Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств. Целью изобретения является сокращение габаритов кйробки передач. Положительный эффект достигается за счет того, что механизм синхронизации вращения пары зубчатых колес,установленных на параллельных валах и (Л 1чЭ 00 00 4;; о ел

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Р 16 Н 3/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н Д BTGPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 39) 6148/25-28 (22) 20.05.85 (46) 07.02.87. Бюл. ¹ 5 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин AH БССР (72) Е.Е. Богдашич, А.Д. Ефимов, П.А. Стецко и О.К. Довнар (53) 621.833(088.8) (56) Хельдт П.М. Автомобильные сцепления и коробки передач. — M.: Маш— гиэ, 1960, с. 167.

„„SU 1288405 А 1 (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств. Целью изобретения является сокращение габаритов коробки передач.

Положительный эффект достигается за счет того, что механизм синхронизации вращения пары зубчатых колес,установленных на параллельных валах и

12288405 вводимых в зацепление осевым перемещением оцного из них, не выходит по габаритам за пределы осевого хода перемещаемого колеса. Колесо - жестко закреплено на валу 2. Колесо 3 вводится в зацепление с колесом 4 осевым перемещением по валу 1. Механизм синхронизации. вращения колес 4 и 3 выполнен в виде дополнительного колеса 6, постоянно зацепляющегося с колесом 3 и установленного на ступице колеса 4, кольца 8, установленного на ступице колеса б, и фрикционно-. го диска 5, размещенного на кольце 8 с возможностью относительного осевого перемещения. Диск 5 с кольцом 8 подпружинен к колесу 6 пружинами 11.

Относительный поворот кольца 8 и ко—

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средст:- .

Цель изобретения — сокращение габаритов коробки за счет того, что 5 механизм синхронизации вращения пары зубчатых колес, установленных на параллельньгх валах и вводимых в зацепление осевым перемещением одного из них, не выходит по габаритам за пределы осевого хода перемещаемого ког еса.

На чертеже изображена коробка передач.

Коробка передач содержит парал— г.ельные валы 1 и 2, размещенные на валах с возможностью введения в зацепление друг с,цругом зубчатые колеса 3 и 4. Колесо 4 закреплено на валу 2 жестко, а колесо 3 на валу с возможностью осевого перемещения.

Механизм синхронизации вращения колес 3 и 4 содержит фрикционный диск 5 с зубчатым венцом, аналогичным вен25 цу колеса 4, дополнительное зубча— тое колесо 6, постоянно зацепляющееся с колесом 3 и установленное на ступице колеса 4 с фиксацией в осевом направлении посредством шайбы 7, к:ольцо 8, установленное на ступице

30 колеса 6, клиновой элемент 9, закрепленный на торце колеса 6 и выполненный в виде конуса, ограничитель уг— леса 6 ограничен упором 10, причем при повороте кольцо 8 и колесо 6 взаимоцействукэт через клиновой элемент 9. Диск 5 имеет зубчатый венец, аналогичный венцу колеса 4, и в исходном положении развернут по отно— шению к венцу колеса 6 на половину зуба. При перемещении колеса 3 к колесу 4 диск 5 прижимается к торцу последнего, Возникающий момент трения разворачивает кольцо 8 относительно колеса 6 с одновременным сдвигом кольца 8 в сторону колеса 4 за счет клинового элемента 9. Происходит синхронизация вращения колес 3 и 4.

Упор 1О фиксирует совпадение зубьев диска 5 и колеса б, колеса 3 и 4 плавно вводятся в зацепление. 1 ил.

2 лового смещения кольпа 8, выполненный в виде упора 10. Упор 10 и клиновой элемент 9 взаимодействуют с соответствующими выемками на торце кольца 8. Диск 5 установлен на коль— це 8 с воэможностью относительного осевого перемещения, например на шлицах (не показаны), и поджат совместно с ним в осевом направлении к колесу 6 посредством пружин 11. В исходном положении зубчатый венец диска 5 развернут по отношению к зубчатому венцу дополнительного колеса 6 на половину зуба.

