Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к методам и средствам контроля зубчатых кблес. Цель изобретения - повышение произ водительности и расширение области применения за счет ориентации зубьев контролируемого колеса относительно режущего инструмента и введения коррекции углового положения кдлеса. Это достигается тем, что наладочную впадину выбирают с учетом максимального припуска сторон зубьев с наибольшим размахом отклонений припуска . Затем производят коррекцию углового положения зубчатого колеса в направлении стороны зубьев с наиболь шим размахом. 2 ил. ГС :о со. 4 9д 4iik

СООЭ СО8ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ)УБЛИК (19) (11) А1 (51) 4 G C1 B 5/20

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

/ р

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3883777/25-28 (22) 16.04.85 (46) 28.02.87. Бюл. У 8 (71) Пермский политехнический институт (72) Э.Н. Перов и Д.Э. Перов (53) 531.717.2:621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1147921, кл. G 01 В 5/20, 1985. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

НА ЗУБОШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКАХ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых кОлес.

Цель изобретения — повышение производительности и расширение области применения эа счет ориентации зубьев контролируемого колеса относительно режущего инструмента и введения коррекции углового положения кОлеса.

Зто достигается тем, что наладочную впадину выбирают с учетом максимапьного припуска сторон зубьев с наибольшим размахом отклонений припуска. Затем производят коррекцию углового положения зубчатого колеса в направлении стороны зубьев с наибольшим размахом. 2 ил.

1293464 и наименьшего, M. .M — значения максимальных г припусков соответственно по правым с наибольшим и левым с наименыпим размахом отклонений припуска сторонам зубьев;

Р, К вЂ” диаграммы" припусков по разноименным сторонам зубьев соответственно после его предварительной ориентации и после коррекции углового положения колеса.

Контрольное устройство для осуществления способа включает в себя основание 1, установленную на нем каретку 2, на каретке 2 подвижно установлены два измерительных наконечника 3, кинематически связанные с отсчетными механизмами 4 и размещаемые во впадине А контролируемого колеса 5. Во впадине Б размещается режущий инструмент 6.

Способ осуществляется следующим образом.

4D

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения — повышение производительности и расширение области 5 применения.

На фиг.1 изображена принципиальная схема контрольного устройства для измерения припуска; на фиг.2 — совмещенные диаграммы отклонений припусков по разноименным сторонам зубьев контролируемого колеса после его предварительной ориентации относительно режущего инструмента на зубошлифовальном станке и после коррекции

15 углового положения колеса.

На фиг.1 и 2 приняты следующие обозначения:

А, Б — впадины между зубьями колеса;

 — наладочная впадина зубчатого колеса; †.угловое положение впадин колеса; 25

Z " "припуск на шлифование;

П, Л вЂ” кривая отклонения припуска соответственно по правым и левым сторонам зубьев;

Зо

К,, Кг - значения размахов отклонений и припуска, соответственно наибольшего

Контролируемое зубчатое колесо 5 устанавливают на планшайбе зубошлифовального станка ориентируют по сторонам зубьев произвольно выбранной впадины Б относительно режущего инструмента 6, закрепляют и измеряют припуски по обеим сторонам зубьев с.одновременной регистрацией.

Настройку отсчетных механизмов 4 и пера регистрирующего прибора (не показан) на нулевое положение производят по прошлифованному на нижний предельный размер толщины зуба колесу 5. Поэтому после измерения всех впадин колеса на ленте регистрирующего прибора будет начерчена совмещенная диаграмма отклонения припуска по левой и правой сторонам зубьев контролируемого колеса 5 (кривые P на фиг ° 2).

По полученной диаграмме определяют наибольший размах. отклонений припуска (R, 0,46 мм), наименьший размах отклонений припуска (R =0,30 мм), величины максимальных припусков стороны зуба с наибольшим размахом отклонений припуска (правой)-M,=0,44мм и стороны зуба с наименьшим размахом отклонений припуска (левой)-M

= 0,62 мм.

После этого на контролируемом колесе 5 выбирают наладочную впадину В с максимальным припуском по сторонам зуба с наибольшим размахом отклоне" ний припуска и отмечают эту сторону. зуба (правую).

