Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам контроля качества деятельности и оценки профессиональной пригодности операторов. Цель изобретения - повьшение точности устройства и повышение эффективности работы устройства путем рёализащ1и в «ем принципов размытой классификации качества деятельности оператора . Для этого с помощью потенциометров пультов ввода обучающей информации перед началом исследования эксп.ертом вводится информация о значениях функций принадлежности показателей качества, соотв етствующих различным классам (отлично, хорошо и т,п,). На основе введенной обучающей выборки в устройстве формируются напряжения, пропорциональные соответствующим этой выборке значениям центров каждо го класса классификации. Затем устройство переводится в режим оценки ;:.. качества реальной деятельности оператора . Характеристика качества деятельности оцениваемого оператора срэв: нивается с вычисленнь ш ранее по обучающей выборке центрами классов, и по ним расчитываются значения функций принадлежности качества деятельности оператора тому или иному классу, .Окончательная оценка, соответствует максимальному значению этих функций. Устройство содержит формирователь 1 импульсов, блок 2 ввода учебной информации , дешифратор 3 заданий, коммутатор 4, блоки 5 расчета индивидуальных коэффициентов успешности, блок 6 задания эталона, информационное . та.бло 7, сумматор 8, ключ 9, блоки 10 и 11 регулируемых усилителей,5 ил. г|ггг11 1 (Л

и 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 G 09 В 9 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

М Л

1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4046528/24-24 (22) 03.04.86 (46) 23.08.87. Бюл. В 31 (72) С.А.Багрецов, (53) 681. 3. 071 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР и 936010, кл. G 09 В 9/00, 1980.

Авторское свидетельство СССР

К 760166, кл. G 09 В 9/00, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в част. ности к устройствам контроля качества деятельности и оценки профессиональной пригодности операторов.

Цель изобретения — повьппение точности устройства и повышение эффективности работы устройства путем реализации в нем принципов размытой классификации качества деятельности оператора. Для этого с помощью потенциометров пультов ввода обучающей информации перед началом исследования экспертом вводится информация о значениях функций принадлежности показателей качества, соответствующих различным классам (отлично, хорошо и т.п.). На основе введенной обучающей выборки в устройстве формируются напряжения, пропорциональные соответствующим этой выборке значениям центров каждо го класса классификации. Затем устройство переводится в режим оценки качества реальной деятельности оператора. Характеристика качества деятельности оцениваемого оператора срав; нивается с вычисленньн и ранее по обучающей выборке центрами классов, и по ним расчитываются значения функций принадлежности качества деятельности

ÄÄSUÄÄ 1332360 А 1 оператора тому или иному классу. ,Окончательная оценка. соответствует максимальному значению этих функций.

Устройство содержит формирователь 1 импульсов, блок 2 ввода учебной информации, дешифратор 3 заданий, коммутатор 4, блоки 5 расчета индивидуальных коэффициентов успешности, блок

6 задания эталона, информационное табло 7, сумматор 8, ключ 9, блоки

10 и 11 регулируемых усилителей.5 ил.

1 13323

Изобретение относится к автомати- ке и вычислительной технике, в частности к устройствам контроля качества деятельности и оценки профессиональной пригодности операторов.

Цель изобретения — повышение точности устройства и повышение эффек тивности его работы путем реализации в нем принципов размытой классификации качества деятельности оператора.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого устройства.; на фиг. 2 — схема блока расчета индивидуальных коэф- 15 фициентов успешности; на фиг. 3 схема первого блока регулируемых усилителей; на фиг. 4 — схема пульта ввода обучающей информации; на фиг. 5 — схема формирователя импуль20 сов.

Устройство содержит формирователь

1 импульсов, блок 2 ввода учебной информации, дешифратор 3 заданий, коммутатор 4, блоки 5 расчета индивидуальных коэффициентов успешности, блок

6 задания эталона, информационное табло 7, сумматор 8 (величин инди— видуальных коэффициентов успешности), ключ 9, блоки 10 и 11 регулируемых усилителей.

Формирователь 1 предназначен для набора кода команды выбора описания ситуаций, в которых производится оценка эффективности деятельности оператора, а также выдачи команды на вклю- З5 чение коммутатора 4 после установки исследователем обучающей информации на пультах блока 2.

Блок 2 предназначен для установки значений коэффициентов функции принадлежности классификации качества деятельности оператора к размытым классам, образующим размытое разбиение множества. Количество пультов в бло- 45 ке 2 определяется количеством классов классификации качества деятельности оператора. Кроме того, на световых трафаретах блока 2 отображается тестовая информация„ дающая описание ситуации, в которой принимается решение.

