Устройство инженера лаукарта в.ф. для выкапывания картофеля

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ц 4 А 01 В 19/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3758761/30-15 (22) 25.06.84 (46) 15. 11.86. Бюл. У 42 (72) В.Ф.Лаукарт и В.П. Зайцев (53) 631.358.452(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 990113, кл. А 01 В 19/08, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ИНЖЕНЕРА ЛАУКАРТА В.Ф, ДЛЯ ВЫКАПЫВАНИЯ КАРТОФЕЛЯ (57) Изобретение относится к отрасли сельскохозяйственного машиностроения, в частности к машинам для уборки картофеля. Цель изобретения — повышение эффективности уборки картофеля.

Устройство Для выкапывания картофеля содержит ходовую раму 3 с закрепленнйми на ней рабочими органами, выполненными в виде тяговых элементов с закрепленными на них одним концом

Л0„„1269760 А1 прутками 8. Траектория нижней ветви рабочих органов посредством направляющих 5 и 6 на участке копания выполнена горизонтальной, а на участке транспортировки и очистки-наклонной.

Прутки 8 закреплены на тяговых элементах посредством кареток 7, снабженных размещенными во взаимно перпендикулярных плоскостях роликами, взаимодействующими с опорными поверхностями направляющих 5 и 6, наклонные части которых установлены подвижно и снабжены вибратором, Прутки выполнены двойной кривизны в двух .взаимно перпендикулярных плоскостях.

Опорные поверхности направляющих вы- 3 полнены по винтовой линии. Корпус каретки снабжен предохранительным устройством. 2 з.п. ф-лы, 10 ил, 1? 69760

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике, а именно к машинам для выкапывания картофеля с просеивающими и транспортирующими механизмами. 5

Целью изобретения является повышение эффективности уборки картофеля.

На фиг. 1 показана принципиальная схема устройства (прутки на верхней 1О ветви направляющих условно не показаны), на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, начало и конец рыхления земли на,фиг. 3, — разрез Б-Б на фиг. 1; вскапывание, на фиг. 4— 15 разрез В-В на фиг. 1, очистка картофеля от примесей, на фиг ° 5 — )разрез

Г-Г на фиг. 1, разделение по крупности; на фиг. 6 — процесс само очистки прутка от ботвы, на фиг, 7 — Ю удаление ботвы перед выкапыванием картофеля," на фиг. 8 — привод упоров, на фиг. 9 — сечение Д-Д на фиг. 8,", на фиг. 10 — узел крепления . прутка., 25

Устройство для выкапывания клубней

1 картофеля из рядка 2 состоит иэ ходовой рамы 3 с направляющим колесом 4, На раме смонтирован транспортер для выкапывания, очистки и транспортировки картофеля, состоящий из направляющих 5 и 6, в которых на каретках 7 с возможностью перемещения с помощью гибкого тягового органа (не показан) установлены изогнутые прутки 8. Позицией 9 обозначена ботва. В качестве тягового органа, применяют цепь, ленту или канат, соединяющие с определенным шагом каретки

7 между собой в бесконечную петлю.

Привод перемещения цепи с каретки может быть выполнен от звездочки (не показано). При монтаже гибкого тяго1 вого органа в направляющих необходимо обеспечивать отставание каретки с прутком на направляющих 5 относительно каретки на направляющих 6 на половину шага. На одной каретке закреплено по одному или по два .прутка. Направляющие на раме закреплены с возможностью регулирования расстояния между, ними (на нижней ветви в двух плоскостях). Число пар направляющих может быть столько, сколько позволяет проектируемая мощность привода: для одного рядка (как показано на чертежах) или для двух и более. Кроме того, на раме установлены транспортеры для очистки и .удаления ботвы по двум вариантам выполнения. Первый (фиг. 1) включает очистной транспортер 10 с шарнирно закрепленными пальцами-зацепами из пружиной стали и отводящий транспортер 11. Второй вариант (фиг. 7) включает транспортере 11 и 12 и выполнен аналогично транспортеру для копания картофеля. Для очистки прутков от ботвы на раме установлены направляющие 13 с резиновыми обкладками— скребками 14. Наклонный участок направляющих 5 и 6 нижней ветви соединен в точках с, d,,е шарнирно: внизу — с горизонтальным участком, вверху — с кривошипно-шатунным механизмом 15. Направляющие 5 и 6 в месте соединения подвижной и неподвижной горизонтальной частей над контейнерами снабжены ловушками 16.

Для приема сортированной продукции установлены контейнеры 17 и 18 для мелкого и крупного картофеля соответственно. Корпус каретки 7 включает предохранительный узел, состоящий из конусной разрезной втулки 19, охватывающей конусный хвостовик прутка 8, и пружинящего элемента 20 (втулки) из мягкой резины. Для возврата прутка в исходное положение над направляющими установлены упоры

21, выполненные неподвижными с плавным заходом или подвижными с шарнир\ ным креплением и приводом перемещения от пневмоцилиндра 22.

Устройство работает следующим образом.

При перемещении ходовой рамы 3 вдоль рядка 2 картофельного поля от дополнительного тягового средства (трактора) или от собственной силовой установки (самоходный вариант) крутящий момент через передаточные механизмы (редуктор, звездочки и т.д.) передается на испольнительный рабочий орган, т.е. на гибкий тяговый элемент, соединенный с каретками

7, Тяговое усилие цепи заставляет каретки с прутками 8 перемещаться вдоль направляющих 5 и 6 по замкнутой траектории со скоростью Ч, равной поступательной скорости рамы 3.

Синхронизацию этих скоростей можно осуществить прямой связью привода с ходовыми колесами. Направление дви,жения рамы обеспечивает направляющее колесо 4.! 26о 760

В зависимости от пространс THE.UUîro положения каретки с прутком производится различная работа. На верхней ветви (фиг. 1) направляющих 5 и 6 каретка и пруток самоочищаются от. остатков прилипшей ботвы 9 и земли за счет вибрации при передвижении.

На участке копания (длина горизонтали a ) йрутки 8 поочередно внедряются в землю. При этом для обеспечения плавности захода прутков в горизон тальную и плоскую поверхность земли с криволинейного участка верхней ветви направляющих прутки в плоскости направления движения рамы (вдоль <5 рядка 2) выполнены изогнутыми (фиг. 1) ° Кроме того, эти же прутки изогнуты в перпендикулярном направлении, что дает возможность по мере их погружения конец прутка заводить 20 под рядок с клубнями 1 картофеля (фиг. 2). Таким образом, двойная кривизна позволяет заводить в землю прутки последовательно с направляющих 5, а затем 6,.обеспечивая охват 2> рядка снизу с обеих сторон как решеткой. По мере продвижения рамы 3 вдоль рядка по полю прутки на участке а находятся в земле и в силу равенства скоростей V, движения рамы по земле и кареток по направляющим происходит обкатывание бесконечной петли гибкого элемента с каретками по земле без проскальзывания (по аналогии сравнимо с шарнирной лентой ходовой части трактора), При этом вновь входящие в землю прутки не только внедряются в основание рядка, но и постепенно сближаются, группируя картофель, обжимая рядок и вытес- О няя лишнюю землю через решетку, образованную прутками. Этому способствует сближение между собой траектории направляющих 5 и 6, искривление плоскости направляющих по винтовой поверхности (что заставляет прутки сближаться и подниматься, т.е. двигаться по радиусу с центром вращения на оси направляющих), а также вибрация кареток и прутков от перемещения их по направляющим или от отдельно установленного вибратора (эксцентрикового, электромагнитного и т.д.).