Коробка работает следующим образом.

Для включения передачи перемещают зубчатое колесо 3 в сторону зубчатого колеса 4. Колесо 3 взаимодейству— ет с зубьями диска 5 и прижимает его к торцу зубчатого колеса 4. Возника— ющий момент трения стремится развернуть кольцо 8 относительно колеса 6.

При этом коническая поверхность выемки на торце кольца 8 взаимодействует с поверхностью конуса элемента 9, и кольцо 8 сдвигается в сторону зубчатого колеса 4, прижимая фрикционный диск; 5 к торцу зубчатого колеса 4. Элементов 9 может быть несколько, при этом повышается равномерность прижатия диска 5 к торцу ко— леса 4. Момент трения, возникающий

88405

Формула изобретения

Коробка передач, содержащая валы, по крайней мере два зубчатых колеса, размещенных на валах с возможностью введения в зацепление друг с другом осевым перемещением одного из колес, Составитель В. Сергеев

Редактор А. Сабо Техред А.Кравчук Корректор А. Обручар

Заказ 7788/33 Тираж 811 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 при контакте диска 5 и колеса 4, а также при контакте дополнительного зубчатого колеса 6 и шайбы 7, вь>равнивает угловые скорости колеса 4 и колеса 6. При этом разность окружных скоростей зубчатых колес 3 и 4 также уменьшается и их сцепление проис) хоДит без удара. Размеры выемки кольца 8, контактирующей с упором 10, выбраны таким образом, чтобы к кон— цу синхронизации зубчатый венец ко— леса 6 совпадал с зубчатым венцом диска 5, а внутренняя часть диска 5, прогнувшись, ограничивала давление на поверхностях трения При дальней— шем передвижении зубчатого колеса 3

его зубья входят в зацепление с зубьями колеса 4. Передача включена.

При выключении передачи фрикционный диск 5 увлекается вслед за зубчатым колесом 3 за счет трения на боковых поверхностях зубьев, и после вывода.из зацепления зубчатых венцов диска 5 и колеса 3 под действием упругого элемента 6 механизм переключения возвращается в исходное поло— жение. механизм синхронизации вращения колес, включающий фрикционный диск с зубчатым венцом, размещенный между торцами колес с возможностью осевого перемещения, и ограничитель углового смещения фрикционного диска в плоскости вращения относительно осеподвижного колеса, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью сокра10 щения габаритов, колеса размещены на двух параллельных валах, другое ко— лесо закреплено на несущем его валу жестко, механизм синхронизации выполнен в виде дополнительного зубчатого колеса, эацепляющегося с осеподвижным и установленного на ступице жестко закрепленного колеса с фиксацией в осевом направлении, кольца, уста— новленного на ступице дополнительного колеса между последним и жестко закрепленным, и клинового элемента, закрепленного на торце дополнительного колеса, обращенном к кольцу, ограничитель углового смещения фрикционного диска выполнен в виде упора и размещен на том же торце, на торце упомянутого кольца, обращенном к торцу дополнительного колеса, вы— полнены выемки, в одной иэ которых размещен клиновой элемент, а в другой — упор с возможностью взаимодействия с кольцом, диск установлен на кольце и подпружинен в осевом направлении совместно с кольцом к допол35 нительному колесу.

Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может найти применение в различных механизмах, где необходимо обеспечить стопорение от вращения вала

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в устройствах для переключения передач :в станках и транспортных средствах и является усовершенствованием известного технического решения по авт.св

Изобретение относится к машиностроению „ Цель - повышение надежности и долговечности коробки передач - достигается за счет снижения износа деталей коробки при переключении передач

Изобретение относится к механическим передачам, а именно к планетарньм редукторам, используемым в транспортных машинах различного назначения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам переключения передач с постоянным зацеплением зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, к автоматическим коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач
Наверх