60 2

Коммутатор 4 предназначен для коммутации напряжений, устанавливаемых с помощью потенциометров блока 2, пропорциональных значениям функций при— надлежности к размытым классам классификации префессиональной деятельности оператора. Срабатывание коммутатора 4 осуществляется по команде формирователя 1.

Блоки 5 расчета индивидуальных коэффициентов успешности предназначены для расчета оптимальных значений центров классов классификации оценки профессиональной деятельности оператора, соответствующих параметрам обучающей выборки, вводимым с блока 2, оценка которых осуществляется в соответствии с алгоритмом.

Блок 6 предназначен для выработки напряжения, пропорционального единице в принятом масштабе измерения, информационное табло 7 — для отображения значений функций принадлежности к выделенным классам оценки качества деятельности оператора в принятой шкале оценок, соответствующих параметрам реальной деятельности оператора.

Блок 5 содержит регулируемый усилитель 12, сумматор 13, узел 14 квадраторов, сумматор 15, узел 16 весовщх усилителей.

Усилитель 12 предназначен для выработки напряжения, пропорционального оптимальному значению центра класса, соответствующего данному классу классификации качества деятельности оператора, определяемому параметрами обучающей выборки.

Блок 10 содержит усилители, включающие узел 17 разностей и регулируемый усилитель 18. Блок 17 разности вырабатывает напряжение, пропорциональное разности количественной оценки качества деятельности оцениваемого оператора, поступающей в виде напряжения с выхода ключа 9, и вычисленного в блоке 5 оптимального значения центра данного класса классификации качества работы оператора, вычисленного по параметрам обучающей выборки.

Дешифратор 3 предназначен для выработки управляющего напряжения, пос- 5g тупающего на световые трафареты блока

2, в соответствии с кодом команды, набираемым исследователем на тумблерном регистре формирователя 1.

Блок 2 состоит из пультов, каждый из которых содержит узел 19 потенциометров и световой трафарет 20. Количество потенциометров в узле 19 определеяется числом контрольных точек, используемых для оценки функции приПосле окончания ввода обучающей информации исследователь включает тумблер 23, который обеспечивает включение коммутатора 4. Напряжения, пропорциональные установленным экс55

3 13323 надлежности при классификации качества деятельности оператора по данному классу. Световой трафарет 20 обеспечивает отображение ситуации, по которой следует сформировать обучающую выборку. Управление световым трафаретом 20 осуществляется по сигналам с дешифратора 3.

Формирователь 1 содержит тумблерный регистр 21, предназначенный для набора кода команды выбора соответствующей ситуации, тумблер 22 управления ключом 9, тумблер 23, предназначенный для управления коммутатором 4.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении тумблеры 22 и 23 отключены. На тумблерном регистре 21 исследователь набирает код выбора ситуации, по которой следует сформировать обучающую выборку. Уст ройство, таким образом, переводится в режим обучения. С помощью дешифратора 3 на световых трафаретах

20 отображается описание ситуации.

Она содержит описание условий работы оператора и определяет содержание измеряемых параметров в оценке качест30 . ва его деятельности (например, этб могут быть временные, точностные и тому . подобные параметры). Кроме этого, определяется номенклатура классов, по которым производится оценка операторов. Например, могут быть указаны З5

5-ти, 4-х бальные и так далее шкалы оценок. В соответствии с отображаемой ситуацией с помощью потенциометров блока 2 исследователь устанавливает значение функций принадлежнос" тей при данной классификации качества деятельности оператора. При этом значения оцениваемых при определении функции принадлежности данного класса значений параметров работы 45 операторов устанавливаются путем изменения коэффициентов усиления усилителей 16. В установке параметров обучающей выборки могут участвовать один или несколько экспертов. В пос- 50 леднем случае пульты блока 2 следует рассматривать как рабочие места экспертов.

4 пертами значениям функций принадлежности, коммутируются коммутатором 4 на входы квадраторов 14.

На выходах каждого блока 5 формируется в соответствии с алгоритмом напряжение, пропорциональное оптимальным значениям центров классов, соответствующих обучающей выборке. В дальнейшем значения этих центров классов используются для определения оценоценки качества реальной деятельности оператора и не меняются до тех пор, пока представления экспертов о характере деятельности оператора не изменяются.

