Самоходная лебедка для лесосплавных работ

 

Изобретение относится к подъемным устройствам, а именно к специальным лебедкам , например, для лесосплавных работ. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей лебедки. Самоходная лебедка содержит энергосиловой агрегат, с которым связан с помош,ью двух замкнутых канатных линий 2 исполнительный механизм 3. На агрегате установлены четырехбарабанная лебедка 5, устройства 6 запасовки каната полиспастного типа, якорное устройство 7 крепления судна к грунту, которое выполнено в виде двухлемехового плуга с направляющими 8, присоединенными к корпусу судна шарнирными соединениями 9. Подъем и опускание устройства 7 осуществлено с помощью отдельной канатоблочной системы 10. 3 з.п. ф-лы, 10 ил. Фиг.1 со со 00 СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕ(:ПУБЛИК (я) 4 В 66 D 60

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Фл!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3799451/29-!1 (22) 11.10.84 (46) 23.08.87. Бюл. № 31 (71) Дальневосточный научно-исследовательский институт лесной промышленности (72) В. М. Миронов и )О. А. Мишуткин (53) 621.864 (088.8) (56) Таубер Б. А. Подъемно-транспортные машины. — М., ГЛБИ, 1962, с. 331 — 334, 339, рис. 132. (54) САМОХОДНАЯ ЛЕБЕДКА ДЛЯ ЛЕСОСПЛАВНЫХ РАБОТ (57) Изобретение относится к подъемным устройствам, а именно к специальным лебедкам, например, для лесосплавных работ.

„„SU„„1331815 A 1

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей лебедки. Самоходная лебедка содержит энергосиловой агрегат, с которым связан с помощью двух замкнутых канатных линий 2 исполнительный механизм 3. На агрегате установлены четырехбарабанная лебедка 5, устройства 6 запасовки каната полиспастного типа, якорное устройство 7 крепления судна к грунту, которое выполнено в виде двухлемехового плуга с направляющими 8, присоединенными к корпусу судна шарнирными соединениями 9. Подьем и опускание устройства 7 осуществлено с помощью отдельной канатоблочной системы 10. 3 з.п. ф-лы. 10 ил.

1331815

1lзобрстение относится к под.ьемным устройствам.;1 именно к специ ал»ным лебедкахi, например, для лесосп 138llblx работ.

11«чыо изобретения является расширение функцион3,1ьных в1)змо?Kноcте11 чебе 1ки.

Н3 фиг. 1 изображена об1цая схема с3моходнои чсб1едки для лесосплавных работ;

II3 фиг. 2 - схема привода лебедки; н3 фиг. 3 - исполнительный 1«exan»зм, вид сбоку; 113 фиг. 4 — — то же, вид в плане с частичными разрезами; на фиг. 5 — — переносной блок, вид сбоку; на фиг. 6 — канатоведуший барабан, разрез; на фиг. 7— разрез А — А на фиг. 6; на фиг. 8 — схема работы лебедки при сборе разнесенной древесины на берегу; на фиг. 9 — схема работы лебедки на воде; на фиг. !Π— самоходная лебедка, смонтированная на колесном тракторе.

Самоходная лебедка дпя лесосплавных работ может быть смонтирована на различных

I.Hnax базовых агрегатов. При выполнении

15 транспортной работы в направлении к воде в качестве энергосилового агрегата может быть использовано плавсредство. При выполнении транспортной работы на берегу, с воды На берег в качестве базового энергосилового агрегата может быть использован, например, колесный трактор.

Лебедка состоит из энергосилового агрегата 1, с которым связан с помощью двух замкнутых канатных линий 2 исполнительный механизм 3. Кроме того, в комплект оборудования включен переносной блок 4, На агрегате установлена четырехбарабанная лебедка 5, устройство 6 запасовки каната полиснастного типа, якорное устройство 7 крепления судна к грунту, которое выполнено в виде двухлемехового плуга с направляющими 8, присоединенными к корпусу судна шарнирными соединениями 9. Г1одъем и опускание устройства 7 осуществляются с помощью канатоблочной системы 10.

