Тепловой двигатель

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тепловым двигателям, и может быть использовано в различных механизмах для привода элементов, совершающих возвратно-поступательное движение. Изобретение позволяет повысить эффективность путем увеличения рабочего хода и обеспечения возможности его регулирования за счет раздельного включения силовых пакетов с введением промежуточных остановов. Тепловой двигатель содержит установленные в корпусе вдоль центрирующей направляющей 2 упорные фланцы (УФ) 3. Последние попарно соединенымежду собой изогнутыми термочувствительными элементами в виде стержней (С) 4 из материала с термомеханической памятью их выпрямленной формы. С 4, которыми соединена одна пара УФ 3, образуют силовой пакет 5. С 4 одного пакета при прохождении через них электрического тока нагреваются и выпрямляются . Втулки 10 при этом раздвигаются, выдвигая внутреннюю трубу (Т) 9 из внещней Т 8. Охлаждающий воздух поступает в приемную камеру и через направляющие лопатки поступает в канал 7. В последнем он проходит между С 4, охлаждает их и через выпускную камеру 21 удаляется из двигателя. Охлажденные С 4 изгибаются. i Это вызывает сокращение расстояния между УФ 3 втулок 10. В результате Т 9 об (Л ратно втягивается в Т 8. Далее описанный цикл повторяется. Относительное перемещение Т 8 и 9 корпуса используется для привода элементов нагрузки. 7 ил. 21 ю о: 00 2 со ot

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (su 4 F 03 G 706

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3928650/25-06 (22) 26.03.85 (46) 07.11.86. Бюл. № 41 (72) В. М. Косяков (53) 621.486(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 769064, кл. F 03 3G 7/06, 19?8.

Авторское свидетельство СССР № 1121484, кл. F 03 G 7/04, 1982. (54) ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к тепловым двигателям, и может быть использовано в различных механизмах для привода элементов, совершающих возвратно-поступательное движение.

Изобретение позволяет повысить эффективность путем увеличения рабочего хода и обеспечения возможности его регулирования за счет раздельного включения силовых пакетов с введением промежуточных остановов.

Тепловой двигатель содержит установленные в корпусе вдоль центрирующей направÄÄSUÄÄ 1268796 А1 ляющей 2 упорные фланцы (Уф) 3. Последние попарно соединены между собой изогнутыми термочувствительными элементами в виде стержней (С) 4 из материала с термомеханической памятью их выпрямленной формы. С 4, которыми соединена одна пара УФ 3, образуют силовой пакет 5. С 4 одного пакета при прохождении через них электрического тока нагреваются и выпрямляются. Втулки 10 при этом раздвигаются, выдвигая внутреннюю трубу (Т) 9 из внешней Т 8. Охлаждающий воздух поступает в приемную камеру и через направляющие лопатки поступает в канал 7. В последнем он проходит между С 4, охлаждает их и через выпускную камеру 21 удаляется из двигателя. Охлажденные С 4 изгибаются.

Это вызывает сокращение расстояния межC ду УФ 3 втулок 10. В результате Т 9 обратно втягивается в Т 8. Далее описанный (/) цикл повторяется. Относительное перемещение Т 8 и 9 корпуса используется для ( привода элементов нагрузки. 7 ил.

1268796

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к тепловым двигателям, в которых для получения механической энергии используются тепловые деформ ации твердых термочувствительных элементов из материала с термомеханической памятью, и может быть использовано в различных механизмах для привода элементов, совершающих возвратно-поступательное движение.

Цель изобретения — повышение эффективности путем увеличения рабочего хода и обеспечения возможности его регулирования за счет раздельного включения силовых пакетов с введением промежуточных остановов.

На фиг. 1 изображен предлагаемый тепловой двигатель, разрез по оси приемной камеры; на фиг. 2 — то же, продольный разрез; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — упорный фланец для крепления термочувствительных элементов — — стержней; на фиг. 5 — втулка с упорными фланцами, осевой разрез; на фиг. 6 — диск, вид вдоль оси с частичным разрезом по оси одного из центрируюгцих роликов; на фиг. 7 — разрез Б — Б на фиг. 3.