После этого устройство переводится в режим оценки качества реальной деятельности оператора. Для этого исследователь включает тумблер 22, разрешая тем самым прохождения сигнала о реальной деятельности оцениваемого оператора, поступающего с внешнего устройства на вход ключа 9. В качестве этого сигнала следует рассматривать напряжение, пропорциональное временному, надежностному, стоимостному и тому подобным параметрам деятельности оператора или любой их интегральной характеристике, содержа.ние которой отображается на световых трафаретах 20. Это напряжение поступает на входы регулируемых усилителей блока 10, на выходах которых формируются напряжения, которые далее суммируются в сумматоре 8. Напряжение с выхода последнего поступает на управляющие входы регулируемых усилителей блока 11, изменяя их коэффициенты усиления обратно пропорционально управляющему напряжению. На выходах усилителей блока 11 формируется, таким образом, напряжение, пропорциональное величине функции принадлежности эффективности деятельности оцениваемого оператора к оценке.

Указанные напряжения поступают на информационное табло 7. Оценка деятельности оператора в соответствии с параметрами обучающей выборки определяется максимальным значением параметра. Эти данные отображаются на информационном табло 7.

Блоки 5 работают следующим образом °

Напряжения, пропорциональные функции принадлежности, коммутируются коммутатором 4 на входы квадраторов

14 соответствующих блоков 5. Далее бО

Формул

5 1.3323 напряжения, пропорциональные квадра1 ту функции принадлежности, суммируются в сумматоре 15 и усиливаются соответствующими, усилителями 16, которые затем суммируются сумматором 13. На5 пряжение с выхода последнего поступает на информационный вход усилителя 12, коэффициент усиления которого устанавливается обратно пропорциональ.10 но управляющему напряжению, снимаемому с выхода сумматора 15. Таким образом, на выходе усилителя 12 формируется необходимое напряжение.

Регулируемые усилители блока 10 работают следующим образом.

Напряжение, пропорциональное качеству деятельности оператора, поступает с выхода ключа 9 на узел 17, на другой вход которого поступают напряжения с усилителя 12. Напряжение с выхода узла 17 поступает на управляющий вход усилителя 18 с определенным коэффициентом усиления. Таким образом, на выходе усилителя 18 формируется напряжение, пропорциональное оптимальному значению центра данного класса, соответствующего обучающей выборке.

Таким образом, изобретение позволяет получить оценку деятельности операторов на основе применения принципов размытой классификации. Это дает воэможность повысить достоверность оценки, более полно учесть разнообразные факторы, оказывающие воздействие на эффективность работы операторов, влияние котовых носит не только количественный, но и качественных характер. Кроме того, применение принципов размытой классификации позволяет осуществить быструю перестройку устройства с одной шкалы оценки на другую при изменении представле— ний о характере деятельности операторов путем изменения состава обучаю- 4> щей выборки. а изобретения

Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов, содержащее блок ввода учебной информации, выходы которого соединены с соответствующими информационными входами коммутатора, управляющий вход которого подключен к первому выходу формирователя импульсов, а выходы— к входам соответствующих блоков расчета индивидуальных коэффициентов оценки, сумматор и информационное табло, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены дешифратор заданий, блок задания эталона, ключ, первый и второй блоки регулируемых усилителей, причем информационный вход ключа является входом устройства, выход соединен с первым управляющим входом первого блока регулируемых усилителей, а управляющий вход — с вторым выходом формирователя импульсов, третий выход которого подключен к входу дешифратора заданий, выход которого соединен с информационным входом блока ввода учебной информации, управляющий вход которого подключен к выходу блока .задания эталона, соединенному с вторым управляющим входом первого блока регулируемых усилителей, выходы которого подключены к соответствующим входам сумматора и соответствующим информационным входам второго блока регулируемых усилителей, управляющий вход которого соединен с выходом сумматора, а выходы — с соответствующими входами информационного табло, информационные входы первого блока регулируемых усилителей подключены к выходам соответствующих блоков расчета индивидуальных коэффициентов оценки.

1332360

Составитель А. Карлов

Редактор И. Горная Техред М,Дидык Корректор С.Шекмар

Заказ 3837/47 Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение при обучении водителей погрузчиков

Изобретение относится к техническим средствам обучения

Изобретение относится к средствам развлечения и позволяет повысить занимательность

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении операторов технологических процессов и в научно-исследовательских целях

Изобретение относится к тренажерам и может использовано для ооучения операторов различных систем уиравления

Изобретение относится к тренажерам для обучения водителей транспортного средства и обеспечивает повышение качества обучения

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано для обучения операторов систем управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и предназначено для обучения группы операторов взаимосвязанной деятельности

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх