Фрикционная муфта сцепления

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в силовых установках транспортных и тяговых машин. Целью изобретения является повышение надежности муфты путем использования более надежного механизма автог матической регулировки зазора, в котором исключены осевые смещения червяка и червячного колеса, и компенсации износа за счет увеличения толщины нажимного диска. Муфта (М) соде ржит нажиьдаой диск, состоящий (Л «

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) (51)4 Р 16 D !3 75

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H. А BTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

f5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3915679/25-27 (22) 24.06.85 (46) 07.02.87. Бюл. Р 5 (71) Московский автомеханический институт (72 ) 1О.К. Колодий, С.Н.Коломиец, В.М.Шарипов, В,Н.Игнатенко, В.А.Наговицын, Е.М.Ройфберг и Х.Я.Тейтельбаум (53) 621,825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 715846, кл. Р !б D 13j75, 1977.

Патент США Ф 3752286, кл. 192-!!1, 1973, (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение откос; тся к транспортному машиностроению и мож т быть использовано в силовых установках транспортных и тяговых машин.

Целью изобретения является повышение надежности муфты путем использования более надежного механизма авто; матической регулировки зазора, в котором исключены осевые смещения червяка и червячного колеса, и компенсации износа за счет увеличения толщины нажимного диска. Муфта (М) содержит нажимной диск, состоящий

1288396 иэ трущейся части 3 с клиновыми поверхностями и нажимной части 6 и связанный с механизмом автоматической регулировки. В состав последнего входит промежуточный клиновый элемент 17 с тремя клиновыми выступами, кинематически соединенный с червяком 21 управляющей и дополнительной пружинными М, установленными на ступице червяка 21. Поводок 25 управляющей пружинной M связан с осевым пазом 26, длина которого больше диаметра поводка 25. При износе накладок ведомого диска 14 и

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в силовых установ; ках транспортных и тяговых средств.

Цель изобретения — повышение надежности муфты благодаря упрощению механизма регулировки и обеспечению наилучших условий работы червячного зацепления за счет исключения осевого смещения червяка и червячного ко- 10 леса при износе фрикционных поверхностей, На фиг,l изображена муфта, продольный разрез; на фиг.2 — вид А на фиг.l; на фиг,3 — разрез Б-Б на f5 фиг.1.

Муфта сцепления содержит корпус 1 установленный неподвижно на маховике 2. Во внутренней полости муфты 20 установлен составной нажимной диск, состоящий из трущейся части 3 с клиновыми поверхностями 4 на нерабочем торце 5, и нажимной части 6. Трущаяся 3 и нажимная 6 части нажимного диска центрируются на пальцах,7 и связаны между собой оттяжными пружинами 8.

Между на."химной частью 6 и корпусом I установлены нажимные пружины 9Ä 30

На опорах 10 неподвижно закрепленных в корпусе 1, шарнирно установлены рычаги включения 11, связанные с нажимной частью 6 тягами 12. Концы рычагов 11 опираются на упорное коль- 35 цо 13, зафиксированное в осевом напсопряженных с ним поверхностей составной нажимной диск перемещается на величину износа в сторону маховика 2, При этом зазор а между упорным кольцом 13 и отводкой 28 уменьшается, Осевой ход упорного кольца

13 увеличивается. В результате этого поводок 25 M вступает во взаимодействие со стенкой паза 26 и поворачивается на угол, пропорциональный износу. Это вызывает поворот червяка

2.1 и увеличение толщины нажимного диска на. величину, пропорциональную износу, 3 ил.

2 равлении относительно рычагов 11 при помощи пружин (не показано) .

Между маховиком 2 и трущейся частью 3 установлен ведомый фрикци.-. онный диск 14, ступица 15 которого установлена на валу 16 муфты посредством шлиц, Механизм автоматической регулировки выполнен в виде промежуточнога клинового элемента 17, центрируемого по внутреннему диаметру нажимной части 6, с расположенными со стороны трущейся части 3 тремя клиновыми выступами 18, контактирующими с ответными клиновыми поверхностями

4 трущейся части 3, причем угол наклона контактирующих клинового выступа 18 и клиновой поверхности 4 меньше угла трения.

На нажииной части 6 неподвижно закреплен съемный кронштейн 19, на оси 20 которого установлен червяк 21, Зубья червяка 21 входят в зацепление с зубьями клинового элемента 17, выполненными на его внутреннем диамет-т= ре.

На ступице червяка 21 установлены с натягом управляющая 22 и дополнительная 23 пружинные муфты, причем поводок 24 муфты 23 неподвижно закреплен в кронштейне 19, а поводок

25 управляющей муфты 22 сопряжен с осевым пазом 26 управляющей планки

27, неподвижно закрепленной или выполненной на, упорном кольце 13.

12883

Для выключения муфты сцепления установлена отводка 28. При отпущенной педали управления муфтой (не показана) между упорным кольцом 13 и торцом отводки 28 имеется зазор а, .5 предотвращающий их соприкосновение.

