Упорный подшипник скольжения

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к узлам трения с картерной системой смазки. Целью изобретения является повьшение несущей способности и надежности. Это достигается тем,, что емкость Для смазки выполнена в упорном диске в виде соосной валу кольцевой выточки, в которой размещены самоустанавливая)- щиеся подушки. При вращении диска залитое и его выточку масло в ращается с скоррстью, близкой к скорости вращения диска, благодаря чему обеспечивается надежный подвод смазки в рабочий зазор подшипника. 1 з.п. ф-лы. 2 ил. i (Л с

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУ ЛИН (19) (111 . (д11 4 F 16 С 17/04, 17/06

А1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕ„ЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA а;"

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .

° °

° а к автоескамм свидетельству (21) 3896360/25-27 (22) 15.05.85 (46) 07.03.87. Бюл. У 9 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного и энергетического насосостроения (72) Н.Н.Боярко, И.С.Скуба, К.В.Лисицын и А.С.Косяненко (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 338698, кл.F !6 С 17/06, 1970.

Авторское свидетельство СССР

У 281084, кл. F 16 С 17/08, 1969. (54) УПОРНЬЙ ПОД!!!ИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к узлам трения с картерной системой смазки.

Целью изобретения является повышение несущей способности и надежности.

Это достигается тем,. что емкость для смазки выполнена в упорном диске в виде соосной валу кольцевой вйточкк, в которой размещены самоустанавливаю щиеся подушки. При вращении диска залитое в его выточку масло вращается с скоростью, близкой к скорости вращения диска, благодаря чему обеспечивается надежный подвод смазки в рабочий зазор подшипника. 1 з.п. ф-лы. 2 ил.

1295059

Изобретение относится к машиностроению,а именно к упорным подшипни кам скольжения с картерной смазкой, и может быть использовано в качестве осевой опоры роторов гидравлических машин (насосов, турбин и пр.) при повышенных скоростях вращения и значительных осевых нагрузках.

Целью изобретения является повышение несущей способности и надежнос- 10 ти и эффективности теплоотвода, На фиг.1 изображен подшипник с вертикальным валом, разрез; на фиг.2 " подшипник с горизонтальным валом, 15 разрез.

Подшипник содержит наружный корпус I, внутри которого установлена опора 2 с самоустанавливающимися подушками 3. На валу 4 закреплен гайкой 5 упорный диск б, выполненный

20 с кольцевой емкостью 7, соосной валу, уплотненной крышкой 8 и поверхностью опоры 2 с образованием емкос« ти для масла. Рабочий зазор 9 в подшипнике в зависимости от направления действия осевой силы образуется в сопряжении подушек 3 с одной иэ двух внутри расположенных торцовых поверхностей 10 упорного диска б.

В теле опоры выполнены каналы отвода 11 и подвода 12 масла. В каналы отвода масла вставлены черпательные трубки 13. Каналы 11 и 12 внешними трубопроводами с запорной и регулирующей арматурой соединены с наружным

35 теплообменником (не показан), где масло охлаждается. Компановка теплообменников снаружи позволяет разместить узел опоры с самоустанавливающимися подушками на большем радиусе, используя для этого периферийное пространство вращающейся емкости, где центробежные силы больше. Кроме того, при этом повышается скорость циркуляции масла через теплообменник, что увеличивает интенсивность охлаждения масла.

При компановке подшипника с горизонтальным валом предусматривается дополнительная емкость 14, предназначенная для размещения необходимого количества масла при невращающемся вале.

Подшипник работает следующим образом.

При вращении упорного диска 6 залитое в внутреннюю емкость 7 масло вращается с скоростью, близкой скорости диска 6, обеспечивая постоянный подвод смазки в рабочий зазор 9 подшипника и исключая возможность нарушения сплошности смазочного слоя при входе s рабочий зазор. Величина зазора 9 меняется в соответствии с величиной приложенной нагрузки. Изменение направления действия приложенной нагрузки меняет место расположения зазора 9 с соответствующим переходом одного из двух сопряжений подушек 3 торцовых поверхностей 10 упорного диска 6.

Температурный режим подшил*ика поддерживается в заданных пределах регулированием с помощью соответствующей арматуры расхода масла, прокачиваемого черпательной трубкой через теплообменник.

Таким образом, в данной конструкции упорного подшипника посредством выполнения упорного диска в виде вращающегося картера, заполненного смазывающей жидкостью, создана возможность приблизить эффективность работы подшипника с картерной смазкой к работе подшипника с принудительной смазкой.

Формула изобретения

1. Упорный подшипник скольжения, содержащий опору с самоустанавливающимися подушками, установленный.на валу упорный диск и емкость для смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности и надежности, емкость для смазки выполнена в упорном диске в виде соосной валу кольцевой выточки

2. Подшипник по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности теплоотвода, в опоре выполнены каналы, сообщающие кольцевую полость диска с наружным теплообменником.

1295059

1295059

Составитель Т.Хромова

Редактор А,Петров Техред А.Кравчук КоРРектоР Г,Решетник

Заказ 598/38 Тираж 760 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул.Проектная,4

Упорный подшипник скольжения Упорный подшипник скольжения Упорный подшипник скольжения Упорный подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися сегментами и может быть использовано в разнообразных отраслях промышленности, и в частности в холодильной технике: для холодильных машин, для работы на маловязких жидкостях, смазываемый маловязкими жидкостями, работающий на хладагентах, работающий в условиях смазки маловязкими жидкостями
Наверх