Система электроснабжения на два уровня напряжения

 

Изобретение относится к электро технической промьппленности, в частности , к системам электроснабжения автомобилей и сельскохозяйственных машин с дизельными двигателями.Цель изобретения - повышение надежности и увеличение срока службы аккумуля- . торной батареи (АБ). При высоком уровне заряженности второй АБ 28 ключ 32 замкнут. Первая АБ 27, потребители по низшему уровгао напряжения получают энергию от вьтрямительного моста 5. Потребители 33 по высшему уровню, а также последовательно включенные АБ 28 и параллельная цепь из АВ 27 и потребителей 24 получают энергию от удвоителя напряжения, выполненного на конденсаторах 19, 20, 21 и выпрямительных мостах 5 и 12. В случае сильного разряда АБ 28 ключ 32 разомкнется. Заряд АБ 27 через выпрямительный мост 5 прекратится. Напряжение на выходе удвоителя возрастает и увеличится ток заряда АБ 28. Обеспечение регулирования тока заряда батареи 28 увеличивает срок ее службы и повышает надежность работы всей системы. 1 ил. (Л

СО)ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (я) 4 Н 02 J ? 24

«М,», -:а,.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

l./

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

:1 !

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3903273/24-07 (22) 31.05.85 (46) 23.06.87. Бюл. В 23 (?1) Московский автомеханический институт (72) M.Н. Фесенко, А.В. Акимов и Ю.В. Плешков (53) 621.355.) (088.8) (56) Патент США ))= 4044293, кл. 320-15, 1977.

Патент CUIA 1(- 3624480, кл. 320-18, 1970.

Патент ФРГ М- 2162328, кл. Н 02 J 7/14, 1972. (54) СИСТЕМА ЭЛЕ1ТРОСНАБЖЕНИЯ НА

ДВА УРОВНЯ НАПРЯЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к электро технической промьппленности, в частности, к системам электроснабжения автомобилей и сельскохозяйственных машин с дизельными двигателями. Цель изобретения — повышение надежности и увеличение срока службы аккумуляторной батареи (AS). При высоком уровне заряженности второй АБ 28 ключ 32 замкнут. Первая АБ 27, потребители по низшему уровню напряжения получают энергию от выпрямительного моста 5. Потребители 33 по высшему уровню, а также последовательно включенные АБ 28 и параллельная цепь из АВ 27 и потребителей 24 получают энергию от удвоителя напряжения, выполненного на конденсаторах 19, 20, 21 и выпрямительных мостах 5 и 12.

В случае сильного разряда АБ 28 ключ

3" разомкнется. Заряд АБ 27 через выпрямительный мост 5 прекратится.

Напряжение на выходе удвоителя возрастает и увеличится ток заряда АБ

28. Обеспечение регулирования тока заряда батареи 28 увеличивает срок ее службы и повышает надежность рабо. ты всей системы. 1 ил.

1319167

40

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам электроснабжения автомобилей и сельскохозяйственных машин с дизельными двига.телями.

Цель изобретения — повышение надежности работы системы, увеличение срока службы второй аккумуляторной батареи и улучшение массогабаритных показателей системы электроснабже-. ния.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема системы электроснабжения на два уровня напряжения.

Система содержит вентильный синхронный генератор с обмоткой 1 якоря и выводами 2-4 фаз обмотки якоря, подключенными к входу первого выпря мительного мос1а 5, включающего диоды 6 — ll непосредственно, а к входу второго выпрямительного моста 12, включающего диоды 13-18, — через электрические конденсаторы 19-21, с обмоткой 22 возбуждения, соединенной выводами с выходом регулятора

23 напряжения, вход которого включен совместно с потребителями 24 напряжения низкого уровня между плюсовым

25 и минусовым 26 выводами первого выпрямительного моста, первую аккуму ляторную батарею 27, минусовой вывод которой соединен с минусовым выводом 26 первого выпрямительного моста, а плюсовой вывод связан с плюсовым выводом 25 первого выпрямительного моста 5, вторую аккумуляторную батарею 28, включенную плюсовым выводом к плюсовому выводу 29 второго выпрямительного моста, а минусовым выводом к плюсовому выводу первой аккумуляторной батареи, пороговый элемент 30, подключенный входом между плюсовым и минусовым выводами второй аккумуляторной батареи, а выходом через усилитель 31 мощности, связанный с цепями управления управляемого ключа 32, посредством которого осуществлена связь между плюсовыми выводами первой аккумуляторной батареи и первого выпрямительного моста.