Высокочастотные колебания незначи-Ы тельно воздействуют на стойкость оборудования, но хорошо способствуют сни жению трения, разрушению почвы и отделению ее от клубней. Кроме того, можно прощать горизонтальные колебания раме или направляющим, чтобы обеспечить покачивание в плоскости, перпендикулярной рядку, с заданной амплитудой относительно вертикали.

Такие колебания возникают естественным образом при движении направляющего колеса 4 Io неровностям почвы.

Для упорядочения этих колебаний применяют кривошипно-шатунный механизм 15, причем в качестве привода применяют поступательное перемещение кареток одной из направляющих на этом участк (по типу цевочной передачи). Перечисленные выше механические воздействия повышают эффективность отделения клубней от почвы еще в земле и меняют профиль рядка (фиг. 3, исходный контур показан пунктиром). Почва и комки разрушаются и выдавливаются из положения

11 tl над клубнями в междурядья. В дальнейшем каретки переходят на наклонный участок направляющих, извлекая прутками, как в решетке клинообраз- ной формы, клубни с корневой системой, остатками земли и ботвы 9. При этом усилие сопротивления почвы при входе в нее прутков компенсируется . усилием от выхода прутков с клубнями из почвы, т.е. усилия замыкаются на раме, и дополнительного утяжеления рамы не требуется. При движении кареток по наклонному участку нижней ветви направляющих происходит транспортировка картофеля к месту разгрузки и одновременно очистка картофеля от примесей (фиг. 4). Прутки на этом

1 участке образуют желобчатый по профилю и решетчатый прутковой транспортер, в котором под действием вибрации (от перемещения по направляющим и колебаний направляющих 5 и 6 по вертикали относительно друг друга с помощью механизма 15) происходит

4l отделение клубней от почвы, ботвы; корневой системы, измельчение комков почвы. Часть ботвы и корней зах/ ватывается зацепами очистного транспортера 10 и передается на отводящий транспортер 11, который сгружает их на обработанную часть поля. Остальная (основная) часть примесей просыпается вниз сквозь решетку.

Глубина (конусность) желоба, образованного прутками (фиг. 4 и 5), фиксируется изменением плоскостей нап1269760

5 равляющих. Необходимо, чтобы в момент выхода прутков с клубнями из валка, форма была клинообразной (фиг. 3), при подходе к месту контакта с транспортером 10 угол клина увеличивается, а глубина желоба уменьшается, обеспечивая более ровный слой массы и большую ширину захвата ботвы и корней, и, наконец, в конце этого участка b направляющие вновь должны обеспечить глубокий желоб (фиг. 5). Более глубокий желоб обеспечивает при вертикальных перемещениях направляющих 5 и 6 относительно друг друга от привода 15 более тщательное перемешивание картофеля, перекатывание (безударная обработка) их относительно друг друга не тол:ько по объему желоба, но и вокруг собственной оси, что способ- 20 ствует лучшему отделению от почвы и перемалыванию комков, отделению от корней и ботвы, так как происходит не отрыв от клубня, а отламывание стеблей, что. гораздо эффективней. 25

И, наконец, в процессе обработки происходит под действием колебаний сортировка картофеля по крупности на основании эффекта вибрационного разделения материалов и деталей по Зп крупности. Например, свикцовыи шар на дне емкости, засыпанной свинцовой дробью или легкими шариками из пластмассы (безразличен вес, важны объемные размеры, амплитуда и частоты колебаний), под действием вибрации выталкивается ("всплывает") на поверхность более мелких деталей. Тоже самое происходит в устройстве: механизм 15 качает за счет шарнирного 4 >

Р соедйнекия в точках с, d,,b направляющие 5 и 6 во встречном или попутном направлении. С помощью известных преобразовательных механизмов такие изменения направлений мож- 45 но осуществлять через один оборот привода или после проведения одного из видов колебаний: встречного или попутного. Таким образом получается .встряхивание и перекатывание поочередно. Мелкие клубни оседают на дне, а крупные накапливаются сверху (фиг. 5). После этого каретки с очищенной и рассортированной продукцией выходят через ловушку 16 (для луч- шего совпадения подвижной и неподвижной частей направляющих) ка горизонтальный участок разгрузки.

