Способ обнаружения витковых замыканий в обмотках роторов турбогенераторов

 

№ 136455

Класс 21d, 2

21е, 29!о ссср |-! С,. .,|3!! АЯ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа Лг0 94

А. Б. Блушинский

СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ВИТКОВЪ|Х ЗАМЪ|КАНИЙ

В ОБМОТКАХ РОТОРОВ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ

Заявлено 3 июля 959 г. за № 632634/24 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 5 за !96! г.

Настоящее изобретение отнооится к способам обнаружения витковых замыканий в обмотках роторов турбогенераторов при помощи устройства, состоящего из генератора высоковольтных импульсов и измерительного узла, включающего электронно-лучевую трубку и ламповый вольтметр и работающего по принципу определения времени запаздыван ия отраженного от обмотки импульса.

Предлагаемый способ отличается от известных тем, что два полюса обмотки ротора подключают к устройству в качестве двух плеч моста, а корпус ротора используют как среднюю точку этих плеч.

Применение такого способа дает возможность определять место замыкания изоляции обмотки ротора с надетыми бандажами в непо- движном состоянии и при вращении.

Н иже изображена схема устройства для осуществления предлагаемого .способа.

В основу метода испытаний положен принцип симметрии по отношению к корпусу ротора обоих полюсов обмотки ротора ОР, имеющих одинаковое число разных по габаритам, но симметрично расположенных катушек. Используя симметрию обмотки ротора OP и рассматривая корпус ротора КР, как среднюю точку обмотки, собирается мостовая схема, плечи которой образуют оба полюса обмотки ротора и постоянные сопротивления R! и Rz, находящиеся внутри испытательного прибора. Мост питается импульсами высокого напряжения, подаваемыми на контактные кольца ротора. Небаланс моста разность напряжений между средней точкой постоянных плеч моста и корпусом ротора измеряется прибором, и фиксируется визуально на экране электронно-лучевой трубки. № 13á455

При качественной изоляции обмотки поданная на обмотку волна испытательного напряжения симметрично распространяется по ней и мост находится в равновеси|и. При ослаблении (пробое) изоляции или замыкании витка в одном из полюсов обмотки ротора, волна напряжения, распространяясь по обмотке, отражается от места замыкания ко входу обмотки и может быть обнаружена по кривой небаланса моста на электронно-лучевой трубке. Расстояние от момента подачи импульса напряжения (начало кривой) до прихода отраженного импульса по кривой небаланса определяет место замыкания: чем дальше виток с замыканием от входа обмотки, тем больше это расстояние.

Применив развертку и растянув соответственно во времени кривую небаланса можно определить по кривой небаланса прибора, полюс и номер катушки с витковым замыканием. Осуществив заранее искусственное замыкание одного витка в лобовой части каждой катушки обмотки ротора до насадки бандажей можно получить градуировочные кривые, |и пользуясь ими, определять номер катушки с витковым замыканием при испытании закрытого ротора, как в неподвижном состоянии, так и прои вращении.

Поскольку роторы одного типа имеют одинаковые параметры такие градуировочные кривые годны для всех роторов данного типа. Прибор для испытания роторов должен иметь набор градуировочных кривых соответственно для каждого типа изготовляемых роторов, пользуясь которыми можно установить место виткового замыкания на любом испытуемом роторе.

Испытательный прибор имеет генератор импульсов и измерительное устройство, включающее в себя усилитель, ламповый вольтметр и электронно-лучевую трубку. Генератор импульсов работает на лампах Ль Л, Л и Л4 по схеме заряд — разряд конденсатора и создает короткие и мпульсы высокого напряжения с частотой следования импульсов 50 герц. Крутизна переднего фронта и скважность импульсов определяется параметрами выходного трансформатора Тр1 и соответственно входной емкостью,и индуктивностью обмотки ротора. Наименьшая крутизна импульса — 2 м/сек; скважность импульса 30 м/сек, Амплитуда импульсного напряжения на выходе прибора может иметь две ступеньки: 2 — 4 кв) в зависимости от положения переключателя П.

Электронно-лучевая трубка Л имеет ждущую развертку, схема которой собрана на тиратроне Л6. Развертка запускается один раз в период синусоидальным напряжением, снимаемым с трансформатора

Тр . После запуска развертки производится запуск генератора импульсов, путем открытия тиратрона Л4. Небаланс моста снимается с емкостного делителя С и подается на вертикальные пластины электронно-лучевой трубки Л непосредственно и через усилитель, собранный на половине лампы Л,. Питание трубки осуществляется выпрямителем, собранным на лампе J4.

Схема лампового вольтметра собрана на лампах Л9 и второй половине лампы Л7. Вольтметр измеряет амплитуду (левая половина лампы Л9). Измерителем служит стрелочный прибор. Питание вольтметра производится выпрямителем, собранным на лампе Л1О.

Предмет изобретения

Способ обнаружения витковых замыканий в обмотках роторов турбогенераторов при помощи устройства, состоящего из генератора высоковольтных импульсов и измерительного узла, включающего элек— 3— № 136455 тронно-лучевую трубку и ламповый вольтметр и работающего по принципу определения времени запаздывания отраженного от обмотки импульса, отличающийся тем, что, с целью определения места замыкания в обмотке ротора с надетыми бандажами в неподвижном состоянии и при вращении, два полюса обмотки ротора подключают к устройству в качестве двух плеч моста, а корпус ротора используют как среднюю точку этих плеч.

Способ обнаружения витковых замыканий в обмотках роторов турбогенераторов Способ обнаружения витковых замыканий в обмотках роторов турбогенераторов Способ обнаружения витковых замыканий в обмотках роторов турбогенераторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерению электрических переменных величин, в частности к способу определения полярности выводов обмоток встроенных трансформаторов тока при монтаже и наладке силовых трансформаторов и автотрансформаторов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в устройствах для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к устройствам для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю технического состояния силовых трансформаторов, и может быть использовано при диагностировании повреждений обмоток, вызванных воздействием токов короткого замыкания

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для определения групп соединения обмоток трехфазного трансформатора

Изобретение относится к электрическим измерениям, в частности к измерениям сопротивления постоянному току обмоток силового трехфазного трансформатора, соединенных в звезду и выведенной на корпус нейтралью

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для испытания силовых трансформаторов во время пуско-наладочных и профилактических работ, а также при комплексном их обследовании
Наверх