Привод барабанной лебедки 5 состоит из двигателя 11, соединенного с валом 12 с по- 40 мощью фрикционной муфты 13. На валу 12 уста1говлена коробка 14 отбора мощности, с которой связан механизм 15 реверса. Последний соединен с коробкой 16 перемены передач, предназначенной для обеспечения трех скоростей движения каната линии 2. От коробки 16 перемены передач с помо1цью валов 7 приведены отдельные пары канатоведугцих барабанов 18. Реверс движения каната линии 2 осуществляется от коробки 19 переключения барабанов.

Для возможности запасовки каната линии 2 или для выдачи канат3 при передвижении исполнительного механизма 3 в направлении от агрегата устройство 6 запасовки каната полиспастного тина выполнено из секций неподвижных блоков 20, закреплен- ч ных на корпусе агрегата 1, и секций п03,вижных олоков 21, смонтированных На подвижной каретке 2, которая установлена на

Hanpavляющих 23. Запасовка каната линии 2 осущ1ствляется за счет усилия в пружине 24, тогда как выдача каната из устройства 6 происходит под действием усилия тяги исполнительного механизма 3. Г1ружина 24 вынесеila в удобное для регулировки усилия местоположение с помогцьк1 каната 25, блоков 26 и механизма 27 полиспастного типа, который предназначен для ограниченного хода пружины 24 и для сохранения постоянного усилия в пружине 24 по всему диапазону ее хода. Усилие пружины 24 отрегулировано с помощью резьбового соединения 28 и обеспечивает постоянное местонахождение каната линии 2 в блоках 20 и 21, а также определение параметров эллиптической окружности высокоскоростного движения каната линии 2.

Исполнительный механизм 3 содержит водонепроницаемый корпус 29 с люками 30 на дне для работы под водой. На корпусе 29 закреплены гусеничные движители 31, приводимые в движение канатоведущими барабанами 18 с помощью приводной трансмиссии, выполненной с двухскоростной коробкой 32 перемены передач.

Канатоведущий барабан 18 соединен с коробкой 32 перемены передач с помогцью цепной передачи 33, которая предназначена для изменения основно о диапазона передаточных чисел трансмаш:.. и путем подбора диаметров звездочек. На валу 34 канатоведущего барабана 18 установлена фрикционная центробежная муфта 35, которая включена в состав устройства отбора мощности и предназначена для передачи вращающего момента от канатоведущего барабана

18 к челюстному захвату 36. Для этого центробежная муфта 35 соединена с червячным редуктором 37 с помощью цепной передачи 38. Червячный редуктор 37 соединен с подвижной челюстью захвата 36 через коническук) пару. шестерен 39, выполненную в открытой или закрытой.

Исполнительный механизм 3 приспособлен к работе с парой разделяемых переносных блоков 4. Переносной блок 4 состоит из упорной пластины 40 с острой кромкой, выполненной в виде бульдозерного ножа.

Пластина 40 соединена с кольцом 41 с помощью двух щек 42. Кроме того, к кольцу

41 привязаны тяга 43 канифас-блока 44 и гибкий строп со штырем 45. В передней части испочнительного механизма 3 установлены ролики 46, которые предназначены для уменьшения сопротивления движению каната линии 2 чри работе с переносными блоками 4 и на11равляют канифас-блок 44 и остальные элементы переносного блока 4 при его управляемом втягивании в исполнительный механизм 3 до упора пластины 40 в передние стойки 47. К задней части корпуса 29 исполнительного механизма 3 прикреплен бревнотолкатель 48, 1331815

3

Канатоведущий барабан 18 содержит неподвижный корпус 49, фрикционную поверхность, выполненную из шкивов ролика 50, расположенных по окружности барабана 18.

Диаметры шкивов ролика 50 увеличены к середине рабочей длины ролика, затем уменьшены до первоначального диаметра. Увеличение диаметра центральной части роликов

50 пропорционально упругому удлинению каната под нагрузкой на барабане. Такое увеличение уменьшает проскальзывание каната на барабане под нагрузкой и повышает долговечность каната.

Прижим каната к роликам 50 осуществляется с помощью подвижных резиновых роликов 51, которые прикреплены к корпусу 49 с помощью механизма прижима подвижных роликов, выполненного соединением винт-гайка 52 с упругим элементом — пружиной 53. Оси вращения роликов 50 и 51 развернуты по отношению к оси барабана на угол Р, соответствующий углу подъема винтовой линии каната на барабане. К неподвижному корпусу 49 прикреплен редуктор 54, в котором расположена суммирующая шестерня 55, выполненная с внешним зацеплением, когда барабан ведет канат линии 2, или внутренним зацеплением, когда барабан ведет канатом линии 2. Шестерня 55 соединена с общим валом 34 с помощью шлицевого соединения 56. С суммирующей шестерней 55 соединены шестерни 57, которые выполнены на общем валу с роликами 50. Подвижные ролики 51 отводят с помощью соединения винт-гайка 52 от роликов 50.

Канат линии 2 запасовывают несколькими витками на роликах 50, после чего осуществляют прижим каната подвижными роликами 51, причем на участке сбегания холостой ветви каната линии 2 с барабана 18 пружину 53 прижимают сильнее, чем на участке с грузовой ветвью каната.

Привод через суммирующую шестерню 55 приводит во вращение шестерни 57, связанные с роликами 50, которые передают тяговое усилие канату линии 2.

Самоходная лебедка работает следующим ооразом.

Транспортировку энергосилового агрегата 1 и исполнительного механизма 3 к участку работы осуществляют в зависимости от типа агрегата. Например при использовании плавсредства для уменьшения влияния водометной струи на исполнительный механизм 3 энергосиловой агрегат 1 буксирует его на расстоянии с помощью двух канатных линий 2. Кроме того, агрегат 1 вместе с закрепленным к нему исполнительным механизмом 3 транспортируют по мелководью или грунту берега с помощью гусеничного движителя 31 исполнйтельного механизма 3. При применении в качестве агрегата 1 трактора исполнительный механизм 3 транспортируют на раме трактора.

После доставки агрегата 1 и исполнительного механизма 3 выполняют операции по их подготовке к работе. Подготовительные работы заключаются в переводе транспортной схемы в рабочую с учетом особенностей рабочей операции (сбор разнесенной древесины, разбор пыжа, поиск и подъем топляка), особенностей участка работы (грунты, уклоны и подъемы пути, наличие препятствий) и особенностей расположения грузов и их концентрации.

Сбор разнесенной древесины при ограниченном (до 80 — 100 м) расстоянии ее разноса

15 от лесосплавного хода

Плавсредство — агрегат 1 вместе с закрепленным механизмом 3 задним ходом подходит к берегу до установки гусениц движителей 31 на грунт. После этого устанавливают передаточное число трансмиссии механизма 3 в зависимости от категории грунта с помощью коробки 32 перемены передач. Далее агрегат 1 отсоединяется от механизма 3 и отходит от берега на глубину, достаточную для проплава собранной древесины, где якорное устройство 7 опускают на грунт водоема. Включают привод четырехбарабанной лебедки 5, устанавливают скорость движения каната линии 2 с помощью коробки 16 перемены передач. Направление движению каната линии 2 задают с помощью коробки 19 переключения барабанов, что обеспечивает направление движения исполнительного механизма 3 от агрегата 1 или к агрегату 1. В процессе движения исполнительного механизма 3 к участку с бревнами осуществляют маневрирование механизма 3, для чего останавливают или переключают на противоположное направление с помощью коробки

19 переключения барабанов одну из канатной линий 2. Исполнительный механизм 3 на одной гусенице при остановке одного из канатов или на обеих гусеницах, вращающихся в различном направлении, разворачивается на местности.