Затем вычисляют R - разность между наибольшим и наименьшим размахами отклонений припусков правой и левой сторон зубьев {R=R,-R<0,46 - — 0,30 О, 16 мм) и M — разность между максимальными припусками сторон зубьев с наибольшжг и наименьшим размахами отклонений припуска (М=М -M,==

=0,44-0,62= -0,18 мм).

После этого вычисляют S — - абсолютную величину М (S = /M/ = /-0,18/

= 0,18 мм).

Далее в зависимости от значения

М определяют величину коррекции углового положения зубчатого колеса и ее направление.

При M > R величину коррекции Х вычисляют по выражению Х=0,5 P(S-В.) S) а при 4 0 — по выражению Х =

095 P(S+R)-; Sj, Если 0 М К, то коррекция Х=О.

12934

Коррекция на величину 0,5 $ обеспечивает минимальную толщину удаляемого при шлифовании с боковой стороны зубьев упрочненного слоя металла.

Коррекция на величину 0,5 (S-R) при M ) R или на величину 0,5 (S+R) при М < О уменьшает вероятность появления черновин, а также уступов на переходной поверхности зуба.

Средняя величина коррекции обес- 10 печивает наиболее равномерный съем припуска с разноименных сторон зубьев колеса при зубошлифовании.

Коррекцию производят в направлении сторон зубьев с наибольшим раз- 15 махом отклонений припуска, если М> R, и в противоположном направлении, если М О.

Так как в рассматриваемом примере М (О, то величину коррекции вы- 20 числяют по выражению X=0,5(8-;($+К)) .

Наименьшая величина коррекции Х равна О, 09 мм, а наибольшая — 0,17 мм.

Например, выбирают наименьшую коррекцию Х=0,09 мм, обеспечивающую минимальный припуск на зубошлифование. После определения величины коррекции во впадину в зоне измерения вводят измерительные наконечники 3 и разворачивают колесо 5 в направ- 30 ленин левой стороны зубьев на величину 0,09. Окончание разворота колеса фиксируют по отсчетным механизмам 4.

Положение кривых отклонения припуска после коррекции углового пОлО» 35 жения колеса обеспечивает при обработке до момента удаления кинематических погрешностей от предшествующей обработки с обеих сторон зубьев снятие слоя металла не больше наи- 40 большего из размахов отклонений припусков R< (см.фиг.2).

После коррекции углового положения колеса 5 в зону обработки подводят сторону зуба с максимальным при- 45 пуском (правую) наладочной впадины

В и вводят инструмент 6 до касания с

64 ней. Затем инструмент выводят из впадины В, устанавливают заданную технологией подачу на врезание и начинают шлифование по автоматическому циклу.

Формула изобретения

Способ контроля зубчатых колес на эубошлифовальных станках, заключающийся в том, что ориентируют контролируемое колесо по боковым сторонам его зубьев относительно режущего инструмента, измеряют припуски по обеим сторонам зубьев с одновременной регистрацией, определяют размахи отклонений и максимальные величины припусков разноименных сторон зубьев, определяют сторону зубьев с наибольшим размахом отклонений припуска, корректируют угловое положение зубчатого колеса и ориентируют режущий инструмент относительно стороны наладочной впадины, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения производительности и рас" ширения области применения, в качестве наладочной впадины выбирают впадину с максимальным припуском стороны зубьев с наибольшим размахом отклонений припуска, а коррекцию углового положения колеса производят в направлении стороны зубьев с наибольшим размахом отклонений припуска на величину, определяемую из выражения Х = 0,5 ((S-R)-;Sf, если М ) К, и s противоположном направлении на величину, определяемую иэ выражения

Х = 0,5(Я-;(8+К)1, если М с О, где

М вЂ” разность между значениями максимальных припусков сторон зубьев с наибольшим и наименьшим размахами отклонений припуска; S — - абсолютная величина; М, R — разность наибольше" го и наименьшего размахов отклонений припуска.

1293464 л

Цб

g4

Составитель Б. Афонский

Редактор М. Циткина Техред Л.Сердюкова Корректор С. Шекмар

Заказ 369/40

Тираж 678 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4

Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках 

 

Похожие патенты:
Наверх