Способ идентификации и регистрации количества транспортных чехлов с отработавшими тепловыделяющими сборками

 

Изобретение относится к области контроля ядерных материалов и предн азначеио для осуществления контроля и учета делящихся материалов, в частности для цдбнтификации и регистрации количества транспортных чех лов (ТЧ) с отработавшими тепловыделяющими сборками (ТВС) при и переме- .щеиии по транспортному коридору в бассейн выдержки, Цепь изобретения - повышение достоверности идентификации Т &С г;п;Гк Г 1 I r iii;i ;;; П . . , f . f I rM -iBr;:-:: : , и регистрации количества перемещаемых транспортных чехлов. Регистрацию гамма-излучения производят с четырех участков, причем промежуток меящу первым и вторьсм учаг.ткйми выбирают больше, чем максимальный поперечный размер ТВС, но не бопьгое, чем поперечный размер ТЧ. Третий и четвертый участки регистрации располагают по разные стороны oi оси коридора между первым и вторым участками , причем промежуток между третьим и четвертым участками выбирают ие большим длины ТЧ. Такое расположение участког регистрации исключает возможность имитации переноса ТЧ с помощью отработавшей ТВС или raftMa- источнйка, что обеспечивает повышение надежности идентификации и регистрации количества перемещаемых ТЧ с ТВС. Факт перемещения ТЧ устанавливают по наличию регистрации гамма-излученил сначала с первого участка, потом со всех четырех участков, а затем с второго участка регистрации. 4 ил. § сл е со И Nj bo Сл5

СООЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН,лФ иЫЛз (51) 5 С 21 С f 7/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИ ГЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTKPblTHA (46) 23 е 03. 90. Бюл. М- ) ) (21) 3959169/24-25 (22) 03.10.85 (72) М.В. Петроченко и В.Г. Федорков (53) 621,039.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1079085, кл. С 21 С 17/06, 1980.

Авторское свидетельство СССР

У 1225406, кл. С 21 С 17/06, 1984. (54) СПОСОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ КОЛИЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ ЧЕХЛОВ

С ОТРАБОТАВШИМИ ТЕПЛОВЦЦЕЛЯКЩИМИ

СВОРКАМИ (57) Изобретение относится к области контроля ядерных материалов и преднаэначено для осуществления контроля и учета делящихся материалов, в частности для идентификации и регистрации количества транспортных чек лов (ТЧ) с отработавшими тепловыделяющими сборками (ТВС) при их перемещении по транспортному коридору в бассейн выдерлан, Цель иэобретенияповышение достоверности идентификации и регистрации количества перемещаемых транспортных чехлов. Регистрацию гамма-излучения пропэводят с четырех участков, причем промежуток между первым и вторым уча,ткамн выбирают больше, чем максимальный по" перечный раэмер ТВС, но не больше, чем поперечный размер ТЧ. Трстнй и четвертый участки регистрации распо. лагают по раэные стороны о оси коридора между первым и вторым участками, причем прэмежуток между треTbHM н четвертым участками выбирают не большим длины ТЧ. Такое расположение участког регистрации исключает воэможность имитации переноса ТЧ

O с помощью отработавшей ТВС или гамма- @ источника, Что обеспечивает понижение надеииости идентификации и регистрации

«оииеестеа иерененаенни тц с TBC

Факт перемещения ТЧ устанавливают по наличию регистраций гамма-иэлученил сначала с первого участка, потом со всех четырех участков, а эатем с второго участка регистрации. 4 ил.

1347783

Изобретение относится к области контроля ядерных материалов и предназначено для осуществления контроля и учета делящихся материалов в долго- 6 временных хранилищах отработавшего топлива, в частности для идентификации и регистрации количества транспортных чехлов с отработавшими тепловыделяюп;ими сборниками при их 10 перемещеиии по транспортному коридору иэ транспортного контейнера в бассейн хранения.

Цель изобретения - повьппение достоверности идентификации и регистрации количества перемещаемьм транспортных чехлов.

На фиг. 1 показано расположение блоков детектирования участков регистрации гамма-излучения и тран- 20 спортиого чехла в вертикальной плоскости транспортного коридора; на,: фиг. 2 — расположение участков регистрации в горизонтальной плоскости транспортного коридора; на фиг. 3— структурная схема устройства, реализующего предлагаемый способ; на фиг.

4 — временные диаграммы сигналов в различных точках устройства при перемещениях транспортного чехла в 30 прямом {t, — t<) и обратном (t<

t

  • При перемещении транспортного чехла 1 с обработавшими тепловыделяющими сборниками по транспортному коридору 2 3 производя r регистрацию гамма-излучения с перпого 3, второго 4, третьего

    5 и чеч ертого 6 участков, например, с помощью четырех детекторов 7-10 гамма-излучения с коллиматорами. .Первый 3 и второй 4 участки регистрации располагают по оси коридора 2 с промежутком, превьппающим максимальный поперечный размер тепловыделяющей сборки, но не большим, чем попе- 45 речный размер транспортного чехла f.

