Валоповоротное устройство турбомашины

 

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано на газовых турбинах для обеспечения равномерного охлаждения ротора после остановки и для преодоления трения покоя во вкладышах подшипников при пуске. Целью изобретения является упрощение конструкции. Устр-во имеет муфту сцепления, ведомая полумуфта 2 которой закреплена на валу 3 турбомашины, а ведущая полумуфта 4 - на приводном валу 5. Гидравлический сервомотор 6 имеет в цилиндре 7 поршень (П) 8, имеющий, механизм поворота. П 8 установлен на валу 5 с возможностью осевого перемещения вдоль вала и снабжен шпонкой 17 от проворота и подпружиненным пружиной 18 элементом 19 фиксации П 8 от осевого перемещения в исходном положении . При обесточенном электромагнитном клапане 16 П 8 смещен влево до упора. Вместе с ним влево до упора смещен и вал 5. В этом положении вал зафиксирован элементом 19. Полумуфты 2 и 4 расцеплены и между ними образован зазор О . На начальном участке винтовой канавки 9 выполнен участок 20, параллельный оси П 8, длина Н которого равна сумме высоты зуба на полумуфте и зазора О . При включении клапана 16 П 8 вал 5 и полумуфта 4 сместятся вправо. В начале смещение происходит без поворота полумуфты за счет наличия участка 20. Когда винтовая часть канавки 9 подойдет к пальцу 10, П 8 начнет поворачиваться, и полумуфты сцепятся . 1 з.н. ф-лы, 3 ил. i (Л со со оо со 1риг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1301989 цп 4 F 01 D 25/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3932691/25-06 (22) 18.07.85 (46) 07.04.87. Бюл. № 13 (71) Производственное объединение «Невский завод» им. В. И. Ленина (72) М. Ю. Жуков, А. И. Сурский, К. А. Тельнов и С. 3. Шабашов (53) 621.438-55 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 309140, кл. F 01 D 25/34, 1965. (54) ВАЛОПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО

ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано на газовых турбинах для обеспечения равномерного охлаждения ротора после остановки и для преодоления трения покоя во вкладышах подшипников при пуске. Целью изобретения является упрощение конструкции.

Устр-во имеет муфту сцепления, ведомая полумуфта 2 которой закреплена на валу 3 турбом а шины, а ведущая полум уфта 4 на приводном валу 5. Гидравлический серВомотор 6 имеет в цилиндре 7 поршень (П) 8, имеющий механизм поворота. П 8 установлен на валу 5 с возможностью осевого перемещения вдоль вала и снабжен шпонкой 17 от проворота и подпружиненным пружиной 18 элементом 19 фиксации

П 8 от осевого перемещения в исходном положении. При обесточенном электромагнитном клапане !6 П 8 смещен влево до упора.

Вместе с ним влево до упора смещен и вал

5. В этом положении вал зафиксирован элементом 19. Полумуфты 2 и 4 расцеплены и между ними образован зазор а, На начальном участке винтовой канавки 9 выполнен участок 20, параллельный оси Г1 8, длина Н которого равна сумме высоты д зуба на полумуфте и зазора а-. При включении клапана 16 П 8 вал 5 и полумуфта 4 сместятся вправо. В начале смещение происходит без поворота полумуфты за счет наличия участка 20. Когда винтовая часть канавки 9 подойдет к пальцу 10, П 8 начнет поворачиваться, и полумуфты сцепятся. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1301989

Формула изобретения

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано на газовых турбинах для обеспечения равномерного охлаждения ротора после остановки и для преодоления трения покоя во вкладышах подшипников при пуске за счет провсрота ротора валоповоротным устройством.

Цель изобретения — упрощение конструкции.

На фиг. 1 представлена схема валоповоротного устройства; на фиг. 2 — профиль винтовой канавки на наружной поверхности поршня; на фиг. 3 — взаиморасположение зубьев на ведущей и ведомой полумуфтах.

