Устройство для запирания и отпирания боковых бортов кузова самосвала

 

Изобретение касается транспортных средств. Цель - повышение эксплуатационной надежности. Привод содержит запор 1, шарнирно закрепленный в верхней части кузова и взаимодействующий с цапфой 3 бокового борта 4, шарнирно соединенную с запором 1 одним концом через тягу 10, подпружиненную относительно кузова, жестко установленный на раме упор 18, шарнирно закрепленный на кузове одноплечий рычаг 7, имеющий жестко закрепленную на нем рукоятку 9 и ось 8, при помош,и которой другой конец тяги 10 соединен с рычагом 7. В зоне поворота рычага 7 для взаимодействия с ним на жестко закрепленной на раме опоре 13 установлен шарнирно на оси 15 фиксатор 16. При подъеме кузова на боковую сторону выступ рычага 7 выходит из зоны действия фиксатора 16 и за счет взаимодпействия с упором 18 поворачивает рычаг 7 по часовой стрелке. При этом тяга 10, поднимаясь вверх, поворачивает запор 1, происходит отпирание цапфы 3, и боковой борт 4 открывается. При опускании кузова, подъеме бокового борта 4, повороте против часовой стрелки вручную фиксатора 16 и рычага 7 рукояткой 9 детали привода возвращаются в исходное положение, затем фиксатор 16 поворотом вручную по часовой стрелке возвращается в исходное запертое положение. 6 ил. с О) н СО 00 4 О1 I / г 7J I5W7

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (5D 4 В 60 P 1 26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3890903/27-11 (22) 29.04.85 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (71) Головное конструкторское бюро по тракторным и автомобильным прицепам (72) К. В. Манзадей, Е. М. Макшев и В. И. Карпов (53) 629.114.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1009836, кл. В 60 P 1/32, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПИРАНИЯ

И ОТПИРАНИЯ БОКОВЫХ БОРТОВ КУЗОВА САМОСВАЛА (57) Изобретение касается транспортных средств. Цель — повышение эксплуатационной надежности. Привод содержит запор 1, шарнирно закрепленный в верхней части кузова и взаимодействующий с цапфой 3 бокового борта 4, шарнирно соединенную с запором 1 одним концом через тягу 10, подпружиненную относительно кузова, жестко установленный на раме упор 18, шар„„Я0„„1318450 А 1 нирно закрепленный на кузове одноплечий рычаг 7, имеющий жестко закрепленную на нем рукоятку 9 и ось 8, при помощи которой другой конец тяги 10 соединен с рычагом 7. В зоне поворота рычага 7 для взаимодействия с ним на жестко закрепленной на раме опоре 13 установлен шарнирно на оси 5 фиксатор 16. При подьеме кузова на боковую сторону выступ рычага 7 выходит из зоны действия фиксатора 16 и за счет взаимодпействия с упором 18 поворачивает рычаг 7 по часовой стрелке. При этом тяга 10, поднимаясь вверх, поворачивает запор 1, происходит отпирание цапфы 3, и боковой борт 4 открывается. При опускании кузова, подъеме бокового борта 4, повороте против часовой стрелки вручную фиксатора 16 и рычага 7 рукояткой 9 детали привода возвращаются в исходное положение, затем фиксатор 16 поворотом вручную по часовой стрелке возвра щается в исходное запертое положение. 6 ил.

1318450

Формула изобретения

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к приводу для управления боковым бортом самосвального кузова.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности.

На фиг. 1 изображено устройство в запертом положении бокового борта, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фи г. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — 6 — узел 1 на фиг. 1.

Устройство содержит запор 1, шарнирно установленный на торцовом борту 2 кузова и взаимодействующий с цапфой 3 бокового борта 4. На основании 5 кузова на оси 6 установлен двуплечий рычаг 7, имеющий ось 8 и жестко закрепленную на нем рукоятку 9. Ось 6 жестко установлена на основании 5 кузова и является осью качания двуплечего рычага 7, одно плечо которого через ось с помощью тяги 10 шарнирно соединено с запором 1, причем в запертом положении запора 1 ось тяги 10 находится за осью 6 качания двуплечего рычага 7 (за «мертвой» точкой) на некотором плече ai. На тяге 10 установлена пружина 11, перемещение которой ограничено опорой 12, укрепленной на торцовом борту 2,и запором 1.

В зоне второго плеча двуплечего рычага 7 для взаимодействия с ним на опоре 13, жестко закрепленной на раме 14 самосвала, установлены шарнирно,на оси 15 фиксатор 16, закрепленный с помощью фрикционных шайб 17 (например, из капрона) резьбовым соединением, и упор 18, причем последний может быть съемным.

Роль жестко установленного на раме самосвала упора для взаимодействия с вторым плечом двуплечего рычага 7 может служить ребро опоры 13. Для взаимодействия с фиксатором 16 на двуплечем рычаге 7 может быть установлен упор (например, в виде выступа). Аналогичное устройство установлено с другого торца бокового борта 4.

Устройство работает следующим образом.

