Устройство для моделирования двигателя внутреннего сгорания

 

(5114 0 06 (7 72

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1;;.1.". ;) Г: . ;.., 4. СОЮЗ СОВЕТСКИХ .:-" ",)) СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

А - 1-=1 РЕСПУБЛИК

«а=.ъ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ (?1) 4077365/?4-24 (??) 11,06.86 (46) 30.10,87, Вюл. М 40 (71) Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В.М.Кузнецов (53) 681,8(088.8) (56) Авторское свидетельство ГГСР

94?066, кл. Г 06 ",. 7/62, )979.

Авторское свидетельство С(:СР

11 1285500, кл. 0 06 (7/6?, 198". (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОД1,"Л11РОВА1111Я

ДВИГАТЕЛЯ ВИУТРВИ11ЕГО СГОРА11ИЯ

„„80„„13488Г) 9 А 1 (57) Изобретение относится к устройствам для моделирования двигателя вю треннего сгорания. 11ель изобретения — расщирение функциональных возможностей за счет моделирования пусковмх и рег JIHTopHblx характеристик двигателя, Для достижения цели в цепь моделирования индикаторного момента- двигателя включен усилитель 6 с регулируемым коэффициентом усиления, управляемый с помощью суммирующего усилителя ll и блока нелинейности l?. типа "зона нечувствительности".

2 ил. и !Обр»т»тн(» от«)с.ится к ны и<слителт>ной T»xt

11(пт н) изобр(т»!<ВЯ Явпя»тся рлсшир»ни(. сзунк«ио <((т«,1<ых Возможност»й у с т pо<(с тт> л 3 л Гчi . .т мОД»11? I p От» лfl?(я . О

1(vсковl lх и р»1 ) лятopн< lх хл(pлкт(pиcTик ?б и их (.перлтивного р»гу тировлния.

1(л (>ИГ ° 1 д«71<««Гх(- м7 уГтрО?(ств«1) нл (ь< г., — работа усtp )f

Ус.трой(тт«с) Год»р) ит пот»Вциом»тр (, мехл<>и i»cê (ГF«TIçë(<<<1. и с p(I,ë)Iòoðoì )ã, ПО> t«<«IHT«л .) ) <o! пр»О()р<1-овлт»ль ";, усилитель Г ")(!I yЛHpV(ГП <Г1 КО ) «<>С<)иц<1(. ИТОГ< >> С?«1(НИЯ f)

"„.<ток " .«лдлния T»J<»шн»гo м(1Г»ел та, з датчикк знлч»низ мин(мал!,«О устойчи1»011 i KOPO(> И ДВ ИГЛ 1 (

Ч, OJ-p7J

»., fl(:. и< 1<»>IНОС TH ТИП Л; Ol<,! Il(! IУ(» (Tl« 2()

»

If:i)С.ТИ

Ус?<ли7 .Ят 6 с р т улиру Г(1<м Ко 1)1и(1?<«HÒOM У>Г И (. IH<Í f»K «)()Ч«»» Т ОTI(..() 11(lf UH

1((ti< у«и (ит»!TE 1 1 с р!:«?<стopG "1 1- i в ц»пи с)7 рицлт»л),нои Обрлтчой с?»я «.t и Зо

Отр? и; т»линой обрлт; с il связ т с р»гулиру>«мои E»(:,;t?l I?f) го с О!<рот)!1»тт»1<ия, 1«! (ОИ В >»l< I» 1((. (!О <Кfi ИЗ ТP" fl

«игторл 1 > il;)« »,«гор(» ) 6. () <О i / ««, Д l > f<Ë×(.НИ Я В

<" ОМ» i

ТОр«7 1 ) 1(1 В ) T»KJ(k)«(>»T ХПОЭИ<,ИО<<НОГО пер»клн)члт»ля 19, 1>(ток 1! Включа»т пер»м»нныи р»зис IUp CI! H J(?IOJ(l ,<11:.ижок Tlo T»E(T(HoM» Tpa 1 механически связан с р(гуттятороГ(2 подачи топлива. БО.!«е вы;!01(7f< TQч!(ость моделиРОВЛНИЯ Мож»- (61 II Ü ПОЛ )>Ч(.