Кратковременное торможение тормозом

58 холостой ветви канатной линии 2 вызывает бегущую по канату поперечную волну, которая позволяет освобождать канат от незначительных препятствий на берегу.

При подходе исполнительного механизма

3 к отдельному бревну или группе бревен челюстной захват 36 упирается в препятствие, его гусеничные движители 3! пробуксовывают. На агрегате I переключают коробку 16 перемены передач, с помощью которой устанавливают высокоскоростное движение каната линии 2. Высокая скорость движения каната линии 2 включает центробежную муфту 35, через червячный редуктор 37 приводит подвижну|о челюсть захвата 36 и осуществляет захват бревна. После захвата наи13318ll5 более отдаленного бревна исполнительный механизм направляют назад к воде, при этом с помощью бревнотолкатепя 48 набирают основную пачку бревен и транспортируют ее вместе с бревнами в захвате к воде, затем цикл повторяется.

Сбор разнесенной древесины при увеличенном (свыше 80 — 100 м ) расстоянии ее разноса от лесосплавного хода.

При стоянии воды в пойме реки плавсредство — агрегат 1 вместе с прикрепленным к нему исполнительным механизмом 3 задним ходом подается к мелководному участку. После этого водометныи движитель отключак т и включают привод барабанной лебедки 5.

Гусеничные движители 31 исполнительного механизма приводят в движение, и исполнительный механизм 3 вместе с прикрепленным к нему агрегатом 1 начинает перемещаться по мелководью. Одновременно с ним перемещают по мелководью оплотник кошеля. Исполнительный механизм 3 вместе с агрегатом iманеврирует,,на труднопроходимых участках пути используют развертываемый вручную переносной блок 4. После подхода механизма 3 с агрегатом 1 к скоплениям с разнесенной древесиной механизм 3 отсоединяют от агрегата 1, опускают якорное устройство 7 и с помощью бревнотолкателл 48 механизма 3 собирают древесину в определенное место. Затем с помощью исполнительного механизма 3 заводят olIëoòíèê и собирают древесину в кошель, прикрепляют кошель к переносному блоку 4. Агрегат l, соединенный с механизмом 3, начинает выходить из залитой водой поймы реки, при этом канат линий 2 выдают из устройства б запасовки каната полиспастного типа. Б зависимости от радиуса деиствил каната или от условий транспортировки кошеля устанавливают якорные стоянки агрегата 1, где подтягивают кошель с древесиной. Затем цикл повторяется.

При осушении разнесенной древесины плавредство — агрегат 1 вместе с исполнительным механизмом 3 подходит к берегу.

Высаживают рабочих-скатчиков древесины, а на исполнительный механизм переносят бухту каната и комплект чокеров. После этого плавсредство отходит от берега, опускают якорное устройство 7 и с помощью привода барабанной .пебедки 5 перемешают исполнительный механизм 3 в глубь берега.

После достижения радиуса действия каната механизм 3 останавливают, вручную развертывают бухту каната вместе с переносными блоками 4, затем срящивают концы канатной линии 2 и каната с развертываемой бухты. Далее механизм 3 перемегцают к закрепленному переносному блоку 4, при этом используют возможность окучивания разнесеннои древесины, лежащеи па ходу движения механизма 3, с помо1цью бревнотолкателя 48. При достижении крайнего мес.тоположения разнесенной древесины (200--300 м от берега) исполнительным механизмом 3 начинЛют зачистку берега. Рабочие зачокеривают отдельные бревна или пачки бревен. Канат обеих линий 2 приводят в тихоходно-силовом режиме движени, а исполнительный механизм 3 перемещают в сторону незачищенного берега. Рабочие прикрепляют чоксры с бревнами к грузовой ветви каната линии 2, одновременно получают с плавсредства свободные чокеры по холостой

