Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах грузоподъемных машин и пассажирских лифтов. Целью изобретения является повьпиение плавности регулирования частоты вращения. Указанная цель достигается введением в устройство для регулирования частоты вращения асинхронного двигателя по числу фаз двигателя цепочек 30,31,32, каждая из которых составлена из последовательно соединенных резистора и встречно-параллельно соединенных тиристоров . В устройство введены последовательно соединенные усилитель 14, преобразователь 15 напряжения-частота и трехфазный кольцевой счетчик 16. Вход усилителя 14 подключен к выходу элемента 6 сравнения, а выход счетчика 16 соединен с одним из входов каждого логического элемента И 17-22. Вторые входы элементов 17-22 подключены к инвертирующему выходу RS-триггера 12. Выходы элементов 17-22 через усилители мощности 23-28 связаны с

СО)ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,А1

09) О1) (б)) 4 Н 02 Р 5/40

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTMPbITHA (21) 3923029/24-07 (22) 08.07.85 (46) 15.01.8?. Бюл. № 2 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) А.С.Коваль (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 783939, кл. Н 02 Р 7/36, 1979.

Авторское свидетельство СССР

¹ 944044, кл. Н 02 P 5/40, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах грузоподъемных машин и пассажирских лифтов. Целью изобретения является повышение плавности регулирования частоты вращения. Указанная цель достигается введением в устройство для регулирования частоты враще ния асинхронного двигателя по числу фаз двигателя цепочек 30 31 32, каждая из которых составлена из последовательно соединенных резистора и встречно-параллельно соединенных тиристоров. В устройство введены последовательно соединенные усилитель 14, преобразователь 15 напряжения-частота и трехфазный кольцевой счетчик 16 °

Вход усилителя 14 подключен к выходу элемента 6 сравнения, а выход счетчика 16 соединен с одним из входов каждого логического элемента И 17-22.

Вторые входы элементов 17-22 подключены к инвертирующему выходу RS-триггера 12. Выходы элементов 17-22 через усилители мощности 23-28 связаны с

1283925 управляющими цепями введенных тиристоров. Введение указанных блоков и элементов уменьшает время бестоковой паузы при работе электродвигателя в квазичастотном режиме и обеспечивает ступенчатое изменение напряжения на

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматизированного электропривода, в частности в приводах грузоподъемных машин и пассажирских лифтов.

Цель изобретения " повышение плавности регулирования частоты вращения.

На фиг.1 изображена принципиальная электрическая схема устройства 10 для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя; на

I фиг.2 — временные диаграммы, поясняющие его работу.

Устройство для регулирования час- 15 о тоты вращения асинхронного электродвигателя 1 содержит тиристорный коммутатор 2, подключенный к фазам асинхронного двигателя 1. Тиристорпый коммутатор 2 выполнен в виде встреч- 20 но-параллельно включенных тиристоров. Устройство содержит также блок

3 фазового управления и блок 4 квазичастотного управления, встречно-параллельно включенные тиристорами

25 коммутатора 2, блок 5 заданчя частоты вращения, элемент 6 сравнения, два потенциометра 7 и 8 уставок, два операционных усылителя 9 10, усили, тель 11 импульсов управления, RS-триггер 12, датчик 13 частоты вращения, жестко закрепленный на ва лу асинхронного электродвигателя 1, при этом блок 5 задания частоты вращения соединен с первым входом эле- 35 мента 6 сравнения, второй вход которого соединен с датчиком 13 частоты вращения, а выход элемента 6 сравнения соединен с первыми входами блоков фазового и квазичастотного управ-40 ления 3 и 4 встречно-параллельно включенными тиристорами коммутатора

2, вторые входы которых, подключены соответственно к прямому и инвертистаторной обмотке при квазичастотном управлении. Это уменьшает .изменение магнитного потока при каждой коммутации электродвигателя в квазичастотном режиме. В результате повышается плавность регулирования. 2 ил. рующему выходам RS-триггера, а выходы блоков 3 и 4 соединены с усилителем

11 мощности управления тиристорами коммутатора 2, входы операционных усилителей 9 и 1 О, первые входы которых подключены к второму входу эле-" мента 6 сравнения, а вторые входы соединены соответственно с †oòåíöèî-, метрами уставок 7 и 8. Кроме того устройство содержит последовательно соединенные и включенные на выход элемента 6 сравнения усилитель 14, преобразователь "напряжение-:астота

15, трехфазный кольцевой счетчик 16„ выход которого соединен с одним входом каждого из шести логических элементов И 17-22, выходы которых соответственно соединены с входами шести усилителей 23-28 мощности, а другие входы каждого из шести логических элементов И 17-22 соединены с инвертирующим выходом RS -триггера 12, а выходы каждого из шесги усил .-телей мощности 23-28 подключены к соответствующим управляющим электродам до— полнительных встречно-параллельно включенных тиристоров 29, подключенных в каждой фазе последовательно с резисторами 30,31 и 32 и параллельно встречно-параллельно включенным тиристорам тиристорного коммутатора 2;

На фиг.2 показаны последовательности импульсов управления 33 и 34, формируемые блоком 4 квазичастотного управления (например, для встречнопараллельно включенных тиристоров тиристорного коммутатора 2 в фазе А); сигналы 35 напряжения источника питания для фазы А; последовательности импульсов управления 36, 37 на выходе трехфазного кольцевого счетчика

16, подаваемые, например, на допол" нительные встречно-параллельно включенные тиристоры 29 в фазе А; сигналы

3 1283

38 напряжения на статорной обмотке асинхронного электродвигателя 1, сформированные при совместной работе в фазе А тиристоров тиристорного коммутатора 2 и дополнительных встречно5 параллельно. включенных тиристоров 29 (вс.е сигналы показаны, например, для деления частоты питающей, сети на 6).

Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электро в 1g двигателя работает следующим об. — . разом.

С блока 5 задания частоты вращения поступает входной сигнал, пропорциональный заданной частоте враг,ения 15 асинхронного электродвигателя 1, который затем сравнивается с сигналом датчика 13 частоты вращения на элементе 6 сравнения. Сигнал рассогласования с выхода элемента 6 сравнения 2р поступает на один из входов блоков

3 и 4 фазового и квазичастотного управления встречно-параллельно включенными тиристорами тиристорного коммутатора 2, в то время как на другие 25 входы этих же блоков поступают управляющие сигналы с RS-триггера 12. В зависимости от управляющего сигнала с выхода RS-триггера 12 начинает работать либо блок 3 фазового, либо 3g блок 4 квазичастотного управления, формируя соответственно последовательности импульсов управления, которые через усилитель 11 поступают на управляющие электроды встречнопараллельно включенных тиристоров тиристорного коммутатора 2. Например, при работе блока 4 квазичастотного управления эти импульсы имеют вид

33,34 (для одной пары встречно-парал-4g лельно включенных тиристоров тирис=. торного коммутатора 2, работающих в фазе А) ° Напряжение источника питания для этой фазы показано на диаграмме 35. С датчика 13 частоты враще-45 ния сигнал, пропорциональный частоте вращения асинхронного электродвигателя 1, поступает на вход операционных усилителей 9 и 10 и сравнивается по величине с различными напряжения- 5g ми уставок соответствующих потенциометров 7 и 8. При этом на выходе операционных усилителей 9 и 10 (в зависимости от величины напряжения уставки потенциометров 7 и 8) формируется либо логический сигнал 1, либо

"0". Эти сигналы обеспечивают переключение RS-триггера 12 и, соответственно, работу либо блока 3 фазово925 4 го, либо блока 4 квазичастотного управления встречно-параллельно включенными тиристорами тиристорного коммутатора 2. Таким образом, часть всего диапазона регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя 1 обеспечивается квазичастотным управлением, а часть — фазовым.

Одновременно сигнал рассогласования с выхода элемента 6 сравнения поступает через усилитель 14 на преобразователь "напряжение-частота" 15,, выходная последовательность импульсов которого с частотой, равной частоте модуляции блока 4 квазичастотного управления, поступает на трехфазный кольцевой счетчик 16, представ ляющий собой кольцевую пересчетную схему, формирующую трехфазные системы . импульсов со сдвигом на 120 эл.град. и смещенных одна относительно другой на 180 град.

Таким образом, на входы каждого из шести логических элементов И 17-22 поступает с выхода трехфазного кольцевого счетчика 16 соответствующая последовательность импульсов (например, для дополнительных встречно †параллельно включенных тиристоров 29 в фазе А) на выходе логических элементов

И 17, 1 8 эти сигналы имеют вид 36,37 (фиг.2) управления с частотой, равной модулирующей частоте блока 4 квазичастотного управления, и управляющий сигнал с инвертирующего выхода

RS-триггера 12. При наличии сигнала

"1" на этом выходе RS-триггера 12 на выходах каждого из шести логических элементов И l7-22 имеют место сформированные по частоте последовательности управляющих импульсов (например, сигналы 36,37), которые через соответствующие усилители мощности 23-28 поступают на управляющие электроды дополнительных встречно-параллельно включенных тиристоров 29. Практически усилитель 14, преобразователь "напряжение-частота" 15, трехфазный кольцевой счетчик 16, логические элементы

И 17-22, усилители мощности 23-28 образуют еще один канал квазичастотного управления, но канал управления дополнительными встречно-параллельно Qi включенными тиристорами 29 формирует импульсы управления, нерегулируемые по фазе и подаваемые на управляющие электроды соответствующих тиристоров

29 в начале каждого рабочего для них полупериода питающего напряжения. При

1283925

Аналогичная работа тиристоров 29 и тиристоров тиристорного коммутатора 2 имеет место и в других фазах в квазичастотном режиме.