Муфта работает следующим образом, Во включенном положении муфты сцепления усилие нажимных пружин 9 от нажимной части 6 через промежуточ!

О ную клиновую часть 17 передается на трущуюся часть 3 нажимного диска, которая прижимает ведомый диск 14 к поверхности маховика 2, При этом

15 на отрегулированной муфте поводок 25 управляющей пружиной муфты 22 соприкасается с левой кромкой паза 26 управляющей планки 27.

При выключении муфты с неиэношен20 ными накладками ведомого диска 14, отводка 28 принудительно перемещается к маховику 2, выбирает зазор а и упирается в упорное кольцо 13, после чего рычаги 11 поворачиваются на упорах 10 и отводят нажимную часть 6 посредством тяг 12. Наличие оттяжных пружин 8 обеспечивает отвод трущейся части 3 и промежуточного клинового элемента 17. В процессе выключения

30 неизношенной муфты управляющая планка 27 перемещается совместно с упорным кольцом 13 к маховику 2, а поводок 25 управляющей пружинной муфты 22 перемещается совместно с нажимной частью 6 в противоположную сторону.

При этом не происходит взаимодействия поводка 25 с управляющей планкой

27, поскольку длина осевого паза 26 равна сумме перемещений упорного кольца 13 и нажимной части 6 при

40 выключении муфты.

При износе накладок ведомого диска 14 и сопряженных с ним поверхностей составной нажимной диск 3 и

6 перемещается на величину износа в сторону маховика 2. При этом упорное кольцо 13 перемещается в противоположную сторону. Встречное перемещение управляющей планки 27 и поводка 25 приводит к взаимодействию поводка 25 с левой кромкой осевого паза 26 и к повороту управляющей пружинной муты 22 относительно червяка 21 на некоторый угол, пропор.циональный износу. Неподвижность червяка 21 обеспечивается в этом случае дополнительной пружинной муфтой

23. В результате перемещения унор96 4 ного кольца !3 при износе зазор а между .ним и отводкой 28 также уменьшается °

При последующем выключении муфты сцепления вследствие уменьшенной величины зазора а отводка 28 раньше входит в соприкосновение с упорным кольцом 13 и осевой ход последнего при неизменном ходе отводки

28 увеличивается. В результате этого в конце хода выключения поводок

25 управляющей пружинной муфты 22 вступает во взаимодействие с правой стенкой осевого паза 26 и поворачиваетья на некоторый угол, пропорциональный износу, Так как при этом управляющая пружинная муфта 22 затягивается, а дополнительная пружинная муфта 23 отпускается, то червяк 21 поворачивается вместе с управляющей пружинной муфтой 22, Поворот червяка 21 вызывает соответствующий поворот промежуточного клинового элемента 17 относительно клиновых поверхностей 4 трущейся части 3.

Вследствие этого осевой размер нажим- ного диска 3 и 6 возрастает на величину, пропорциональную износу ведомого диска 14, Таким образом, износ поверхностей трения автоматически компенсируется увеличением толщины нажимного диска

3 и 6 и не вызывает увеличение осадки нажитых пружин 9 и уменьшения зазора д между отводкой. 28 и упорным кольцом 13.

Формула и э о б р е т е н и я

Фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущий нажимной и ведомый фрикционный диски, нажимные пру-.. жины, рычаги выключения, контактирующие с упорным кольцом и механизм автоматической регулировки, имеющий червяк с управляющей пружинной муфтой, поводок которой соединен с упорным кольцом, и с дополнительной пружинной муфтой, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности муфты, нажимной диск выполнен иэ трущейся с клиновыми поверхностями на нерабочем торце и нажимной части, а механизм автоматической регулировки выполнен в виде промежуточного клинового элемента, имеющего расположенные со стороны трущейся части по меньшей мере три клиновых

l288396

Составитель И.Лукина

Редактор А.Сабо Техред Л.Сердюкова, Корректор Е.Рошко

Тираж 834 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Заказ 7787/32

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæòoðoä, ул.Проектная,4 выступа, контактирующие с ответными клиновыми поверхностями трущейся части, плоскую поверхность, контактирующую с нажимной частью, и зубчатый венец, расположенный на его внутреннем диаметре, при этом червяк установлен на нажимной части и кинематически связан с зубьями клинового элемента, в упорном кольце выполнен осевой паэ, длина которого больше диаметра поводка, а пружинные муфты установлены на ступице червяка.

Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тр.анспортному машиностроению и может быть использовано в качестве муфты (М) сцепления на автомобилях, тракторах и других транспортных средствах

Изобретение относится к фрикционным муфтам, в частности, для автомобилей

Изобретение относится к механизму фрикционного сцепления, расположенного между двигателем и коробкой передач

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам управления муфтами, тормозами

Изобретение относится к фрикционным сцеплениям, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсатором износа фрикционных накладок

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсаторами износа, и предназначено преимущественно для использования в цепи привода большегрузных автомобилей
Наверх