Зубчато-рычажный механизм для привода больших масс

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИ (ЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (504 F 16 Н 3 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМЪ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТЖ (21) 3937259/25-28 (22) 31.07.85 (46) 23.10.86. Бюл. В 39 (71) Ордена Трудового Красного

Знамени научно-исследовательский институт технологии автомобильной промышленности (72) А.М.Гороховский, Л.Ф.Фомичев, А.Г.Трифонов, А.Я.Родионов и А.И.Кокурин (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1(- 771384, кл . F 16 Н 3/02, 1976.

Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. — М.: Наука, 1980, т. IV, с. 145. (54) ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ

ПРИВОДА БОЛЬШИХ МАСС (57) Изобретение относится к тяжелому машиностроению и может быть использовано в механизмах шаговых приводов больших масс. Целью изобретения является повышение надежности механизма за счет разделения передаваемой мощности на два потока. Для передачи движения от электродвигателя 6 к рабочему органу 2 служит зубчато-рычажный механизм. Механизм включает ведомый вал 7, ведущий эксцентриковый вал с регулируемым эксцентриситетом 0 P, + 8, пару ведущих 16 и пару ведомых 20 зубчатых колес, пару коромысел 2! и 22

C с пальцем 23, пару зубчатых колес9 сателлитов 25 и шатун !8, установленные на эксцентриковом валу. Ведущие

1 зубчатые колеса 16 установлены с двух сторон шатуна 18, который может быть выполнен разъемным из двух частей, с оединенных предохранительными разрывными элементами. Коромысла 21 и шатун 18 имеют возможность осевого перемещения. При подготовке механизма к работе устанавливают его в исходном положении по отношению к рабочему органу 2. Для этого ослабляют затяжку конусного соединения колес 16 с шейкой 14 и проворачивают ведущий эксцентриковый вал на необходимую величину при зафиксированном положении рабочего органа 2. Затем фиксируют положение механизма, затягивая конусное соединение колес 16 производят расстопорение рабочего органа 2 и включают электродвигатель

6. Происходит разгон, торможение и остановка рабочего органа 2 посредством зубчато-рычажного механизма.

Выполнение в механизме двух параллельных кинематических цепей, включающих ведущее и ведомое колеса,коромысла и сателлиты, позволяет обеспечить равномерное распределение нагрузок и их снижение на каждой цепи.

Р

Установка ведущих колес на конических участках шейки эксцентрикового вала йозволяет надежно фиксировать исходное положение механизма после регулировки сравнительно небольшим усилием затяжки этих соединений,т.к. каждое из них обеспечивает передачу лишь половины мощности с ведущего вала на ведущее колесо. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к тяжелому машиностроению и может быть использовано в механизмах шаговых приводов больших масс.

Цель изобретения — повышение надежности механизма.

Положительный эффект достигается за счет разделения передаваемой мощности на два потока, следствием чего является улучшение условий нагружения элементов механизма.

На фиг. 1 изображен предлагаемый механизм, общий вид; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1, Зубчато-рычажный механизм входит в состав привода большой массы. Привод содержит основание 1 с установленными в нем с возможностью:взаимодействия между собой рабочим органом 2 и фиксатором 3. На основании 1 установлен корпус 4 планетарного зубчато-рычажного механизма для изменения передаточного отношения.

На корпусе 4 установлены мотор-редуктор 5 с электродвигателем 6.

Зубчато-рычажный механизм выполнен в виде ведомого вала 7 с закрепленной на нем шестерней 8, установленной с воэможностью взаимодействия с зубчатым колесом 9, закрепленным

l5

30 на рабочем органе 2, ведущего эксцентрикового вала, размещенного параллельно:ведомому валу 7 и включающего два соосных цилиндрических диска 10 и 11, установленные на подшипниках 12 в корпусе 4, при этом один из них выполнен с внутренним зубчатым венцом 13. Каждый цилиндрический диск 10 и 11 выполнен с эксцентричным (F<) шлицевым отверстием.

