Способ подготовки природного газа к транспорту

 

Изобретение относится к способам подготовки природного газа к транспорту нутем выделения из него воды и углеводородного конденсата, может быть использовано в газовой и нефтехимической промышленности и позволяет повысить эффективность процесса за счет извлечения из газа целевых компонентов Сз.выстие И снижения газонзсыщенности получаемого конденсата. Способ предусматривает разделение исходной газоконденсатной смеси на газовую и жидкую фазы. В качестве последней ступени разделения используют абсорбер-сепаратор. Он условно состоит из верхней, средней и нижней частей. В верхней части осуществляют противоточное контактирование отсепарированного газа с дегазированным и охлажденным конденсатом , выделенным на предыдущих ступенях разделения исходной смеси. В средней части абсорбера-сепаратора газа сепарируют жидкую фазу, сконденсировавип юся при охлаждении перед последней ступенью разделения. В нижней части осуществляют дегазацию предварительно нагретого конден сата, поступающего из верхней и нижней частей, и противоточное контактирование газа дегазации с конденсатом, выделенным в средней части абсорбера-сепаратора. 1 ил. (Л со 00 tvj

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 25 J 3/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1245826 (21) 3933938/23-26 (22) 25.07.85 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт природных газов (72) А. С. Мелков, Е. Н. Туревский, В. И. Елистратов, Г. К. Зиберт, Д. LI,. Бахшиян, Т. М. Бекиров, В. С. Юшина, Л. Г. Чикалова, С. Т. Пашин, Б. А. Сумский и В. Ф. Кравченко (53) 621.59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1245826, кл. F 25 J 3/00, 1983. (54) СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПРИРОДНОГО ГАЗА К ТРАНСПОРТУ (57) Изобретение относится к способам подготовки природного газа к транспорту путем выделения из него воды и углеводородного конденсата, может быть использовано в газовой и нефтехимической промышленности и позволяет повысить эффективность процес„„SU„„1318770 А 2 са за счет извлечения из газа целевых компонентов С,+,„„„„, и снижения газонасыщенности получаемого конденсата. Способ предусматривает разделение исходной газоконденсатной смеси на газовую и жидкую фазы.

В качестве последней ступени разделения используют абсорбер-сепаратор. Он условно состоит из верхней, средней и нижней частей.

В верхней части осуществляют противоточное контактирование отсепарированного газа с дегазированным и охлажденным конденсатом, выделенным на предыдуших ступенях разделения исходной смеси. В средней части абсорбера-сепаратора газа сепарируют жидкую фазу, сконденсировавшуюся при охлаждении перед последней ступенью разделения. В нижней части осуществляют дегазацию предварительно нагретого конден сата, поступающего из верхней и нижней частей, и противоточное контактирование газа дегазации с конденсатом, выделенным в средней части абсорбера-сепаратора, 1 ил.

1318770

10

50 с5

Изобретение относится к способам подготовки природного газа к транспорту путем выделения из него воды и углеводородного конденсата, может быть использовано в газовой и нефтехимической промышленности и является усовершенствованием изобретения по авт. св. Хе 1245826.

Цель изобретения — повышение эффективности процесса за счет дополнительного извлечения из газа целевых компонентов

С,+„,„, и снижения газонасыгценности жидкого углеводородного продукта. На чертеже представлена схема подготовки природного газа к транспорту.

Пластовый газ подают в сепаратор 1, где из него выделяют механические примеси и жидкую фазу (пластовую воду и углеводородный конденсат), охлаждают в рекуперативных теплообменниках 2 и 3, расширяют в устройстве 4 и подают в абсорбер-сепаратор 5. В качестве расширительного устройства 4 используют дроссель, либо турбодетандерный агрегат. Конденсат из сепаратора 1 дросселируют на штуцере 6 и дегазируют в разделительной емкости 7. Газ дегазации из разделительной емкости 7 направляют в куб 8 абсорбера-сепаратора 5, а углеводородный конденсат охлаждают в рекуперативном теплообменнике 9 и подают в качестве абсорбента в верхнюю массообменную секцию О.