10 ветви каната линии 2. На плавсредстве рабочий отсоединяет чокеры от грузовой ветви каната линии и от бревен, свободный чокер отправляют обратно по одной из холостых ветвей канатных линий 2. Ввиду медленного перемещения исполнительного механизма 3 в сторону незачишенного берега канатные линии 2 периодически освобождают от чокеров с бревнами и свободных чокеров, придают высокоскоростное движение канату линии 2 и ускоренно перемешают механизм 3 и ка20 натные линии 2 в сторону незачишенного берега по радиусу каната к местам с концентрированными объемами древесины.

Разбор запанного пыжа.

Переносной блок 4 и одну из канатных линий 2 перемещают по берегу, где переносной блок 4 прикрепляют к грунту или естественной опоре. После этого агрегат 1 вместе с исполнительным механизмом 3 отходит от пыжа, якорное устройство 7 опускают на грунт водоема, На исполнительном механизме 3 притормаживают кана30 товедугций барабан 18 с помощью тормоза 58

Затем в тихоходно-силовом режиме движения приводят канат линии 2, который проходит через закрепленный переносной блок 4.

Под действием усилия торможения барабана 18 механизм 3 перемещают по воде к 5 берегу с заданным пыжем. После упора челюстного захвата 36 механизма в бревна пыжа тормоз 58 канатоведущего барабана 18 пробуксовывает. На агрегате 1 отжимают фрикционную муфту 13, отключают коробку.

19 переключения барабанов, после чего движение каната в линии 2 прекращается.

Затем включак т высокоскоростную передачу коробки 1б и подключают канатоведущийбарабан 18 второй канатной линии 2, не проходящей через переносной блок 4. Высоко4 скоростное движение по второй канатной линии 2 осуществляет привод центробежной муфты 35, с помощью которой подвижная челюсть захвата Зб внедряется в тело пыжа.

После зажатия бревен пыжа в челюстном захвате Зб высокоскоростное движение кана 0 та отключаюr, переключают коробку 1б на тихоходно-силовое движение каната линии 2.

Холостую ветвь второй канатной линии 2 притормаживак т с помощью барабана 18 и тормоза 58 агрегата 1. Усилием торможения в холостой ветви канатной линии 2 выдергивают механизм 3 вместе с захваченны ми бревнами от пыжа. Затем разжимают чепюстной захват Зб, и цикл повторяется, !

331815

В процессе работы меняют якорные стоянки плавсредства и проделывают траншеи в теле пыжа. После установки гусеничных движителей 31 механизма 3 на грунт бревнотолкателем 48 разрушают стенки траншей пыжа.

Поиск и подъем топляка.

Транспортную работу с воды на берег осуществляют при установке оборудования на трактор, например колесный. Для передвижения исполнительного механизма 3 под водой и по мелководью снимают люки 30 водонепроницаемого корпуса 29 для обеспечения свободного доступа воды через отверстия люков 30. Исполнительный механизм 3 перемещают по берегу к воде, на мелководье корпус 29 заполняют водой, что обеспечивает сцепление гусеничных движителей 31 с грунтом при движении под водой. Наблюдают за движением исполнительного механизма 3 под водой с помощью 20 передвижения кареток 22 с секциями подвижных блоков 21. При упоре челюстного захвата 36 в препятствие — затонувшую древесину — (топляк) исполнительный механизм 3 останавливается, гусеницы движителя 31 пробуксовывают. Каретка 22 останавливается, включают повышенную скорость канатных линий 2, подвижные челюсти захвата 36 зажимают бревна. После этого исполнительный механизм 3 направляют в сторону берега, при этом притормаживают ба- 30 рабаны 18 холостых ветвей канатных линий 2 для отделения древесины от грунта водоема. На берегу челюстной захват 36 освобождают от бревен, далее цикл повторяется.

