Сквозная берегозащитная шпора
Изобретение относится к гидротехническому строительству, .а именно к регуляционным сооружениям активного действия. Целью изобретения является повьшение эффективности берегозащиты. Каждый массив 1 и образованные между ними каналы 6 имеют ступенчатую в плане форму и переменную .по направлению движения потока 5 высоту. Блоки 3 установлены со смещением в сторону сквозных каналов 6 в каждом последующем ряду и соединены шарнирными связями 4. В результате увеличивается турбулентность от местных завихрений , интенсивность и устойчивость циркуляционных течений, под влиянием которых насыщенные наносами придонные струи 8 отклоняются в сторону защищаемого берега. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) 01) 1 А1 (51)4 E 02 В 3/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬС ПВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA
1 (21) 3989462/29-15 (22) 12.12.85 (46) 23.05,87. Вюл, У 19 (71) Грузинский государственный дорожный научно-исследовательский и производственно-технологический комплексный институт и Грузинский политехнический институт им. В.И.Ленина (72) Н.Е,Тевдорашвили, Т.А.Шилакадзе и Ц.М.Чадунели (53) 627.421(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ,Ф 1105544, кл. Е 02 В 3/12, 1983.
Авторское свидетельство СССР
В 705055, кл. Е 02 В 3/06, 1975. (54) СКВОЗНАЯ БЕРЕГОЗАЩИТНАЯ ШПОРА (57) Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к регуляционным сооружениям активного действия. Целью изобретения явля- ется повышение эффективности берегозащиты. Каждый массив I и образованные между ними каналы 6 имеют ступенчатую в плане форму и переменную .по направлению движения потока 5 высоту.
Блоки 3 установлены со смещением в сторону сквозных каналов 6 в каждом последующем ряду и соединены шарнирными связями 4. B результате увеличивается турбулентность от местных завихрений, интенсивность и устойчивость циркуляционных течений, под влиянием которых насыщенные наносами придонные струи 8 отклоняются в сторону защищаемого берега. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1 131
Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к речным регуляционным сооружениям активного действия, и может быть использовано для защиты берегов от размыва.
Целью изобретения является повышение эффективности берегоэащиты.
На фиг.1 изображена сквозная берегозащитная шпора, вид в плане; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1 на фиг. 3— разрез Б-Б на фиг.1.
Сквозная берегозащитная шпора включает массивы 1, состоящие из блоков 2 и 3, расположенных рядами и соединенных между собой шарнирными . связями 4 в продольном направлении шпоры. Массивы 1 выполнены по направлению движения потока 5 со ступенчато уменьшающейся высотой, а в плане расширяющимися. Блоки 3 в каждом последующем по течению ряду расположены симметрично относительно центрального блока 2 первого ряда и установлены со смещением от блоков 2 и 3 предыдущего ряда в сторону сквозных каналов 6 между массивами 1. Блоки 2 первого ряда выполнены с наибольшей высотой, а блоки 3 в последующих ряДах выполнены с меньшей высотой, чем блоки 2 и 3 в предыдущих рядах. Кроме того, блоки 2 и 3 выполнены иэ отдельных элементов 7.
Сооружение работает следующим образом.
При прохождении руслоформирующих и паводковых вод придонная часть потока беспрепятственно проходит через сквозные каналы 6 и донные струи 8, насыщенные наносами, попадают в зону замедленного течения, теряют скорость, вследствие чего влекомые потоком наносы оседают на дне русла вдоль защищаемого берега. В речном потоке, проходящем через систему массивов 1 и образованных между ними каналов 6, увеличивается турбулентность от местных завихрений струй, интенсивность и устойчивость циркуляционных течений, под влиянием которых насьнценные наносами донные струи 8 отклоняются .в сторону защищаемого берега. Ступенчатая в плане форма массивов 1, расширяющаяся по направлению движения
2131 2
25
50 потока, повышает бортовую шерохова.тость сооружения и способствует плавному и постепенному гашению энергии потока, проходящего через сквозную часть шпоры. Вместе с тем, форма массивов 1 и образованных между ними каналов 6 обеспечивают интенсивность транзитного пропуска наносов через сооружение. Расположение блоков 3 со смещением в сторону сквозных каналов б и переменная высота блоков в продольном направлении массивов 1 уменьшают величину застройки шпоры и снижают гидродинамическое воздействие потока на сооружение, в результате чего уменьшается глубина местного размыва вокруг блоков и повьппается устойчивость шпоры.
Одинаковая форма и размеры элементов 7, иэ которых состоят блоки 2 и
3, обеспечивают упрощение и ускорение монтажа, сокращают потребность в рабочей силе.
Формула изобретения
1. Сквозная берегозащитная шпора, включающая массивы, состоящие из блоков, расположенных рядами и соединенных между собой шарнирными связями, и установленные с образованием сквозных каналов, отличающаяся тем, что, с целью повьппения эффективности берегоэащиты, массивы выполнены по направлению движения потока со ступенчато уменьшающейся высотой, а в плане расширяющимися, кроме того, блоки в каждом последующем по течению ряду расположены симметрично относительно центрального блока первого ряда и установлены со смещением от блоков предыдущего ряда в сторону сквозных каналов, при этом блоки первого ряда выполнены с наибольшей высотой, а блоки в последующих рядах выполнены с меньшей высотой, чем блоки в предыдущих рядах.
2. Шпора по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что блоки выполнены по высоте из отдельных элементов.
3. Шпора по пп.1 и 2, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что блоки соединены между собой шарнирными связями в продольном направлении шпоры.
1312131
6-6
Составитель Т.Мотова
Техред М.Ходанич Корректор И.Эрдейи
Редактор Н.Гунько
Заказ 1937/25. Тираж 607 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4