Самостопорящийся болт

 

Изобретение относите к области машиностроения, в частности к деталям машин. Цель изобретения - обеспечение возможнс5сти регулировки натяга и повьшениенадежности самостопорения . Указанная цель достигается благодаря выполнению разжимного элемента 5 с резьбовым хвостовиком, а регулирующего элемента - в виде сегментной шпонки (СШ) 8 с поперечным пазом 12 по плоской ее стороне., Кроме того, болт снабжен упругой вставкой 11, установленной в пазу 12 СШ 8, и гайкой 14, установленной на резьбовом хвостовике разжимного элемента 5, Регулировка осуществляется перемещением СШ 8 в пазу 7 разжимного элемента 5 при вращении гайки 14. При этом увеличивается срок службы при многократных разборках соединения. 2 кл. / (Л с: 00 4i СО .t

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) САИОСТОПОРЯЩИЙСЯ БОЛТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4066073/25-27 (22) 05.05,86 (46) 15.10.87. Бюл. Р 38 (72) И.В. Копкарев (53) 62 1.882.62(088.8) (56) Авторское .свидетельство СССР

Ф 962686, кл. F 16 В 29/36, 19.11.80. (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин. Цель изобретения — обеспечение воэможности регулировки натяга . и повышение надежности самостопоре„„SU„„ I4ß97O А t ц 4 F 16 В 39/36 в ния. Указанная цель достигается благодаря выполнению раэжимного элемента 5 с резьбовым хвостовиком, à регулирующего элемента — в виде сегментной шпонки (СШ) 8 с поперечным пазом

12 по плоской ее стороне.. Кроме того, болт снабжен упругой вставкой 11, установленной в пазу 12 СШ 8, и гайкой 14, установленной на резьбовом хвостовике разжимного элемента 5, Регулировка осуществляется перемещением СШ 8 в пазу 7 разжимного элемента

5 при вращении гайки 14. При этом увеличивается срок службы при многократных разборках соединения. 2 ил.

0 2 ности 13 шпонки с конической выточкой гайки 14 обеспечивает симметричное расположение шпонки относительно оси разжимного элемента и предотвращает выпадение шпонки йз паза болта, а внедрение упругой вставки 11 в паз

12 шпонки страхует последнюю от выпадения из паза 7. Гайка 14 страхуется от самоотвинчивания за счет осевого натяга в резьбе, создаваемого упругой вставкой 11, а дополнительно может фиксироваться. стопорной планкой 15. При вворачивании болта шпонка 8 раньше, чем опорный торец головки 1 входит в соприкосновение с прикрепляемой деталью 10 и тем самым прекращает дальнейшее перемещение разжимного элемента 5, при этом происходит самоустановка шпонки по поверхности детали за счет проворота

1 цилиндрической образующей поверхности

13 по торцу гайки 14. При дальнейшем вворачивании болта лепестки 3 его

1 резьбового стержня 2 надвигаются на конусный хвостовик 6, что приводит к упругой деформации последних и созданию радиального натяга в резьбовом соединении, стопорящего болт при ударных нагрузках и вибрациях.

При вывинчивании болта разжимной элемент 5 возвращается в исходное положение и лепестки 3 сближаются, поскольку отсутствует самозаклинивание хвостовика 6 в конусной части осевого отверстия 4 резьбового стержня 2 благодаря тому, что половина разности углов конуса хвостовика 6 и указанного отверстия больше угла трения между разжимным элементом и болтом.

При многократном использовании болта износ трущихся элементов вызывает уменьшение расстояния между нижней поверхностью шпонки и нижним торцом головки болта, первоначальная величина которого может быть восстановлена регулировкой гайки 14.

Применение предлагаемого самостопорящегося болта при значительном упрощении изготовления, обусловленном снижением требований к точност" ным параметрам его элементов, позволит повысить надежность стопорения и увеличить срок службы при многократных разборках соединения.

Формула изобретения

Самостопорящийся болт, содержащий пустотелый стержень с головкой, разрезной концевой конусной частью и поперечным сквозным пазом в основа1 134497

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в резьбовых соединениях, испытывающих действие знакопеременных ударных нагрузок и вибраций, а также подверга.ющихся многократным разборкам.

Цель изобретения — повышение надежности самостопорения и обеспечение возможности регулировки.

