Подшипниковый узел

 

Изобретение otHocHTCH к машиностроению , а именно к опорным узлам машин, работающим преимущественно в вакууме или условиях, требующих применения специальных смазочных материалов и уплотнений. Целью изобретения является повышение несущей способности подшипникового узла. В процессе работы подшипникового узла (ПУ) вал вовлекает смазочную среду (СС). размещенную в рабочем зазоре, во вращение. В свою очередь, магнитное поле заставляет ферромагнитную СС перемешаться в рабочем зазоре по винтовой линии в сторону, куда направлен градиент магнитного поля. В полости, куда вытекает СС из зазора, создается давление,под действием которого СС течет по циркуляционным каналам, охлаждается и вновь поступает в рабочий зазор . Таким образом, происходит циркуляция СС. Ее вытеканию .из ПУ препятствуют магнитожйдкостные уплотнения вала. В ПУ смазочная среда поступает в рабочий зазор через центральный циркуляцивнный канал опорной части и растекается в обе стороны от него под действие магнитного поля. Создание в подшипниковом узле непосредственно между элементами трения градиентного магнитного поля обеспес f чивает интенсивную циркуляцию магнитоак; тивной СС. На поверхностях трения поддер (Л живается сплошной смазочный слой со слабо изменяющимися служебными свойствами. I з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„SU„„1275145 (58 4 F 16 С 32 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ",/

Н АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАН ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2!) 3819191/25-27 (22) 30.11.84 (46) 07.12.86. Бюл. № 45 (71) Ивановский ордена «Знак Почета» энергетический институт им. В. И. Ленина (72) А. М. Земляков и В. В. Подгорков (53) 621.822.5 (088.8) (56) Патент Великобритании № 1413118, кл. F 16 С ЗЗ/72, 1975. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорным узлам машин, работающим преимущественно в вакууме или условиях, требующих применения специальных смазочных материалов и уплотнений.

Целью изобретения является повышение несущей способности подшипникового узла. В процессе работы подшипникового узла (ПУ) . вал вовлекает смазочную среду (СС), размещенную в рабочем зазоре, во вращение.

В свою очередь, магнитное поле заставляет ферромагнитную СС перемещаться в рабочем зазоре по винтовой линии в сторону, куда направлен градиент магнитного поля.

В полости, куда вытекает CC из зазора, создается давление, под действием которого СС течет по циркуляционным каналам, охлаждается н вновь поступает в рабочий зазор. Таким образом, происходит циркуляция СС. Ее вытеканню из ПУ препятствуют магнитожидкостные уплотненвя вала.

В ПУ смазочная среда поступает в рабочий зазор через центральный циркуляцианный канал опорной части и растекается в обе стороны от него под действиеМ магнитного поля. Создание в подшипниковом узле непосредственно между элементами трения градиентиого магнитного поля обеспечивает интенсивную циркуляцию магнитоактивной СС. На поверхностях трения поддерживается сплошной смазочный слой со слабо изменяющимися служебными свойствами.

1 з.п. ф-лы, 2 ил.

)275)45

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорным узлам, работающим преимущественно в BBKvv å или условиях, требующих применения специальных смазочных материалов и уплотнений.

Цель изобретения — упрощение конструкции.

На фиг. 1 представлен предлагаемый подшипниковый узел; на фиг. 2 — вариант исполнения подшипникового узла с двумя участками разнонаправленных резьб., Подшипниковый узел содержит корпус ) из немагнитного материала и опорную втулку 2 из магнитомягкого материала с.циркуляционными каналами 3, а также вал 4 из ферромагнитного материала. Магнитная система 5, состоящая из кольцевых аксиально намагниченных постоянных магнитов, расположена со стороны входа вала 4 (фиг. ) ) или примыкает к торцам опорной втулки так, что одноименные полюса направлены навстречу друг другу (фиг. 2). Постоянные магниты, образующие магнитную систему 5. снабжены полкйными наконечниками б и образуют совместно с ферромагнитноЙ жидкостью 7 магнитожидкостное уплотнение вала. 4. На внутренней поверхности опорной втулки 2 выполнена резьба 8, промежутки между витками которой заполнены немагннтным антифрикционным материалом 9.

Резьба выполнена многозаходной, причем направление подъема витков связано с направлением вращения вала 4 и расположением магнитов. В случае проходного вала (фиг. 2) слева от середины опорной втулки 2 резьба выполнена левой, а на остальной части— правой. в средней насти этой втулки вы-. полнены радиальные каналы 10, сообщающиеся с циркуляционными каналами.

Подшипниковый узел работает следующим образом.

В процессе вращения вала 4 смазочная среда, размещенная в рабочем зазоре, вовлекается во вращение. При этом в зазоре, заполненном магнитной смазочной жидкостью. создается магнитное поле радиального направления, максимум которого расположен по винтовой линии ре".ьбы 8 и i

По второму варианту (фиг. 2) магнитная смазочная жидкость поступает в рабочий зазор через центральный. радиальный циркуляционный канал )0 опорной втулки 2 и растекается в обе стороны от него под действием магнитного поля.

Тех нико- экономический эффект изобретения заключается в том, что циркуляция смазочной среды осуществляется простыми и надежными средствами, не требующими увеличения габаритов и веса устройства.

29

Формула изобретения !. Подшипниковый узел, содержащий немагнитный корпус, смонтированную в нем. опорную втулку из магнитомягкого материала с циркуляционными каналами, заполненными магнитной смазкой, магниты, а также " феррома нитный вал, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, на внутренней поверхности опорной втулкй выполнена одно- или многозаходная резьба, промежутки между витками которой заполнены немагнитным антифрикционным материалом, а магниты расположены по меньшей мере с одного торца.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что опорная втулка выполнена с дополнительной опорной поверхностью, имеющей одноили многозаходную резьбу противоположного основной резьбе направления, а между опорными поверхностями в теле втулки

40 выполнены радиальные каналы, сообщающиеся с циркуляционными каналами, при этом магниты расположены с обоих торцов втулки и направлены навстречу друг другу одноименными полюсами.

Составитель Г. Елисеева

Редактор О. Бу ги р Те х ред И Be pec Корректор М. немчик

Заказ 6544/26 Тираж 777 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатен1», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бесконтактным опорным устройствам с электромагнитными подшипниками и может быть использовано при создании, например, газоперекачивающих агрегатов и других высокооборотных машин с активным магнитным подвесом роторов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к бесконтактным опорным узлам с электромагнитными подшипниками, и может быть использовано при создании крупных трансмиссионных высокооборотных агрегатов, например, газоперекачивающих (ГПА) или турбодетандерных (ТДА)

Изобретение относится к магнитным подшипникам и, в частности, к упорным магнитным подшипникам

Изобретение относится к устройствам для бесконтактного центрирования или удерживания массы во взвешенном состоянии

Изобретение относится к приборостроению - к магнитным системам фиксации подвижных узлов измерительных устройств

Изобретение относится к верхней магнитной опоре ротора с вертикальной осью вращения

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для использования в электромеханических устройствах на переменном токе для демпфирования поступательных и угловых колебаний тел, статическое или динамическое состояния которых заданы магнитным или электрическим полями соответственно электромагнитов или электродов, питаемых переменным током

Изобретение относится к машиностроению и, преимущественно, к магнитным опорам вертикальных роторов быстровращающихся приборов, накопителей энергии, центрифуг, в которых верхняя магнитная опора ротора обеспечивает радиальную жесткость и центровку ротора относительно корпуса и, одновременно, разгружает нижнюю опору от осевой нагрузки
Наверх