Выкатка запанного пыжа из воды на берег.

Исполнительный механизм 3 выходит на мелководье в свободном от бревен месте, затем его направляют к лежащей на мелководье древесине. С помощью бревнотолкателя 48 набирают пачку бревен и транспортируют ее на берег с использованием торможения барабанов 18 холостых ветвей канатных линий 2. Транспортируемую пачку бревен оставляют на берегу, и цикл повторяется.

Формула изобретения

1. Самоходная лебедка для лесосплавных работ, содержащая устройство для крепления ее к грунту и силовой агрегат, соединенный посредством коробки отбора мощности, механизма реверса, коробки перемены передач и коробок переключения барабанов с барабанами лебедки, каждый из которых оснагцен тормозом и связан одной из двух канатоблочных систем с исполнительным механизмом, включающим в себя грузозахватную оснастку с приводом от упомянутых канатоблочных систем, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей лебедки, исполнительный механизм снабжен приводными движителями, привод каждого из которых включает в себя связанный с этим движителем коробкой перемены передач канатоведущий барабан, приводимый канатом упомянутой канатоблочной системы, а упомянутые барабаны лебедки выполнены также канатоведущими, попарно связанными с ветвями каната одной из упомянутых канатоблочных систем и снабженными полиспастным накопителем каната, который выполнен с подпружиненной кареткой и установленным на ней подвижным блоком.

2. Лебедка по п. 1, отличающаяся тем, что связь каретки подвижного блока с ее пружиной включает в себя дополнительную полиспастную систему с отклоняющими роликами.

3. Лебедка по п. 1, отличающаяся тем, что каждый упомянутый канатоведугций барабан включает в себя расположенные по окружности приводные ролики, центральная часть которых выполнена по диаметру больше концевых частей, причем увеличение диаметра центральной части пропорционально упругому удлинению перематываемого каната под нагрузкой, и подпружиненные прижимные ролики для прижатия каната к приводным роликам, причем приводные и прижимные ролики развернуты на угол, соответствующий углу подъема винтовой линии каната на барабане.

4. Лебедка по п. 1, отличающаяся тем, что привод упомянутой грузозахватной оснастки снабжен центробежной муфтой с редуктором.

1331815

l33I8I5

Фиг.5 (331815

А-4

133!815 чЬг 9

Фиг. Ц

Составитель A. Проворов

Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор Л. Бескид

Заказ 3746/! 9 Тираж 720 Подписное

ВНИИГ1И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. 11росктная, 4

Самоходная лебедка для лесосплавных работ Самоходная лебедка для лесосплавных работ Самоходная лебедка для лесосплавных работ Самоходная лебедка для лесосплавных работ Самоходная лебедка для лесосплавных работ Самоходная лебедка для лесосплавных работ Самоходная лебедка для лесосплавных работ Самоходная лебедка для лесосплавных работ Самоходная лебедка для лесосплавных работ 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подъемным устройствам, применяемым для опускания в буровую скважину измерительных приборов

Изобретение относится к грузоуравновешивающим устройствам

Изобретение относится к устро11ствам для подъема и уравновешиванкя грузов в любом положении

Лебедка // 1011494

Изобретение относится к грузоподъемной технике, а более конкретно - к гидравлическим тяговым лебедкам с шаговым механизмом перемещения каната

Изобретение относится к подъемным устройствам, в частности к мобильным измерительным лебедкам

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, в частности к лебедкам, которые могут быть использованы для установки контактных проводов

Изобретение относится к подъемным устройствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к вспомогательному оборудованию, размещенному на транспортной базе, и может быть использовано преимущественно при замене гибких рабочих органов горных и подъемно-транспортных машин

Изобретение относится к тросовым механизмам, а именно к спусковым механизмам преимущественно для подводных исследований с помощью морских батометров, опускаемых на тросе

Изобретение относится к устройствам для погружения или удаления винтовых свай

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию
Наверх