Муфта свободного хода

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах. Целью изобретения является повьшение безопасности движения за счет автоматического отключения ведомого вала при ff 16 // & (Л Z5 со vj ts: /4 U- Ч ipus.l

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (дУ 1 Р 16 Р 41/06, В 60 К 17/26

/ц .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (/ 2 <

Н А ВТОРСН0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3911320/25-27 (22) 06.06.85 (46) 15.06.87. Бюл. ¹- 22 (72) M.Ï. Бояринцев (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1283449, кл. F 16 D 41/06,05.06.85.

SU 1317200 А 1 (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах. Целью изобретения является повьппение безопасности движения за счет автоматического отключения ведомого вала при

1 317200

Ю

ЗО

35 увеличении частоты вращения. Муфта свободного хода состоит иэ ведущей звездочки 1, ведомой обоймы 2, расположенных в клиновых полостях основных и дополнительных заклинивающих роликов (Р). Управляющее устройство выполнено в виде диска 7, взаимодействующего с основными P и с шариками (Ш) 9, расположенными в гнездах звездочки. На звездочке шарнирно установлены рычаги 16, одни концы которых прижаты пружинами к шайбе 19, а другие могут. взаимодействовать с Ш 9.

На обойме установлены центробежные грузы 22, взаимодействующие с шайбой

19. На ведомом валу установлена втулИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах.

Целью изобретения является повышение безопасности движения за счет автоматического отключения ведомого вала при увеличении частоты вращения.

На фиг. 1 показана муфта, осевой разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг.l; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — диск управляющего устройства; на фиг. 5 — сечение

В-В на фиг. 1.

Муфта свободного хода состоит из ведущей звездочки 1, ведомой обоймы

2, расположенных между ними в симметричных клиновых полостях 3 и 4 звездочками заклинивающих основных 5 и дополнителъных роликов 6.Муфта имеет управляющее устройство, установленное на торце звездочки„ которое состоит из диска 7 с выступами 8 на одном торце, расположенными в клиновых полостях 3 со стороны узкой части клина с воэможностью взаимодействия с основными роликами 5 при окружном перемещении диска 7.

Центробежное выключающее устройство состоит из нажимного элемента в виде шариков 9, расположенных в Г-образных гнездах 10 на звездочке, и упоров ll, закрепленных наклонно на другом торце диска 7 и образующих с поверхностями гнезда 10 острые углы.

Пружины 12, прижимающие упоры 11 к

1 ка 24 с возможностью регулировочного перемещения. Шайба 19 подпружинена пружиной 26 в направлении центробежных грузов. Вращение передается в обоих направлениях от звездочки к обойме. Принудительное расклинивание основных P осуществляется поворотом диска 7 при перемещении Ш 9 под действием центробежных сил. Выключение

Ш 9 осуществляют двуплечими рычагами

16 посредством центробежных грузов

22 через шайбу 19. Регулировку выключающей силы осуществляют изменением усилия пуржин 26 при перемещении втулки 24. 1 э.п. ф-лы, 5 ил.

2 шарикам 9, расположены между упорами 11 и опорами 13 на звездочке. В диске имеются монтажные пазы 14.

На звездочке 1 на кронштейнах 15 .в зоне гнезд 10 шарнирно установлены двуплечие. рычаги 16, одними концами 17 взаимодействующие с шариками

9, а другие концы 18 рычагов прижаты к шайбе 19 пружинами 20, установленной соосно звездочке 1. В радиальных пазах 21 ведомой обоймы 2 расположены центробежные грузы 22, к которым прижата шайба 19. На ведомом валу 23 подвижно установлена втулка

24 со штоками 25, на концах которых расположены пружины 26, прижимающие шайбу 19 к грузам 22.

Муфта работает следующим образом.

Транспортное средство может двигаться в тяговом режиме при любых оборотах ведущей звездочки 1 и при любом положении диска 7, так как выступы в клиновых полостях 3 не мешают работе. В режиме торможения двигателем транспортное средством может двигаться только при минимальных оборотах ведущего вала со звездочкой 1.

При таких оборотах центробежные силы, развиваемые шариками 9, недостаточны для преодоления усилия пружин 12. В таком положении диска 7 выступы 8 не препятствуют заклиниванию муфты при ускоренном вращении обоймы 2 относительно звездочки по часовой стрел3 131 ке (фиг. 2), что обеспечивает торможение двигателем.

С увеличением оборотов звездочки

1 центробежные силы шариков 9 возрастают настолько, что они, преодолевая сопротивление пружин 12 сжатия, перемещаются от центра вращения по гнезду 10 в сторону сужения и поворачивают диск 7 с выступами 8 по часовой стрелке (фиг. 3). В таком положении диска 7 заклинивание муфты при ускоренном вращении обоймы 2 относительно звездочки 1 по часовой стрелке исключается, а транспортное средство может двигаться в режиме наката.

Перемещением втулки 24 вдоль оси ведомого вала устанавливается определенное натяжение пружин 26, соответствующее выбранной максимальной скорости вращения ведомого вала 23 при. движении транспортного средства накатом. При превышении установленной максимальной скорости вращения ведомого вала центробежные силы, развиваемые грузами 22, превышают суммарную величину сил, действующих на шайбу 19 от пружин 26 и 20, и центробежных сил, развиваемых шариками 9 с учетом противодействия пружин 12. В результате грузы 22 перемещаются в радиальном направлении от центра вращения и передвигают шайбу 19 влево по фиг. 1. Под воздействием шайбы 19 двуплечие рычаги 16 поворачиваются против часовой стрелки (фиг. 1) и перемещают шарики 9 к центру муфты.

Упоры 11 под действием пружин 12 поворачивают диск 7 против часовой стрелки (фиг. 3), управляющее устройство отключается, при этом муфта работает на самозаклинивание в обоих направлениях взаимного вращения звездочки 1 и обоймы 2.

7200 4

Формула изобретения

1. Муфта свободного хода, преимущественно для транспортных средств, содержащая ведущую звездочку, ведомую обойму, расположенные между ними в симметричных клиновых полостях основные и дополнительные эаклинивающие ролики, установленные на торце звездочки управляющее устройство в виде

10 диска с выступами на торце, расположенными в клиновых полостях со стороны узкой части клиньев с возможностью взаимодействия с основными роликами при окружном перемещении диска, центробежное выключающее устройство, связанное с диском посредством нажимных элементов, установленных на звездочке, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности за счет

20 автоматического отключения ведомого вала при увеличении частоты вращения, она снабжена рычагами, шарнирно установленными на звездочке с возможностью взаимодействия одними концами с нажимными элементами выключающего устройства, центробежными грузами, размещенными в выполненных в обойме радиальных пазах, и шайбой, размещенной между грузами и другими концами рычагов, последние подпружинены относительно звездочки, причем число рычагов равно числу нажимных элемен:тов выключающего устройства.

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ю35 щ а я с я тем, что, с целью регулировки момента отключения, она снабжена втулкой, установленной с возможностью регулированного перемещения вдоль оси муфты, штоками, за40 крепленными одними концами на втулке и размещенными в выполненных на шайбе отверстиях, и пружинами, расположенными между свободными концами штоков и шайбой.

1317200

1317200

Составитель Е.Савостин

Техред Л.Олийнык

Корректор М.Шароши

Редактор И.Рыбченко

Заказ 2405/32 Тираж 811

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению и может применяться для обеспечения передачи вращения в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в .механизмах для односторонней передачи крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ведущим мостам авто-мототранспорта, снабженным дифференциальными механизмами для обеспечения нежесткой кинематической связи между колесами ведущего моста

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей автомобилей и сельхозмашин
Наверх