому выходу преобразователя с управляемыми вентилями и соединенный вторым выводом с анодом первого пускового .тиристора, блок управления преобразователем и электроприводом, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности синхронного электропривода в режимах пуска и самоэапуска путем увеличения среднего асинхронного момента,,снижения пусковых потерь и повышения КПД устройства, в него дополнительно введены пускозащитная цепь, подключенная параллельно обмотке возбуждения и состоящая из последовательно соединенных второго пускозарядного резистора, встречно-параллельно включенных второго и третьего пусковых тиристоров и второго коммутирующего конденсатора, причем первый вывод второго коммутирующего конденсатора подключен к минусовому выходу преобразователя с управляемыми вентилями, а второй вывод через встречнопараллельно включенные второй и тре" тий пусковые тиристоры связан с первым выводом второго пускозарядного резистора, второй вывод которого подключен к второму .выводу обмотки возбуждения, блок измерения частоты ЭДС скольжения, подключенный первым входом к первому выводу обмотки возбуждения, а вторым входом — к второму выводу обмотки возбуждения синхронной

I машины, реле контроля тока преобразователя с управляемыми вентилями, первый вывод которого подключен к плюсовому . выходу преобразователя с управляемыми вентилями, второй вывод реле контроля тока преобразователя с управляемыми вентилями объединен с первым выводом первого коммутирующего конденсатора и вторым выводом второго пускозарядного резистора, причем первый пусковой тиристор включен встречно-параллельно гасящему тиристору, анод которого подключен к общей точке соединения второго вывода второго коммутирующего конденсатора, анода второго и катода третьего пусковых

1З l2642 тиристоров, управляющий электрод .первого пускового тиристора через второй ключ, входом управления, связанный с вторым выходом блока управления гасящим и пусковым тиристорамир и Вторую 5 токоограничивающую цепь соединен с анодом первого пускового тиристора, управляющий электрод второго пусковогс тиристора через третий ключ, входом управления связанный с третьим 10 выходом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, и третью токоограничивающую цепь соединен с анодом второго пускового тиристора, управляющий электрод третьего пускового 15 тристора через четвертый ключ, входом управления связанный с четвертым выходом блока управления гасящим и пусKoBblMH тиристорами,и четвертую токоограничивающую цепь соединен с ано- 20 дом третьего пускового тиристора, параллельно первому ключу, связанному с управляющим электродом гасящего тиристора, подключены последовательно соединенные пятый ключ, входом управ-25 ления связанный с выходом реле контроля тока преобразователя с управляемыми вентилями, и шестой ключ, входом управления связанный с первым выходом блока управления преобразователя и электроприводом, включенным в цепь якорной обмотки синхронной машины, управляющие электроды вентилей преобразователя через первую группу ключей по числу каналов управления, входом управления связанных с пятым выходом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, и вторую группу ключей, входом управления связанных с вторым выходом 40 блока управления преобразователем и электроприводом, соединены с устройством импульсно-фазового управления преобразователя с управляемыми вентилями, третий и четвеРтый выходы 4> блока управления преобразователем и электроприводом подключены соответственно к первому и второму входам блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, третий, четвертый и пятый входы и шестой, седьмой, восьмой и девятый выходы которого соединены соответственно с первым, вторым и третьим выходами и третьим, четвертым, пятым и шестым входами блока измерения частоты ЭДС скольжения,выпол. енного в виде последовательно, соединенных опорного динистора и то97 14 коограничивающего резистора, свободный вывод которого связан с вторым входом блока измерения частоты ЭДС скольжения, а анод опорного динистора объединен с катодом шунтирующего диода и анодами первого, второго, третьего зарядных диодов и подключен к первому входу блока измерения частоты ЭДС скольжения, к общей точке соединения катода опорного динистора и токоограничивающего резистора подключен первый вывод регулировочного резистора, второй вывод которого соединен r. первым выводом измерительного конденсатора, второй вывод которого подключен к аноду опорного динистора, к общей точке соединения измерительного конденсатора и регулировочного резистора подключены анод шунтирующего диода, первые выводы первого, второго и третьего зарядных конденсаторов и первые выводы первого, второго и третьего зарядных резисторов, причем второй вывод первого зарядного конденсатора соединен с катодом первого зарядного диода, к общей точке которых подключен анод первого динистора, катод которого через диодный вход первого тиристорного оптрона, диодный выход которого связан с первым выходом блока измерения частоты

ЭДС скольжения, и седьмой ключ, входом управления связанный с шестым входом блока измерения частоты ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом первого зарядного резистора, второй вывод второго зарядного конденсатора соединен с катодом второго зарядного диода, к общей точке которых подключен анод второго динистора,ка- тод которого через диодный вход второго тиристорного оптрона, диодный выход которого связан с вторым выходом блока измерения частоты ЭДС скольжения, восьмой ключ, входом управления связанный с пятым входом блока измерения частоты ЭДС скольжения, и девятый ключ, входом управления связанный с четвертым входом блока измерения частоты ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом второго зарядного резистора, второй вывод третьего зарядного конденсатора соединен с катодом третьего зарядного диода, к общей точке которых подключен анод третьего динистора, катод которого через диодный вход третьего тиристор ного оптрона, диодный выход которого

