Устройство для тренировки памяти обучаемого

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе операторов. Целью изобретения является увеличение дидактических возможностей устройства, Введение в устройство, содержащее S (Л со о СП vj ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЩИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (5ц 4 С 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3941260/24-24 (22) 30. 07. 85 (46) 23.04.87. Бюл, У 15 (72) Н.И.Кудряшов и В.А.Кирюхин (53) 681. 136.51(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

К - 972533, кл. G 09 В 9/00, 1981.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1201863, кл. G 09 В 9/00, 1984.

„„SU„„1305757 А 1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ ОБУЧАЕМОГО (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе операторов. Целью изобретения является увеличение дидактических возможностей устройства.

Введение в устройство, содержащее

13057 блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, формирователь 3 кодов ошибок, блок 4 задания времени, блок 5 задания этало- нов, пульт 7 обучаемого, блок 8 регистрации и блок 10 управления, блока 6 коммутации, индикатора 9 по57 вторного ввода ответа, элемента

ЗАПРЕТ 43, элемента 44 задержки и элемента ИПИ 45 позволяет повторять информацию при допущении ошибок и переходить к предъявлению большего числа стимулов при правильном определении ошибок. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке памяти операторов различных систем управления. (Целью изобретения является увеличение дидактических возможностей устройства за счет повтора информации при допущении ошибок и перехода к предъявлению большего числа стимулов при правильном определении ошибок в правильно воспроизведенной заданной информации.

На чертеже представлена функциональная схема устройства.

Ы

Устройство для тренировки памяти обучаемого содержит блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, формирователь 3 кодов ошибок, блок 4 задания времени (экспозиции), блок 5 задания эталонов (количества стимулов), блок 6 коммутации, пульт 7 обучаемого, блок 8 регистрации, индикатор 9 повторного ввода ответа и блок 10 управления.

Блок 1 содержит генератор 11 оди †. ночных импульсов и генератор 12 тактовых импульсов, Блок 2 включает формирователь 13-случайной последовательности кодов, сумматор 14 по модулю два, кольцевой сдвигающий регистр 15 и первый 16 и второй 17 элементы И.

Формирователь 3 содержит одновибраторы 18 и 19 и кольцевые сдвигающие регистры 20. Блок 4 включает ждущие мультивибраторы 21 и 22, элемент

ИЛИ 23, ключ 24 и источник 25 питания.

Блок 5 имеет счетчик 26 импульсов и инвертор 27.

Блок 6 содержит кольцевой сдвигающий регистр 28, группы элементов

И 29-31 и первый 32, второй 33 и тре2 тий 34 элементы ИЛИ. Пульт 7 включает индикаторы 35, кнопки 36 места расположения стимулов и кнопки 3? цифрового ряда. Блок 8 содержит группу элементов И 38, первый и второй многовходовые элементы ИЛИ 39 н 40, счетчик 41 правильных ответов и счетчик 42 ответов. Устройство также содержит элемент ЗАПРЕТ 43, элемент 44 задержки, элемент ИЛИ 45 и вход 46 блока 6 коммутации. Блок 10 содержит кольцевой сдвигающий регистр 47, счетчик 48 правильно указанных ошибок, элемент И 49, элемент 50 задержки и индикатор 51 "Укажите ошибку

Устройство работает следующим образом.

Включают питание. В исходное состояние устанавливаются регистры 15 и

20, счетчики 26, 41, 42 и 48. В регистры 28 и 47 вводят по единице, причем единицу в регистре 28 устанавливают в положение, соответствующее числу стимулов, первоначально предьявляемых обучаемому, например пяти.

Затем с помощью кнопки 13апись (не показана) подключают генератор 12 к тактовым входам формирователя 13 и через элемент И 17, на-второй вход которого подается единичный потенциал с выхода инвертора 27, к одному входу регистра 15. Импульсы с формирователя 13 через элемент И 16, на второй вход которого подается единичный потенциал с инвертора 27, и сумматор 14 поступают одновременно на другой вход регистра t5,. заполняя его случайным образом, и на вход счетчика 26, подсчитывающего количество поступивших единичных импульсов. С выходов счетчика 26 импульсы

1305 подаются на первые входы соответствующих элементов И 29. Как только их число достигает величины, соответствующей положению единицы на выходе регистра 28 (пяти), которая прилагается к второму входу соответствующего элемента И 29, на выходе последнего появляется импульс, который через элемент ИЛИ 32 поступает на вход инвертора 27 и снимает еди- 10 ничный потенциал с вторых входов элементов И 16 и 17, отключает формирователь 13 и от информационного входа регистра 15 и прекращает подачу тактовых импульсов. Записанные в ре- 15 гистре 15 единичные потенциалы пода— ются с его выходов на входы одновибраторов 18, импульсы с выходов которых, поступая на соответствующие входы регистров 20, производят за- 20 пись единицы в тот разряд, к которому подключен выход соответствующего одновибратора 18 или 19.