В шлицевых эксцентричных отверстиях дисков 10 и 11 установлена эксцентричная (0 ) шатунная шейка 14 ведущего эксцентрикового вала, при этом цилиндрический диск 10 установлен с возможностью взаимодействия своим внутренним зубчатым венцом 13 с шестерней 15 выходного вала мотор-, редуктора 5.

Шатунная шейка 14 выполнена с дву. мя коническими участками, на которых установлены два ведущих зубчатых ко" леса 16, выполненные с ответной внутренней конической поверхностью, а между ними с возможностью поворота относительно оси ведущих зубчатых колес lá на самоустанавливающемся подшипнике 17 смонтирован шатун 18.

На ведомом валу 7, установленном в подшипниках 19 корпуса 4, жестко закреплены два ведомых зубчатых ко1265420 леса 20 и два коромысла 21 и 22, установленные с возможностью поворота относительно вала 7 и перемещения вдоль его оси.

Параллельно ведомому 7 и ведущему 5 эксцентриковому валам в коромыслах

21 и 22 жестко закреплен палец 23, на котором с возможностью поворота относительно его оси и перемещения вдоль нее установлен шатун 18. Между шатуном 18 и коромыслами 21 и 22 на пальце 23 установлен на самоустанавливающихся подшипниках 24 два зубчатых колеса-сателлита 25, каждое из которых находится в зацеплении с ве- 15 домым 20 и ведущим 16 зубчатыми колесами.

Шатун 18 выполнен разъемным из двух частей, причем его крышка 26 крепится болтами 27, являющимися 20 предохранительными разрывными элементами.

Ведущие зубчатые колеса 16 и конические участки шатунной шейки 14 ведущего эксцентрикового вала выполняют роль конических фрикционных муфт, . передающих крутящий момент от двигателя 6 на ведомый вал 7 и от него через шестерню 8 и зубчатое колесо

9 на рабочий орган 2. 30

Зубчато-рычажный механизм для привода больших масс работает следующим образом.

Перед запуском привода в работу согласовывают исходные положения планетарного зубчато-рычажного механизма и рабочего органа 2, который при этом заперт фиксатором 3, вследствие чего ведомый вал 7 планетарно- 4g го зубчато-рычажного механизма также зафиксирован. Для этого снимают с корпуса 4 механизма мотор-редуктор 5 и ослабляют затяжку муфт, каковыми являются конические участки зубчатых 4 колес 16. После этого любым удобным способом поворачивают ведущий эксцентриковый вал до тех пор, пока шатун 18, коромысла 21 и 22 и палец 23 с колесами †сателлита 25 не займут положение, соответствующее исходному.

Во время поворота ведущего эксцентрикового вала колеса-сателлиты 25, находящиеся в зацеплении с неподвижными ведомыми колесами 20, повора- у чиваются на пальце 23, а ведущие зубчатые колеса 16, находящиеся в зацеплении с колесами-сателлитами 25, поворачиваются относительно ведущего эксцентрикового вала.

После приведения механизма в ucl ходное положение относительно зафиксированного рабочего органа 2 производится затяжка конических фрикционных муфт и установка мотор-редуктора 5. Привод готов к работе. После расфиксации рабочего органа 2 включается электродвигатель 6, зубчаторычажный механизм разгоняет, тормозит и останавливает рабочий орган 2 в исходном положении, после чего происходит отключение электродвигателя 6 и срабатывание фиксатора 3.

Динамика работы и скоростная характеристика работы привода определяются величиной суммарного эксцентриситета Г ведущего эксцентрио кового вала зубчато-рычажного механизма, равного Р, + Р . Изменяя величину f,, можно регулировать величину конечной скорости рабочего органа 2. Изменение величины P ocyо ществляется поворачиванием ведушего вала и перестановкой его шатунной шейки 14 в шлицевых отверстиях цилиндрических дисков 10 и 11. Шпицевые отверстия могут быть заменены коническими. В этом случае можно менять величину эксцентриситета бесступенчато.