Пороговый элемент 30 и усилитель

31 мощности могут быть выполнены по схеме регулятора напряжения .Я 112 А с включенным .на выход регулятора напряжения элементом НЕ, на выход которого подключена обмотка контакто

25 ра с замыкающими, контактами, являющимися управляемым ключом 32. В случае использования в качестве управляемого ключа 32 размыкающего управляемого ключа элемент НЕ на выходе регулятора напряжения может отсутствовать„ а выход регулятора напряжения в этом случае подключается на вход обмотки контактора с размыкающими контактами, являющегося управляемым ключом 32.

Другим вариантом исполнения порогового элемента 30, усилителя 31 мощности и управляемого ключа 32 является реле, обмотка которого включена между плюсовой и минусовой клеммами выводов второй аккумуляторной батареи, а замыкающие контакты в це-. пи питания обмотки контактора — с замыкающими контактами. Причем обмотка контактора может питаться как от, первой аккумуляторной батареи, так и от второй аккумуляторной бата реи или от. двух аккумуляторных батарей напряжением 24 В.

Возможен бесконтактный вариант выполнения управляемого ключа 32. Между плюсовым выводом второго выпрямительного моста и минусовым выводом первого выпрямительного моста могут подключаться потребители 33 напряжения

24 В. Вентильный синхронный генератор приводится во вращение от двигателя внутреннего сгорания автомобиля или сельскохозяйственной машины.

Фазы вентильного синхронного генератора могут соединяться звездой или треугольником. Для питания потребителей по низкому уровню при неработающем генераторе необходимо ввести дополнительно размыкающий контакт

34 с управляющей цепью, подключенный к выходу первого выпрямительного моста.

В качестве управляющей цепи и размыкающего контакта может использоваться электромагнитное реле 35.

Устройство работает следующим образом.

В первом режиме работы, когда напряжение вгорой аккумуляторной батареи 28 вьппе напряжения срабатывания порогового элемента 30, что свидетельствует о высоком уровне ее заряженности, управляемый ключ 32 замкнут. При этом первая аккумуляторная батарея 27 и потребители по низшему уровню напряжения получают

1319167 электроэнергию от вентильного синхронного генератора через первый выпрямительный мост 5. Кроме этого, потребители 33 по высшему уровню наппряжения, вторая аккумуляторная батарея 28 с соединенными последовательно с ней и параллельно между собой первой аккумуляторной батареей

27 и потребителями 24 по низшему уровню напряжения получают электро- !О энергию от удвоителя напряжения, выполненного на конденсаторах 19-21 и выпрямительных мостах 5 и 12.

Удвоитель напряжения работает следующим образом. В каждый момент !5 времени заряжается конденсатор, подключенный к тому выводу фазы обмотки

1 якоря вентильного синхронного генератора, напряжение на котором наиболее отрицательно. Так, например, 20 если UàúUÇÚU4 где Ц1 Цз БФ по тенциалы выводов 2-4 фаз, то заряжается конденсатор 21 по цепи: вывод

2 фазы обмотки якоря, диоды 9 и 15, конденсатор 21, вывод 4 фазы обмотки якоря, обмотка 1 якоря. Заряд конденсаторов осуществляется до напряжения, близкого к максимальному мгновенному значению линейного напряжения обмотки 1 якоря. 30

В тот же момент времени разря-! жается конденсатор, подключенный к той фазе обмотки 1 якоря, напряжение которой наиболее положительно. Например, конденсатор 19 разряжается по цепи: вывод 2 фазы обмотки якоря, конденсатор 19, диод 16, потребители .33 по высшему уровню напряжения с аккумуляторными батареями 28 и 27 и потребителями 24 по низшему уровню 40 напряжения, диод 7, вывод 4 фазы обмотки якоря, обмотка якоря.

Регулятор 23 напряжения поддерживает постоянным напряжение на первой аккумуляторной батарее 27 и 45 потребителях 24. Напряжение на второй аккумуляторной батарее равно pasности напряжений на выходе удвоителя напряжения и на выходе первого выпрямительного моста. 50

Так как в этом режиме работы об-( мотка 1 якоря подключена через первый выпрямительный мост 5 к первой аккумуляторной батарее 27, являющей ся источником противоЭДС, то ток на выходе первого выпрямительного моста

5 носит явно выраженный пульсирующий характер. При этом пульсации то. ка, отнесенные к величине его постоянной составляющей, приблизительно равны величине пульсации напряжения на выходе первого выпрямительного моста 5, отнесенной к разности постоянной составляющей этого напряжения и противоЭДС, Таким образом, относительная величина пульсаций тока превосходит относительную величину пульсации напряжения на выходе первого выпрямительного моста 5. Причем моменты достижения током на выходе первого вы прямительного моста амплитудного значения совпадают с моментами достижения линейным напряжением обмотки I якоря амплитудного значения. Искажение формы тока на выходе первого выпрямительного моста 5 и, следователь,но, тока в обмотке 1 якоря приводит ! к искажению формы линейного напряжения обмотки якоря. Причем за счет возрастания тока в моменты времени, близкие к моментам достижения напряжением амплитудных значений к дополнительной подгрузке обмотки якоря, уменьшаются амплитуды значения линейных напряжений обмотки якоря. Это уменьшение амплитудных значений напряжения не компенсируется регулято-< ром 23 напряжения, так как он стабили. зирует среднее значение напряжения на выходе первого выпрямительного моста, а оно остается постоянным, поскольку фильтрующее действие емкости первой аккумуляторной батареи не сказывается на постоянной составляюшей напряжения.

