Двухдвигательный электропривод

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных механизмов, требующих взаимного резервирования электродвигателей из-за недопустимости перерыва в работе. Цель изобретения - упрощение электропривода и повышение надежности. Двухдвигательный электропривод содержит два трехфазных асинхронных электродвигателя 1 и 2, питающихся от отдельных источников, два контактора с катушками 3 и 4 и контактами 5-8, два промежуточных реле с катушками 9 и 10 и с контактами 11, 12, 13, 31, 32 и 14, 15, 16, 33, 34, реле времени с катушкой 17 и контактом 18, две кнопки 20 и 30 Пуск и кнопку 21 Стоп. Устройство позволяет осуществить включение одного из двух электродвигателей нажатием на соответствующую кнопку Пуск, другой электродвигатель при этом переводится в резерв и автоматически включается в случае отключения первого электродвигателя в результате исчезновения напряжения питающей сети. 1 ил. . S (Л 12 22 7Ч W 21 32 зГ 7 ip со со tsO 1C 30 W25 2129 Л 7 . КЬ

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (д1) 4 H 02 P 1/56

М

11 ь

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3994188/24-07 (22) 24.12.85 (46) 23.06.87. Бюл. Р 23 (72) Л.Б. Бирнбаум, В.П. Шакуро и В.К. Бибикман (53) 621.316.937(088.8) (56} Ключев В.И., Терехов В.М. Электропривод и автоматизация общепромьппленных механизмов. — M.: Энергия, 1980, с. 330.

Авторское свидетельство СССР

У 1149361, кл. Н 02 P 1/56, 1983. (54) ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных механизмов, требующих взаимного резервирования электродвигателей из-за недопустимости перерыва в работе. Цель изобрете„„SU„„1319212 А1 ния — упрощение электропривода и повьппение надежности. Двухдвигательный электропривод содержит два трехфазных асинхронных электродвигателя 1 и 2, питающихся от отдельных источников, два контактора с катушками 3 и 4 и контактами 5-8, два промежуточных реле с катушками 9 и 10 и с контактами

11, 12, 13, 31, 32 и 14, 15, 16, 33, 34, реле времени с катушкой 17 и контактом 18, две кнопки 20 и 30 "Пуск" и кнопку 21 "Стоп". Устройство позволяет осуществить включение одного из двух электродвигателей нажатием на соответствующую кнопку "Пуск", другой электродвигатель при этом переводится в резерв и автоматически включается в случае отключения первого электродвигателя в результате исчезновения напряжения питающей сети. 1 ил.

1319212

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных механизмов, требующих взаимного резервирования электродвигателей из-за недопустимости перерьгва в работе.

Целью изобретения является упрощение электропривода и повышение надежности.

На чертеже изображена принципиальная схема двухдвигательного электропривода.

Двухдвигательный электропривод со— держит два электродвигателя 1 и 2, два контактора с г атушками 3 и 4, силовыми замыкающими контактами 5 и 6 и размыкающими контактами 7 и 8 соответственно, одни выводы контактов 5 и 6 предназначены для подключения к выводам статорных обмоток соответствующего электродвигателя, другие выводы контактов 5 и 6 снабжены зажимами для подключения к питающей сети, два промежуточньгх реле с катушками

9 и 10, первое реле с тремя замыкающими контактами 11-13, второе реле с одним замыкающим контактом 14 и двумя размыкающими контактами 15 и 16, реле времени с катушкой 17 и замыкающим контактом 18, резистор 19, кнопки "Стоп" 20 и "Пуск" 21, одни выводы кнопок 20 и 21 объединены, другой вывод кнопки 20 ."Стоп" соединен с одним выводом резистора 19, кнопка

21 "Пуск" шунтирована первым замыкающим контактом 11 первого промежуточного реле, шесть диодов 22-27, аноды которых подсоединены к другим выводам соответствующих силовых замыкающих контактов 5 и 6, катоды диодов 22-27 объединены, одни выводы катушек 3 и

4 двух контакторов, катушек 9 и 10 двух промежуточных реле, катушки 17 реле времени объединены и снабжены зажимом для подключений к нулевой шине питающей сети, один вывод размыкающего контакта 7 первого контактора соединен с другим выводом кнопки 21

"Пуск", другой вывод катушки 3 первого контактора — с одним выводом второго замыкающего контакта 12 первого промежуточного реле, а другой вывод катушки 4 второго контактора— с одним выводом третьего замыкающего контакта 13 первого промежуточного реле, седьмой 28 и восьмой 29 диоды, вторую кнопку 30 "Пуск", первое промежуточное реле снабжено первым и

50 вого промежуточного реле, другой вывод второго размыкающего контакта

16 второго промежуточного реле соединен с другим выводом второго замыкающего контакта 33 второго промежуточного реле, одни выводы второго размыкающего контакта 32 и третьего замыкающего контакта 13 первого промежуточного реле объединены между собой, другой вывод контаквторым размыкающими контактами 31 и

32, второе промежуточное реле — вторым 33 и третьим 34 замыкающими контактами, вторая кнопка 30 "Пуск" шун5 тирована первым замыкающим контактом

14 второго промежуточного реле и одним выводом соединена с одним выводом кнопки 20 "Стоп", другой вывод катушки 9 первого промежуточного реле соединен с одним выводом первого размыкающего контакта 15 второго промежуточного реле, другой вывод контакта 15 соединен с другим выводом первой кнопки 21 "Пуск", другой вы15 вод катушки 10 второго промежуточного реле соединен с одним выводом первого размыкающего контакта 31 первого промежуточного реле, другой вывод контакта 31 соединен с другим выводом второй кнопки 30 "Пуск", другой вывод размыкающего контакта 7 первого контактора соединен с анодом диода 28, катод которого соединен с другим выводом катушки 17 реле времени, другой вывод второй кнопки 30 "Пуск" че— рез размыкающий контакт 8 второго контактора соединен с анодом диода

29, катод которого соединен с другим выводом катушки 17 реле времени, дру30 гой вывод катушки 4 второго контактора соединен с одним выводом второго замыкающего контакта 33 второго промежуточного реле, другой вывод второго замыкающего контакта 33 подсоединен к другому выводу соответствующего силового замыкающего контакта 6 второго контактора, другой вывод второго замыкающего контакта 12 первого промежуточного реле подсоединен к другому выводу соответствующего силового замыкающего контакта 5 первого контактора, одни выводы второго размыкающего контакта 16 и третьего замыкающего контакта 34 второго промежуточного реле объединены между собой, другой вывод третьего замыкающего контакта 34 второго промежуточного реле соединен с другим выводом второго замыкающего контакта 12 пер—

1319212 та 32 соединен с другим выводом катушки 3 первого контактора, замыкающий контакт 18 реле времени включен между одними выводами размыкающих контактов 16 и 32 первого и второго 5 промежуточных реле, другой вывод резистора 19 соединен с объединенными катодами диодов 22-27.

Электропривод работает следующим образом.

В исходном состоянии катушки 3 и

4 контакторов, катушки 9 и 10 промежуточных реле, катушка 17 реле времени обесточены, электродвигатели 1 и 2 отключены. При нажатии на первую кнопку 21 "Пуск" получает питание катушка 9 первого промежуточного реле по цепи: питающая сеть — диоды

22-27 — резистор 19 — кнопки 20 20

"Стоп" — кнопка 21 "Пуск" — контакт

15 второго промежуточного реле — катушка 9 — нулевая шина. Первое промежуточное реле срабатывает, замыкает свои контакты ll 13 и размыкает контакты 31 и 32. Контактом 11 обеспечивается- самопитание катушки 9 первого промежуточного реле. Контакт 12 подает питание на катушку 3 первого контактора, контактор срабатывает, размыкает контакт 7 и замыкает силовые контакты 5. Электродвигатель 1 подключается к питающей сети. Электродвигатель 2 остается в резерве.

При отключении первого электродви- 35 гателя 1 в результате исчезновения напряжения питающей сети теряет питание катушка 3 первого контактора, контактор отключается, размыкает контакты 5 в цепи первого электродвига- 40 теля 1 и замыкает контакт 7. Катушка

17 реле времени получает питание по цепи: питающая сеть — диоды 22-27 резистор 19 — кнопка 20 "Стоп" контакт 11 — контакт 7 — диод 28— катушка 17 — нулевая шина. После отработки выдержки времени замыкается контакт 18 реле времени. При этом подается питание на катушку 4 второго контактора по цепи: питающая сеть — контакт 16 второго промежуточного реле — контакт 18 реле времени — контакт 13 первого промежуточного реле — катушка 4 второго контактора — нулевая шина. Второи контактор

55 срабатывает, замыкает свои контакты

6 в цепи питания второго электродви— гателя 2, подключая его к питающей сети. Отключение электродвигателей 1 и 2 производится нажатием на кнопку

20 "Стоп".