Газожидкостный поток, образовавшийся в процессе охлаждения газа из сепаратора 1, разделяют в сепарационной секции 11 абсорбера-сепаратора 5 на газ, который подают в верхнюю массообменную секцию !О, и конденсат, который направляют на орошение в нижнюю массообменную секцию 12.

Конденсат, выделенный в верхней 10 и нижней 12 массообменных секциях, нагревают потоками газа из сепаратора 1 и конденсата из разделительной емкости 7 соответственно в теплообменниках 3 и 9 и направляют в куб 8, где его выветривают. Газ выветривания из куба 8 подают в нижнк>ю массообменную секцию 12, а жидкий углеводородный продукт выводят из установки.

Отсепарированный газ, прошедший обработку в абсорбере-сепараторе 5, нагревают в теплообменнике 2 и подают в газопровод.

При отсутствии избыточной энергии газ из сепаратора 1 дополнительно охлаждают, используя холод, вырабатываемый холодильной установкой 13.

Учитывая протекаюшие процессы, многофункциональный аппарат конструктивно состоит из сепарационной секции 11, в которой из газожидкостной смеси, поступающей в абсорбер-сепаратор 5, выделяют газ и конденсат, верхней массообменной секции 10, в которой осуществляют противоточное контактирование предварительно дегазированного и охлажденного конденсата из разделительной емкости 7 с газом из сепарационной секции 11, нижней массообменной секции 12, в которой противотоком контактируют конденсат из сепарационной секции 11 с газом выветривания из куба 8, в котором выветривают конденсат, полученный в верхней и нижней массообменных секциях 10 и 12.

При этом из конденсата выделяют газ выветривания, содержаший в основном легкие углеводороды и азот. Жидкий углеводородный продукт, получаемый в кубе 8 абсорберасепаратора 5, выводят из установки.

Пример. При подготовке газа к транспорту на установке комплексной подготовки газа устанавливают параметры: в сепараторе 1 давление 130 МПа и температура

298 К, перед абсорбером-сепаратором 5 давление 7,7 МПа и температура 255 К, в разделительной емкости 7 давление 7,8 МПа и температура 293 К. На установку поступает пластовый газ состава, мол. г : Np 0,45, СН4 83,23, С Н6 5,91, СзНя 3,01, С Н о 1,31, С Н „„, 5,64, СО 0,45. П ри произ водител ьности установки 200 тыс. нм /ч (205,1 т/ч) из сепаратора 1 в разделительную емкость 7 поступает углеводородный конденсат в количестве 61,7 т/ч конденсата-абсорбера и

7321,7 нм /ч (5,6 т/ч) газа дегазации.

Конденсат-абсорбент из емкости 7 охлаждают в теплообменнике 9 до температуры

261 К и подают в верхнюю массообменную секцию 10, а газ дегазации с температурой

292,5 К вЂ” в куб 8 абсорбера-сепаратора 5.

Газ из сепаратора 1 охлаждают з теплообменниках 2 и 3, расширяют на расширительном устройстве 4 и направляют в сепарационную секцию 11 с температурой 255 К.

Выделенный в сепарационной секции газ в количестве 166,4 тыс. нм"/ч (127,4 т/ч) подают в верхнюю массообменную секцию 10 а конденсат в количестве 16,0 т/ч — в нижнюю массообменную секцию 12. Конденсат, полученный в верхней 10 и нижней 12 массообменных секциях в количестве 78,5 т/ч нагревают в теплообменниках 3 и 9 до температуры 290 К и направляют в куб 8.

Подача конденсата, предварительно нагретого до температуры 290 К в кубе 8 абсорбера-сепаратора 5, обеспечивает частичное испарение и десорбцию легких углеводородов и азота. Кроме того, за счет ввода в объем кубовой жидкости газа дегазации из разделительной емкости 7 с температурой

292,5 К понижают парциальное давление тяжелых компонентов, переходящих в жидкую фазу. В процессе выветривания конденсата в кубе 8 получают газ выветривания в количестве 10389,1 нм"/ч (7,5 т/ч) и жидкий углеводородный продукт в количестве

76,6 т/ч. При этом газ выветривания направляют в нижнюю массообменную секцию 12, а жидкий углеводородный продукт выводят из установки.