    Третий 5 и четвертый 6 участки регистрации располагают по разные стороны от оси коридора 2 на линии, перпендикулярной ей и пересекающей ее между первым 3 и вторым 4 участками, причем промежуток между третьим 5 и четвертым 6 участками регистрации выбирают не большим длины транспортного чехла 1. При прохождении транспортного чехла 1 последовательно регистрируют гамма-излучение сначала с первого участка 3, потом со всех четырех участков одновремеиио, а затем с второго участка 4 и при наличии регистрации гаммаиэлучеиия с участков в укаэанной последовательности устанавливают факт перемещения транспортного чехла 1.

    Предложенный способ может быть реализован, например, с помощью устройства (фиг. 3), содержащего первый

    7, второй 8, третий 9 и четвертый 10 детекторы гамма-излучения с коллиматорами, формирующими соответствующие участки регистрации, первый 11 и второй 12 элементы НЕ, шесть элементов И 13-18, элемент ИЛИ 19, первый

    20 и второй 21 RS-триггеры и суммирующий счетчик 22.

    Устройство работает следующим образом.

    Факт перемещения чехла 1 устанавливается при перемещении со стороны

    Ъ зоны чувствительности первого детектора 1.

    В исходном состоянии, при отсутствии чехла в зоне чувствительности,. детекторов, сигналы на выходах детекторов 7-10 о".сутствуют (фиг. 4), триггер 20 находится в нулевом состоянии. Это его единственно возможное устойчивое состояние. Триггер 21 мог. жет находиться как в нулевом, так и в единичном состоянии. В счетчике 22 хранится число ранее перемещенных чехлов, При появлении чехла 1 в зоне чувствительности первого детектора 7 на его выходе в момент времени появляется сигнал, который через элемент И 14 устанавливает в нулевое состояние триггер 2 1, и на его инверсном выходе появляется сигнал логической единицы. В моменты времени соответственно tz, t» С4 срабатывают детекторы 9, 10, 8 и сигнал логической единицы появляется на выходе элемента И 13, который переводит триггер 20 через элемент И 15 в единичное состояние. В момент окончания импульса с выхода детекто-. ра 7 триггер 21 переходит в единичное состояние. Сигнал на выходе элемента

    И 18 йоявляется после момента времени tz . До момента времени t Ha IIep» вом входе элемента И 18 присутствует напряжение логической единицы, начиная с момента времени -, а на втором входе — напряжение логического нуля. В момент времени ty окончания импульса с выхода детектора 8 на выСпособ идентификации и регистрации количества транспортных чехлов с отработавшими тепловыделяющими сборками, заключающийся в том, что при перемещении транспортных чехлов в транспортном коридоре производят регистрацию гамма-излучения продуктов деления с четырех участков, расположенных вдоль линии перемещения транспортных чехлов, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью повышения достоверности идентификации и регистрации количества перемещаемых транспортных чехлов, первый и второй участки выбирают по оси коридора с промежутком, большим максимального поперечного размера тепловыделяющей сборки и равным или меньшим поперечного размера чехла, третий и четвер- .ый участки выбирают по разные стороны от оси на линии, перпендикулярной ей и пересекающей ее между первым и вторым участками, с промежутком, равным или меньшим длины транспортного чехла, и при прохождении транспортного чехла со сборками последовательно регистрируют гамма-излучения сначала с первого участка, потом со всех четырех участков одновременно, а затем с второго участка и при наличии регистраций гамма-излучения с участков в указанной последовательности устанавливают факт перемещения транспортного чехла.

    13Li 778 ходе элемента 11Е 12 появляется сигнал логической единицы, который поступает на второй вход элемента И 18. При этом на выходе элемента И 18 формируется короткий импульс, который по5 ступает на вход суммирующего счетчика 22. Длительность этого импульса определяется временем задержки срабатывания триггера 20 через элемент 1р

    ИЛИ 19.

    Таким образом устанавливается факт перемещения чехла. Одновременно этот импульс поступает через элемент ИЛИ

    19 на триггер 20 и переводит его в нулевое (исходное) состояние.