Тепловой двигатель содержит корпус 1 и установленные на нем вдоль центрирующей направляющей 2 упорные фланцы 3, попарно соединенные между собой изогнутыми термочувствительными элементами в виде стержней 4 из материала с термомеханической памятью их выпрямленной формы (например, из сплава «Нитинол — — 55») .

Стержни 4, которыми соединена одна пара фланцев 3, образуют силовой пакет 5. Число пакетов 5 стержней 4 равно числу пар соединенных ими фланцев 3. Двигатель имеет средство нагрева стержней 4 в виде подключенной раздельно к каждому силовому пакету 5 электрической цепи 6 и средство охлаждения стержней 4 в виде канала 7 для подачи охладителя. Корпус 1 выполнен в виде расположенных одна в другой с возможностью взаимного перемещения внешней 8 и внутренней 9 труб. Направляющая 2 выполнена в виде расположенных по оси труб 8 и 9 и вставленных одна в другую с возможностью телескопического выдвижения втулок 10. Последние снабжены для устранения их перекосов и уменьшения изгибаю ших напряжений дисками 11 с установленными на периферии последних и прижатыми к внутренней трубе 9 центрирующими роликами 12 для уменьшения трения дисков 11 о стенки трубы 9, подпружиненными пружинами 13. Фланцы 3 и диски 11 прикреплены к втулкам 10. Фланцы 3 соседних втулок 10 шарнирно связаны с концами расположенных в радиальных плоскостях стержней 4 одного пакета 5.

На конце внутренней трубы 9 расположена приемная камера 14 для впуска охладителя, например воздуха, в тепловой двигатель. Камера 14 имеет внутреннюю полость

15 торообразной обтекаемой формы, образованную стенками камеры 14 и расположенным в ней конусом 16, соединенным неразъем но с центральной пластиной 17, на которой расположены направляющие лопатки 18, неразъемно соединенные с внутренней трубой 9. Камера 14 снабжена также патрубком 19 для соединения с трубопроводом подачи воздуха от источника повышенного давления (не показаны). В патрубке 19

10 установлена заслонка 20 для регулирования расхода поступаюшего в двигатель охладителя — воздуха. На противоположном конце внешней трубы 8 корпуса 1 расположена выпускная камера 21 с патрубком 22 для отвода воздуха, аналогичная по устройству приемной камере 14. На корпусе 1 в районе выпускной камеры 21 расположена клеммная коробка 23, соединенная электрической цепью 6 со стержнями 4. Выпускная камера 21 (фиг. 2) содержит конус 24, неразъемрр но соединенный с пластиной 25, которая с помощью стоек 26 соединена с внешней трубой 8. С пластиной 25 неразъемно соединена пята 27 направляющей 2. Для прохождения охлаждающего воздуха диски 11 имеют окна 28. Для удобства крепления стержней 4 на упорном фланце 3 (фиг. 4) он выполнен с приливами 29, в которых имеются выемки 30, служашие подшипниками скольжения для осей 31 стержней 4 (фиг. 2). Вырезы 32 в упорном фланце 3 предназначены для расположения в них концов стержней 4. Каждый упорный фланец 3 состоит из двух упорных дисков 33 и 34 для удобства установки осей 31 стержней 4 в выемки 30 приливов 29 при сборке.

Втулка 10 имеет с одной стороны упорноз го фланца 3 трубку 35 большего диаметра, с другой стороны — трубку 36 меньшего диаметра. Трубки 36 меньшего диаметра вставлены внутрь трубок 35 большего диаметра соседних втулок 10 для обеспечения телескопического раздвижения направляю40 щей 2.

Диск 11 (фиг. 6) между окнами 28 имеет приливы 37, в которых расположена обойма 38 с роликом 12.

Центрирующая направляющая 2 (фиг. 7) образованная из последовательно соединенных одна с другой втулок 10, содержит канал 39, расположенный вдоль оси двигателя.

