Тренажер телеграфистов

 

Изобретение относится к обучающим устройствам и предназначено для тренировки операторов «слепым методом работы на клавиатуре печатающих аппаратов. Цель изобретения - расщирение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит блок 1 ввода ответов (клавиатуру телеграфного аппарата ) , блок 2 сравнения (анализа ответов), блок 3 задания программы тренажа, блок 4 предъявления учебной информации и блок 5 регистрации. Новым является введение блока 3 задания программы тренажа, содержащего распределитель 9 импульсов, шесть формирователей кодов 10... 15, элемент ИЛИ 16, элемент 17 запрета, триггер 18 и элемент 19 сигнализации (звуковой индикатор), а также выполнение формирователя кодов из элемента И 20, счетчика 21, дептфратора 22. Сущность изобретения основана на использовании симметричных преобразований для познания структуры объекта. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. S 4 СО с:

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 д11 4 G 09 В 13 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H д BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

° ° у

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3969486/24-24 (22) 24. 10.85 (46) 30.05.87. Бюл. № 20 (75) С. H. Кудряшова и Н. И. Кудряшов (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР №297207, кл. G 09 В 19/00, 1969.

Авторское свидетельство СССР № 777666, кл. G 09 В 13/00, 1979.

Авторское свидетельство СССР

N597653,,кл. G 09 В 7/06, 1975. (54) ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение относится к обучающим устройствам и предназначено для тренировки операторов «слепым» методом работы на клавиатуре печатающих аппаратов. Цель изобре тения — расширение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит блок 1 ввода ответов (клавиатуру телеграфного аппарата), блок 2 сравнения (анализа ответов),. блок 3 задания программы тренажа, олок 4 предъявления учебной информации и блок 5 регистрации. Новым является введение блока

3 задания программы тренажа, содержащего распределитель 9 импульсов, шесть формирователей кодов 10...15, элемент ИЛИ 16, элемент 17 запрета, триггер 18 и элемент 19 сигнализации (звуковой индикатор), а также выполнение формирователя кодов из элемента И 20, счетчика 21, дешифратор» 22. Сущность изобретения основана на использовании симметричных преобразований для познания структ :ры объекта. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.!

3!4367

Изобретение относится к обуч а !о щим устройствам, предназначенным для тренировки операторов «слепым» методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных или кодирующих аицаратов.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет формирования навыка ориентирования для всего ноля клавиатуры путем

«слепого» нахождения символов (букв), расноложеHHblx на поле клавиатуры симметрично относительно разных, выбранных условно, осей, точек.

На фиг. 1 изображена структура предлагаемого тренажера; на фиг. 2 — функциональная схема блока сравнения.

Тренажер телеграфистов содержит бл<ж

1 ввода ответов, который выполнен в ви )e клавиатуры телеграфного аппарата, блок

2 сравнения (анализа ответов), блок 3 задания !<рограммы тренажа, блок 4 !!редьявления учебной информации и блок 5 регистрации (результатов), Блок содержит клавиатуру 6, выполненную на микровыключателях, кнопку 7

«IlycK» и кнопку 8 <Сброс», соединенную с входами блоков 3 и 5 (не показано).

Блок 3 вкл!Очает распределитель 9 импульсов кодов, формирователи 10-- !5 кодов, элемент ИЛИ !6, элемент 17 запрета, триггер 18 и элемент !9 сигнализации. Фс)рмирователи 10 — 15 содержат элемент И 20, счетчик 21 и дешифратор 22.

Блок 4 предьявления учебной информации содержит информационные табло 23-—

28, отображающие половину и Bc?o клавиатуру, табло 23 — — ось симметрии УВС, табло 24 — ось симметрии 1ЦЛБ табло 25 центральную симметричную точку Л, табло

26 -- центральну?о симметричнуб точку Л, табло 27 — ось симметрии -- средний pH„! H табло 28 — — ось симметрии, разделяющую правую и левую части клавиатуры. На первых четырех табло изображена половина клавиатуры, на двух последних — вся клавиатура.

Блок 5 включает счетчик 29 правильных ответов, счетчик 30 числа ответов и индикатор 31 «Коне!с». Блок 3 также содержит э.!емент ИЛИ 32.

Блок 2 содержит элементы И 33, элементы ИЛИ 35 и 34, элемент 36 запрета, инвертор 37 и диоды 38 (разделите.-,ьные элементы) .

Тренажер работает следующим образом.

Включают питание, нажимают KIIoIIKK 8, устанавливая распределитель 9 и c«eT»Hки

21, 29 и 30 в исходное состояние, а триггер !

8 — - в нулевое положение. Тренажер готов к работе.

Обучаемый нажимает кноп y 7. Импульс с ее выхода через элемент 31, 1)оступает 1!с! информационный вход элемента 17 и llpo. одит и 3 Вход ра сн pBдBTI итс . I я 9, так К3 к 113 за цреща!ощий вход элемента !7 подается ну.:!евой потенциал с выхода триггера 18, заIlHсав «един?!ц» в первыи разряд. Гдинич)ый потенциал с первого выхода распределителя 9 ностунает на второй вход табло 23, высветив левую половину клавиачуры и ось

УВС, относительно которой обучаемый дол< жсн определить симметричную букву, на вход триггера 18, перебросив его в единичIIoc положение, и )1

И 20, на другой )зход которого в данный момент подается импульс с выходы кнопки 7, обеспечивая прохождение им!!у<ль< а на вход счетчика 21. Сигнал <сдини<ный потенциал) с выхода счетчика 21, воздейстзуя на вход де!Иифратора 22, вызывает появление <а его выходе единичного потенциала, который поступает на один из входов табло 23. высве-! ивая на нем символ (букву), и на один из входов блока, соответствующий букве, сим«I B T p ? I

Обучаемый по высвеченной букве на таб,lo 23 мыс.)ен) о отыскивает си?!х!етричную

20 <.й букву относительно î H УВС и -1 3æHì3åT (ударяет) соответствующий ей клавиш левой клавиатуры 6, обеспечивая гоявление )13 его выходе импульса.

Если обучаемый правильно 0;<цеделил местоположение и воспроизвел соотBercTBy!0щим пальцем левой руки симметр .- ную букву на левой половине клавиатурь: :. To единичный импульс с выхода микровыключате зя к.!

35 на информационный вход злемен 3::6, на выход блока 2 и на один вхо? э.н

33, )13 другой вход которого через див-; 38

НОД3ЕТСЯ < .. СИНHЧНЬ! И IIOT<

Импульс с выхода блока 2 поступит на вход счетчика 29, зафиксировав правильный ответ, и через элемент 31 — на входы элементов 20. Так как 113 вход элемечта 20 подан

) едини шый потенциал, то импульс с его вь!хода поступи- н3 вход счетчика 21< изме )ит

cI 0 cOci 0HHHE H обесllc

Bhlxojl3 дс н!ИфраTop< 22 l!OOT), HHT H Др<< гОЙ из входов табло 23. обеснечиь высвечиван:и i!3 нем слксдук)!цей буквы Иа один из входов блока 2, соответствующий букве, симметричной высвеченной на Tабчо 23.

Обучаемый Онределяет мссгоп< ложение буKBI), симметричнои вь!свечсн)103!. ):. воспроизводит ее.

Если обу-:аемый неправильно онределил (воснр;)извел ) мс стоног!Ожен ив си ммс тр ич. ной буквы (символа), то на выходе блока 2

: 31431:7

I0

Фор !!у.(а изобретения

55 появится импульс, котОрый поступит ня Вход счетчика 30 и зафиксирует очередной ответ.

На табло 23 продолжает светиться прежняя буква. Она погаснет, если обучаемь?й правильно воспроизведет симметричную букВУ.

Если обучаемый в первом цикле правильно воспроизведет все симметричные буквы относительно оси УВС. то при правильном ответе на последнюю К-ю (К=,15) букву на выходе счетчика (К+ 1, последнем)

21 появится импульс (переполнения), который через элемент 16 поступит на элемент

19, предупреждаюший обучаемого коротки;i фоническим сигналом о выполнении первого цикла программы и необходимости снят)?я показаний со счетчиков 29 и 30, и на вход распределителя 9, переведя единицу с первого выхода HB второй выход, осуществив тем самым переход к второму циклу.

Единичный потенциал с второго выхода распред(лителя 9 поступает на вход табло

24, высветив правую половину клавиатуры и ось LLIAE, относительно которой соу«пемый должен определять симметричные буквы, и через элемент 20, ня другой Вход которого поступает импульс с выхода блока

5, — на вход счетчика 21. Сигнал с выхода счетчика 2!, воздействуя на вход дешифратора 22, вызовет появление на его выходе единичного потенциала, который поступит на один из входов табло 24, высветив на нем букву, и на один из входов блока 2, соответствующий букве, симметричной высвеченнои на табло 24.

Действия обучаемого и работа блоков, узлов и элементов тренажера в последующих циклах аналогичны описанному.

В третьем цикле обучаемый определяет симметричные буквы относительно центрально-симметричной точки В для левой половгны клавиатуры, в четвертом цикле — относительно точки Л для правой половины клавиатуры, в пятом цикле — относительно оси среднего ряда всей клавиатуры, в шестом цикле — относительно оси, разделяющей правую и левую части клавиатуры. После каждого цикла обучаемый снимает показания со счетчиков 29 и 30.

При правильном ответе на последнюю п-ю симметричную букву в шестом цикле, на выходе счетчика 21 появится импульс, который поступит на индикатор 31, засветив транспарант «Конец» и оповестив обучаемого об окончании тренировки, и на вход триггера 18, перебросив его в нулевое положение. Тренажер готов к повторной треНИРОВКЕ.

По окончании тренажа обучаемый отдает результаты тренировки, снятые со счетчиков 29 и 30, преподавателю для анализа.