На фиг. 1 изображен предлагаемый самостопорящийся болт, исходное положение; на фиг. 2 — то же, вид сбоку.

Самостопорящийся болт с граненой

15 головкой 1 и резьбовым стержнем 2 с продольными прорезями на конце, образующими лепестки 3, выполнен со сквозным осевым отверстием 4, переходящим в конусное на конце резьбового стержня 2. В отверстии 4 установлен под20 вижный разумной элемент 5 с конусным резьбовым хвостовиком 6 на одном конце и с продольным сквозным пазом 7 на другом, в котором свободно установлен 2 регулирующий элемент, выполненный в виде сегментной шпонки 8, свободно проходящей через поперечный сквозной паз 9 болта с возможностью взаимодействия с прикрепляемой деталью 10. В

: пазу 7 размещена упругая вставка 11, например из резины, входящая в паз 12 выполненный на сегментной . Шпойке на плоской ее стороне,, опира ющийся на прикрепляемую деталь 10.

Цилиндрическая поверхность 13 сегI ментной шпонки охватывается конической выточкой, выполненной на торце гайки 14, навинченной на резьбовой конец зажимндго элемента 5 и зафиксированной от проворота стопорной 40 .планкой 15, проходящей через сообща" ющееся с пазом 7 осевое отверстие разжимного элемента 5 и отогнутой одним концом в указанный паз, а другимв шлиц гайки 14. 45

Самостопорящийся болт работает следующим образом.

Требуемое расстояние между нижней поверхностью сегментной шпонки 8 и нижним торцом головки 1 болта, опре- 50 деляющее надежность самостопорения, настраивается перемещением сегментной шпонки в пазу 7 при вращении гай-ки 14 на реэьбовом конце разжимного элемента 5, причем постоянный поджим шпонки 8 к гайке 14 осуществляется силами упругости предварительно сформированной вставки 11, При этом взаимодействие цилиндрической поверх14(1f

Составитель С. Никулина

Техред. Л. Олийнык

Редактор А. Маковская

Корректор С,Черни

Подписное

Тираж 755

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4903!36

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 13449 нии головки, разжимной элемент, mполненный в виде стержня с конусным хвостовиком с одной стороны и сквозным пойеречным пазом — с другой, ус 5 тановленный в отверстие резьбового стержня; и регулирующий элемент, установленный в совмещенных пазах разжимного элемента и головки резьбового стержня, отличающийся тем, что, с целью обеспечения регулировки натяга и повышения надежности самостопорения, разжимной элемент выполнен с резьбовым хвостовиком со стороны поперечного паза, регулиру70 ь ющий элемент — в виде сегментной шпонки с поперечным пазом по ее плоской стороне, установленной с возможностью перемещения вдоль оси разжимного элемента, болт снабжен упругой вставкой, размещенной в пазу стержня разжимного элемента и в пазу сегментной шпонки, и гайкой, выполненной с конической выточкой на опорном торце и установленной на реэьбовом хвосто-вике разжимного элемента с воэможностью взаимодействия с цилиндрической поверхностью сегментной шпонки.

Самостопорящийся болт Самостопорящийся болт Самостопорящийся болт 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для стопорения накидных гаек

Болт // 626261

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к соединительным устройствам, характеризующимся наличием резьбовых деталей, которые могут быстро вводиться в зацепление и разъединяться

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения, к резьбовым разъемным соединениям, применяемым в машинах и механизмах, конструкциям различных самостопорящих приспособлений и конструктивным элементам крепежных деталей, препятствующим самоотвинчиванию

Изобретение относится к застопоривающимся крепежным средствам

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей и узлов механизмов в условиях повышенной вибрации

Изобретение относится к крепежному элементу и узлу крепления и направлено на повышение надежности крепления элементов. Узел крепления, содержащий гайку, имеющую часть с внутренней резьбой; кольцевой элемент, выходящий из гайки и выполненный с возможностью размещения в нем стержня удлиненного крепежного элемента, причем в кольцевом элементе по длине образована радиальная вырезанная секция для создания точки перегиба кольцевого элемента относительно стержня для отклонения; и сжимающее кольцо, образующее конус, выполненное с возможностью постепенного отклонения кольцевого элемента в жесткое зацепление со стержнем при затяжке узла крепления вокруг рабочей поверхности. 3 н. и 18 з.п. ф-лы, 29 ил.
Наверх