Во втором режиме работы устройства, когда напряжение второй аккумуляторной батареи 28 меньше напряжения срабатывания порогового элемента, что свидетельствует о сильном разряде второй аккумуляторной батареи, управляемый ключ 32 размыкается.

При этом ток заряда первой аккумуляторной батареи 27 через первый выпрямительный мост 5 прекращается, что приводит к уменьшению напряжения на первой аккумуляторной батарее по сравнению с этим напряжением в первом режиме. Кроме того, с отключенйем первой аккумуляторной бата. реи от первого выпрямительного моста прекращается искажающее действие противоЭДС на ток и линейное напряже. ные в обмотке якоря, что влечет за

191б7 6 и габариты системы электроснабжения, так как в этом случае уменьшается требуемая емкость конденсаторов.

Формула изобретения

Система электроснабжения на два уровня напряжения, содержащая венСоставитель И, Найдина

Редактор Н, Тупица Техред Л.Олийнык Корректор M. Демчик

Заказ 2522/50 Тираж 618 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР .по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 l3 собой возрастание амплитудного значения линейного напряжения обмотки якоря па отношению к этому значению напряжения в первом режиме. Следовательно, возрастает напряжение на выходе удвоителя напряжения.

Возрастание напряжения на выходе удвоителя напряжения и уменьшение а напряжения первой аккумуляторной батареи во втором режиме работы по отношению к первому режиму работы приводит к увеличению напряжения заряда и тока заряда второй аккумуля торной батареи, что ускоряет ее заряд °

После пуска двигателя внутреннего сгорания обе аккумуляторные батареи являются разряженными, причем первая аккумуляторная батарея разряжает ся больше, чем вторая, так как к ней подключены стояночные потребители.

Управляемый ключ 32 размыкается и осуществляется ускоренный заряд второй аккумуляторной батареи и заряд первой аккумуляторной батареи тем же током, что и заряд второй аккумуляторной батареи. В момент времени, когда вторая аккумуляторная батарея зарядится до достаточного уровня, .т управляемый ключ 32 замыкается, ток заряда второй аккумуляторной батареи уменьшается. Зато резко возрастает ток заряда первой аккумуляторной батареи, так как она начинает получать электроэнергию через первый выпрямительный мост. К концу рабочего дня обе аккумуляторные батареи оказываются заряженными до тре буемого уровня.

Обеспечение регулирования тока заряда второй аккумуляторной батареи позволяет улучшить условия ее работы, срок ее службы и надежность работы всей системы электроснабжения в целом.

Кроме того, обеспечение увеличения напряжения на выходе удвоителя напряжения позволяет уменьшить массу l0

45 тильный синхронный генератор с обмоткой якоря, выводы которой подключены к входу первого выпрямительного моста непосредственно, а к входу второго выпрямительного моста — через электрические конденсаторы, причем плюсовой вывод первого выпрямительного моста соединен с минусовым выводом второго выпрямительного моста, а с обмоткой возбуждения, подключенной к выходу регулятора напряжения, вход которого подключен между плюсовым и минусовым выводами первого выпрямительного моста совместно с потребителями IIo низшему уровню напряжения, первую аккумуляторную батарею, минусовой вывод которой соединен с минусовым выводом первого выпрямительного моста, а плюсовой вывод связан с плюсовым выводом первого выпрямительного моста, вторую аккумуляторную батарею, минусовой вывод которой соединен с плюсовым выводом первой аккумуляторной батареи, а плюсовой вывод соединен с плюсовым выводом второго выпрямительного моста, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы, улучшения ее массогабаритных показателей и увеличения срока службы второй аккумуляторной батареи, дополнительно введен управляемый ключ для связи между плюсовыми выводами первой аккумуляторной батареи и первого выпрямительного моста, пороговый элемент, подключенный входом между плюсовым и минусовым выводами второй аккумуляторной батареи, а выходом связанный с цепями управления управляемого ключа.