Таким образом, применение изобре-. тения позволяет уменьшить время бестоковой паузы при работе асинхронного электродвигателя в квазичастотном режиме и обеспечить ступенчатое изменение напряжения, формируемого на статорной обмотке в течение каждого по- 40 лупериода результирующего периода при квазичастотном управлении.

Это уменьшает результирующее изменение магнитного потока электро в 45 двигателя при каждой его коммутации в квазичастотном.режиме работы и, соответственно, переходные знакопеременные составляющие момента электродвигателя. В результате повышения план- 50 ности регулирования уменьшаются динамические перегрузки, повышающие износ и сокращающие срок службы обору. дования как приводного меха низма, так и самого устройства, 55 что обусловливает повышение его надежности. этом при формировании результирующего полупериода питающего напряжения в квазичастотном режиме работы асинхронного электродвигателя 1 для каждой фазы в начале рабочего полуперио-да вступает в работу один из тиристоров 29 (например, для фазы А в точке

Б на диаграмме 38), а затем при пос-. туплении импульса управления от блока 4 кваэичастотного управления и соответствующий тиристор тиристорно-,. го коммутатора 2 (для той же фазы А, в точке Г на диаграмме 38). Пока в, работе был один из тиристоров 29 напряжение на асинхронном двигателе 1 определяется величиной соответствуюг щего одного из резисторов 30,31 и 32.

При вступлении в работу соответствуюшего тиристора тиристорного коммутатора 2 к катоду работавшего соответствующего тиристора из тиристоров 29 (точка Г на диаграмме 38) прикладывается напряжение, запирающее последний, и напряжение Иа статорной обмотке асинхронного электродвигателя 1 25 скачкообразно увеличивается (диаграмма 38).

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя, содержащее тиристорный коммутатор, предназначенный для соединения обмоток статора асинхронного электродвигателтя с источником питания, который выполнен в виде встречно-параллельно включенных тиристоров, блоки фазового и квазичастотного управления тиристорами коммутатора, соединенные с управляющими цепями тиристоров через усилитель, блок задания частоты вращения., выход которого подключен к первому Входу элемента сравнения, второй вход которого соединен с Выходом датч пса частоты

ВРаЩЕНИЯ РОтОРа аСИНХРОННОгОД,ВИга- теля и с первыми Входами двух Операционных усилителей, В»вв .Од элемента сравнения соединен с первыми Входами блоков фазового и квазичастотного управления тиристорами :o ë. татора, вторые входы которых подключены соотВетстВеннО к прямому и инвертирующему выходу RS-триггера, входы которого подключены к выходам Операционных усилителей, а вторыс Входы Операционных усилителей соединень е сeоответствующими потенциометрами уставок о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения плавности регулирования частоты вращения, в него Введе ны на каждую фазу двигателя депо"" êë из последовательно соединенных резистОра и допОлнительных Встрe"= iо т. GUK1 лельно включенных тиристоров, последовательно соединенные усилитель, входом подключенный к Выходу элемента сравнения, преобразователь напряжение-частота и трехфазный кольцевой счетчик импульсов шесть логи 1еских элементов И и шесть усилителей мощilOCTH» MPH ЭТОМ ЦЕПО"-1КИ ИЗ ПОСЛЕДО

ВательнО сОедияен!Из!х резистОра и

Встречно — параллельно включенным тиристорам коммутатора, выходы кольце— вого счетчика подключены к первым входам элементов И, вторые входы которых подключены к инвертирующему выходу RS-триггера, выходы элементов

И через усилители мощности подключены к управляющим электродам дополнительных встречно-параллельно включенных тиристоров.

Составитель В,Тарасов

Редактор А.Дол щич Техред В.Кадар Корректор A. Обручар 7

Заказ 7456/56 Тираж 661 Подписное

;ВНИИПИ:Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035р NocKBa }К-35р Раунская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для включения , отключения и реверса асинхронных эл-двигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в эл

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования скорости асинхронПых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах подъемно-транспортных машин

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устр-вах регулирования скорости асинхронных двигателей с помощью симисторов (С)

Изобретение относится к электротехнике , а именно к системам.управления гистерезисными электропри одамИо Цель изобретения - повьппение точности определения совокзшности электромеханических и электромагнитных характеристик в статических и динамических режимах управления гистерезисным электродвигателем (ГЭ)

Изобретение относится к электроприводам

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемом электроприводе

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемом асинхронном элек троприводе

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах общепромышленного назначения, в частности в регулируемых электроприводах на базе асинхронного двигателя с короткозамкнутым или с фазовым ротором (в режиме двойного питания) и тиристорного преобразователя частоты с непосредственной связью и естественной коммутацией без датчика скорости или положения на валу двигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокоскоростных электроприводах переменного тока

Изобретение относится к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором, преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе для рельсового транспортного средства

Изобретение относится к электроприводу, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического регулирования возбуждения синхронных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе переменного тока
Наверх