Устройство содержит муфту 1 сцепления, ведомая полумуфта 2 которой закреплена на валу 3 турбомашины, а ведущая полумуфта 4 — на приводном валу 5, гидравлический сервомотор 6, в цилиндре 7 которого установлен поршень 8, имеющий механизм поворота, выполненный в виде винтовой канавки 9 на наружной поверхности поршня 8 и пальца 10 закрепленного на корпусе цилиндра 7, переключающий золотник 11, подключенный магистралями 12 и 13 к сервомотору 6, магистралью 14 непосредственно к источнику (не показан) подачи рабочей жидкости, а магистраль 15— через электромагнитный клапан 16. Между полумуфтами 2 и 4 в расцепном состоянии предусмотрен зазор а. Поршень 8 установлен на валу 5 с возможностью осевого перемещения вдоль вала 5, от проворота на нем ограничен шпонкой 17 и имеет подпруж(ненный пружиной 18 элемент 19 фиксацИи поршня от осевого перемещения в исходном положении поршня. На начальном участке винтовой канавки 9 выполнен участок 20, параллельный оси поршня 8, длина

H которого равна сумме высоты d зуба на полумуфте и зазора а.

Валоповоротное устройство работает следующим образом.

Когда электромагнитный клапан 16 обесточен, подача масла под золотник 11 перекрыта и масло посгупает по линии 13 в полость сервомотора 6 с правой стороны поршня 8. Одновременно полость с левой стороны сообщена со сливом через линию

12. Поршень смещен влево до упора. Вместе с ним влево до упора смещен и вал 5.

В этом положении вал зафиксирован фиксатором 19, прижатым пружиной 18. Полумуфты 2 и 4 расцеплены и между ними образован зазор а. С подачей напряжения к электромагнитному клапану 16 напорное масло поступает под золотник 11, при этом псдвод и слив масла к сервомотору меняются, и поршень 8 вместе со сцеплением с помощью фиксатора 19 валом 5 начинают смещаться вправо. Вправо смещается и ведущая полумуфта 4. Вначале смещение происходит без поворота полумуфты, по5

40 скольку канавка 9, в которую вставлен палец 10, на начальном участке выполнена параллельно оси сервомотора. Если перед включением электромагнитного вентиля зубья на ведущей полумуфте находятся против впадин на ведомой, то зубья на этих полумуфтах полностью сцепятся, а затем по мере перемещения поршня, когда к пальцу 10 подходит винтовая часть канавки 9, поршень начинает поворачиваться. Вместе с ним за счет шпонки 17 поворачивается вал 5, полумуфта 4 и сцепленная с ней полумуфта 2 с валом турбомашины. Когда поршень устанавливается на упоре в правом крайнем положении, вал турбомашины поворачивается на угол 1 . Во время перемещения поршня после упора полумуфт друг в друга фиксатор 19 выжимается и продолжает скользить, прижатый пружиной 18 к цилиндрической части вала 5.

По истечении .определенного времени, когда поршень приходит в крайнее правое положение и вращение ротора приостанавливается, магнитный клапан 16 обесточивается, подача масла под золотник 11 перекрывается, подводы масла к сервомотору меняются, и поршень вместе с валом смещается влево. Полумуфты расцепляются.

Может так случится, что перед включением электромагнитного клапана 16 зубья на ведущей и ведомой полумуфтах установятся друг против друга своими вершинами (фиг. 3).

Тогда при смещении поршня с валом вправо после того, как выбран зазор а вал 5 останавливается, в канавке 9 выбирают участок 20, параллельный оси поршня 8, а зубья за это время не входят в зацепление. Но как только поршень начинает поворачиваться (палец 10 вошел в винтовую часть канавки), в первый момент торцовые поверхности на вершинах зубьев начинают проскальзывать относительно друг друга, а затем зубья на ведущей полумуфте углубляются во впадины на ведомой, скользя своими нерабочими скошенными поверхностями друг относительно друга, пока полностью не зацепятся.