При нажатии на вторую кнопку 30

Пуск получает питание катушка 10 второго промежуточного реле по цепи: питающая сеть — диоды 22-27 — резистор 19 — кнопка 20 "Стоп" — кнопка

30 "Пуск — контакт 31 первого промежуточного реле — катушка 10 второго промежуточного реле — нулевая шина. Второе промежуточное реле сраба-. тывает, замыкает свои контакты 14, 33 и 34 и размыкает контакты 15 и 16.

Контактом 14 обеспечивается самопитание катушки 10 второго промежуточного реле. Контакт 33 подает питание на катушку 4 второго контактора, контактор срабатывает, размыкает свой контакт 8 и замыкает силовые контакты 6. Электродвигатель 2 подключается к питающей сети. Электродвигатель 1 остается в резерве.

При отключении второго электродвигателя 2 в результате исчезновения напряжения питающей сети теряет питание катушка 4 второго контактора. Контактор отключается, размыкает контакты 6 в цепи второго электродвигателя 2 и замыкает контакт 8. Катушка 17 реле времени получает питание по цепи: питающая сеть — диоды 2227 — резистор 19 — кнопка 20 "Стоп"— контакт 14 — контакт 8 — диод 29 катушка 17 — нулевая шина. После отработки выдержки времени замыкается контакт 18 реле времени. При этом подается питание на катушку 3 первого контактора по цепи: питающая сеть контакт 34 второго промежуточного реле — контакт 18 реле времени — контакт 32 первого промежуточного релекатушка 3 первого контактора — нулевая шина. Первый контактор срабатывает, замыкает свои контакты 5 в цепи питания первого электродвигателя 1, подключая его к питающей сети.

Таким образом, выбор рабочего электродвигателя осуществляется нажатием на соответствующую кнопку

"Пуск", при этом другой электродвигатель автоматически переводится в резерв, что упрощает электропривод и повышает его надежность.

Формула изобретения

Двухдвигательный электропривод, содержащий два электродвигателя, два

1319212 контактора с катушкой, тремя силовыми замыкающими контактами и одним размыкающим контактом каждый, одни выводы силовых замыкающих контактов подключены к выводам статорных обмо- 5 ток соответствующего электродвигателя, а другие выводы силовых замыкающих контактов снабжены зажимами для подключения к питающей сети, два промежуточных. реле с катушками, первое из которых снаб кейо тремя замыкающими контактами, а,второе — одним замыкающим и Двумя размыкающими контактами, реле времени с катушкой и за15 мыкающим контактом, резистор, кнопку Стоп и первую кнопку Пуск", одни выводы кнопок "Стоп и "Пуск" объедииены, другой вывод кнопки Стоп" соединен с одним выводом резистора, пер20 вая кнопка Пуск шунтирована первым замыкающим контактом первого промежу.— точного реле, шесть диодов, аноды которых подсоединены к другим выводам соответствующих силовых замыкающих контактов, катоды шести диодов объе25 динены, одни выводы катушек двух контакторов, катушек двух промежуточных реле и катушки реле времени объединены и снабжены зажимом для подключения к нулевой шине питающей сети, один вывод размыкающего контакта первого контактора соединен с другим выводом первой кнопки Пуск", другой вывод катушки первого контактора сое35 динен с одним выводом второго замыкающего контакта первого промежуточного реле, другой вывод катушки вто-. рого контактора соединен с одним выводом третьего замыкающего контакта ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения устройства и повышения надежности, в него введены седьмой и восьмой диоды, вторая кнопка Пуск", первое промежуточное реле снабжено первым и вторым размыкающими контак45 тами, второе промежуточное реле снабжено вторым и третьим замыкающими контактами, вторая кнопка ".Пуск" шун50 тирована первым замыкающим контактом второго промежуточного реле и одним выводом соединена с одним выводом кнопки "Стоп", другой вывод катушки первого промежуточного реле соединен с одним выводом первого размыкающего контакта второго промежуточного реле, 1