По готовности обучаемый нажимает кнопку "Экспозиция" (не показано) и сигнал с выхода генератора 11, поступив на вход мультивибратора 21, выдает единичный импульс, длительность которого равна времени экспозиции, установленному заранее. Импульс 30 с выхода мультивибратора 21, поступая через элемент ИЛИ 23 на управляющий вход ключа 24, обеспечивает подачу зажигающего напряжения с выхода источника 25 на входы индикаторов 35. 35

При этом высвечиваются .только те индикаторы и цифры на них, на которые поступают управляющие сигналы с регистров 20.

I 40

Испытуемый (обучаемый) визуально фиксирует как цифры, так и размещение индикаторов, на которых высветились эти цифры. Затем воспроизводит запомненную информацию, нажимая на кнопку 36 высветившегося индикатора и кнопку 37 цифрового ряда, соответствующую высветившейся цифре на индикаторе 35.

При нажатии на кнопку 36 происхо- g0 дит переключение выходов соответствующего регистра 20 с индикатора 35 на элемент И 38. Если в индикаторе 35 высвечивается стимул, то на вход одного из элементов И 38 поступает единичный потенциал. При правильном воспроизведении обучаемым данного стимула с помощью кнопки 37 с генератора 11 через соответствующий эле757 4 мент И 38 и элемент ИЛИ 39 в счетчик 41 записывается единица.

Если стимул или индикатор, на котором высветился стимул, указан обучаемым неверно или он не уложился в отведенное время, то только на один из входов соответствующих элементов И 38 подаются единичные потенциалы, т.е. в счетчик 41 импульс с выхода элемента ИЛИ 39 не поступает.

По окончании ответа на все высвеченные индикаторы и цифры на них счетчик 42, на который поступают импульсы с выхода элемента ИЛИ 40, переполняется. Импульс с его выхода через элементы И 31 и ИЛИ 34 поступает на информационный вход элемента ЗАПРЕТ 43. Так как на запрещающий вход элемента 43 подается нулевой потенциал с выхода элемента ИЛИ 33, то импульс с выхода элемента 43 поступает на вход элемента 44 задержки и на индикатор 9, предупредив обучаемого о допущении ошибки (и повторном предъявлении той же информации).

Спустя время задержки, равное 2 с, импульс с выхода элемента 44 выключает индикатор 9 и через элемент

ИЛИ 45 поступает на вход мультивибратора 22, который выдает одиночный импульс. Этот импульс обеспечивает повторное высвечивание индикаторов 35 и цифр на них.

Если обучаемый правильно воспроизводит всю информацию, то после воспроизведения последнего (пятого) стимула на выходе счетчика 4 1 появляется импульс переполнения, который через элементы И 30 и ИЛИ 33 поступает на вход элемента И 49 и запрещающий вход элемента 43, предотвратив включение индикатора 9, т.е. элемент 43 не пропускает импульс переполнения с выхода счетчика 42-.

Одновременно импульс с выхода генератора 11 через кнопку 37, элемент

ИЛИ 40 и элемент И 49 поступает на вход регистра 47 и передвигает единицу на следующий разряд. Единичный потенциал с выхода регистра 47 подается на вход одновибратора 19 одного из узлов и импульс с его выхода передвигает единицу в регистр 20, т.е. вносит ошибку.

С выхода элемента И 49 импульс также поступает на элемент 50 задержки, включает индикатор 51 "Укажите ошибку" и фиксирует в счетчике 48. 1305757 6 т. е. условия тренировки автоматически усложнилис ь.

20

5

Через время задержки, равное 2 с, импульс с выхода элемента 50 включа ет индикатор 51 и через элемент

ИЛИ 45 поступает на вход мультивибратора 22, который выдает одиночный импульс, Этот импульс обеспечивает высвечивание индикаторов 35 и цифр на них. Обучаемый визуально отыскивает, а затем и фиксирует индикатор, в котором обнаружил ошибку, и цифровое значение ошибки, Если обучаемый правильно воспроизводит ошибку, то последняя фиксируется счетчиком 48. Одновременно импульс с выхода элемента И 49 поступает на вход регистра 47 и пере-. двигает единицу на следующий разряд, обеспечив тем самым внесение новой ошибки.

Если обучаемый неправильно воспроизводит ошибку, то загорается индикатор 9 и снова предъявляются стимулы с той же ошибкой. Импульс с выхода элемента ИЛИ 45 поступает на второй вход счетчика 48 и устанавливает его исходное положение.