При подъеме кузова на боковую сторону для разгрузки происходит его поворот на осях опрокидывания, в результате чего второе плечо двуплечего рычага 7 выходит из зоны действия фиксатора 16 и за счет взаимодействия с упором 18 поворачивает двуплечий рычаг 7 по часовой стрелке.

При этом происходит переход тяги через

«мертвую» точку, подъем ее вверх, поворот запора 1 и отпирание цапфы 3 бокового борта 4, который под действием собственного веса и давления груза открывается. В открытом положении устройс гво удерживается пружиной 11, ось действия силы Р которой располагается на некотором плече а относительно оси 6 качания двуплечего рычага 7.

После опускания кузова, поворота вручную фиксатора 16 против часовой стрелки, подъема бокового борта 4, поворота против часовой стрелки двуплечего рычага 7 рукояткой 9 детали устройства возвращаются в исходное запертое положение, оси тяги 10 и действия силы Р> пружины 11 переходят через «мертвые» положения и блокируют двуплечий рычаг 7,создаются моменты P ai и Piai (где Pi — сила, возникающая в тяге 10 от натяжения деталей устройства и давления груза на борт), равнодействующей которых будет фиксирующий момент.

После поворота двуплечего рычага 7 фиксатор 16 вручную поворотом по часовой стрелке возвращается в исходное запертое положение, причем дальнейший его поворот по часовой стрелке от запертого положения невозможен из-за упирания в ребро опоры 13 (или в расположенный на ней .выступ).

При опущенном кузове на стоянке или, что особенно важно, при движении транспортного средства в случае возникновения внешних или других воздействий, приводящих к повороту двуплечего рычага 7 и, соответственно, к открыванию запора 1, даже при небольшом его повороте происходит упирание тыльной стороны второго его плеча в опорную поверхность P фиксатора 16 и дальнейший его поворот прекращается, запор 1 остается в запертом положении.

Для отпирания запора 1 вручную рукояткой 9 необходимо предварительно открыть фиксатор 16, для чего поернуть

его против часовой стрелки до выхода из зоны поворота двуплечего рычага 7. Фиксатор 16 удерживается в открытом или запертом положениях силой трения, созданной между фрикционными шайбами 17, поверхностями самого фиксатора 16 и опоры

13 натяжкой резьбового соединения на оси 15.

При необходимости произвести подъем кузова без открывания бокового борта предварительно производят перестановку упора 18 на 180 .

Предлагаемое устройство обеспечивает надежное запирание бокового борта за счет двух переходов: тяги 10 и направления силы действия пружины 11 через «мертвые» положения, а также жесткого упора в виде фиксатора 16. Устройство позволяет производить отпирание бортов автоматически и вручную.

Устройство для запирания и отпирания боковых бортов кузова самосвала, содержащее шарнирно закрепленный в верхней части кузова запор борта, шарнирно соединенную с ним одним концом подпружиненную относительно кузова тягу, другой

1318450 з конец которой шарнирно закреплен на одном плече двуплечего рычага, шарнирно установленного на кузове, несущего рукоятку и взаимодействующего другим плечом с жестко смонтированным на раме упором, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, оно снабжено фиксатором, шарнирно закрепленным на раме с возможностью установки его в два положения соответственно — вза и модействия с другим плечом двуплечего рычага и освобождения этого плеча.

13j8450

t4 1З

Фиг, 17

15 1б

Фиг 5

Фиг.б

Составитель Т. Терешкина

Редактор M. Бланар Техред И. Верес Корректор A. Зимокосов

Тираж 598 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 3035, Москва, )К вЂ” -35, Раушская наб., д. 4/5

Г!роизводственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для запирания и отпирания боковых бортов кузова самосвала Устройство для запирания и отпирания боковых бортов кузова самосвала Устройство для запирания и отпирания боковых бортов кузова самосвала Устройство для запирания и отпирания боковых бортов кузова самосвала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транснорту и может быть использовано для перевозки строительных сыпучих грузов

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к области транспорта , а именно к безрельсовым самосвальным тр.анспортным средствам

Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для перевозки и механизированной погрузки и разгрузки малотоннажных и среднетоннажных контейнеров

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для встряхивания кузова автомобиля-самосвала

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для управления перемещением заднего или бокового борта самосвального кузова

Изобретение относится к мусоросборникам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях самосвальных транспортных средств, предназначенных для перевозки различных грузов, включая сыпучие и текучие материалы, такие, например, как зерно, растворы строительных материалов, а также вязкие жидкие составы, транспортируемые при очистке сточных вод, ликвидации последствий паводков, наводнений, селевых завалов и др

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению, а именно к самосвальным прицепам для транспортировки сельскохозяйственных грузов и дозированной раздачи кормов из кузова

Изобретение относится к транспорту, а именно к транспортным средствам, приспособленным для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в условиях агропромышленного комплекса

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к кузовам грузовых транспортных средств, предназначенных преимущественно для перевозки и выгрузки обводненной горной массы с включением крупных валунов
Наверх