В этом канале 39 размещен жгут 40 из проводников 41 электрической цепи 6, которые одними концами выведены на клеммную ко50 робку 23, а другие концы проводников 41 пропущены в отверстия 42 втулок 10 и подсоединены к концам стержней 4, оси 31 которых изолированы от упорных фланцев 3 вкладышами 43 из электроизоляционного материала. Концы стержней 4 также покры55 ты изоляцией 44. Между трубками 35 и 36 установлены для увеличения расстояния между раздвинутыми втулками 10 промежуточные трубки 45. Последние имеют па1268796 гО зы 46, в которых находятся пластинчатые пружины 47 для фиксации телескопически раздвигаемых трубок 35, 36 и 45, предотвращения выхода их одна из другой, зажима проводников между трубками 35, 36 и 45 и обрыва электрической цепи 6. Двигатель может быть составлен из одного, двух и более па кетов 5 стер ж ней 4.

Двигатель работает следующим образом.

При подаче электрического напряжения на стержни 4 одного пакета они нагреваются проходящим через них электрическим током и выпрямляются в результате проявления эффекта термомеханической памяти формы. В результате втулки 10 раздвигаются, выдвигая внутреннюю трубку 9 из внешней трубы 8. Для охлаждения стержн ей 4 открывается заслонка 20, охлаждающий воздух проходит в приемную камеру 14 и через направляющие лопатки 18 поступает в канал 7, где проходит между стержнями 4, охлаждает их и через выпускную камеру 21 удаляется из двигателя. Охлажденные стержни 4 претерпевают обратное термомеханическое превращение, т.е. изгибаются, что вызывает сокращение расстояния между упорными фланцами 3 втулок 10, в результате труба 9 обратно втягивается в трубу 8. Далее описанный цикл повторяется.

Относительное перемещение труб 8 и 9 корпуса 1 используется для привода элементов нагрузки (не показаны).

Формула изобретения

Тепловой двигатель, содержащий корпус и установленные на нем вдоль центрирующей направляющей упорные фланцы, попарно соединенные между собой изогнутыми термочувствительными элементами в виде стержней из материала с термомеханической памятью их выпрямленной формы с образованием силовых пакетов стержней по !

О числу пар соединенных ими фланцев, а также средства нагрева и охлаждения стержней, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем увеличения рабочего хода и обеспечения возможности его регулирования за счет раздельного включения силовых пакетов с введением промежуточных остановов, корпус выполнен в виде расположенных одна в другой с возможностью взаимного продольного перемещения труб, направляющая выполнена в виде расположенных по оси труб и вставленных одна в другую с возможностью телескопического выдвижения втулок, которые снабжены дисками с установленными на периферии последних и прижатыми к внутренней трубе подпружиненными центрирующими роликами, упорные фланцы прикреплены к втулкам, при этом фланцы соседних втулок шарнирно связаны с концами расположенных в радиальных плоскостях стержней одного пакета, а средство нагрева стержней выполнено в виде подключенной раздельно к каждому силовому пакету электрической цепи.

1268796

Редактор М. Бланар

Заказ 60!1/34

Составитель Л. Тугарев

Тех ред И. Верес Корректор С. Черни

Тираж 447 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПГ1П «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тепловой двигатель Тепловой двигатель Тепловой двигатель Тепловой двигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергетике, а именно к двигателям, в которы.х для получения механической работы используются тепловые деформации элементов (Э) из сплава с термомеханической памятью, и м.б

Изобретение относится к области энергомашиностроения и обеспечивает получение механической энергии вращения за счет использования разности температур и плотности морской воды на разных ее уровнях без расходования топливно-энергетических ресурсов

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для автономного непрерывного снабжения тепловой и механической энергией бытовых, промышленных и транспортных энергопотребителей, а после преобразования тепловой и механической энергии в электрическую для снабжения тех же потребителей электричеством

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, то есть в идеальном случае: изотерма-изохора-изотерма-изохора

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к способам, использующим рабочую среду в газообразной или жидкой фазах для получения механической энергии из теплоты внешнего источника, предпочтительно низкотемпературного источника

Изобретение относится к машиностроению и позволяет упростить конструкцию насосных установок, предназначенных для перекачки жидкостей, имеющих различную температуру (холодная и горячая вода)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, т

Изобретение относится к элементам управления приводных механизмов и может быть использовано в различных приводных механизмах, например в клапанах, в устройствах раздвижных дверей, люков, затворов и т.п., применяемых в различных отраслях хозяйства
Наверх