1264297

16 связан с третьим выходом блока измерения частоты ЭДС скольжения, и десятый ключ, входом управления связанный с третьим входом блока измерения частоты ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом третьего зарядного резистора, причем блок управления гасящим и пусковыми тиристорами выполнен в виде источника постоянного напряжения, например диодного выпрямителя, входом подключенного к независимой сети переменного тока, или гальванического элемента, к плюсовому выходу которого подключены первыми выводами первое, второе и третье исполнительные реле, второй вывод первого исполнительного реле через тиристорный выход первого тиристорного оптрона, тиристорный вход которого связан с третьим входом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа, входом управления связанного с вторым входом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, второй вывод одиннадцатого ключа подключен к минусовому выходу источника постоянного напряжения, второй вывод второго исполнительного реле через двенадцатый ключ, входом управления . связанный с первым выходом третьего исполнительного реле, и тиристорный вь1ход второго тиристорного оптрона, тиристорным входом связанный с четвертым входом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа, второй вывод третьего исполнительного реле через тринадцатый ключ, входом управления связанный с первым входом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, и тиристорный выход третьего тиристорного оптрона, тиристорным входом связанного с пятым входом блока управления гасящим и спусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа, причем первый, второй и третий выходы первого исполнительного реле соответственно связаны с третьим, четвертым и девятым выходами блока угравления гасящим и пусковыми тиристорами, первый, 10 второй и третий выходы второго исполнительного реле соответственно связаны с первым, вторым и восЬмым выходами блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, второй, третий

15 и четвертый выходы третьего исполни-. тельного реле соответственно связаны с пятым, седьмым и шестым выходами блока управления гасящим и.пусковыми тиристорами, кроме того, блок управ20 ления преобразователем и электроприводом, в свою очередь, содержит коммутационный аппарат, первый, второй и третий выходы которого связаны соответственно с первым, вторым и тре2S тьим выходами блока управления преобразователем и электроприводом, а четвертый выход коммутационного аппа рата — с входом управления третьей группы ключей, включенных в цепь якорной обмотки синхронной машины, первый вход коммутационного аппарата соединен с первым выходом блока задания, второй вход коммутационного аппарата через реле нулевого напряжения и измерительные трансформаторы напряжения соединен с якорной обмоткой синхронной машины; с которой также через трансформаторы тока и реле максимального тока соединен третий вход коммутационного аппарата, а второй выход блока задания соединен с четвертым выходом блока управления преобразователем и электроприводом.

1264297

Составитель А. Бабак

Редактор К. Волощук Техред В.Кадар

Корректор E. Сирохман

Заказ 5571/55 Тираж б31 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий

113035 Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления синхронным электроприводом Устройство для управления синхронным электроприводом Устройство для управления синхронным электроприводом Устройство для управления синхронным электроприводом Устройство для управления синхронным электроприводом Устройство для управления синхронным электроприводом Устройство для управления синхронным электроприводом Устройство для управления синхронным электроприводом Устройство для управления синхронным электроприводом Устройство для управления синхронным электроприводом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для эвакуации магнитного поля в силовых коммутационных устройствах с индуктивными нагрузками

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления током возбуждения преимущественно электрических машин

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электроте.хнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к системам управления возбуждением синхронных машин, и может быть использовано для пуска синхронных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления синхронными генераторами на предприятиях, вырабатывающих электрическую энергию. Технический результат - уменьшение величины и длительности переходных процессов, повышение скорости их гашения. B способе управления возбуждением генератора устанавливают коэффициенты усиления по производной тока обмотки возбуждения, по отклонениям и производным напряжения обмотки статора и частоты генератора, измеряют и осуществляют регулирование возбуждения по отклонениям указанных величин и их производным. Во время переходного процесса формируют пары обучающих векторов, состоящие из дискретных отсчетов сигналов электрического генератора и дискретных отсчетов этих сигналов, задержанных на один период дискретизации, дополняют парами указанных векторов сформированное ранее обучающее множество, исключают из нее пары векторов, включенные в нее N переходных процессов назад. Последовательным предъявлением пар векторов из обучающего множества обучают трехслойную нейронную сеть до достижения минимума среднеквадратической ошибки обучения: по весовым коэффициентам обученной нейронной сети при помощи заранее сформированной многомерной таблицы определяют коэффициенты усиления по отклонениям и производным напряжения и частоты и коэффициент усиления по производной тока обмотки возбуждения генератора, усредняют их по N переходным процессам и устанавливают в качестве параметров регулирования, где N - глубина усреднения параметров регулирования. 1 ил.
Наверх