1. Валоповоротное устройство турбомашины, содержащее муфту сцепления, ведомая зубчатая полумуфта которой закреплена на валу турбомашины, а ведущая зубчатая полумуфта — на приводном валу, гидравлический сервомотор, в цилиндре которого установлен поршень, имеющий механизм поворота, и переключающий золотник, через который гидравлический сервопривод подключен к источнику подачи рабочей жидкости, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции, поршень установлен на приводном валу с возможностью осевого перемещения вдоль последне1301989

Z0

Фиг. 2

Составитель Г. Романов

Редактор А. Сабо Техред И. Верес Корректор И. Эрдейн

Заказ 942/33 Тираж 482 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Г1роектная, 4 го и снабжен упругим элементом фиксации, механизм поворота поршня выполнен в виде винтовой канавки на наружной поверхности поршня и пальца, закрепленного на цилиндре и установленного внутри этой канавки.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на начальной части винтовой канавки выполнен участок, параллельный оси поршня и равный по длине сумме высоты зуба на полумуфте и зазора между зубьями полумуфт при расцепном состоянии.

Валоповоротное устройство турбомашины Валоповоротное устройство турбомашины Валоповоротное устройство турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе перемещения для осмотра турбины, в частности турбины, соединенной с центробежным компрессором

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции паровых и газовых турбин, а более конкретно к валоповоротному устройству, предназначенному для исключения искривления ротора при остановке турбины

Изобретение относится к устрвам для технологического обслуживания турбомашин и позволяет повысить плавность поворота ротора турбомашины

Изобретение относится к области машиностроения, может быть использовано для обеспечения вращения роторов паровых турбин перед пуском и после останова и позволяет повысить надежность

Приводное устройство для вращения турбинного валопровода турбогенераторной установки. Приводное устройство содержит главный валоповоротный редуктор с электрическим приводом и вспомогательный валоповоротный механизм (5) с гидравлическим приводом. Вспомогательный валоповоротный механизм (5) выполнен с возможностью управления штоком гидроцилиндра (6) двойного действия. Вспомогательный валоповоротный механизм (5) содержит колесо, выполненное за одно целое с валопроводом (1), и толкатель (8), соединенный со штоком цилиндра (6). Толкатель (8) выполнен с возможностью зацепления со средствами (11) сцепления, расположенными на периферии колеса, и перемещения между втянутым положением, в котором он отсоединен от колеса, и положением зацепления с одним из средств (11) сцепления, в котором выдвижение штока цилиндра (6) поворачивает колесо. Толкатель (8) соединен со штоком цилиндра (6) посредством шарнирного соединения, опирающегося на ползун, который составляет одно целое со штоком цилиндра (6) так, что толкатель (8) может качаться между упомянутым втянутым положением и упомянутым положением зацепления. При перемещении штока цилиндра (6) ползун направляется в поступательном движении посредством направляющих средств, поддерживаемых пластиной (14), которая выполнена за одно целое с цилиндром (6). Достигается более точное линейное перемещение толкателя и вращение вала. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 9 ил.

При валоповороте ротора турбомашины прекращают работу турбомашины, соединяют валоповоротное средство с ротором, чтобы вращать ротор вокруг оси турбомашины, позволяют ротору охладиться и затем вращают ротор посредством валоповоротного средства во время охлаждения ротора. При этом определяют силу или крутящий момент, приложенные к ротору посредством валоповоротного средства для вращения ротора, и/или скорость вращения поверхности ротора во время валоповорота. Уменьшают прогибание или нарушение баланса ротора, возникающие из-за неравномерного распределения температуры на роторе во время охлаждения, путем управления вращением ротора посредством валоповоротного средства в зависимости от определенных силы или крутящего момента и/или скорости вращения поверхности. Другое изобретение группы относится к валоповоротному устройству для осуществления указанного способа, включающему блок управления, выполненный с возможностью приема сигналов от датчика скорости и/или привода валоповоротного средства. Еще одно изобретение группы относится к газовой турбине, содержащей указанное выше валоповоротное устройство. Группа изобретений позволяет снизить прогиб ротора турбомашины, возникающего из-за неравномерного распределения тепла во время охлаждения. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 5 ил.