-10 >ть «с В лнии ii(J(JfT<»

1(нтегросуГ(Г<л гс)(3 предГ t лвляет собой О?(»рацио!<>(< <й1 усилитель с конд»)<с?»(ором В tt(!IIH отрицательной обрлтной связи и тремя режимами рабаты:

Интегрировлнис.", Останов") "Злдл» ние ялчлл, ных условий

Р»>к1<Г ь! рлб )ты элдлются коммутиРУН)>11<

Р»» fl > 1 О (, " J« < ОP()11 P (.» it C 1 UP ВЫХОД

Оll»р««цтl(»

Оп»pal

Ком?(ар

Рлботл устройства основана на инT»cðèp0T»àJTèè уравнения движения коленчлтого влтт(» двигателя, А («.> лт. гд» ) момент инерции, приведенный к валу двигателя; угловая скорость вала; т»ремя; индикаторный момент двигател .

) угол открытия дроссельной заслонки карбюратора; внешний момент, приложенный к вэлу двигателя; момент суммарных потерь в двигателе и его вспомогатель?п,!х механизмах.

1!нт»грировлн?(е уравнения движения

Осущ»стнляется интегросумматором 3, вход(В"(и напряжениями которого являВнешний момент двигателя моп»лируется блоком 1, л момент суммарных пот»рь — отрицательной обратной связью интегрос ммлторл 3 с вь?хода на егo ретин вход, ются три напряжения, пропорциональные трем моментам в правой части уравнения. В режиме "Задание начальн

1!Идиклторный моГ> нт двигателя ттт)и полностью открытой дроссельной заслонке моделируется функциональным

cT»ï»HTIbtM преобразователем ) (внеш— няя скоростная характеристика). Частичные скоростные характеристики получаются путем линейного (или нелин»йного, преобразования внешней с

I(oM0IlbY) потенциаметра 1.

1 I48II69

Переключателем 19 блока 7 задается три режима работы двигателя:"Запуск двигателя" (в верхней (по схеме) положепии переключателя); "Холостой ход" (в среднем); "Тяговый (в нижнем положении переключателя

19). Подстроечным резистором 17 устанавливается величина отрицательного напряжения, пропорциональная пусковому моменту стартера, Резистором

18 устанавливается и регулируется в процессе работы двигателя положительное напряжение, пропорциональное внешнему моменту нагрузки.

Задатчиком значения минимально устойчивой скорости двигателя 8 устанавливается напряжение, пропорциональное минимально устойчивой скорости двигателя, а резистором 20 блока 12 задания нелинейности — напряжение, пропорциональное значению скорости, при которой начинается ограничение момента по регуляторной ветви скоростной характеристики, Переменным резистором в обратной связи суммирующего усилителя 11 óñтанавливается требуемое значение его коэффициента усиления и, тем самым, наклон регуляторной ветви, Усилитель с регулируемым коэффициентом усиления 6 осуществляет ограничение сигнала, поступающего на его информационный вход в соответствии с сигналом управления.

Внешняя скоростная характеристика индикаторного момента (o(= 1), формируемая функциональным степенным преобразователем 5, соответствует функции ОАВС (фиг.?), При полностью закрытом дросселе (a = =О) — это линия

OY. Задание минимально устойчивой скорости приводит к трансформации функции ОАВС в функцию ОМАВС. Добавление регуляторной ветви характеристики HTY дает полную внешнюю характеристику ONAPTY. Для примера приведена одна из частичных характеристик (0 . с 1): ONDETY.

Аппроксимированная характеристика момента потерь — прямая OZ °

В результате суммирования на интегросумматоре 3 внешней, например, характеристики О! АВТОИ с характеристикой потерь OZ получим внешнюю тяговую характеристику О FGSZ двигателя.

Примеры частичных тяговых характеристик: ОР11 Б7, (О (Z с1) и О.- 112?. (= О).