1318770

Формула изобретения

Пуя 0,7 скдпжау

Яцо

®КП7

П11

Составитель A. Никитин

Редактор И. Горная Техред И. Верес Корректор Е, Рошко

Заказ 2495/30 Тираж 475 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н»ткрытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, l.ë. Проектная, 4

Газ, прошедший обработку в абсорбере.сепараторе 5, нагревают в теплообменнике 2 до температуры 293 К и в количестве

178,0 тыс. нм /ч (128,5 т/ч) подают в газопровод.

Использование предлагаемого способа для подготовки газа к транспорту позволит повысить степень извлечения из газа целевых компонентов С,+, „„„„уменьшить газонасыщенность жидкого углеводородного продукта и увеличить выход отсепарированного газа.

Способ подготовки природного газа к транспорту по авт. св. М 1245826, отличаюи4ийся тем, что, с целью повышения эффективности процесса за счет дополнительного извлечения из газа целевых компонентов

C,+„.„„„, и снижения газонасыщенности жидкого углеводородного продукта, конденсат, полученный в верхней и нижней массообменных секциях сепаратора, дополнительно нагревают потоком газа между ступенями сепарации и подают в куб сепаратора.

Способ подготовки природного газа к транспорту Способ подготовки природного газа к транспорту Способ подготовки природного газа к транспорту 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления температурным режимом ус- i- тановки низкотемпературной сепарации, может быть использовано в горнодобывающей промышленности и позволяет, поддерживать оптимальный температурный режим установки при произвольном изменении параметров обрабатываемого газа

Изобретение относится к процессам подготовки природного газа к транспорту и позволяет повысить эффективность за счет обеспечения одновременной очистки газа от сероводорода

Изобретение относится к устройствам для регулирования работы установки низкотемпературной сепарации газа, может быть использовано в газодобывающей промышленности и позволяет повысить производительность установки при поддержании заданного качества получаемого газа

Изобретение относится к способам деметанизации пирогаза, может быть использовано в производстве низших олефинов в химической и нефтехимической промышленности и позволяет снизить энергозатраты и сократить потери этилена

Изобретение относится к процессам подготовки природного газа к дальнейшему транспорту и может найти свое применение в газовой и нефтяной отраслях промышленности

Изобретение относится к металлургической и другим отраслям про.мьшшенности

Изобретение относится к химической промышленности, в частности к способам разделения воздуха методом низкотемпературной ректификации и может быть использовано в химической, металлургической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к обработке содержащих углеводы газов, например крекированных газов и побочных газов после нефтеочистки, для извлечения одного или нескольких компонентов

Изобретение относится к способу низкотемпературного разделения воздуха, при котором очищенный и охлажденный воздух вводится в дистилляционную систему, имеющую по меньшей мере одну ректификационную колонну, и там ректифицируется путем противоточного массообмена между паровой и жидкостной фазами, причем массообмен по меньшей мере в одном участке по меньшей мере одной ректификационной колонны осуществляется посредством насадки, а также к устройству для разделения воздуха для осуществления этого способа

Изобретение относится к криогенной технике и может быть использовано для получения чистого ксенона из первичного криптонового концентрата с содержанием ксенона от 0,01%

Изобретение относится к области криогенной техники, в частности к технике получения кислорода методом низкотемпературной ректификации

Изобретение относится к способам разделения воздуха в воздухоразделяющих установках глубокого охлаждения для получения технологического, технического, медицинского кислорода, чистого азота и редких газов и может быть использовано на заводах для производства товарного газообразного и жидкого кислорода и других газов, на кислородных станциях металлургических, химических и машиностроительных предприятий

Изобретение относится к технике очистки сжиженных углеводородных газов от метанола и может быть использовано в схемах подготовки газа к дальнему транспорту
Наверх