Валоповоротное и пусковое устройство газотурбинной установки содержит приводной двигатель, редуктор и обгонную муфту ротора компрессора. Редуктор содержит трехвальную соосную коробку передач с парами взаимозацепленных шестерен и простой трехзвенный планетарный механизм. На входном валу коробки передач свободно установлены две шестерни, между ними закреплен первый зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, и трубчатый выходной вал со свободно расположенной на нем шестерней. На переднем торце трубчатого выходного вала закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, а на втором зубчатом венце этого вала установлена сдвоенная двухпозиционная муфта с внутренним свободно установленным зубчатым венцом. Рядом с вторым зубчатым венцом трубчатого вала расположены второй зубчатый венец входного вала, зубчатые венцы вала привода солнечной шестерни и трубчатого вала привода водила планетарного механизма. Сателлиты, расположенные на осях водила, зацеплены с солнечной шестерней, а также с эпициклическим колесом, которое закреплено на выходном трубчатом валу с зубчатым венцом, рядом с ним расположен зубчатый венец выходного вала водила. Двухпозиционная муфта установлена на зубчатом венце стенки корпуса редуктора рядом с зубчатым венцом трубчатого вала эпициклического колеса. Соосно выходному валу водила расположен выходной вал редуктора с зубчатым венцом и двухпозиционной двухвенцовой муфтой переключения. На входном валу рядом с первым зубчатым венцом трубчатого выходного вала свободно установлена шестерня. Два блока шестерен расположены на оси, установленной параллельно входному валу. На шестернях между блоками расположена двухпозиционная муфта переключения с противоположно развернутыми полумуфтами, взаимосвязанными общей вилкой переключения. Изобретение позволяет увеличить число передач и диапазон передаточных чисел валоповоротного и пускового устройства. 2 ил.

Валоповоротное и пусковое устройство газотурбинной установки содержит приводной двигатель, редуктор и обгонную муфту ротора компрессора. Редуктор содержит коробку передач с тремя парами взаимозацепленных шестерен и простой трехзвенный планетарный механизм. На входном валу коробки передач свободно установлены две шестерни, между ними закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения. Зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения трубчатого выходного вала закреплен на переднем торце, расположенном между вторым и третьим рядами шестерен. На втором зубчатом венце трубчатого выходного вала установлена сдвоенная двухпозиционная муфта, рядом с ней расположены зубчатые венцы вала привода солнечной шестерни и трубчатого вала привода водила планетарного механизма. Сателлиты, расположенные на осях водила, зацеплены с солнечной шестерней, а также с эпициклическим колесом, которое закреплено на выходном трубчатом валу с зубчатым венцом, рядом с ним расположен зубчатый венец выходного вала водила. Двухпозиционная муфта установлена на зубчатом венце стенки корпуса редуктора рядом с зубчатым венцом трубчатого вала эпициклического колеса. На выходе установлен второй трехзвенный планетарный механизм, а коробка передач выполнена несоосной. Параллельно входному валу расположен вторичный вал со свободно установленными блоком из двух шестерен и трубчатый выходной вал со свободно расположенной на нем шестерней, с закрепленными на вторичном валу тремя зубчатыми венцами. Первый зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения закреплен на торце между корпусом и блоком шестерен, второй зубчатый венец закреплен между зубчатыми венцами трубчатого выходного вала коробки передач и трубчатого входного вала водила первого планетарного механизма, третий зубчатый венец расположен между зубчатыми венцами трубчатого выходного вала первого планетарного механизма и трубчатым входным валом водила второго планетарного механизма. Обойма с пятипозиционным зубчатым венцом свободно установлена на выходе вторичного вала и входе вала привода солнечной шестерни второго планетарного механизма. Выходной вал редуктора закреплен на водиле второго планетарного механизма. Изобретение позволяет увеличить число передач и диапазон передаточных чисел валоповоротного и пускового устройства. 2 ил.
Наверх