Система электроснабжения на два уровня напряжения Система электроснабжения на два уровня напряжения Система электроснабжения на два уровня напряжения Система электроснабжения на два уровня напряжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и касается зарядов аккумуляторных батарей

Изобретение относится к вспомогательному электрооборудованию тепловозов

Изобретение относится к системам зарядки аккумуляторной батареи от электрических генераторов, вращающихся с переменной скоростью, преимущественно автомобильных

Изобретение относится к системам зарядки аккумуляторной батареи от электрических генераторов, вращающихся с переменной скоростью, преимущественно автомобильных

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам электроснабжения транспортных средств

Изобретение относится к системам зарядки аккумуляторных батарей гибридных транспортных средств. Технический результат - обеспечение возможности отключения зарядки аккумулятора при работе двигателя внутреннего сгорания. Для обеспечения зарядки аккумуляторной батареи гибридного транспортного средства перед поездкой предусмотрен управляемый пользователем переключатель, позволяющий двигателю приводить в действие генератор для зарядки аккумуляторной батареи, когда транспортное средство запарковано. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств с питанием от собственных источников энергоснабжения. Источник автономного электропитания содержит связанные между собой аккумуляторную батарею, генератор переменного тока с выпрямляющим устройством, тяговый электродвигатель с блоком управления и транзистор с источником питания. Вал генератора механически связан с валом тягового электродвигателя. Выход выпрямляющего устройства соединен с входом транзистора, а выход транзистора замкнут на аккумуляторную батарею. Технический результат заключается в том, что подзарядка аккумуляторной батареи происходит на всех рабочих нагрузках тягового электродвигателя электрического транспортного средства. 3 з. п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники и, в частности, к системам, использующим дизель-электрические генераторы и полупроводниковые преобразователи напряжения для проведения формовочных циклов заряда-разряда корабельных аккумуляторных батарей большой емкости. Изобретение может быть использовано для автоматизированного заряда-разряда аккумуляторных батарей на различных объектах (подвижных и стационарных) промышленного и военного назначения. Сущность изобретения состоит в том, что в предлагаемом зарядно-разрядном комплексе реализовано использование дизель-генератора для заряда регулируемым постоянным током корабельных аккумуляторных батарей, а в режиме разряда предусмотрена возможность рекуперации химической энергии, накопленной в аккумуляторной батарее, в промышленную сеть переменного тока, что обеспечивает максимально возможную экономию энергии, затрачиваемой в процессе неоднократных циклов заряда-разряда аккумуляторной батареи большой емкости. Мобильный зарядно-разрядный береговой комплекс для корабельных аккумуляторных батарей включает внешнюю систему управления (1), пульт местного контроля и управления (2), шину информационного обмена (3), блок звуковой сигнализации (4), панель дистанционной световой сигнализации (5), схему управления вентиляторами (6), блок вентиляторов (7), ЭВМ (8), первый (9), второй (13) и третий (32) датчик напряжения, первое (10) и второе (12) релейное устройство, первый (11) и второй (36) блок драйверов силовых ключей, дизель-генератор (14), переключатель сети (15), первый (16) и второй (23) автоматический выключатель, трансформатор (17), выпрямитель (18), дроссель (19), первый (20), второй (22), третий (28) и четвертый (31) фильтр, блок силовых IGBT-ключей (21), первый (24) и второй (29) датчик тока, сеть постоянного тока напряжением 175…320 В с аккумуляторной батареей (25), сеть переменного тока 3~50 Гц напряжением 380 В (26), переключатель нагрузки (27), инвертор (30), блок управления насосом (33), насос системы жидкостного охлаждения (34), нагрузочное устройство (35) и блок из «n» датчиков контроля температуры силового оборудования (37). 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах для регулирования выходного напряжения генератора переменного тока, используемого для поддержания заряда (зарядки) аккумуляторов. Техническим результатом является обеспечение регулирования выходного напряжения генератора, используемого для зарядки аккумуляторов, в зависимости от изменения условий среды, окружающей аккумулятор, и потерь в линии между выходом генератора переменного тока и аккумулятором. В системе и способе управления генератором переменного тока, предназначенной для генератора переменного тока, имеется внутренний регулятор выходного напряжения, который измеряет и регулирует зарядное напряжение через внутреннюю линию обратной связи. Указанная система содержит: переключатель на внутренней линии обратной связи; источник регулируемого напряжения, соединенный с внутренним регулятором выходного напряжения; внешнюю линию обратной связи, выполненную с возможностью подключения для измерения непосредственно на аккумуляторе состояния аккумулятора, получающего зарядное напряжение; контроллер, подключенный так, чтобы получать сигнал, соответствующий состоянию аккумулятора, по внешней линии обратной связи и в ответ на него избирательно размыкать переключатель и избирательно приводить в действие источник регулируемого напряжения, чтобы избирательно изменять входное напряжение внутреннего регулятора выходного напряжения. Это побуждает внутренний регулятор выходного напряжения соответственно изменять выходное напряжение генератора переменного тока, так что напряжение, поступающее на аккумулятор, будет иметь предварительно заданное значение. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх