Навигационный автоматический радиолокационный маяк-ответчик

 

Класс 21à4 48з1 № 135519

СССР ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа М 89

P. Н. Черняев, В. П. Евстигнеев, P. П. Бибичкова и P. П. Дмитриева

НАВИГАЦИОННЪ|й АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ

МАЯ К-ОТВЕТЧ И К

Заявлено 15 декабря 1959 г. за Ив 647379/26 в 1(омитет ио делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» Ко 3 за 1961 г.

Известны автоматические радиолокационные маяки-ответчики, предназначенные для опознавания знаков навигационного ограждения и спределения местоположения судов с помощью навигационных радиолокационных станций.

Известные маяки-ответчики не могут быть сопряжены с широкораспространенными судовыми радиолокационными станциями «Нептун», «Дон» и «Донец» и не обеспечивают опознавания навигационных знаков на близких расстояниях.

В описываемом радиолокационном маяке-ответчике эти недостатки устранены применением в нем передатчика с импульсно-временным кодированием и плавным качанием частоты внутри ответного импульса.

Зондирующие СВЧ импульсы, излучаемые судовой радиолокационной станцией, принимаются антенной 1 (см, чертеж) маяка-ответчика, преобразуются в видеоимпульсы детекторной секцией 2, усиливаются широкополосным усилителем 3, формируются мультивибратором 4, дифференцируются RC-цепочкой 5 и усиливаются импульсным усилителем 6 Импульсы, полученные на выходе усилителя 6, поступают на блок формирования пускового импульса 7, содержащий линию задержки и блокинг-генератор. Формирование импульсно-временных кодовых комбинаций производится в блоке формирования 8 из импульсов, снимаемых с отводов линии задержки блока формирования. Кодовая комбинация поступает на вход импульсного модулятора 9, управляющего колебаниями передатчика маяка-ответчика. В качестве передатчика может быть использован клистронный генератор 10. В цепь отражателя клистронного генератора включен колебательный контур, посредством которого осуществляется плавное электронное качание частоты внутри ответного импульса, излучаемого антенной 11. № l35519

Включение маяка и удержание его во включенном состоянии пря поступлении в приемную антенну СВЧ импульсов, а также выключение маяка после прекращения запрашивающих импульсов производится блоком автоматического управления, содержащим мультивиораторы 12, 13, 14, схему совпадений 15, реле времени 1б и силовое реле 17.

Пусковой импульс с выхода усилителя б поступает на мультивибраторы 12 и 14. Мультивибратор 14 непосредственно, а мультивибратор 12 через выходной мультивибратор соединены с релеиной схемой совпадения 1б, управляющей силовым реле 17. При поступлении на вход блока управления пакетов импульсов с периодом повторения от трех до шести секунд схема совпадения срабатывает при поступлении второго пакета и будет срабатывать при каждом последующем запросном пакете импульсов. Если импульсы запроса поступают с периодом менее трех секунд, схема совпадений будет срабатывать от 3, 4, 5 импульсов, в зависимости от частоты запросов. При повышении частоты запросов схема совпадения будет срабатывать через каждые 3 секунды.

При поступлении одиночных импульсов помехи или увеличении периода повторения импульсов запросов до шести и более секунд схема совпадений срабатывать не будет, и переключения маяка из режима ожидания в рабочий режим не произойдет. При срабатывании схемы совпадений включается силовое реле 17, и напряжение питания подается на преобразователи напряжения 18 и 19, служащие для питания маяка-ответчика. Одновременно с подачей питания включается реле времени 16, размыкающее цепь блокировки силового реле 17 через

30 — 40 секунд после прихода последнего запросного пакета импульсов.

Для постоянного контроля работоспособности маяка-ответчика б з применения измерительных приборов передатчик 10 выполнен с принудительным включением и ответвлением части излучаемой мош,нссти через элемент связи 20 на вход детекторной секции 2 приемника. Величина связи подбирается так, чтобы в приемник поступал сигнал, достаточный для уверенного включения маяка. Этот сигнал после соответствующего усиления и преобразования создает пусковые импульсы, во действующие на блок управления с частотой самозапуска. При воздействии этих сигналов на цепь управления начинает периодически срабатывать релейная схема совпадений 15, к которой подключена электрическая лампочка, не показанная па чертеже. Периодические вспышки сигнальной лампочки сигнализируют о нормальной работе маяка-ответчика. Для самоконтроля работы передатчика посредством переключателя 21 включа?от силовое реле и блокинг-генератор блока 7 переводяг в режим генерации, Периодическое загорание электрической лампочки будет свидетельствовать о нормальной работе схемы. Так кHH пo;lîñз пропускания детекторной секции 2 превышает 180 лггц, То приемни" ответчика обеспечивает прием сигналов люоой частоты, ле?кащеи в пределах частот магнетронов, применяемых в судовых радиолокационных станциях (РЛС) «Нептун», «Дон» и «Донец». Максимальная частота ответных посылок ответчика составляет 2000 и.нп/сек. Судовые РЛС «Нептун», «Дон» и «Донец» при работе -;a дальностях, превыша?ощих 6 миль, имеют частоту повторения зондирующих импульсов lle?!ee 2000 или/cere.

В этом случае ответчик будет посылать ответные кодированные сигнаJIbl HB каждый 33I!pocHbll! HMIIN slbc. Пр?(меньших IJ 3JIbHocT?lx 331!pocHbIP импульсы поступают с частотой, превыша?ощей 2000 имп/сек, и ответные сигналы будут излучаться с приходом каждого второго запросного им.пульса. Для опознавания маяков-ответчиков, ка?кдому из них присваивается определенная импульсно-временная кодовая комбинация. Изменение кодовой комбинации . осушествляют соответствующим переклю№ 135519, чением отводов линии задержки блока 7. Так как электронное качание частоты ответных сигналов, излучаемых генератором l0, производится в пределах частот настроек РЛС «Нептун», «Дон» и «Донец», то сигналы маяка наблюдаются на экране этих РЛС вместе с сигналами, отраженными от окружающей обстановки, Описанный маяк-ответчик может быть использован для опознава ния береговых знаков навигационного ограждения, опознавания опасных в навигационном отношении объектов и наведения судов на не х» рактерные в радиолокационном отношении береговые ориентиры.

Радиус действия маяка-ответчика составляет 20 миль. Потребляемая мощность в режиме ожидания не превышает 2 вт, а в рабочем режиме 50 — 60 вт.

П р едм ет изобретени я

l. Навигационный автоматический радиолокационный маяк-ответчик, отличающийся тем, что, с целью обеспечения сопряжения маяка-ответчика с судовыми радиолокационными станциями «Нептун», «Дон» и «Донец» и опознавания навпгациончых знаков, передатчик выполнен с плавным электронным качанием частоты внутри ответного импульса и импульсно-временным кодированием на несколько комбинаций.

2. Навигационный маяк-ответчик по п. 1, отличающийся тем, что, с целью постоянного контроля работоспособности маяка без применения измерительных приборов, передатчик выполнен с принудительным включением и ответвлением части излучаемой мощности в приемник и цепь управления, сигнализирующую о нормальной работе маякаответчика по свечению электрической лампочки.

Навигационный автоматический радиолокационный маяк-ответчик Навигационный автоматический радиолокационный маяк-ответчик Навигационный автоматический радиолокационный маяк-ответчик 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиолокационной технике, в частности к радиолокации с активным ответом, которая применяется для управления воздушным движением, опознавания, измерения расстояний в навигационных системах

 // 153494
Наверх