Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к методам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - повьшение достоверности и информативности путем разграничения исправимого и неисправимого брака за счет обеспечения измерения фазы зацепления и пятна контакта. Это достигается за счет того, что в приборе для контроля межосевого расстояния измерительное колесо выполнено из токопроводяищх дисков с токосъемником и введен датчик фазы зацепления. При обкатке колес периодически с заданной дискретностью кроме измерения межосевого расстояния контролируют фазу зацепления, мгновенное пятно контакта и электрическое сопротивление , соответствукшр1е контролируемой фазе зацепления. При обработке информации определяют причину резкого изменения колебания межосевого расстояния , обусловленного.забоинами, заусенцами или случайными частицами на поверхности зубьев. 4 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECl1VSflHH

А1

09) (111 (51)4 G 01 В 5 20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

0ПИСАНИК ИЗОБРКткНия j»

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3958274/25-28 (22) 01. 10. 85 (46) 15.06.87. Бюл. Ф 22 (72) В.Н. Соболь, Н.Э. Тернюк и Б.С. Котляров (53) 531.717.2:62 1.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 724910, кл. G 01 В 5/20, 1980. (54) СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ДВУХПРОФИЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ KGHEC (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам контроля зубчатых колес. Цель изобретения— повышение достоверности и информативности путем разграничения исправимого и неисправимого брака за счет обеспечения измерения фазы зацепления и пятна контакта. Это достигается за счет того, что в приборе для контроля межосевого расстояния измерительное колесо выполнено из токопроводящих дисков с токосьемником и введен датчик фазы зацепления.

При обкатке колес периодически с заданной дискретностью кроме измерения межосевого расстояния контролируют фазу зацепления, мгновенное пятно контакта и электрическое сопротивление, соответствующие контролируемой фазе зацепления. При обработке информации определяют причину резкого изменения колебания межосевого расстояния, обусловленного забоинами, заусенцами или случайными частицами на поверхности зубьев. 4 ил.

1 13172

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес, Цель изобретения — повышение достоверности и информативности путем разграничения исправимого и неисправимого брака за счет обеспечения измерения фазы зацепления и пятен:; контакта.

На фиг, 1 показана схема устройства для реализации способа комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема определения мгновенного пятна контакта по длине и высоте зубьев в пределах суммарного пятна контакта; на фиг.4 мгновенный контакт с учетом дефектов на поверхности зуба контролируемого колеса типа "забоина " и "случайная 20 частица".

На чертежах обозначено: awr — измерительное межосевое расстояние;

R — правый профиль зуба; L = левый профиль зуба; К„ — точка, определяющая фазу q „ зацепления измерител:ьного колеса; К вЂ” такая же точка для контролируемого колеса; ц„, „ — фазы измерительного и контролируемого колес соответственно; h — размер 30 суммарного пятна контакта по высоте зуба; Ь вЂ” размер, определяющий мгновенную высоту пятна контакта, 1-;— размер суммарного пятна контакт . вдоль линии зуба; 1,, 1, 1 — длины мгновенного пятна контакта вдоль линии зуба;- S — размер, характеризующий высоту забоины над поверхностью зуба контролируемого колеса или толщину случайной частицы на боковой поверхности зуба.

Устройство для реализации способа включает в себя прибор для двухпрофнльного контроля, на котором установлено измерительное колесо 1, состоящее из набора токопроводящих дисков 2, например, стальных и диэлектрических прокладок 3 и 4, например, выполненных из эпоксидной смолы, оправку 5, кинематичеаки связанную с приводом 6. Диски и прокладки выполнены с толщиной, равной (О,, 10,2) m, где m — модуль измерительного колеса 1. Этим обеспечивается требуемая разрешающая способность прибора, 55 реализующего способ. Токосъемник 7, подключенный так, что ток снимается с каждого диска 2 измерительного колеса 1 раздельно по правым К и ле69 2 вым 1. профилям. При этом сигналы подаются на вычислительный блок 8, усиленные в усилителе 9 и преобразованные в преобразователе 10 для согласования с входом вычислительного блока

8. К вычислительному блоку 8 подключен датчик 11 измерения фазы заИ цепления измерительного колеса 1.

Контролируемое колесо 12 закрепляется на опраке 13, которая устанавливается на подшипниках 14 в каретке 15, имеющей возможность перемещения в корпусе 16, Каретка 15 подпружинена пружиной 17, что обеспечивает беззазорное зацепление измерительного колеса 1 с контролируемым колесом 12, Результаты измерения из- мерительного межосевого расстояния регистрируются датчиком 18, связанным с вьгчислительным блоком 8. На контролируемое кслесо 12 может подаваться ток от источника 19 тока. Результаты контроля могут индицироваться на индикаторе-регистраторе 20.

Способ осуществляется следующим образом.