Ь

Здесь направляющие 5 и 6 расходятся на величину, обеспечивающую проход мелкого картофеля в контейнер 17 в зазоры между прутками. При прохождении кареток над контейнером

18 прутки полностью расходятся и крупный картофель высыпается в короб, После этого каждый пруток 8 заходит в щель между резиновыми обкладками— скребками- 14 на направляющих 13 и, двигаясь по закруглению на криволинейной траектории, начинает продвигаться вдоль направляющих 13 и одновременно выходит из них (фиг.1 и 6).

При этом происходит соскабливание ботвы или почвы с поверхности прутка.

После выхода прутков из направляющих

13 оки передвигаются по верхней холостой ветви направляющих (наверху часть прутков условно не показана, см. фиг. 1). На фиг. 7 показан дополнительный транспортер 12, выполненный аналогично основному (фиг. 1).

Назначение транспортера 12 тоже самое, что и транспортера 10. Разница лишь в том, что транспортер 12 убирает ботву с почвы до выкапывания картофеля ° Предварительное скашивакие ботвы перед копанием, косилкой эффективно лишь при вертикальном положении стеблей ботвы 9, но обычно от дождей, ветров, от засыхания ботва (пркчем наиболее крупная и тяжелая) полегает на рядок, а чаще в междурядье (см. фиг. 2 и 7), и косилкой не скашивается. Поэтому очистка от примесей при уборке картофеля затруднительна, механизмы забивает ботвой и устройство останавливается.

При этом практически напрасно работает косилка. Поэтому установка транспортера преследует две цели: убрать ботву полнсстью без предварительного скашивания и высвободить ко. силку и предварительно взрыхлить землю.

Прутки на транспортере 12 изогнуты в одной плоскости в виде граблей н расположены между направляющих шарнирно на одной оси по 4-5 шт.

Прутки ложатся на почву, копируя ее неровности по ширине . захвата и, не углубляясь под собственным весом в почву, сгребают ботву, отрывают ее от клубней и удаляют на транспортер

11. При этом от усилий отрыва происходит частичное рыхление почвы рядка, облегчающее дальнейшее выкапыва7 1 ние. Процесс копания можно при удовлетворительной проходимости производить перемещением ходовой рамы 3 от тягача или собственного привода.

При этом прутки 8 на участке ц заглубившись в землю, создают тяговое усилие, заставляющее с той же скоростью, что и рама, перемещаться каретки в направляющих, При ухудшении состояния почвы и проходимости включают индивидуальный привод движения гибкого тягового элемента (цепи) с каретками по направляющим.

В этом случае прутки в земле являются не только копающими органами, но и грунтозацепами, обеспечивающими дополнительное сцепления с почвой и создающими дополнительную тягу для перемещения всего устройства. В местностях с каменистой почвой возможны случаи, когда конец пРутка упиРается в камень (фиг. 8) . При этом под действием вертикальной силы камень вдавливается в почву (при небольших размерах и рыхлой почве), выдавливает в сторону или сам пруток в силу упругих свойств пружинящего материала, из которого он изготовлен, изгибается и соскальзывает с препятствия. Если этого не произойдет, то возможна поломка прутка или каретки и остановка всего устройства. Поэто,иу в корпусе каретки 7 имеется пре,дохранительный узел. При возрастании осевых усилий конусный хвостик перемещается вверх от препятствия и, раздвигая половины разрезной втулки

19, выходит из корпуса каретки на величину, зависящую от глубины залегания в земле препятствия.

Для того, чтобы при дальнейшей работе не произошло разворота прутка в любую сторону от исходного поло,жения, конусный хвостовик и сечение прутка выполнены овального или многогранного профиля, обеспечивающего фиксацию в плоскости.