При выполнении шатуна 18 разъемным и соединении его частей предохранительными разрывными болтами 27 обеспечивается разрыв кинематической цепи механизма при критических нагрузках без выхода из строя остальных звеньев механизма и привода в целом. Снабжение привода дополнительными ведущим и ведомым зубчатыми колесами, колесом-сателлитом и коромыслом, а также их установка и размещение колес-сателлитов и шатуна с возможностью самоустановки позволяют обеспечить равномерное распределение нагрузок в зубчатых зацеплениях и в коромыслах по двум потокам мощности, что повышает надежность и долговечность работы привода.

Установка ведущих колес на конических участках шейки эксцентрикового вала позволяет надежно зафиксировать исходное положение механизма после регулировки сравнительно небольшим усилием затяжки этих соединений, так как каждое из них обеспечивает передачу лишь половины мощ126 ности с ведущего вала на ведушее колесо.

c3 =

А-А

0-6

Составитель В.Сергеев

Техред A.Кравчук Корректор А.Обручар

Редактор B..Петраш

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5644/29

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óærîðîä, ул.Проектная, 4

Формула изобретения

1. Зубчато-рычажный механизм для привода больших масс, содержащий ведущий эксцентриковый вал с регулируемым .эксцентриситетом, параллельный ему ведомый вал, ведущее и ведомое зубчатые колеса, размещенные соответственно на эксцентрике ведущего и ведомом валах, коромысло с пальцем, установленное на ведомом валу, зуб— чатое колесо-сателлит, установленное на пальце, зацепляющееся с ведущим и ведомым зубчатыми колесами, и ша5420 Ь тун, шарнирно закрепленный на пальце и эксцентрике" ведущего вала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, механизм снабжен аналогичными дополнительными ведущим и ведомым зубчатыми колесами, зубчатым колесом-сателлитом и коромыслом, установленными параллельно основным, ведущие колеса

1Î сопряжены каждое с эксцентриком ведущего вала по конической поверхности, а шатун размещен между ведущими колесами.

2. Механизм по п. 1, о т л и15 ч а ю шийся тем, что шутан выполнен из двух частей, соединенных предохранительным элементом.

Зубчато-рычажный механизм для привода больших масс Зубчато-рычажный механизм для привода больших масс Зубчато-рычажный механизм для привода больших масс Зубчато-рычажный механизм для привода больших масс 

 

Похожие патенты:

Вариатор // 638774

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к механическим ступенчатым коробкам передач транспортных и тяговых машин

Изобретение относится к зубчатым передачам и может быть использовано в агрегатах авиационной и космической техники

Передача // 2017033
Изобретение относится к передачам, в частности к передачам с переменной скоростью, и прежде всего в передачам, используемым в транспортных средствах

Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двойной передаче для привода сельскохозяйственных машин, состоящей из двух конических передач, которые соединены друг с другом через откидной подшипник с возможностью поворота

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на автомобилях, тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к двойному сцеплению с дифференциатором. Двойное сцепление (20, 50, 90) содержит внутреннее сцепление (39, 46, 92) для соединения внутреннего входного вала (34) с коленчатым валом (66) двигателя. Двойное сцепление (20, 50, 90) также содержит наружное сцепление (41, 48, 94) для соединения наружного входного вала (36) с коленчатым валом (66). Двойное сцепление (20, 50, 90) дополнительно содержит один или несколько дифференциаторов (163, 164), связанных, по меньшей мере, с одним из рычагов (26, 28) обоих сцеплений (39, 41, 46, 48, 92, 94) и служащих для регулировки длины хода, по меньшей мере, одного из двух сцеплений (39, 41, 46, 48, 92, 94). Достигается повышение надежности устройства. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к пластинчатой цепи. Пластинчатая цепь состоит из одинаковых внутренних и наружных пластин, в которые свободно установлены валики. Валики выполнено бочкообразной формы. Достигается повышение надежности цепи. 2 ил.
Наверх