    При переносе чехла в обратном (противоположном) направлении (промежуток времени t> — t« ) cnavaла срабатывает детектор 8 и переводит триггер 21 в единичное состояние. Нулевой сигнал с его инверсного выхода блокирует элемент И 15, сигнал с выхо. да элемента И 13 в момент t не проходит на вход триггера 20, и on оста- 25 ется в нулевом состоянии. Таким обраэом, сигнал на входе суммирующего счетчика 22 в момент времени я не появляется и факт регистрации не устанавливается. ЗО

    При изменении направления движения чехла внутри зоны чувствитель-! ности устройства, например, в момент вре en« t сигнал с выхода элемента

    И 14 через элемент ИЛИ 19 переводит

    35 триггер 20 в нулевое (исходное) состояние и сигнал на входе суммирующего счетчика не появляется.

    Таким образом, ни при перемещении чехла в обратном направлении, ни при изменении направления движения сигналы на входе суммирующего счетчика не появляются.

    При перемещении отработавших тепловыделяющих сборок имеющих значительЭ 45 но меньшие габариты, происходит сначала срабатывание и отпускание детектора 7, затем детекторов 9, 10 и потом срабатывание и отпускание детектора 8. Таким образом, проис50 ходит перекрывание во времени только, сигналов с выходов детекторов 9, 10, а сигналы с детекторов 7 и 8 появляются только раздельно во времени, При этом последовательность регистраций детекторов 7-10 но времени нс соответствует предлагаемому и сигнал на вход суммирующего счетчика

    22 8е поступает.

    При имитации чехла гамма-источником сигналы могут появляться на гыходах детекторов только раздельно во времени и факт регистрации при э-.ом не устанавливается.

    Таким образом, предлагаемый способ исключает возможность имитаций переноса транспортного чехла с помощью отработавшей сборки или гаммаисточника и обеспечивает повышение достоверности идентификации и регистрации количества перемещаемых транспортных чехлов с тепловьщеляющимн сборками.

    Ф о р м у л а и з о б р е т е í H я

    1347783

    134773"

    p y .8 ï 4!ОЬА4О 1

    Редактор Г. ГельскаяЗакаэ 997 Тиргк 348

    БНИИПИ Госулагсгвенн -о комитета СССР по дела: изобретений и о.крытий

    ll3035, Москва, Ж-35, Раушская нгб., д. 4/5

    Подписное

    Производственно-пол графическое предприятие, г. Ужгород„ ул. Проектная, 4

    g 1

    И1

    8 р

    И1 ж 0

    ll 1

    Ct 1

    gl g

    Ll 1

    g и1

    tl 1 а

    Ссстапитель О. Боженков

    Техред Г.Пскович Корректор И. Демчик

    Способ идентификации и регистрации количества транспортных чехлов с отработавшими тепловыделяющими сборками Способ идентификации и регистрации количества транспортных чехлов с отработавшими тепловыделяющими сборками Способ идентификации и регистрации количества транспортных чехлов с отработавшими тепловыделяющими сборками Способ идентификации и регистрации количества транспортных чехлов с отработавшими тепловыделяющими сборками Способ идентификации и регистрации количества транспортных чехлов с отработавшими тепловыделяющими сборками 

  •  

    Похожие патенты:
    Изобретение относится к области технической физики и может быть использовано в ядерной энергетике, теплоэнергетике при определении состояния нагретой поверхности оболочек, например тепловыделяющих сборок или отдельных тепловыделяющих элементов (твэлов) при различных температурных условиях

    Изобретение относится к ядерной технике, к устройствам для контроля топливных элементов ядерных элементов и предназначено для контроля плотности тепловыделяющих элементов (твэлов ), в частности, имеющих дистанционную проволоку, навитую на спирали

    Изобретение относится к устройствам для обнаружения поверхностных дефектов на цилиндрических объектах, таких как топливные таблетки атомных электростанций

    Изобретение относится к технике и оборудованию для получения изотопов из делящихся материалов, в частности, для получения молибдена-99 и ксенона-133, применяемых в современной диагностике

    Изобретение относится к исследованию конструкций, содержащих делящееся вещество, например подкритических сборок и ТВЭЛов

    Изобретение относится к аналитической химии, в частности определению общего водорода в таблетках из двуокиси урана

    Изобретение относится к области неразрушающего контроля тепловыделяющих элементов (твэлов) ядерных реакторов, изготовленных в виде трехслойных труб различного профиля и предназначено для автоматического измерения координат активного слоя, разметки границ твэлов, измерения равномерности распределения активного материала по всей площади слоя в процессе изготовления

    Изобретение относится к ядерной энергетике и может найти применение на предприятиях изготовления тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) и сборки их в тепловыделяющие сборки (ТВС) для ядерного реактора

    Изобретение относится к атомной энергетике и может найти применение на предприятиях изготовления таблетированного ядерного топлива для тепловыделяющих элементов ядерных реакторов

    Изобретение относится к теплофизическим исследованиям
    Наверх