При подходе вьппедшего из строя прутка (фиг. 1) к упорам 21 оператор иэ кабины включает подачу воздуха в пневмоцилиндр 22 и упором вдавливает хвостовик обратно в гнездо. В исходном положении упругие силы резиновой втулки -19 вновь сближают полукольца втулки и, обжимая хвостовик, фиксиРуют,пруток в осевом и окружном направлениях. При применении устройства

2б9760

1О сваривают из двух швеллеров взаимно перпендикулярно. Каретки снабжают. центрирующимц роликами, взятыми от роликовой цепи. Прутки изготавливают из проката пружинной проволоки.

Бункера изготавливают с опускающимися под весом картофеля решетчатым дном, что снижает удары клубней .с высоты и дает возможность в процессе

20 погрузки удалять просыпь. Предположительная длина участка копания 1,52 и, а наклонного участка 3-4 м, высота — в пределах транспортных габаритов. Предохранительный узел может быть любым из известных устройств аналогичного назначения для осевой фиксации, например шариковый пружинный фиксатор °

Положительный эффект заключается в применении для копки картофеля (на

30 всех операциях) одного агрегата в сложных почвенно-климатических условиях и обеспечении сохранности картофеля.

55 н» некаменистых почвах пруток крепят к каретке жестко.

Возможен вариант выполнения предлагаемого устройства.

Каретки можно соединить между собой шарнирами, т.е. обойтись без специального гибкого тягового элемента (цепи), и создать минимальный просвет между прутками, Направляющие

Формула изобретения

1. Устройство для выкапывания кар.тофеля, включающее ходовую раму с закрепленными на ней рабочими органа ми, выполненными в виде тяговых элементов с закрепленными на них одним концом прутками, причем траектория нижней ветви рабочих органов посредством направляющих на участке копания выполнена горизонтальной, а на участке транспортировки и. очистки— наклонной, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения . эффективности уборки картофеля, прутки закреплены на тяговых элементах посредством кареток, снабженных размещенными во взаимно перпендикулярных плоскостях роликами, взаимодействующими с опорными поверхностями направляющих, наклонные части которых установлены прдвижно и снабжены вибратором.

2. Устройство по п. 1, о т л H ч а ю щ е е с я тем, что, с целью

1269760

Исяц3иый ионну

l -Г

9 уменьшения нагрузок на прутки и направляющие, а также ширины устройства, прутки выполнены двойной кривизны в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, одна из которых совпадает. с плоскостью траектории перемещения тяговых элементов, а опорные поверхности направляющих выполнены по винтовой линии.

3. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения срока службы прутков, корпус с каретки снабжен предохранительным устройством.! 269760 7

<ие. 8

A- A

2Р ф7ив 14у

Составитель Р. Махмутов

Техред Л.Сердкжова Корректор М.Пожо

Редактор Л.Иовхан

Заказ 6057/1

Тираж 679 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,

Устройство инженера лаукарта в.ф. для выкапывания картофеля Устройство инженера лаукарта в.ф. для выкапывания картофеля Устройство инженера лаукарта в.ф. для выкапывания картофеля Устройство инженера лаукарта в.ф. для выкапывания картофеля Устройство инженера лаукарта в.ф. для выкапывания картофеля Устройство инженера лаукарта в.ф. для выкапывания картофеля Устройство инженера лаукарта в.ф. для выкапывания картофеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области сельского хозяйства, в частности к машинам для уборки корнеклубнеплодов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к машинам для уборки корнеклубнеплодов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности, к машинам для уборки картофеля

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройствам для уборки клубней картофеля

Изобретение относится к механизмам для сельскохозяйственных работ и предназначается для картофелеуборочных машин

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к выкапывающим рабочим органам

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к машинам для уборки корнеплодов
Наверх