Измерительное колесо 1 вводят в двухпрофильное зацепление с контролируемым колесом 12. Предварительно измерительное колесо 1 устанавливают в исходное положение так, чтобы точка К„ соответствовала начальной фазе зацепления, при которой угол Ч„ равен О. К контролируемому колесу 12 подают ток от источника 19 тока и измерительному колесу 1 сообщают вращение от привода 6. Текущее значение угла q „ постоянно измеряют датчиком

11 и сообщают в вычислительный блок

8. Одновременно измеряют электрическое сопротивление на дискретных участках мгновенного пятна контакта измерительного колеса 1 и контролируемого колеса 12, для .чего с токосъемника 7 ток подают в усилитель 9, пре-, образователь 10 и вычислительный блок

8. Дискретность обеспечивается тем, что электрическое сопротивление измеряется по каждому диску 2 раздельно. Измеряют величину межосевого расстояния датчиком 18, о которого нал также подают в вычислительный блок 8.

Б вычислительном блоке 8 все поступившие сигналы от датчиков для каждого дискретного участка пятна контакта сопоставляют со сРедними кх значениями, вьщеляют экстремаль1317269

Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что производят обкатку контролируемого и измерительного колес, регистрируют величину текущего приращения измерительного межосевого расстояния и по полученным данным определяют колебания межосевого расстояния, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения достоверности и информативности, во время обкатки измеряют фазу зацепления, соответствующие ей длины мгновенных пятен контактов и величину электрических сопротивлений дискретных участков поверхностей, расположенных в пределах этих пятен, раздельно по правым и левым профилям зубьев, которые учитывают при определении колебания. ные отклонения и делают заключение о характере дефекта, если он имеется, или о годности контролируемого колеса 12. Результат регистрируется индикатором 20. По результатам контроля колесо 12 направляется в один из потоков, соответствующих, например, годным деталям, исправимому браку и т.д.

Разделение деталей благодаря полу-1р чению дополнительной информации производится следующим образом.

Если выделенные в вычислительном блоке 8 экстремальные значения измерительного межосевого..расстояния, 15 измеренного датчиком 18, находятся в пределах установленного допуска, то независимо от сигналов других датчиков на индикаторе 20 фиксируется сигнал о том, что деталь годная, и, при необходимости, значения величин двухпрофильных погрешностей.

Если же экстремальные значения измерительного межосевого расстояния выходят за пределы допусков по об- 25 щей составляющей (по колебанию измерительного межосевого расстояния за оборот колеса) по циклической.составляющей (колебанию измерительного межосевого расстояния на одном зубе) 30 или по предельным отклонениям измерительного межосевого расстояния, в расчет принимают показания остальных датчиков, определяющих фазу зацепления, соответствующие фазе длины мгновенных пятен контакта и величины электрических сопротивлений дискретных участков поверхностей, расположенных в пределах этих пятен раздельно по правым и левым профилям 40 зубьев.

По фазе зацепления устаналивают местоположение экстремальных отклонений. B этих же местах определяют длины мгновенных пятен контакта и их расположение (на правом или левом профиле).

Сравнивая длины мгновенных пятен контакта 1„, 1,..., 1„ на дискретных (унифицированных участках) с их средними значениями (1 ср) для колес этой степени точности (по ГОСТ-16ч381), определяют характер погрешности.

Если 1. (1 и при этом данное соотношение имеет место только на одном из профилей, то погрешность местная, случайная. Если 1; Ъ 1ср или 1; 4 leap для обоих профилей, то погрешность закономерная, 4

По характеру местного колебания измерительного межосевого расстояния вблизи измеренной фазы определяется степень локализации погрешности по высоте зуба. Вместе с длиной это дает полную информацию о размерах дефекта.

Если, при 1 (1 электрическое сопротивление этого участка, измеренное в цепи контролируемое колесо— токопроводящие диски измерительного колеса, меньше среднего значения, соответствующего измеренной локализации по высоте зуба, то в данном случае имеет место либо прилипшая случайная частица, либо завернутая заусеница, либо забоина, либо впадина, (причем длина впадины меньше модуля колеса). В этом случае колесо должно классифицироваться как исправвимый брак.

По характеру измеренного электрического сопротивления участка с дефектом при различных частотах тока определяют соответствие материала дефекта материалу контролируемого колеса, Это возможно, поскольку pasличные материалы по-разному изменяют величину проводимости в зависимости от частоты тока.

Таким образом, благодаря дополни,тельной информации повышается досто1 верность контроля и обеспечивается возможность автоматической сортировки деталей по видам дефекта.

Формула изобретения

1317269

1317269

1317269

Составитель Б. Афонский

Техред Л.Олийнык Корректор А. Зимокосов Редактор I(. Волощук

Заказ 2411/35 Тираж 677 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Л(-35,, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес 

 

Похожие патенты:
Наверх