Способ восстановления зубьев зубчатых колес и устройство для его осуществления

 

1. Способ восстановления зубьев зубчатых колес, при котором осуществляют подачу металлического твердосплавного порошка между рабочим профилем колеса и деформирующим элементом и приложение дополнительного усилия прессования, о т л и ч а - ю щ и и с я тем, что, с целью расширения технологических возможностей, за счет обеспечения восстановления внутреннего профиля, повышения производительности и качества восстановленной поверхности, дополнительное усилие создают вращением детали относительно ее оси с последующим нагревом деформирующих злементов для обеспечения одновременного воздействия по всему рабочему профилю колеса в направлении, нормальном к восстанавливаемым профилям. 2. Устройство для восстановления зубьев зубчатых колес, содержащее корпус в виде кольца с центральным диском, деформирующие элементы по форме зубьев и элемент подачи металлического твердосплавного порошка, отличающееся тем, что оно снабжено биметаллическими пластинами , охватывающими деформирующие элементы по боковым про.филям с наружной цилиндрической поверхностью для взаимодействия с металлическим твердосплавным порошком, и вертикальными столбиками в виде параболических треугольников , установленных у основания деформирующих элементов, при этом деформирующие - элементы упруго соединены с центральным диском корпуса .

Союз СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 1

411

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ. И ОТНРЫТИЙ (21) 3853369/25-27 (22) 11.02.85 (46) 23.01.87. Бюл. ¹ 3 (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (72) В.А. Карпушин, В.Н. Иишута, Л.С. Олейников и Г.В. Нехай (53) 621.771.29(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 203297, кл. В 22 7 33//0022, 1977. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЬЕВ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) 1. Способ восстановления зубьев зубчатых колес, при котором осуществляют подачу металлического твердосплавного порошка между рабочим про,филем колеса и деформирующим элементом и приложение дополнительного усилия прессования, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей, за счет обеспечения восстановления внутреннего профиля, повышения производительности и качества восстановy1) 4 В 21 Н 5/00//В 22 F 3/06 ленной поверхности, дополнительное усилие создают вращением детали относительно ее оси с последующим нагревом деформирующих элементов для обеспечения одновременного воздействия по всему рабочему профилю колеса в направлении, нормальном к восстанавливаемым профилям.

2. Устройство для восстановления зубьев зубчатых колес, содержащее корпус в виде кольца с центральным диском, деформирующие элементы по форме зубьев и элемент подачи металлического твердосплавного порошка, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено биметаллическими пластинами, охватывающими деформирующие элементы по боковым профилям с наружной цилиндрической поверхностью дня взаимодействия с металлическим твердосплавным порошком, и вертикальными столбиками в виде параболических треугольников, установленных у основания деформирующих элементов, при этом деформирующие. элементы упруго соединены с центральным диском корпуса.

1284647

Изобретение относится к порошковой металлургии, к способам упрочнения и восстановления деталей сложной формы, например профиля зубьев зубчатых колес и может быть использова— но для восстановления внутреннего профиля эвольвентного зацепления.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет восстановления внутреннего профиля зубьев зубчатых колес и повышение производительности и качества восстановленной поверхности.

На фиг. 1 показана схема осуществления способа восстановлечия зубьев 15 зубчатых колес, выполненная в виде устройства; на фиг. 2 — устройство при осуществлении технологического процесса.

Восстанавливаемое зубчатое коле- 20 со 1 установлено в охватывающей обой— ме 2 с центральным диском 3, на котором жестко закреплены оси 4, соединенные пружинами 5 с осями б, расположенными на деформирующих элементах 7. К последним винтами 8 прикреплены биметаллические пластины 9, состоящие из разнородных материалов, причем, коэффициент линейного расширения пластины, прилегающей к дефор- 30 мирующему элементу 7, выше соответствующего коэффициента сопряженной пластины.

35 . В центральном диск е 3 охв атыв ающей обоймы выполнены вертикальные столбики 10 в виде параболических треугольников для ориентации металлического порошка 11 в сторону восстанавливаемого внутреннего профиля 12. На- 40 грев зоны восстановления ведут индуктором 13, расположенным (фиг. 2) в плоскости, параллельной торцовой плоскости зубчатого колеса 1.

Устройство для реализации способа работает следующим образом.

Деталь устанавливают в обойму 2 и в свободную полость между деформирующими элементами 7 и внутренним про- QQ филем 12 засыпают металлический твердосплавный порошок 11. Включают привод вращения детали (не показан) и ининдукционный нагрев — индуктор ТВЧ 13., Под действием центробежных сил Р ме-.55

LI, таллический порошок перемещается от центра вращения детали к периферии, одновременно уплотняясь, и деформирующие элементы сказывают силовое воздействие на порошковый слой у ножки зуба внутреннего профиля.

При нагреве ТВЧ восстанавливаемой детали металлического порошка и деформируюших элементов 7 биметаллические пластины 9 отгибаются в направлении, эквидистантном упрочняемому внутреннему профилю (фиг. 2), и допрессовывают металлический порошок к внутреннему профилю. При достижении температуры нагрева металлического о порошка и детали — !050 С индуктор и двигатель выключают, после чего, охлаждают, Пример. Модуль зубчатого колеса m = 15 мм; высота зуба Ь

34 ММ> число оборотов приводного двигателя n = 1000 об/мин; материал металлического порошка ПГХН СР-3; температура нагрева детали и поо рошкового слоя 1050 С; время ведения процесса 80 †1 с; толщина зубчатого колеса 20 мм.

Применение предлагаемого способа восстановления профиля зубьев позволяет повысить производительность процесса и обеспечить возможность восстановления зубьев с внутренним эвольвентным профилем. Одновременно повышается плотность покрытия и прочность его сцепления покрытия с основой до 12 кг/мм, в то время как известный способ обеспечивает прочность сцепления покрытия с основой до

9 кг/мм. Пористость восстановленного слоя снижается от 15 до 9Х.

:Центробежные силы оказывают непосредственное влияние как на сам порошок, так и на давление, создаваемое торцовой плоскостью деформирующего элемента, производящего прессование порошкового материала к впадинам восстанавливаемого профиля.

Использование биметаллических элементов позволяет .без дополнительных устройств, только за счет нагрева детали и порошка индуктором ТВЧ, обеспечить дополнительное прессование металлического порошка к рабочим профилям зубьев (помимо воздействия центробежных сил). В силу этого прочность сцепления повышается в 1,2-1,5 раза на порошке, припекающемся к рабочим профилям зубьев.

Выполнение в охватывающей обойме вертикальных столбиков в виде параболических треугольников обеспечивает возможность полного проникновения металлического порошка в полость

1284647 к плоскостям колеса, проходяшим через окружность выступов колеса. рабочих профилей зубьев и прецотвра— щает возможность припекания порошка

° Со ставитель В. Муконин

Редактор М. Бланар Техред M. Ходанич Корректор С. Шекмар

Заказ 7525/9 Тираж 582 Подписно е

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4.

Способ восстановления зубьев зубчатых колес и устройство для его осуществления Способ восстановления зубьев зубчатых колес и устройство для его осуществления Способ восстановления зубьев зубчатых колес и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:
Наверх