ВНИИПИ Заказ 2525/52

Произв.-полигр. пр-тие; r первого промежуточного реле, о т л и- 40 другой вывод которого соединен с другим выводом первой кнопки "Пуск", другой вывод катушки второго промежуточного реле соединен с одним выводом первого размыкающего контакта первого промежуточного реле, другой вывод которого соединен с другим выводом второй кнопки "Пуск", другой вывод размыкающего контакта первого контактора соединен с анодом седьмого диода, катод которого соединен с другим выводом катушки реле времени, другой вывод второй кнопки "Пуск" через размыкающий контакт второго контактора соединен с анодом восьмого диода, катод которого соединен с другим выводом катушки реле времени, другой вывод катушки второго контактора соединен с одним выводом второго замыкающего контакта второго промежуточного реле, другой вывод второго замыкающего контакта второго промежуточного реле подсоединен к другому выводу соответствующего силового замыкающего контакта второгоконтактора, другой вывод второго замыкающего контакта первого промежуточного реле подсоединен к другому выводу соответствующего силового замыкающего контакта первого контактора,. одни выводы второго размыкающего контакта и третьего замыкающего контакта второго промежуточного реле объединены между собой, другой вывод третьего замыкающего контакта второго промежуточного реле соединен с другим выводом второго замыкающего контакта первого промежуточного реле, другой вывод второго размыкающего контакта второго промежуточного реле соединен с другим выводом второго замыкающего- контакта второго промежуточного реле, один вывод второго размыкающего контакта и другой вывод третьего, замыкающего контактов первого промежуточного реле объединены между собой, другой вывод. второго размыкающего контакта первого промежуточного реле соединен с другим выводом катушки первого контактора, замыкающий контакт реле времени включен между одними выводами вторых размыкающих контактов первого и второго промежуточных реле, другой вывод резистора соединен с объединенными катодами шести диодов.

Тираж 660 Подписное

Ужгород, ул. Проектная, 4

Двухдвигательный электропривод Двухдвигательный электропривод Двухдвигательный электропривод Двухдвигательный электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для регулирования работы вспомогательного привода (ВП) транспортных средств в аварийных режимах, получающих питание от источника постоянного или переменного тока, состоящего, преимущественно, из нескольких преобразователей собственных нужд (ПСН), в условиях изменяющейся нагрузки ВП, способной превысить предельно допустимые значения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных механизмов, требующих взаимного резервирования электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных механизмов, когда требуется взаимное резервирование электродвигателей для обеспечения непрерывной работы

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях промышленности, машиностроении, коммунальном хозяйстве и в иных отраслях народного хозяйства для автоматизации плавного пуска высоковольтных электродвигателей (мощностью до десятков МВт) напряжением 6-10 кВ. Техническим результатом является увеличение надежности работы всей схемы за счет обеспечения возможности запуска основного высоковольтного асинхронного электродвигателя напрямую от сети при выходе из строя низковольтного трехфазного регулятора напряжения (НТРН); оптимальное задание динамики разгона и регулирование частоты вращения основного высоковольтного асинхронного электродвигателя (ВАД), что повышает качество переходных процессов и процессов пуска основного ВАД; обеспечение минимума электромагнитных потерь в основном ВАД. Устройство адаптивного управления плавным пуском высоковольтных электроприводов содержит выключатели и шину питания, участки кабельных линий, высоковольтные асинхронные электродвигатели - резервный и основной. В устройство дополнительно введены основная линия автоматизации с дополнительными коммутационными аппаратами (контакторы и выключатели), понижающим и повышающим трансформаторами для согласования высокого напряжения (6 кВ) и низкого напряжения питания (0,4 кВ), низковольтный трехфазный регулятор напряжения, резервный участок кабельной линии с выключателем, контактором и магнитным пускателем, для запуска основного ВАД при выходе из строя НТРН, а для задания динамики разгона основного ВАД и регулирования частоты его вращения введены датчики частоты вращения, напряжения и тока статора и сумматор в цепи обратной связи и предусмотрен режим плавного пуска основного высоковольтного асинхронного электродвигателя. Система интеллектуально-фазового управления (СИФУ) получает информацию с датчиков частоты вращения, напряжения и тока статора и управляет основным (ВАД) по минимуму в нем электромагнитных потерь, что обеспечивает минимизацию потребляемой электроэнергии в переходных режимах и процессах пуска. 1 ил.:
Наверх