Использование предлагаемого изобретения при подготовке телеграфистов расширяет дидактические возможности тренажеров тяк как В основу познания структуры объекта (клавиатуры телеграфного аппарата) положен принцип симметричных преобразо«яний, позволяющий установить основные свойства изучаемого объекта, ос гающиеся инвариангнь(ми огносительно проводимых пре()оразован.iй. Пpii освоении клаBHBTvpbl телеграфного аппарата в качестве такого и . варианта Выступает расстояние между заданнйм и иско Ib!.";I клавишами относительно

Определенной Оси или точки, Опираясь на него, обучаемым удается достаточно легко выработать целостное представление о взаимном расположении клавиш и о всей структуре построения клавиатуры телеграфного аппарата.

Формировя:IHi целосTHol буквенно-пространстве; но! о ирс сстявления о всем поле кла

BHaTypbI осуп?еств iHeica путем выполнения комплекса упражнеHHй на отыскание симво;lа (букв), Hмметричных заданным относительно оси УВС и точки В левой и оси

Ш.1Б и точки Л правой половины клавиатуры, оси срел(!его ряда и оси, рязделяю:и"H прявук) и лс!3у!О части — лля всей кля-!

3и?1т ры. OTpB(OTHB таких х Г1ражнении, требующих достаточно напряженной мыслительной деятельности, Лает возможность прочно усвоить взаимное расположение символов на клавиатуре телеграфного аппарата, сократить время. затрачиваемое при переходе от одного клавиша клавиатуры к другому без зрительного контроля, не требует обязательного возвращения пальцев в исходную позицию и обеспечивает высокую безошибочность (заботы.

1. Тренажер телеграфиста, содержащий блок ввода ответов, информационные выходbl которого сое ?инены с соответствующими входами первой группы блока сравнения, Выходы результата и синхронизации котороI o соединены с соответствуIoLUHMH входами блока регистрации, и блок предъявления учебной информации, ог.)ичаюи(ийс)? тем, что, с целью раси?и р(. 1?ил дида ктичсских Возможностей тренажера. в него введен блок задания программы тренажа, состоящий из формирователей колов, распределителя импульс(из, элемеHTB запрета. триггера, первого и второго элементов ИЛИ и элемента сигналиBBöHH, вход которого соединен с выходом псpBolo элемента ИЛИ. подключенным к информационному входу распределителя имИУ,1ьсов, УИРавляюп(!IЙ Вх01 к01 ОРОГО соединен с выходом элемента запретя, я BblxoДЬ1 — — С . 00 Гl)Е((. ?133 ЮП(И ii!! \ П,)i! В, !ЯК)ЩИ МИ

Входами блока 1!ре1.ьяв1С((и?! 3 (с()ИОЙ пн(1)0?Р)мации и и!!(?)ОР,11) II li0!iiiiil 3! и 1 .x():L(3 ми cO0TI3c1(1 I3(1011((ix (I)()Pì((1)013 1 I (л(. Ii v()LOB, мпPI3 B1HK) II(1I0 13Xi) (К,) f()P bi X 11() 1К 1, 1(НЫ К ВЫхОлх 13тороl (i = . i c . (1 ;i 1 3, 11 !.: i);i !3.(Я(ощие

13!4367

Составитель A. Карлов

Редактор Ю. Середа Техред И. Ве1зес Корректор 1:. Рогнко

Заказ 2010/51 Тираж 434 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитега СССР по делам изобретений и откоыт .й ! 13035, Москва, 7K — 35, Раугнская наб., д. 4,5

Производственно полиграфическое предприятие, г Ужгоро,н ул.!1роектная, 4 выходы — к соответствующим входам первого элемента ИЛИ, а информационные выход — к соответствующим информационным входам блока предъявления учебной информации и к соответствующим входам второй группы блока сравнения, выход результата которого соединен с первым входом второго элемента ИЛИ, второй вход которого подключен к управляющему выходу блока ввода ответов, информационный вход элемента запрета подключен к выходу второго элемента ИЛИ,.а разрешающий вход — к выходу триггера, R-вход которого соединен с первым выходом распределителя импульсов, а S-вход — с выходом одного из формирователей кодов, подкл!оченным к индикаторному входу блока регистрации.

2. Тренажер по и. 1, отличающийся тем, что в нем каждый формирователь кодов содержит элемент И, первый и второй входы которого являются соответственно информационным и управляющим входами формирователя, счетчик, вход которого сосдине«с выходом элемента И, а выход переполнения является управляющим выходом формирователя, и дешифратор, входы которого подключены к соответствующим выходам счетчика, а выходы являются соответствующими информационными выходами формирователя.

Тренажер телеграфистов Тренажер телеграфистов Тренажер телеграфистов Тренажер телеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам для формирования и контроля двигательных навыков, и может быть использовано для тренировки телеграфистов на первом этапе обучения

Изобретение относится к обучающи.м устройствам, предназначенным для обучения операторов «слепым методом работы на клавиатуре печатающих, наборных и кодирующих аппаратов

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов "слепым" методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре телетайпа, и является усовершенствованием основного изобретения по авт.св

Изобретение относится к телеграфии

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам

Изобретение относится к обучающим машинам

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов
Наверх