Прямая TI, cnorbercзвует некоторому значению момента внешней нагрузки, а отрезок 07 — установившемуся значению скорости двигателя, работающего

5 с данной нагрузкой на упомянутой частичной характеристике.

Отрезок О!! соответствует значению минимально устойчивой скорости, а ОХ— скорости ограничения момента в соответствии с регуляторной ветвью характеристики двигателя.

Устройство работает сдедующим образом, Включается режим Интегрирование блока 3 и режим "Запуск двигателя" блока 7.

Па второй вход интегросумматора 3 с резистора 17 блока 7 через переключатель 19 поступает отрицательное напряжение, пропорциональное пусковому моменту стартера, Па выходе интегросумматора 3 появляется положительное напряжение, пропорциональное

25 скорости двигателя, а на его третьем входе — положительное напряжение, моделирующее момент потерь, Иа выходе усилителя 4 и на входе степенного функционального преобразователя 5 увеличивается отрицательное напряжение, пропорциональное скорости двигателя, Па выходе степенного функционального преобразователя 5 появляется

35 положительное напряжение, пропорциональное индикаторному моменту при полном дросселе.

Когда скорость двигателя превысит минимально устойчивое значение, а

40 напряжение на втором входе компаратора 9 соответственно, превысит уровень уставки, на выходе компаратора появляется положительный уровень напряжения, ограничиваемый ограничи4 тельным диодом 10, 1ранзистор 15 закрывается, коэффициент усиления усилителя с регулируемым коэффициентом усиления 6 повышается до максимального и отрицательный сигнал с его

50 выхода через потенциометр 1 поступает на первый вход интегросумматора 3.

Управляя регулятором 2 подачи топлива, повышаем выходное напряжени< потенциометра 1. Зто приводит к повы55 шению темпа нарастания сигнала на выходе интегросумматора 3. После за уска двигателя переключателем 19 устанавливается режим Холостой ход"

В этом режиме момент внешней нагруз1348ч ч

2<)

?< ки равен нули, что соответству»т линии Г" (фиг,?!. Установившееся значение скорости в этом режиме определяется точкой п»ре<ечения частичной (ипи внешн»й) характеристики с отрезком С), например v

Г вк>яючением режима Тяговой с резистора 18 нл второй вход интегросумматора 3 поступает положительное напряжение, мод»пирующее тормозной момент в)3»п)))е)3 нагрузки, например,>Л.). °

Напряжение Ilл выходе интегросуммлтора 3 уменычится, что соответству т снижению скорости с величины ОЪ дo

<))> на тойже члс г)3 33)ой характеристике.

При увепич»нии по>пожительного нлпряже))ия 33л выходе блока 7 (вне) и)его тормозного момента) ипи перемещения регулятора ? топпивоподачи в сторону уменычения выходного напряжения поте))циометра 1 (умень)))ен))и топливоподачи) выходное напряжение интегросуммлторл 3 (скорость двигателя) будет уменыпаться, и если QHH окажутся ниже ))лпряжеиия уставки на выходе злдлтчикл знлч»ния минимально устойчивой скоро<.ти двигателя Й напряжение нл выходе бп< ка 6 (индикаторный момент) и выходное ))апряжение интегросуммлтора 3 падают до ))у.пя (двигатель глохнет).

Ес:)и ж» модупируется повышение топпивоподлчи ипи уменьшение внешнего момента <.-опротивления, то скорость двиглте-)я возрастает, и когда онл достиг<3< т значения огрзничения (ГХ), двигатель нлч))влет работать на регуляториои ветви. !!л модели же в этот откр) )в«ется JEI)oJE "1 H нл Bb) ходе б.-)окл 1? появпяется напряжение, пропор))вокально» превьш)ению скорости ограничения, например, величине ХЪ, что приводит к с)))<же)3)3ю коэффициента

VC I)Jl»HèI3 у-сипитепя 6, llpOIIOp)EIIOHBJIh

Но В»ПИЧ)И)Е >>, И УМЕНЬШЕ))ИЮ ЕГО Bh) ходно) О нлпряже))ия.

Ф о р м у J) л и 3 о б р» т е и и я

Устройство для мод».)3ировл3)ия двигателя внутрен33»го сгорл))ия, содержащее блок злдлния подачи топлива, выио)))3»)3))ый в вид» потенциометрл,средний вывод которого соединен с первым входом интегросумматорл, выход которого через усилите.)ь подключен к входу степенного фу))кционлп)>))ого преобразователя, и 6>пок злдания значения внешнего момента, выход которого соединен с Вторым Входом и)3тегросумма тора, вь<ход которого подключен к его третьему входу, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью расширения

<4ункциональ3)ых возможностей за счет моделирования пусковых и регуляторных хлрлктеристик двигателя, в него введены усилитель с регулируемым коэффициентом усиления, блок задания нелинейности типа "Зона нечувствительности", комплратор, ограничительный диод, суммирующий усилитель и задатчик значения минимально устойчивой скорос.ти двигателя, выход которого соедмнеH с первым входом компаратора, выход которого через ограничительный диод подключ»)3 к первому входу суммирующего усилителя, второй вход которого подсоединен к Bl)xoqy блока задания нелинейности типа "Зона нечувствительности", вход которого соединен с выходом усилителя, выход суммирующего усилителя подключен к управляющему входу усилителя с регупируемым коэффициентом усиления, информационный вход которого соединен с. выходом степенного функционального преобразователя и выход подключен к одному крайнему выводу потенциометра, другой крайний вывод которого соединен с шиной нулевого потенциала, выход интегросумматора является выходом устройства и соединен с вторым входо)м комплратора, Составитель В.Геча

Редактор И,Сегляник Техред И Попович Корректор В.Бутяга

Заказ 5197/50 Тираж 670 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5

11роизводств евно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, 11роектная, 4

Устройство для моделирования двигателя внутреннего сгорания Устройство для моделирования двигателя внутреннего сгорания Устройство для моделирования двигателя внутреннего сгорания Устройство для моделирования двигателя внутреннего сгорания Устройство для моделирования двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано при моделировании параметрических дифференциальных уравнений, а также для построения различных устройств, характеристики которых не должны зависеть от скорости перестройки параметров

Изобретение относится к области аналогового моделирования и предназначено для моделирования биполярных полупроводниковых приборов как компонентов электронных схем

Изобретение относится к технике моделирования и к электротехнике, предназначено для создания тепловой модели двухскоростного электродвигателя , которая может быть использована в устройствах косвенной тепловой защиты электродвигателей от перегрева

Изобретение относится к электрическому моделированию

Изобретение относится к области Эвтоматики и вычислительной техники, может найти применение в электроэнергетике для моделирования процессов изменения тока нагрузки ступенчатой формы группы электроприемников и может использоваться в моделях электроэнергетических систем для определения различных статистических характеристик моделируемых токов и напряжений

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано для моделирования систем с нелинейными характеристиками любого вида

Изобретение относится к области аналоговой вычислительной техники

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано для моделирования вентильных преобразователей в системах автоматического регулирования

Изобретение относится к вычислительной технике, предназначено для воспроизведения характеристик при исследовании двигателя и может быть использовано при моделировании высокоточных следящих систем

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может найти применение при разработке и исследовании вентильных двигателей постоянного тока и приводов на его основе

Изобретение относится к области вычислительной техники и может использоваться в средствах связи, аудио-, видео- и информационно-измерительной техники для моделирования периодических изменений напряжения произвольной формы

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для моделирования электрических устройств

Изобретение относится к системам управления, в частности к моделированию электромеханических приводов, и предназначено для полунатурного моделирования электромеханического привода при проведении отработок и сдаче штатных аппаратно-программных средств системы управления

Изобретение относится к области моделирования работы систем связи и может быть использовано для моделирования процессов эксплуатации сетей связи

Изобретение относится к технике моделирования систем передачи дискретной информации

Изобретение относится к области вычислительной техники и может использоваться в электроэнергетике для автоматического выбора токоведущих элементов систем электроснабжения по нагреву
Наверх