Если обучаемый правильно воспроизводит подряд девять ошибок, то счетчик 48 переполняется. Импульс пе- З0 реполнения поступает на вход регистра 28 и переводит единицу в следующее, шестое положение. На вход инвертора 27 с выхода следующего элемента И 29 через элемент ИЛИ 32 подается нулевой потенциал. Единичный потенциал с выхода инвертора 27 по-. ступает на вторые входы элементов

И 16 и 17 и обеспечивает запись дополнительной единицы в регистр 15, 40 т.е. увеличивает число предъявляемых стимулов в следующем цикле на один. Импульс с выхода сумматора 14 поступает в счетчик 26, переводит единицу в следующее положение и обес- 45 печивает появление единичного потенциала на первом входе следующего элемента И 29, на второй вход которого подается единичный потенциал с выхода регистра 28. Единичный потенциал 50 с выхода элемента И 29 поступает через элемент ИЛИ 32 и инвертор 27 и снимает единичный потенциал с вторых выходов элементов И 16 и 17, прекратив подачу тактовых импульсов. 55

Цикл повторяется сначала, аналогично указанному, обучаемому предъявляется на опознание шесть стимулов, Формула изобретения

1. Устройство для тренировки памяти обучаемого, содержащее блок предьявления учебной информации, формирователь кодов ошибок, блок задания эталонов, пульт обучаемого, блок задания времени, блок регистрации и блок управления, группа, выходов которого подключена к управляющим входам формирователя кодов ошибок, первый вход которого соединен с выходом блока регистрации, блок генераторов, первый выход которого соединен с тактовым входом блока прерывания учебной информации, информационные выходы которого соединены с входами формирователя кодов ошибок, вход считывания соединен с вторым выходом блока генераторов, входами считывания формирователя кодов ошибок, и пульта обучаемого, управляющим входом блока задания эталонов и входом запуска блока задания времени, выход которого подключен к синхронизирующему входу пульта обучаемого, выходы которого соединены с информационными входами блока регистрации, управляющий вход блока предъявления учебной информации соединен с выходом блока задания эталонов, счетный вход которого соединен с выходом блока предъявления учебной информации, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения дидактических возможностей устройства, в него введены элемент ЗАПРЕТ, индикатор повторного ввода ответа, элемент задержки, элемент ИЛИ и блок коммутации, информационные входы которого соединены с выходами группы блока задания эталонов и выходами первой и второй групп блока регистрации, первый выход блока коммутации соединен с информационным входом блока задания эталонов, второй выход — с управляющим входом элемента ЗАПРЕТ и вторым входом блока управления, а третий выход — с информационным входом элемента ЗАПРЕТ, выход которого подключен к индикатору повторного ввода ответа непосрецственно и через элемент задержки, первый и второй выходы блока управления соединены соответственно с управляющим входом блока

Сбставитель О.Болдырев

Техред А.Кравчук Корректор С.Черни

Редактор И.Шулла

Заказ 1458/50 Тираж 434 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113335, .Москва, .Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

7 1305757 8 коммутации и первым входом элемента вые входы которых являются информа ИЛИ, выход которого соединен с вто- ционными входами блока, а вторые рым входом запуска блока задания вре- входы подключены к соответствующим мени, а второй вход соединен с выхо- выходам сдвигового регистра, выходы дом элемента задержки. элементов И первой, второй и третий

2. Устройство по п.1, о т л и- групп подключены к входам соответч а ю щ е е с я тем, что блок комму- ственно первого, второго и третьего тации содержит сдвиговый регистр, элементов ИЛИ, выходы которых являютвход которого является управляющим ся. соответственно первым, вторым и входом блока, группы элементов И, пер-!О третьим выходами блока.

Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебнотренировочным устройствам, может быть использовано, для контроля работы оператора в процессе обучения и при оценке динамики их работоспособности по показателям качества деятельности

Изобретение относится к имитатору визуальной обстановки тренажера транспортного средства и обеспечивает приближение условий имитации к реальным

Изобретение относится к моделирующим стендам различных транспортных средств и обеспечивает точность имитацииза счет моделирования ухудшения видимости в сложных метеоусловиях

Изобретение относится к инженерной психологии, в частности к тренажерам , и позволяет повысить точность оценки путем непрерывного анализа эмоционального состояния оператора

Изобретение относится к области тренировки выполнения трудовых операций , в частностно к тренировке сварщиков программным движениям, и позволяет расширить функциональные возможности устройства

Изобретение относится к оптическому приборостроению и позволяет увеличить угол поля зрения, улучшить качество изображения и обеспечить У,

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для формирования оптимального ритма ациклических и циклических движений в процессе тренировки спортсменов

Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для исследования процесса расширенного воспроизводства общественного продукта

Изобретение относится к техтческим средствам обучения и может быть использовано для контроля работы операторов на различных объектах

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх